Изначально с бизнес-тренером, психологом Натальей Титовой я планировала поговорить о деловых женщинах. А получилась весьма вдохновляющая беседа о том, что делает современных людей счастливыми и как прийти к этому долгожданному состоянию. У Натальи Титовой есть свой рецепт – и для мужчин и для женщин, и он оказался гораздо проще, чем можно было предположить.
О том, как найти и реализовать себя, научиться строить отношения с любимыми, воспитать счастливого ребенка и самому, наконец, успокоиться и жить гармонично, Наталья Титова рассказала в интервью Executive.ru после выступления в Дискуссионном клубе Executive.ru:
Executive.ru: Чего же хотят женщины?
Наталья Титова: Женщины хотят любви и гармонии! Причем абсолютно все, а особенно – самые деловые и зубастые бизнес–леди. Именно поэтому они так жестко требуют, так неприступно отказывают и так строго руководят. Главное в жизни женщины, так же как и мужчины, - найти себя, получить творческую самореализацию в той области, которая им по–настоящему интересна.
Executive.ru: Получается, бизнес – это тоже творческая самореализация?
Н.Т.: Конечно, творческую самореализацию можно получить в любой деятельности. Можно и двор мести гораздо креативнее, нежели ставить спектакль. Все зависит от подхода и отношения к делу. Именно руководствуясь стремлением к творческой самореализации люди обычно открывают свое дело. Свой бизнес, свой новый мир, новое направление – это прерогатива тех, кто творчески активен. Я давно заметила, что готовность к творчеству напрямую связана у людей с их индивидуальным стилем энергообмена с окружающим миром. Генераторы, обладающие большими запасами собственной внутренней энергии, больше склонны к творчеству и новым идеям, и поэтому в бизнесе предпочитают открывать свое дело. Преобразователи, успешно черпающие энергию извне и нуждающиеся в ее источниках, предпочитают быть наемными работниками.
Executive.ru: А какими видами бизнеса предпочитают заниматься женщины в отличие от мужчин?
Н.Т.: Мужчины «ищут где глубже»: больше тяготят к железкам, технике и IT-технологиям, автомобилям, научно-исследовательской сфере. Женщины – где «красивее»: часто интересуются эстетикой – luxury-индустрией, косметикой, парфюмерией, модой, дизайном, искусством. Мужчины – обычно «достигаторы», женщины – «гармонизаторы». Часто предпочитаемые «дамские» сферы – все, что связано с эстетическим вкусом и образным мышлением.
Хотя, и среди мужчин и среди дам немало людей, занимающихся бизнесом по необходимости, исключительно ради выполнения обязательств или заработка денег. Среди предпринимателей данной категории людей гармоничных и психологически благополучных меньше. Это связано с тем, что они большую часть времени занимаются деятельностью, не приносящей им удовольствия.
Executive.ru: Наверное, женщин в этой категории меньше?
Н.Т.: Да, их меньше, но все равно они там есть. Вспомните старый классический фильм «Служебный роман» и его героиню Людмилу Прокофьевну. Это типичный портрет женщины, которая всю жизнь себе во всем отказывает. Она не умеет прислушиваться к себе настоящей, и режиссер это очень хорошо показал. Ее невроз в возрасте около сорока лет – типичное последствие неумения слушать себя. Обычно именно в этом возрасте и дамы и мужчины, «отравленные нелюбимой работой» переживают серьезные кризисы.
Executive.ru: Мне кажется, что таких людей очень много. Вроде работаешь и что-то делаешь, стараешься. А радости это не приносит. Как понять, что у тебя кризис?
Н.Т.: Дело том, что мы с раннего детства находимся в жестких рамках. Нас приучают слушать не себя - настоящих, а родителей, учителей, социум и его требования. Всем знакома родительская фраза «ты должна», или «ты должен». В отношении «послушных дочек» она является оружием замедленного действия, сражающего наповал любые начатки их робкого детского стремления к творческой реализации.
Нам с детства задают определенную программу – кем ты должна стать к какому возрасту, и чего конкретно добиться. Не укладываешь в сроки – значит, неудачник. Если говорить о женщинах, то: к 25 годам, считает общество, ты должна выйти замуж, а к тридцати родить детей, к сорока – обрести типичное счастье российской хозяйки на приусадебном участке, «построить мужа», «посадить голос», и т.д., а если ты выбиваешься из этого каторжного срока – то у тебя однозначно большие проблемы.
Вот здесь каждому важно остановиться и осознать: вы – уникальная индивидуальность, у вас своя собственная судьба и задачи, нельзя ни на кого равняться, нужно полагаться только на себя и свои собственные жизненные ритмы. Вместо того, чтобы продолжать упрекать самого себя за несоответствия нормам и «неукладывание в рамки», просто следуйте себе, и вы будете счастливы.
Executive.ru: Женщин в бизнесе становится больше?
Н.Т.: Я думаю, что нет. В 1990-е годы, когда все были вдохновлены идеей светлого «капиталистического» будущего и возможностями за короткий срок стать миллионерами, в бизнес пришло много женщин. К концу 1990-х годов количество женщин в бизнесе достигло своего максимума и среди топ – менеджеров, и среди владельцев бизнеса. После начала 2000-х годов я вижу, что женщины становятся другими. У них меняются приоритеты. Многие места в «жестком бизнесе» они уступили мужчинам. Зато значительно возросли аудитории посетительниц женских тренингов. Возник интерес к теме женских энергий, пробуждения женственности, темам любви и брака. В 2010 – 2013 годах я наблюдаю значительный подъем интереса к теме «поиск своего предназначения». К слову, в последнее время я встречаю все больше беременных женщин, и это радует!
В каждом человеке (и мужчине и женщине) есть и мужская и женская энергии. Мужская – это ориентация на результат, стремление к достижению целей, активность, инициатива, достиженчество, амбиции, завоевание новых пространств, освоение и покорение новых высот и глубин. Женская – это ориентация на процесс, гармонизация себя и мира, эмоции мировосприятия, самоисследование и рефлексия, сохранение и созидание гармонии, красоты и комфорта, помощь, воспитание, забота. Бизнес как общественно-экономический институт с его принципом «время = деньги» требует в значительно большей степени реализации мужской энергии, мужских приоритетов и мужской стратегии поведения. Именно поэтому серьезное занятие бизнесом требует от женщины активизации ее мужской ипостаси в ущерб женской. Если дама 14 часа в сутки сконцентрирована на бюджетах, планах и жестких позиционных переговорах, ей крайне трудно оставшееся время мурлыкать перед своим уставшим мужчиной, готовить ему ужин, читать детям на ночь сказки и дарить возлюбленному страстную ночь его мечты.
Изголодавшись по собственной женственности и гармонии, женщины сейчас увлечены саморазвитием. Мужчины тоже занимаются собой, но дамы в гораздо большей степени.
Executive.ru: Возможно, мужчины, просто больше заняты?
Н.Т.: Да, с одной стороны, мужчины больше заняты. А с другой – происходит еще один интересный общественный феномен.
Женщины больше зажаты общественно-социальными рамками до 35 – 40 лет (когда выполняют роль прилежной ученицы и исполнительной сотрудницы), а затем начинают больше прислушиваться к себе и развивать себя. У мужчин же – другая тенденция. В юности непослушные парни более свободны и неуправляемы, а вот в возрасте 30 – 40 лет они становятся «примерными достиженцами», активно делающими карьеру и стремящимися соответствовать общественным нормам. Освобождаются и раскрываются мужчины к 50 и позже.
Executive.ru: Но ведь общественное мнение формируется мужчинами. Значит, они сами и создают себе эти рамки?
Н.Т.: Да, мужчины гениальны еще и тем, как виртуозно они придумывают себе и бизнесы, и правила игры, и игрушки, и ранние проблемы. Главное, чтобы при этом рядом с ними были настоящие женщины.
Executive.ru: А мужчины с женщинами соревнуются?
Н.Т.: И такое бывает. Если мужчина и женщина обладают лидерскими амбициями и не готовы уступать друг другу. Рано или поздно кто – то в паре уступает, и сценарий отношений «Ведущий – Ведомый» закрепляется. Если же не уступает никто, у пары начинаются серьезные проблемы вплоть до разрыва. Лично мне нравится, когда уступает дама. На это приятно смотреть. Это выглядит естественно. Наверное, потому, что мужчина воспринимается органичнее в роли лидера.
Executive.ru: А когда женщина в семье - главный добытчик?
Н.Т.: Такое тоже бывает, и степень проблематичности данной ситуации определяется индивидуально каждой парой. Одни свыкаются и принимают это как есть. Другие не принимают и расходятся по этой причине. И тот и другой путь вполне оправдан. Лично для меня роль добытчика ближе к мужчине. Я наблюдаю, что степень влияния мужчины на судьбу его семьи, в том числе – ее финансовое состояние, определяет уровень гармоничности супружеских отношений (в том числе сексуальных). Причем, здесь вопрос не только в деньгах или материальных благах, но и в реализации мужчиной сугубо мужской роли – лидера, добытчика, хозяина, дарителя. Природу не обманешь!
Executive.ru: А сценарий семейных отношений может меняться? Допустим, один из супругов неожиданно стал зарабатывать больше…
Н.Т.: Это зависит персонально от людей – их типов личности, степени совместимости. Как правило, если люди давно вместе живут, то вероятность того, что их сценарий отношений кардинально изменится, крайне мала. Мало кто умеет меняться и безболезненно принимать перемены.
Executive.ru: Мне всегда казалось, что если бы в высших эшелонах власти и в России и в других странах было бы больше женщин, то и войн было бы меньше. Я права?
Н.Т.: Я с этим соглашусь, но лишь частично. Женщины по природе своей действительно более политичны и дипломатичны. Мужчины более жестки и категоричны. История помнит великих дам – политиков. Вспомните Маргарет Тетчер или Индиру Ганди – это были настоящие политики, действия которых были основаны на дипломатии, стремлении к мирному и конструктивному решению вопросов. Хотя, Тетчер при этом завоевала титул «железной леди»! У женщин есть талант дипломатии и тактичного урегулирования конфликтов. Во многом он связан с инстинктом материнства – в семье истинная женщина управляет детьми и мужем, но делает это мягко и безболезненно.
С другой стороны, то, что происходит в политике, редко зависит от личных качеств тех, кто ее создает. Я убеждена, что судьба целой страны не может зависеть от характера и поведения только одного человека. Ответственность за управление миром уже давно поделена, и женщине, которая окажется у власти и делает ставку на гуманистический подход, миролюбие и благотворительность, не всегда удастся реализовать свои чаяния. Она должна будет принять общие правила игры.
Executive.ru: Ну, а как же харизма?
Н.Т.: Харизма – в переводе с древнегреческого означает «дар божий», или мера внутренней силы человека, которая отпущена ему для самореализации. Внешне харизма выглядит как яркое, выразительное, эффектное поведение, позволяющее вести людей из зоны комфорта в зону дискомфорта. Харизма присуща политикам обоих полов. Она крайне важна для политика, особенно, если его задача – коренные преобразования и революции. Но в большинстве случаев, особенно в мирное и стабильное время, мы воспринимаем харизму как внешнее эффектное поведение, артистизм.
Executive.ru: Бизнес меняет женщин? Как?
Н.Т.: Бизнес никого не меняет. Он усиливает сильные стороны любого человека и ослабляет слабые. Как я уже сказала, бизнес активизирует в женщинах мужскую компоненту поведения и энергетику.
Executive.ru: Современной женщине надо успеть все и сразу – ты должна шикарно выглядеть, строить карьеру, дома должен быть порядок, а дети посещать массу кружков, муж должен быть доволен и все время в стерильно чистых рубашках… Складывает образ Леди совершенства. Откуда это?
Н.Т.: Все тот же «комплекс отличницы». Главное – помнить, что вы никому ничего не должны. А вот если вы станете счастливой, то вы сделаете счастливыми и всех вокруг.
Executive.ru: Обратите внимание на литературу для родителей – на каждой второй книге надпись из серии «Как вырастить гения»…
Н.Т.: Это действительно забавно звучит. Гения можно или родить, или не родить. А дальше – позволить гению быть свободным, потому что гений – это уникальное проявление свободного духа. Вспомните, как трудно было маленькому Моцарту, когда отец насильно заставлял его работать, эксплуатируя его талант.
В воспитании детей нередко происходит подмена понятий. Нам кажется, что любить ребенка – это значит оберегать его от всего, контролировать и сделать так, чтобы у него был занят день (кружками и школами). А любить на самом деле – это предоставлять свободу самовыражения и уважать его выбор. Сложно? Не спорю. Но как это важно!
Executive.ru: Мне кажется, что свобода весьма актуальна для брака. Нередко люди думают, что жениться - значит получить человека в свою собственность...
Н.Т.: Да, «иметь, а не быть» с человеком – болезнь нашего института партнерства и брака. В скандинавской рунологии есть руна партнерства «Гебо» - она выглядит как икс, где соединяются женские и мужские половинки. А расшифровывается очень символично – «будьте вместе, но позволяйте ветрам свободы гулять между вами». Будьте вместе порознь, ведь индивидуальности каждого человека нужно пространство.
Свобода и уважение – вот основа успешного партнерства в любой сфере.
Возвращаясь к воспитанию детей, скажу, что лучший подарок, который вы можете сделать себе и своему ребенку – сделать его своим другом и стать другом ему. Свобода, подаренная ребенку, вернется к вам уважением детей. А лучший способ научить уважать – это уважать самому.
Именно свобода и уважение помогают нам и нашим детям находить свое предназначение в жизни.
Однажды одна крупная компания попросила меня поработать с их бухгалтерами – они делали грубейшие ошибки, и руководство не могло понять, в чем дело. Я сделала психологическую оценку и ужаснулась – из 15 человек только двое были бухгалтерами по призванию. Остальные хотели танцевать, готовить, разводить цветы и так далее – то есть люди просто были не на своем месте. Но когда я всем задала вопрос о том, кем они видят себя через пять лет, все отрапортовали, что главным бухгалтером. Представляете, как рискует руководство этой компании?
Executive.ru: Так быть или не быть женщине в бизнесе?
Н.Т.: Это все индивидуально. У женщин бывает такой период в жизни, когда в силу тех или иных причин им надо реализовать мужскую энергию. Именно эти женщины эффективны на таких позициях. Если женщина чувствует себя гармонично в роли ТОП - менеджера, то все в порядке.
Executive.ru: Женщин в бизнесе будет больше? Что будет с семьей? Ваш прогноз.
Н.Т.: Ко мне часто приходят очень успешные женщины и спрашивают как им стать счастливыми. Это очень хороший знак. Человек задумывается о настоящем себе, о любви, о смысле жизни… Свободных людей становится все больше. Они понимают, что для того, чтобы изменить внешний мир, нужно измениться внутренне. Начинается эпоха новых людей – людей, которые для того чтобы изменить этот мир, меняют самих себя.
Что касается карьеры или семьи – того выбора, который нередко приходится делать женщине – я бы посоветовала им заглянуть внутрь себя и спросить себя: «Чего я хочу по-настоящему? Что сделает меня счастливой?». Задавайте себе этот вопрос несколько раз в день, и вы обретете и себя – настоящую, и счастье и гармонию, и успех.
Фото: facebook.com
Название не соответствует содержанию.
Из того, что сказала в интервью Наталья Титова совершенно не следует, что женщины не должны быть топ-менеджерами.
В целом, хорошая статья на тему женского счастья и не только.
Единственное, что требует прояснения - это поведение женщины в бизнесе. Действительно, если женщина копирует поведение мужчины, она становится женсткой, требовательгой... в общем превращается в ''мужика в юбке''.
Но ей совсем не обязательно это делать. Она может использовать женский стиль управления - и успешно руководить, продолжая оставаться красивой и гармоничной женщиной.
Если хотите узнать об этом больше, напишите мне личное сообщение.
пожалуй лучшая статья за последнее время о роли женщины, причем написанной самой женщиной. В последнее время меня стало пугать огромное количество молодых девушек, которые думают только о карьере.
Как же надоело это бесконечное паразитирование психологов на менеджменте... Прекратите. Потрудитесь понять, что менеджмент - это профессия и работа, более сложная, чем ваши рассуждения про счастье и реализацию... Вы же не пишете статей ''Женщина не должна быть программистом''... или ''...химиком'' - какое счастье! - потому что в программировании и химии вы не разбираетесь. Но кто сказал, что психологи разбираются в менеджменте?!.... Вы ж про это ничего не знаете!)))
Не, я между прочим, совершенно серьезно. Развитие российского менеджмента тормозит именно то, что им как бы могут заниматься все. Не говоря уже о том, чтобы комменитровать, консультировать, мнения выражать. У половины тренеров-лидеров-коучей-экспертов нет базового экономического образования. Т.е. понимания того, как работают компании, на уровне принципов, понятий, терминов...
А все остальные делают вид, что это нормально. Потому входной билет по качеству стоит всё дешевле и дешевле... а продукт низводится до уровня кухонного разговора о целях и ценностях.
У меня недавно один знакомый менеджер взгрел своего сотрудника за дурную работу как сидорову козу.
И все кудахтали ''Как же так, боже мой, ну зачем он так, ну не надо было так обижать, ну надо было начать с позитивной обратной связи!''...
А я его прекрасно понимаю: достало. Достало даже не плохое качество само по себе, а то, что стирается различие между плохим и хорошим качеством...
Вот это вот Наталья о менеджменте порассуждала.
Ну да.
Довольно сексистская статья. Опять обоснование гендерных стериотипов, где ''настоящая женщина'' та которая реализует себя ''за мужчиной''. Чего стоит вот этот совет : «Чего я хочу по-настоящему? Что сделает меня счастливой?». Задавайте себе этот вопрос несколько раз в день, и вы обретете и себя – настоящую, и счастье и гармонию, и успех.''
Особенно он хорош для женщины в российских условиях в одиночку ''вытягивающей'' двоих-троих детей.
Автору бы посетить центр по реабилитации жертв домашнего насилия, а уже потом рассуждать о свободе и уважении, как основе партнерства. Чем больше женщин будет в политике, власти, бизнесе тем гармоничнее будет общество.
Я вот редко захожу, еще реже- читаю. Сегодня не дочитал, очередной набор советов из книжек про счастье. А вот ролик меня повеселил:) ''Человекология - новая наука'' Нам эти ''психотипы'' вдолбили американские ''спецы'' по страхованию жизни лет эдак 12-13 назад.
В статье действительно не говорится прямо о том, что женщина не должна быть топ-менеджером, однако этот вывод можно сделать, ознакомившись с содержанием статьи.
Наталья пытается ответить на очень важные и вечные вопросы: как женщине научиться хорошо играть социальные роли - супруги, мамы, работника и при этом не потерять себя саму.
Вокруг масса женщин, особенно молодых, которых современная бизнес-индустрия ''зомбирует'', внушая, что главное - карьера, зарабатывание денег, а все остальное - потом. Так вот этого ''потом'' может и не быть, но женщины, зашоренные внушением, этого не понимают - вот в чем проблема.
Если специалисты-психологи, в частности Наталья, помогают в осознании и решении указанной проблемы, то статья обладает высокой ценностью. И не нужно для этого психологу базового экономического образования.
Ни о чем статья, в общем. Потеря времени.
Абсолютно во всем согласна с Вами. :)