Открытое письмо клиентам, ищущим хорошую веб-студию

Если вы стоите перед выбором веб-студии, призванной создать сайт для вас или вашей компании, я позволю себе предложить вам несколько простых идей, как отличить профессионалов от невежд.

Не передавайте право выбора веб-студии подчиненным. Это самая большая ошибка, из-за которой весь процесс наверняка пойдет неправильно.

Прежде остального, вам потребуется список компаний-кандидатов на роль вашей веб-студии. Вы можете достаточно легко сформировать его, пройдясь по тем сайтам, которыми вам было удобно пользоваться (обычно внизу страницы (в подвале) стоит ссылка на студию, которая разрабатывала сайт). Главным признаком удобства будет отсутствие всяких воспоминаний о том, как именно оформлялся заказ, искалась нужная информация и т.д. Я хочу особенно отметить, что попытка оценить визуальный дизайн сайтов – очень плохая мысль. Сайт – не картина. Оценивать его визуально можете вы, ваши партнеры по бизнесу или ваши родственники, но только не ваши клиенты. Конечно, это не значит, что сайт имеет право вызывать отвращение. Но художественное оформление интересно лишь тем, кто зашел на него без цели.

Представьте себе: вы в аэропорту, и вам нужно в туалет. Вы оглядываетесь и видите ожидаемый значок со стрелочкой. Вы быстрым шагом идете туда, видите заветную дверь и на двери тот же значок, толкаете дверь и она распахивается, уже почти вбегаете туда… Успели. Нормальное проектирование.

Теперь представим, какой диалог мог бы состояться между заказчиком и проектировщиком туалета годом ранее (на этапе разработки).

Заказчик: Мне кажется, я уже где-то видел такой значок для обозначения туалета.
Проектировщик: Конечно, ведь так обозначают туалеты по всему миру.
Заказчик: Это ужасно. У нас самый лучший аэропорт, и мы готовы финансировать создание эксклюзивного решения для значка. Кстати, это касается и дверей. Мне не нравится, что они болтаются туда-сюда. Это слишком просто выглядит. Они не кажутся мне выглядящими дорого.
Проектировщик: Но ведь это удобно!
Заказчик: Нам важен имидж. Я пока вообще не вижу здесь дизайна: значок, как у всех, дверь болтается, как сопли. За что я плачу деньги? Сделайте мне дорогую дверь с оригинальным механизмом, который будет только у нас, или катитесь отсюда.
Проектировщик: Хорошо.

Год спустя: вы в аэропорту, и вам нужно в туалет, вы оглядываетесь по сторонам и не видите значка. На самом деле он есть, но его отлили из бронзы и вместо того чтобы повесить под потолок, разместили на уровне плеч, чтобы посетители аэропорта могли разглядеть его лучше и оценить затраты. Вы потратили целых три минуты, чтобы найти охранника, который знает, куда идти. Подбегаете к двери, толкаете ее, но она не открывается. Вы толкаете сильнее, пробуете тянуть на себя – ничего. Вы нажимаете на ручку – но она не поддается. Вы паникуете, начинаете дергать ее туда-сюда и тут замечаете на стене рядом инструкцию по использованию механизма открывания двери. В конце указано, что этот механизм специально изготовлен в Швейцарии для этого аэропорта. Ну, все. Вы опоздали. Упс.

Вы понимаете, о чем я? Рассматривать эксклюзивное – интересно. Пользоваться – невозможно. Отбирайте только те сайты, которыми вы пользовались как клиент и с которыми не возникло никаких ситуаций, заставивших вас почувствовать себя идиотом.

Профессионал не боится, что его объявят недостаточно креативным из-за использования стандартных решений. Он не оригинальничает. Он пытается улучшить уже существующее и часто создает новые стандарты отрасли.

Теперь у вас есть относительно небольшой список веб-студий. Пригласите представителей каждой из них к себе. Убедитесь, что к вам приехал арт-директор (возможно, в сопровождении менеджера). Не стоит требовать к себе генерального директора – в студиях этот человек, как правило, не отвечает за проектирование и создание продукта, а ведет документооборот и обеспечивает материальную часть. Следует учесть, что дизайнеры (и, тем более, программисты) на переговоры не выезжают. Не стоит настаивать на их присутствии. Для вас это будет бесполезно, поскольку вы не сможете оценить их квалификацию.

Попросите гостей показать три их лучших веб-сайта, которыми они гордятся. Пусть они расскажут о том, как создавали проект: какие были требования заказчика и ограничения. Обратите особенное внимание на рассказ о взаимодействии сайта с пользователями. Хорошая студия всегда пробует несколько вариантов обработки одного и того же действия посетителя.

Попросите продемонстрировать эти же сайты на мобильных устройствах (в том числе, на планшетах). Возьмите окно браузера за уголок и сильно сожмите сайт. Если у вас есть широкий монитор с большим разрешением, максимально растяните сайты. Во всех этих случаях сайт должен сохранять приемлемый внешний вид и свои функции – это признак профессионализма тех, кто отвечает в студии за код. Если сайт «развалился» в этих тестах или часть функций окажется недоступна, попросите объяснить, почему это случилось.

Поинтересуйтесь, как в студии готовят тексты к публикации в интернете. Хорошие студии используют программы для расстановки неразрывных пробелов, замены дефисов на тире и кавычек-лапок на елочки. Все это показывает уважение к отечественной типографической традиции и выдает профессионалов.

Попросите показать результат проверки сайтов валидатором W3C (читается «вэ-три-цэ»). Валидатор может выдать предупреждения – warnings (это нормально), но не должен найти ошибок (errors). Успешное прохождение сайтами валидации – признак уважения студии к международным стандартам. Это также обеспечивает длительную актуальность кода. Вы можете быть уверены, что такой сайт будет правильно отображаться даже на тех устройствах, которые сегодня только проектируются.

Поинтересуйтесь, какую функциональность потеряют сайты при отключенном java-script (читается «джава-скрипт»), при отключенном CSS (читается «це-эс-эс»), при отключенных изображениях. Хорошие студии используют стратегию постепенного расширения функциональности. Это позволяет сайтам даже в самых экстремальных условиях сохранять основные функции.

Спросите, может ли воспользоваться их сайтом человек с ограниченными возможностями (например, с потерей зрения). Что специально сделано для таких людей? Вам следует знать, что в каждый сайт можно заложить возможности, облегчающие им жизнь и при этом незаметные для остальных.

Если вы все сделаете так, как написано выше, и представители студии спокойно и рассудительно ответят на ваши вопросы, знайте, что, скорее всего, они профессионалы. На этом этапе также важно убедиться, что вам будет комфортно работать с этими людьми. Если в процессе беседы выявятся серьезные разногласия (даже в делах, не связанных с сайтами), сотрудничество не станет успешным. Вы должны нравиться друг другу.

В первый день переговоров не стоит обсуждать с представителями студии ваш сайт и ваши задачи. Если вы позволите вовлечь себя в этот процесс, велика вероятность, что вы не сможете сделать осмысленный выбор.

Если вам предложили выслать бриф, согласитесь, однако не заполняйте его. Стандартный бриф сам по себе – достаточно тревожный признак. Во всяком случае, в нем не должно содержаться вопросов, ответы на которые рассказывают «как делать» сайт (должна ли быть графическая шапка, какова должна быть композиция сайта и т.д.). Также нежелателен вопрос «Какое впечатление должен производить сайт?» и ему подобные. Вы не сможете ответить на них так, чтобы это было полезно. Это знают все опытные разработчики и таких вопросов не задают. Единственный класс вопросов, допустимый для брифа, – о вашей компании, путях привлечения клиентов, основной схеме обработки заказа и запланированном использовании сайта.

Выберите наиболее понравившуюся студию и вызовите ее представителей на второй раунд переговоров. Сообщите им, что ваша компания хотела бы инвестировать в сайт. Спросите у гостей, что они могут сделать для вас (не стоит предварительно объяснять им свое видение и задачи). В ответ вы услышите вопрос от представителя студии. Вопрос «Какой сайт вам нужен?» будет тревожным знаком. Профессионалы спросят: «Для чего вам нужен сайт?» Это критически важный момент.

Вы также можете столкнуться с тем, что компания, сделав «домашнюю работу» и имея представление о роде вашей деятельности, предложит готовое решение. Это плохо практически всегда. Опыт подсказывает, что даже две, казалось бы, одинаковые компании (например, торгующие пластиковыми окнами) могут демонстрировать совершенно различную культуру взаимоотношений с клиентами и философию бизнеса. Что касается самой «домашней работы» – любая компания, претендующая на серьезных клиентов, должна ее делать.

Вся беседа, в целом, должна строиться по схеме: цели (ваши и ваших клиентов) – функции, которые будут доступны (с их помощью реализуются цели) – структура сайта (распределение функций по страницам) – структура отдельных страниц – визуальное оформление. Вы вправе ожидать, что в первом приближении ваша задача будет решена прямо на встрече. Руководствуйтесь правилом: вы никогда не должны предлагать конкретных решений, вы – формулируете цели.

Дайте студии два-три дня на подготовку предложения. Назначьте третью встречу. На ней вам должны показать страницы, нарисованные маркером на бумаге. Убедитесь, что предложенное решение соответствует заявленной задаче. Ни в коем случае нельзя самостоятельно править макеты! Всегда помните, что работаете с профессионалами, которых тщательно отобрали. Глупо сводить на нет результаты их работы, предлагая свое видение. Если вам кажется, что какой-то элемент не соответствует целям, постарайтесь сформулировать свои опасения, например, так: «Наши клиенты – в большинстве своем пожилые дамы. Вы уверены, что им будет удобно пользоваться вот этой примочкой из «фейсбука?»

Не стоит приводить на эту встречу своих подчиненных и, уж тем более, не стоит позволять им высказывать свое мнение. Правда в том, что это абсолютно всегда вредит. Презентация всех стадий проекта должна быть устроена отдельно для руководителя и – после утверждения руководителем – для его команды.

Если вам удалось прийти к совместному видению проекта – обсудите условия его реализации. Может показаться, что обсуждать условия надо раньше, – но это не так. Пока у вас нет представления о том, что именно должно быть реализовано, обсуждение стоимости и сроков (даже приблизительное) крайне вредит.

Узнайте, какое время понадобится студии для создания сайта. Вы, скорее всего, будете шокированы тем, как долго может разрабатываться сайт. Я не рекомендую торговаться. Знайте, что наибольшее количество времени занимает не реализация основного функционала, а оттачивание мелочей. Зажав студию по срокам, вы получите действующий, однако некачественный продукт. Наилучшая стратегия – фиксировать предложенный срок в договоре как окончательный и жестко настаивать на его соблюдении.

Узнайте также, сколько студия берет за свои услуги. Скорее всего, вы будете шокированы второй раз, узнав, сколько может стоить хороший сайт. Однако подумайте о тех результатах, которых вы хотите достичь. Оценивайте сайт только с этой позиции. Не торгуйтесь по цене с хорошей студией (еще раз: с хорошей студией), если только не прозвучит приглашения к этому. Студия никогда не пойдет на то, чтобы получить меньше денег, чем она ожидает. В результате, согласившись на ваши условия (а она, скорее всего, согласится, учитывая проделанную работу), студия передаст часть работы низкоквалифицированным исполнителям на стороне. Радость от такой экономии будет недолгой.

Если сроки или стоимость для вас неприемлемы, сообщите об этом представителям студии, сказав при этом, что вы понимаете их обоснованность. Спросите, от каких функций можно отказаться, чтобы снизить издержки.

Если вы чувствуете, что ваш запрос и бюджет слишком малы для хорошей студии, найдите руководителя проектов, которому можно доверять, и предложите ему щедрое вознаграждение за то, что он соберет команду фрилансеров и ответственно реализует ваш проект. С таким подходом вы можете рассчитывать на достойный результат. Гораздо худший результат вы получите, попытавшись собрать команду на проект самостоятельно, – вы почти наверняка не сможете его завершить.


Мнения участников Сообщества:

Катерина Киселева:

Отличная статья. До начала работы по новому сайту так и представляла себе весь процесс. На практике все оказалось печальнее. В том числе и в той части, которая касается вопросов брифа. Позиция поставщиков услуги - если вы не знаете, нужна ли вам в этом месте плашка, то мы этого не знаем и подавно. К сожалению, прорабатывать приходится все до мелочей, будучи в этом деле непрофессионалом. Парадоксальная какая-то ситуация.

Наталья Артемова:

Загляните в профиль автора статьи и поймете, где взять руководителя проекта, если ваш запрос и бюджет слишком малы для хорошей студии. )))

Максим Александров:

Радостно, что есть попытки делать рекомендации заказчикам на предмет выбора подрядчика, однако ужасно понимать последствия, к которым могут привести рекомендации такого качества.

Выскажите свое мнение в форуме к статье! 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Всегда казалось, что поиском веб студии и первичными переговорами должен заниматься не руководитель, а тот кто хотя бы немного разбирается в сайтах. Директор и скрипты с css-ми понятия в большинстве своем несовместимые. Уже представил себе, как руководитель небольшой строительной компании с умным видом спрашивает про таблицы стиле и отключенные скрипты. Зачем давать людям вредные советы, чтобы они выглядели дураками перед потенциальным Исполнителем? От директора нужна только что то типа такого:
''Нужен сайт, который будет приносить прибыль и с которого посетители не будут бежать сломя голову. Вы профессионалы и у Вас есть опыт создания таких ресурсов - нужны время и сроки. Деталями у нас занимается ...... Он закреплен за этим проектом и имеет право принимать решения. Он отвечает за своевременную оплату и предоставление нужной информации, а Вы за сроки и качество.''

Дмитрий Приходько Дмитрий Приходько Руководитель проекта, Украина
Не передавайте право выбора веб-студии подчиненным. Это самая большая ошибка, из-за которой весь процесс наверняка пойдет неправильно.
Не стоит приводить на эту встречу своих подчиненных и, уж тем более, не стоит позволять им высказывать свое мнение. Правда в том, что это абсолютно всегда вредит. Презентация всех стадий проекта должна быть устроена отдельно для руководителя и – после утверждения руководителем – для его команды.
Уж эти умники-подчиненные, вечно свои пять копеек норовят вставить. Наш метод командной работы: команда почтительно выслушивает утвержденное решение.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Отличная статья. До начала работы по новому сайту так и представляла себе весь процесс. На практике всё оказалось печальнее. В том числе и в той части, которая касается вопросов брифа. Позиция поставщиков услуги - если вы не знаете, нужна ли вам в этом месте плашка, то мы этого не знаем и подавно. К сожалению, прорабатывать приходится всё до мелочей, будучи в этом деле непрофессионалом. Парадоксальная какая-то ситуация.

Менеджер по маркетингу, Москва

загляните в профиль автора статьи и поймете где взять руководителя проекта, если ваш запрос и бюджет слишком малы для хорошей студии )))

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Радостно что строятся попытки делать рекомендации заказчикам на предмет выбора подрядчика, однако ужасно понимать последствия, к котором могут привести рекомендации такого качества. Позволю себе прокомментировать несколько пунктов, которые особенно резанули глаз.
В первый день переговоров не стоит обсуждать с представителями студии ваш сайт и ваши задачи
Конечно, если под первым днем переговоров предполагается телефонный звонок, то да. Если автор статьи предполагает точкой отсчета первую встречу, то совет весьма спорный. Профессионализм студии заключается не в том, чтобы обсуждать технические детали в поисках причин, по которым невозможно достичь результата, ожидаемого заказчиком, а в выполнении работы с минимальным количеством ''костылей'' решающих в итоге задачу без искажения сути. Для этого задачу нужно презентовать исполнителю. И не формально, а с выражением и деталями, как доктору.
На ней вам должны показать страницы, нарисованные маркером на бумаге.
Ага... Это без обсуждения задачи, с которой должен справляться сайт. Прекрасный совет. Если вам кто-то предоставил такие наброски за 2-3 дня после обсуждения чего угодно, кроме целей, которые будет решать этот проект, то можете смело списывать этого подрядчика в утиль. Автор вообще представляет объем работы, который необходимо выполнить студии для презентации пускай несложных, но прототипов? Уверен что нет.
Знайте, что наибольшее количество времени занимает не реализация основного функционала, а оттачивание мелочей.
— Нет. У специалиста 70% времеи уйдет на подготовку проекта, а не на мелочи. Опять таки это визитная карточка профессионального исполнителя. В любом случае, составляйте собственное мнение. Уверен, что профессиональный заказчик воспримет данные рекомендации как ещё один взгляд на вопрос, но не станет использовать их в качестве чек-листа для построения отношений. Я верю в то, что искренняя заинтересованность в успехе собственного дела будет для заказчика лучшим критерием оценки.
Вице-президент, зам. гендиректора, США
Вот это как то спорно - ''Пока у вас нет представления о том, что именно должно быть реализовано, обсуждение стоимости и сроков (даже приблизительное) крайне вредит. '' Вариант 1. У меня нет представления зачем мне нужен проект с сайтом, то скорее всего оно мне нужно исключительно для ''затычки'' - утверждение автора выше - верно. Вариант 2. У меня есть представление и скорее всего даже техническое задание, т.е. как минимум представление о данных на входе в черный ящик и желаемый результат на его выходе (это может быть и прирост клиентов и рост прибыли и снижение трудозатрат персонала - сотни причин по которым я решил потратить деньги на сайт). И тогда наверняка есть представление о сроках и бюджете. А тратить время на еще пару встреч со студией, которая финально попросит бюджет Германии и покажет макеты панорамы Бородинская битва - не-а, увольте. Мое время то же денег стоит. Поэтому я на первой встече должен знать примерную сумму и сроки разработки тех сайтов, что мне показывают как ''лучшие''. >Студия никогда не пойдет на то, чтобы получить меньше денег, чем она ожидает. Тююю. Пойдет как миленькая. Конкуренция однако. А байки про страшных индийских (белорусских) аутсорсных программистов... Это не байки. По какой причине студия, даже получив полный чемодан денег, не наймет их? Хозяева студии добрые самаритяне и поддерживают локальных фермеров и выпускников ближайшего вуза? Резюмируя - статья хорошая в качестве оценочной, но написана разработчиком сайтов с точки зрения ''как бы мне хотелось, что бы это происходило в жизни'', а не прошедшим через подобную процедуру реальным заказчиком сайта. ;)
Генеральный директор, Москва

Интересные ссылки по теме:

[COLOR=gray=gray]Сообщение отредактировано модератором. Нарушение пункта 7 Декларации Сообщества:

7. Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется:
1) воздерживаться от открытой саморекламы и рекламы своего бизнеса (в том числе недопустимо размещение на общих форумах или в блогах информации о вакансиях/мероприятиях компаний);
2) при создании блога/дискуссии полностью излагать свою мысль/проблему, а не переадресовывать участников Сообщества к сторонним сайтам. Администрация ресурса оставляет за собой право удалять ссылки на другие сайты (например, «Читайте дальше здесь» и др.); [/COLOR]

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Оооочень интерересный подход))). Очень хорошо общаться именно с директором, который почти всегда далек от технологий создания сайтов, а в некоторых случаях даже ''гигабайт от гигагерца не отличит'', да еще чтоб никто из его компании ему не помогал. И по цене не вздумайте торговаться. Ага). Договор заключили, директор доволен, вот только половину нужного придется заказывать дополнительно - изначально это в ТЗ не учли, а договор уже подписан, ТЗ утверждено, да и за то, что делать будут, цена в 3 раза выше рыночной, зато ''мы Вам кааааачественно сделаем''. Не удивлюсь, если в такой компании директор и за все остальное тоже сам отвечает.
И еще пара противоречий:
1) Если сайт ''маленький'', то никто к вам 3 раза на встречу ездить картинки рисовать не будет.
2) Если сайт ''большой'', то стоит он дорого - на сайт денег хватает, а на штатного сотрудника, который бы этот проект детально вел, - нет?! ))
Пример со ''стрелочкой'' интересный, надо запомнить)).

Пи Учкудук Пи Учкудук Программист

Наталья Черентаева, скажу я, что Ваши слова очень уместны. Я сам лично сталкивался с ситуацией, когда директор веб-студии был не то, что бы, не очень компетентен в вопросах сайтостроения, а разбирался в этом даже хуже своих клиентов. В результате получаешь «подводные камни» в виде неожиданных расходов. Кого интересует – обращайтесь в л/с, дам ссылки на проверенные веб-студии, как например

[COLOR=gray=gray]Сообщение отредактировано модератором. Нарушение пункта 7 Декларации Сообщества:

7. Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется:
1) воздерживаться от открытой саморекламы и рекламы своего бизнеса (в том числе недопустимо размещение на общих форумах или в блогах информации о вакансиях/мероприятиях компаний);
2) при создании блога/дискуссии полностью излагать свою мысль/проблему, а не переадресовывать участников Сообщества к сторонним сайтам. Администрация ресурса оставляет за собой право удалять ссылки на другие сайты (например, «Читайте дальше здесь» и др.); [/COLOR]

. . . . Директор по развитию, Москва

Модератора связали скотчем.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.