Девять простых правил: как сберечь интеллектуальную собственность

Интеллектуальной собственности уделяют повышенное внимание. Подобное особо заметно и вполне объяснимо в сфере информационных технологий, инноваций. Тут вам и часто упоминаемые стартапы, которые возникают, как грибы после дождя, и что-то творят, творят; и инвестиционные фонды, стремящиеся найти перспективные и успешные компании, которым можно помочь и дать деньги на развитие; и средства массовой информации, вводящие и поддерживающие рубрики, связанные с успешными и не очень историями бизнесменов, их советами.

Именно поэтому мы посчитали, что должны внести свою лепту во все происходящее и на этапе появления интеллектуальной собственности предложить задуматься о ее охране.

1. Если хотите охраны для интеллектуальной собственности, то, независимо от вашего понимания ее, потребуется максимально объективное выражение этой интеллектуальной собственности. Однако это еще полбеды. Вы ведь знаете, что не закон разделяет интеллектуальную собственность, которую он защищает, и интеллектуальную собственность, которую он не знает? В связи с этим, мы можем говорить только о первой. А если так, то тут стоит создать как можно более подходящих и признаваемых законом результатов интеллектуальной деятельности. Показателен в качестве примера объекта авторского права – сайт. Сайт может являться сложным объектом. Он может содержать и программу для ЭВМ, и произведения дизайна, и литературные произведения. Логично сделать вывод, который подтверждается и теорией, и практикой, что в случае если каждая из частей сайта может быть самостоятельным объектом и обладать отдельной защитой, то общий уровень такой защиты на весь объект в целом будет выше.

2. Объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности нужно опубликовать, обнародовать и получить доказательства, подтверждающие факт и дату их создания. Поиск, сбор, получение доказательств, относящихся к интеллектуальной собственности, может происходить разнообразными способами, напрямую зависящими от способностей лиц, решающих данную задачу. Но, на наш взгляд (конечно же, если подобное применимо), это публикации в средствах массовой информации, свидетельство о регистрации, электронная переписка сотрудников. Подобное позволит, например, минимизировать риск возникновения разногласий о приоритете в дате появления аналогичных объектов, установления правообладателя и т.д.

3. Если подобное также приемлемо, учитывая сроки и дополнительные расходы, то стоит использовать государственную регистрацию результата интеллектуальной деятельности. Например, такая возможность есть в отношении регистрации программы для ЭВМ или базы данных.

4. Если вы не являетесь лицом, непосредственно создавшим результат интеллектуальной деятельности, но стремитесь его использовать, то стоит озаботиться о передаче вам исключительных прав (будь то договор об отчуждении исключительных прав или лицензионный договор, будь то служебное произведение). Кстати, имейте доказательства, которые опосредовали создание интеллектуальной собственности или отдельных ее частей.

5. Не стоит быть параноиком, но подумайте и о смежных областях использования вашего результата интеллектуальной деятельности и его применимости в ней. Возможно, что охрана и в них позволит спать спокойнее. Кстати, классический пример – товарный знак как результат интеллектуальной деятельности и домен, чье наименование совпадает с товарным знаком.

6. Если ваши конкуренты используют результаты вашей интеллектуальной деятельности, то есть, как говорит Закон о защите конкуренции, осуществляют действия, исключающие или ограничивающие условия обращения товаров на соответствующем рынке, то стоит обратиться в антимонопольный орган с заявлением о пресечении подобной деятельности. При этом антимонопольный орган вправе будет привлечь виновных лиц и к административной ответственности с наложением штрафов на должностных лиц и организации. Сроки давности для наложения штрафов будут исчисляться не с даты совершения правонарушения, а с даты вступления в силу соответствующего решения антимонопольного органа о нарушении закона о защите конкуренции. Так что возможна ситуация, когда сроки исковой давности, исчисляемые в гражданско-правовых отношениях, уже истекут, а вот сроки давности в публичных (административно-правовых) отношениях еще даже не начнут течь, что дает дополнительные преимущества владельцу интеллектуальной собственности.

7. Пиар. Именно так. Хоть автор данной статьи и юрист, он признает, что освещение факта создания интеллектуальной собственности или нарушения прав на нее может помочь правообладателю при ее защите.

8. Комбинируйте разные инструменты воздействия на нарушителя, если подобное применимо. Это и судебный порядок рассмотрения спора, и привлечение к ответственности за недобросовестную конкуренцию, и общение с клиентами-контрагентами нарушителя прав, и так далее.

9. Снимите розовые, красные, желтые или иного цвета очки, влияющие на ваше представление о возможности защиты конфиденциальной информации, в том числе и той, которая может быть отнесена к коммерческой тайне, в соответствии с российским законодательством. Да, есть возможности, но готовы ли вы пройти трудный путь их реализации и понимать, что в случае ее разглашения возможные суммы полученного возмещения будет не соответствовать вашим потерям и затратам?

P.S. Естественно, нумерация в данной статье приведена не в целях определения приоритета использования правил, а всего лишь для удобства их изложения и использования.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Матвеенко, Светлана Шишкова
Руководитель проекта, Москва

По моему автор, как юрист, далек от реального производства и работы с реальным интеллектуальным продуктом. Все это здорово на бумаге. Расскажите это китайцам, они дружно посмеются Вам в лицо с Вашими патентами.
Первое. Защиту интеллектуальной собственности обеспечивает только массовое производство, только серия, а это область более тесного взаимодействия с Инвестором, который дает на это все деньги, и который ими РИСКУЕТ, поисков компромиссов вместе с ним, уменьшения собственных амбиций, гордыни и своей исключительной гениальности.
Лучше инноватору тратить свои малые деньги не на юристов, с их химерными конструкциями по защите чужой интеллектуальной собственности за чужие деньги, а на ''упаковку'' своей идеи, своего продукта до уровня понимания Инвестора. А Инвестор сам заплатит за защиту интеллектуального продукта, в который он вкладывает деньги.
И второе, статистика патентообладателей показывает, что основными держателями патентов (более 30% и выше) являются сами патентные поверенные, то есть те, кто и должен защищать авторов от происков извне. Да автор патентует первично свою идею, а потом юристы и псевдо-авторы засыпают близ лежащие области применения, изменив в конструкции болт на шуруп, но уже от своего имени. Что храним, то и имеем...
И третье, рождается третья прослойка юристов, по аналогии с социальными юристами, специалистов по ''юридическому рейдерству'', которые меньше всего желают помощи своим клиентам, у которых стоит только задача раздеть чужих контрагентов. Отсюда все ''патентные'' войны...

Менеджер интернет-проекта, Москва
Михаил Матвеенко пишет: Лучше инноватору тратить свои малые деньги не на юристов, с их химерными конструкциями по защите чужой интеллектуальной собственности за чужие деньги, а на ''упаковку'' своей идеи, своего продукта до уровня понимания Инвестора. А Инвестор сам заплатит за защиту интеллектуального продукта, в который он вкладывает деньги.
В переводе с русского на русский получается: ''Не тратьтесь на защиту ИС сами - потратьтесь на поиск инвестора и уговорите уже его потратиться на охрану авторских и смежных прав''. :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.