Мобильный и гибкий. Как аутсорсеру завоевать российский рынок?

Основная стратегия российского бизнеса: «Главное сделать, а зачем – разберемся»

Наталья Черешнева: Какова на данный момент ситуация мобильного рынка, с точки зрения потребителя?

Антон Крохмалюк: Я бы сказал, что бизнес мало знаком с мобильными технологиями. Не все знают, что есть возможность увеличить продажи или повысить лояльность потребителя к бренду именно с помощью мобильных приложений. Однако приложения появляются, и чем дальше, тем больше.

Н.Ч.: Насколько трудно убедить топ-менеджеров, что приложение необходимо?

А.К.: Весьма непросто. Все хотят мобильные приложения, но не понимают, зачем. Похожая ситуация была с сайтами в конце XX века. А ведь здесь есть большая разница: приложение сделать намного сложнее, чем сайт, и разработчиков намного меньше, плюс это на порядок дороже. Цены начинаются от $10 тыс., в то время как сайт можно заказать у студента и сделать «на коленке» за $1,5-2 тыс.

Н.Ч.: А если говорить про рынок, но с точки зрения разработчика?

А.К.: Компаний-разработчиков очень мало. Да, конкуренция есть, но заказов хватает всем. В 2012 году ближе к осени нас ждет настоящий бум спроса. Когда-то этот пузырь должен лопнуть и оставить только крупных игроков, но ждать краха в ближайшее время точно не стоит.

Н.Ч.: Есть ли у российских компаний практика обращаться к западным фирмам?

А.К.: Здесь есть свои сложности – удаленность и особенности менталитета. Например, у нас есть заказчики из Америки и Европы, но с ними мы начинали работать по другому направлению, и когда у них появилась потребность в мобильной разработке, они без раздумья обратились к нам. На рынок пробиться очень сложно, тем более что там, на европейском и американском рынках, тоже есть свои аутсорсеры. Люди, скорее, пойдут к ним, нежели к ребятам из России, пусть и зарекомендовавшим себя на местном рынке.

Н.Ч.: Насколько российский рынок готов к тенденции перехода от интернета к мобильникам?

А.К.: Готов, безусловно. Он плавно к этому движется. Да, зачастую непонятно, зачем появляются некоторые приложения, но как только это понимание придет, все ринутся их делать. Приложение может выполнять десятки, а то и сотни функций, которые принесут пользу непосредственно бизнесу. Важно только понять, какое именно приложение необходимо сделать.

Н.Ч.: А как скоро, на ваш взгляд, произойдет этот переворотный момент?

А.К.: Я думаю, он уже происходит, мы живем как раз в этом переворотном моменте. Это своего рода кульминация, пусть даже и ее начало. Большие игроки рынка уже обзавелись своими приложениями, так что году в 2014-м, а то и раньше, почти каждый ресторан или финтес-клуб будут иметь свои приложения. Неважно, какого назначения – как брендинговый инструмент или как новый канал продаж – это станет модным.

Гегемония Москвы – это не про мобильные разработки

Н.Ч.: Если посмотреть на российские фирмы-производители, каково примерное распределение между Москвой и периферией?

А.К.: Здесь нет такой подавляющей гегемонии Москвы, очень много хороших компаний располагается не в столице, потому что там дорогие офисы, разработчики и так далее. Есть масса отличных компаний и множество талантливых разработчиков в Новосибирске, Волгограде, в Питере, опять же. Нужно понимать, что удаленность в данном случае не такая большая проблема как в обозначенном выше вопросе Запада, множество крупных компаний обращаются в компании аутсорсеры для разработки мобильного приложения, и не обязательно из своего города. Люди, в первую очередь, смотрят на качество, а не на географию. Всегда можно сесть на самолет или на поезд и приехать пообщаться. Главное, что люди в комфортных для себя условиях работают и делают качественный продукт.

Н.Ч.: Какие трудности возникают в ведении бизнеса именно из-за удаленности и периферийности?

А.К.: Главная проблема, которая может возникнуть – это коммуникации. Ошибки допускают все, но главное – всегда общаться, понимать, что ошибки есть, и быстро их решать. Вот, к примеру, один менеджер общается с другим, возникают сложности, но при этом оба стоят на своем и не могут договориться. В итоге страдает весь проект, причем, в некоторых звеньях даже не догадываются, что где-то сверху на уровне менеджера есть проблемы. Тогда все начинает идти наперекосяк. Надо всегда четко отлаживать процесс и иметь талантливых сотрудников, которые всегда смогут оперативно и быстро решать поставленные задачи.

Н.Ч.: Что обычно помогает оставаться на плаву?

А.К.: В нашем случае – умение удовлетворить клиента и гибкость. Если возникает проблема, мы незамедлительно ее решаем, причем, за свой счет. Репутация играет важнейшую роль на этом рынке, и мы ей очень дорожим. Заказчикам это нравится, они видят, что мы живем проектами и несем полную ответственность за результат. В общем, мы стараемся позиционировать себя как бизнес-партнера, а не просто компанию-инструмент для выполнения задачи.

«Заплатить за то, чтобы узнать, сколько платить» как решающий фактор

Н.Ч.: Из имеющихся кейсов компании какой был самый сложный и почему?

А.К.: Если говорить именно о мобильных разработках, то сейчас мы ведем работы по пяти-шести очень сложным и масштабным проектам. Из завершенных – приложение для крупнейшей ресторанной сети Ginza Project под iOs – iPhone и iPad. Много шишек набили на этом проекте, много было коммуникаций с заказчиком, и сейчас приложение уже вышло, функциональное, удобное и красивое.

Н.Ч.: Сколько стадий обычно содержит разработка приложений?

А.К.: Всего их четыре. Первая – одна из самых важных, это проектирование. Вот приходит человек, его сразу интересует, сколько стоит и как долго делать. Но сразу оценить невозможно! Заказчик получает примерную смету и предложение сделать полное проектирование, то есть техническое задание. На выходе он получает подробнейший документ со всеми деталями и мелочами, который после подписания обеих сторон является главным фундаментом в работе. После этого уже стандартно идет дизайн, программирование и техническая поддержка.

Н.Ч.: То есть, получается ситуация, когда ты платишь уже только за то, чтобы узнать, сколько потратишь?

А.К.: Да, и, как правило, люди не понимают, что делать техническое задание для каждого потенциального заказчика невозможно. Нам приходит по 80-90 запросов в месяц, если по каждому мы будем прорабатывать ТЗ, то на это будет уходить очень много наших ресурсов. Именно поэтому проектирование стоит денег. И как раз данный фактор останавливает людей в желании разработать приложение.

Н.Ч.: Как долго длится каждый из этапов?

А.К.: Все зависит от сложности приложения, поэтому нужно понимать, что цифры ориентировочные. Проектирование — 3-4 дня. Дизайн — 2 недели. Программирование — 3-4 недели. Потом техническая поддержка (3 недели), которая содержит в себе пакет услуг для полного удовлетворения клиента: это гарантийная поддержка приложения до шести месяцев, помощь с загрузкой приложения в App Store, услуги по продвижению, личные советы... То есть, такие, вроде, мелкие вещи, которые заказчику, особенно неопытному в IT-среде, приносят очень много проблем. Мы ему позволяем быстро их решить.

Н.Ч.: Какие проекты обычно вызывают самые большие сложности?

А.К.: На мой взгляд, это проекты, в которых сложно построены коммуникации. Бывает так, менеджер проекта со стороны заказчика сам не знает, что должно получиться в итоге, и вносит коррективы по ходу разработки. Даже с учетом заложенных рисков это часто ведет к несоблюдению сроков. С технической же точки зрения проблем нет, так как наши менеджеры проектов, программисты и дизайнеры, без преувеличения, одни из лучших в стране, и могут решить любую техническую или креативную задачу.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.