Как заставить слона танцевать, или Чему экспат из Cirque du Soleil может научить российский стартап?

Бурно развивающийся российский рынок интересует мировое сообщество все сильнее. Инвесторы находят здесь инвестиционные возможности, а для специалистов Россия ― одно из самых перспективных и захватывающих мест работы, особенно если речь заходит о развитии стартапов.

Дарья Батухтина специально для E-xecutive.ru побеседовала с Владимиром Вервельским, экспатом, который уехал из СССР в десять лет и большую часть жизни прожил в Канаде, занимал руководящую позицию в Cirque du Soleil, а сейчас работает в e-commerce стартапе Heverest ― онлайн-магазине товаров для активного образа жизни. Что послужило причиной для возвращения в Россию? Чем проект привлек профессионала такого уровня? И какой рост ожидает рынок спортивных товаров в России в ближайшие годы?

Дарья БатухтинаВладимир, вы специалист по онлайн-ритейлу, работали в отделе корпоративного маркетинга Cirque du Soleil. Что общего у цирка и электронной коммерции? Зачем известному во всем мире шоу необходим интернет?

Владимир Вервельский: Cirque du Soleil был основан 27 лет назад квебекским уличным жонглером, который хотел создать незабываемое шоу для взрослых и развенчать миф о том, что цирк ― это развлечение только для детей.

Сегодня интернет для цирка ― это основной канал продаж по всему миру. Около 70% билетов приобретается через веб. Продвинутая аудитория, приходящая на представления, ищет дополнительную информацию о цирке и его гастролях заранее. Поэтому онлайн-коммуникации позволяют прогнозировать спрос и количество участников шоу в том или ином городе, тем самым сводя до минимума риск отмены представлений.

Д.Б.: Каким образом основатели Cirque du Soleil, творческие люди, смогли уловить значение интернета для бизнеса?

В.В.: Цирк ― это огромная инновационная машина, не только в плане креатива, но и технологий. С развитием интернета в Северной Америке основатели Cirque du Soleil обратили внимание на эту возможность. Можно сказать, что они были пионерами и лидерами в освоении веба, начав его использовать в маркетинговых целях лет десять назад.

Например, на заре электронной коммерции компания Cirque du Soleil инвестировала в стартап по продаже билетов онлайн, тем самым создав глобальную платформу для продвижения цирка. У цирка есть онлайн-клуб, членами которого являются более 3 млн людей по всему миру. Эти подписчики получают новости о представлениях, скидки и другие разные преимущества. Еще Cirque du Soleil производит огромное количество видео и фото, которыми мы пытается передать те незабываемые эмоции, царящие на представлениях. Это сложно, но можно… передать ощущение чуда.

Стратегия развития и продвижения цирка через интернет постоянно обновляется с учетом появляющихся новых интерактивных форматов взаимодействия с аудиторией. Что я отметил для себя, работая в Cirque du Soleil, так это то, что маркетинговая команда не боится пробовать, экспериментировать.

Д.Б.: В чем заключается маркетинговая интернет стратегия цирка, если коротко?

В.В.: В Cirque du Soleil на постоянной основе идет 26-27 шоу: театральные, шапито или цирковые. Около 11 из них являются стационарными, а значит проходят только в Америке или Канаде, другие ― гастролируют по всему миру. Поэтому единственно верное маркетинговое решение здесь: мыслить глобально, действовать локально.

Глобальным продвижением бренда занимается команда по корпоративным маркетинговым коммуникациям, а поддержку в городах оказывают команды по организации туров и стационарных шоу.

Д.Б.: Расскажите о команде компании Cirque du Soleil, что она собой представляет?

В.В.: Это огромный, живущий эмоциями организуемых представлений, организм, поэтому работать с такой командой для меня было одно удовольствие. В день в компанию Cirque du Soleil приходят тысячи резюме со всех уголков мира, но шанс выпадает немногим. Всего в цирке работают около 5 тыс. человек, 3,5 тыс. из них находятся в Монреале.

Д.Б.: Вы говорили, что работа в цирке похожа на работу в стартапе… Это так?

В.В.: Да, и там и там есть драйв. Хотя, признаюсь, в какой-то мере это было моей мечтой ― получить опыт работы в Cirque du Soleil. Живя в Монреале, я был наслышан о его креативной среде. Туда я пришел как состоявшийся профессионал, но каждый день был для меня вызовом, так как каждый день в цирке рождаются инновации в технологиях, искусстве, маркетинге и так далее. В стартапе Heverest у нас сейчас нечто похожее.

Д.Б.: А в чем был лично ваш вызов как профессионала в цирке?

В.В.: Сделать так, чтобы у аудитории, приходящей на шоу, складывался позитивный опыт взаимодействия с брендом от начала до конца. Ведь эмоции от представления начинаются с ввода ключевого слова в поисковике, когда пользователь ищет ближайшие гастроли Cirque du Soleil. Важно не разрушить «ожидание от чуда» бездумным или обыденным онлайн-сервисом или же невниманием к клиенту после. Ведь продукт (потребительский опыт взаимодействия покупателя с Цирком) с точки зрения маркетинга начинается задолго до самого шоу, а также не завершается, когда представление закончено. Show must go on!

Целостность шоу зависит от командной работы, иначе чуда не будет. Наверное, с брендом Heverest я ощущаю нечто схожее, так как мы хотим продавать не товары для активного отдыха, а впечатления, получаемые клиентом от их использования. Кроссовки, рюкзаки, палатки и тому подобное, все это служит одной цели ― чтобы человек получил неповторимые эмоции и новый опыт, а затем поделился со своими знакомыми в социальных сетях и на встречах.

Д.Б.: Чем вам запомнился первый день в офисе Cirque du Soleil?

В.В.: В первый день, когда я пришел на работу, то встретил грустного клоуна в лифте, который репетировал номер. Именно в тот момент я понял, что работаю в необычном месте. Во-первых, потому что грустный клоун-коллега, отрабатывающий свое искусство в лифте, может быть лишь здесь. А во-вторых, потому что в жизни мы видим только конечный результат, креативное представление, но не кропотливую работу над ним до этого.

Д.Б.: И что вас мотивирует в работе?

В.В.: Эмоции пользователей. Когда-то я выработал для себя некое понимание работы и жизни: чем лучше я сделаю свою работу, тем лучше будет новый день какого-то пользователя.

Д.Б.: Но тогда получается, для вас не имеет значения, что продвигать онлайн? После международного цирка вы пришли на позицию директора по маркетингу в локальный российский стартап в сфере товаров для активного отдыха ― Heverest. В чем логика такого выбора?

В.В.: Да, фактически для меня не имеет значения, что продвигать. Но для меня важно, чтобы основатель проекта, руководитель мотивировал. Для меня важно создавать нечто впечатляющее. Свое маленькое, но шоу. В цирке для меня таким человеком был Марио Д'амико, мой босс. С ним очень хорошо и интересно работать, ибо каждым своим словом он вдохновляет на подвиг.

В случае с Heverest такой вызов мне сделал Антон Пермогоров, генеральный директор. Он совершил кругосветное путешествие за 80 недель, собирается покорить Килиманджаро. И каждый день работы с ним заряжает не хуже представлений в цирке. Ведь директор стартапа ― это не просто босс, а пример, драйвер процесса, им хочется восхищаться.

Я должен быть уверен, что мы (компания Heverest) можем предоставить клиенту то, что он ожидает. Поэтому Heverest для меня ― это возможность изменить мир, продавая людям определенные товары, которые помогают им в этом. Цирковое шоу приезжает и радует людей только в одном регионе, а в случае с Heverest ― товар (наш продукт) может быть доставлен куда угодно, и позволит людям сделать свою жизнь ярче и здоровее.

Д.Б.: Что собой сегодня представляет рынок товаров для активного образа жизни в России? Какой у него потенциал роста?

В.В.: Российский рынок электронной коммерции развивается семимильным шагами, и, как я вижу, следующие пару лет здесь возможностей для бизнеса станет еще больше.

Например, согласно исследовательскому агентству RuМетрика, оборот российского рынка «товаров для активного отдыха» в 2011 году составил около $6-7 млрд. По нашим оценкам, к 2015 году он вырастет до $12 млрд. Онлайн торговля товарами в этой категории еще в самом начале развития, и у Heverest есть отличный шанс занять серьезную долю на рынке, так как портфель брендов этого проекта уже в 2-2,5 раза больше, чем у всех остальных спортивных интернет-магазинов.

Главная проблема сейчас в том, что у российского потребители мало доверия к онлайн-магазинам ввиду исторических особенностей в стране. Люди хотят покупать что-то, но боятся платить с помощью банковских карт. Я полагаю, что нашему проекту придется преодолевать эту боязнь правильной коммуникацией.

Опыт, который я получил в Cirque du Soleil, планирую применить для выстраивания правильных отношений компании Heverest с ее клиентами. Здесь тоже есть своя площадка и возможности для создания шоу! Хотя многое из того, что прекрасно работает глобально, «со скрипом» реализуется на российском рынке, например, сложные CRM инструменты ввиду своей дороговизны. Но пройдет немного времени, и с развитием и ростом российского рынка все изменится.

Д.Б.: Чем планируете заняться дальше? Надолго ли задержитесь в России, ведь здесь еще море нюансов, не позволяющих онлайн-бизнесу развиваться полноценно, например, логистика и доставка до сих пор определяют успешность e-commerceпроекта.

В.В.: Это проблема не только России, хотя здесь она стоит острее. Долгие годы я жил и работал в Канаде и видел ту же ситуацию: да, логистика, закупки являются ключевым фактором развития электронной коммерции, но различного рода бизнес-модели могут снизить риск. В России крупные игроки вроде Ozon.ru наконец-то пришли. Знаете, в электронной коммерции маркетинг ― это голова компании, логистика и закупки ― это руки и ноги. Одно без другого расти не будет, поэтому важно равномерное развитие бизнеса в целом.

А насчет планов: мне нравится изучать Рунет, поскольку здесь все меняется очень быстро. Можно пробовать и быстро увидеть «взлетает это или нет». Потребитель судит о продукте быстро. Если шоу не завлекает ― никто не покупает «следующий билет». Поэтому я хочу остаться в России и получить этот опыт работы. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Михаил Меркульев
Глава филиала, регион. директор, Иркутск

Владимир!
Хотелось бы понять в чем фишка.
Очередной пост про Эверест.
Парни креативные, стартап крутой. Эту мысль я понял. Но захожу в магазин и...
Нормальный магазин, асоортимент для такого количества категорий невелик и не беден. Ассортиментный перечень как в ''Спортмаркете''. Все как-то привычно по нашему. Что-то можно купить, чего-то нет (опять нормально). Общее ощущуение нормы - бодренького середнячка.
Во что вложен креатив?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.