Сравнительный обзор интернет-супермаркетов готовых маркетинговых исследований

Готовые маркетинговые исследования как незаменимый вспомогательный инструмент для совершения на рынке эффективных и продуманных маневров с каждым годом пользуются у российских компаний все большим спросом. Речь идет не только о гигантах различных сфер бизнеса – крупных компаниях, для которых использование готовых исследований рынка давно стало само собой разумеющимся явлением, - но и о небольших фирмах, которые только планируют выход на рынок и поэтому тщательно изучают его особенности.

В ходе экспресс-опроса маркетологов ряда российских компаний Executive.ru выяснил, что в той или иной степени профессионально выполненными маркетинговыми исследованиями пользуются практически все крупные организации. При этом степень привлечения этих аналитических материалов и частота обращений к ним зависит от ряда факторов. В том числе имеют значение цели, которые ставит перед собой руководство; размер маркетингового бюджета организации; профессионализм и квалификация ее маркетинговых экспертов. При этом специалисты отмечают, что практика приобретения готовых маркетинговых исследований в специализированных информационных интернет-супермаркетах получает все большее распространение. При этом речь не идет исключительно о покупке информации. Как правило, на данных порталах доступен ряд бесплатных документов, в том числе баз данных, шаблонов, бизнес-планов, аналитических статей и других информационных продуктов, пользующихся спросом у маркетологов.

В этом материале Executive.ru представляет сравнительный обзор ведущих площадок зоны Рунета, предлагающих готовые маркетинговые исследования.

Однако предварительно полезно отметить последние тенденции российского рынка маркетинговых исследований.

Комментируя для Executive.ru востребованность этого вида информационной продукции, директор санкт-петербургского филиала компании «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Олег Семенов отмечает, что сегодня спрос на готовые маркетинговые исследования устойчив. «Здесь целый ряд преимуществ – экономия времени на сбор данных, более низкая стоимость, по сравнению с запросом на индивидуальное исследование. Основная цель маркетинговых исследований – изучить рынок, потребителя, спрогнозировать спрос на продукцию компании и, следовательно, понять, какую прибыль можно получить. Без ответа на эти вопросы компания не сможет построить свою стратегию на рынке», – отмечает эксперт. По словам Олега Семенова, маркетинговые исследования заказывают компании из самых разных отраслей экономики. «Это компании, занимающиеся производством продуктов питания, сельскохозяйственные холдинги, специализирующиеся на птицеводстве и производстве мяса, и, конечно, из самых разных отраслей промышленности – химической, машиностроения, автомобилестроения и так далее. При выборе готового маркетингового исследования следует помнить, что, в связи с изменяющейся внешней средой, его ценность девальвируется чрезвычайно быстро», – подытоживает собеседник Executive.ru.

Комментируя практические аспекты использования готовых маркетинговых исследований, руководитель отдела электронного маркетинга маркетинговой группы «Комплето» Владимир Давыдов отмечает, что при планировании стратегии развития клиента специалисты компании всегда начинают работу с предварительного маркетингового исследования. «Однако наш опыт показывает, что исследования должны проводиться исключительно под заказ: под конкретного клиента и под текущие его задачи - ведь одни и те же данные могут быть собраны по-разному, и выводы из них также могут быть разными. Кстати, стоимость заказного маркетингового сследования, по нашему опыту, меньше 150 тыс. руб. составлять не может», – отмечает Владимир Давыдов.

«И все-таки готовые маркетинговые исследования, продающиеся в электронных супермаркетах, мы тоже используем. Но для дополнительной сверки с уже проведенным заказным исследованием, так как они в 90% случаев содержат достаточно общие данные и часто не отвечают на конкретные вопросы, которые важны для принятия решений по той конкретной нише, в которой работает компания. Важно понимать, что главное в таких исследованиях не количество страниц и диаграмм, а конкретные задачи, которые с их помощью предполагается решить, а также репрезентативность выборки информации, ее достоверность и квалификация эксперта, который делает выводы», - рассказывает маркетолог.

«Другой важный момент, которым мы не пренебрегаем при использовании исследований, - это получение обратной связи по фактическим результатам. Нередки случаи, когда по данным маркетингового исследования должны были прийти женщины до 31 года, а приходят в итоге мальчики-подростки», - подытоживает Владимир Давыдов.

Продолжая тему, начальник отдела продаж портала «РБК. Исследования рынков» Екатерина Богданова отмечает, что в настоящее время на рынке продажи готовых маркетинговых исследований наблюдается две основных тенденции. С одной стороны, это положительные факторы, такие как развитие маркетинговых исследований, формирование у представителей бизнеса понимания, что такие исследования необходимы, заинтересованность компаний в готовой аналитике. С другой стороны, с популяризацией маркетинга на этот рынок приходит очень много новых активных, но не очень профессиональных игроков.

По словам эксперта, FMCG-компании были и остаются основными заказчиками готовых маркетинговых исследований. Однако если говорить о спросе на этот продукт в целом, то среди потребителей - самые различные организации, начиная от прачечных и заканчивая сырьевыми гигантами и крупными банками. «Хотя этот бизнес можно отнести к сегменту B2B, клиентами очень часто становятся и частные лица, которые используют материалы исследований в личных целях или для обучения. Среди заказчиков исследований много частных предпринимателей, желающих создать свой бизнес или пытающихся расширить его при помощи готовых бизнес-планов», - отмечает Екатерина Богданова.

В ответ на просьбу прокомментировать актуальность готовых маркетинговых исследований для FMCG-сектора, начальник отдела аналитики и программы лояльности сети супермаркетов «Азбука Вкуса» Наталья Чубарова отметила, что «Азбука Вкуса» использует как готовые отраслевые исследования (преимущественно статистические обзорные от «РБК» и «Инфолайн» и потребительские волновые - Shopper trends от Nielsen), так и заказные маркетинговые исследования, причем, как правило, это волновые количественные трекинги - Brand Tracking или Retail Tracking (здоровье бренда, уровень знания марки). «Если первые нужны для получения цифр о рынке, конкурентах, значимых событиях, то благодаря вторым мы отслеживаем ряд основных показателей «жизни бренда» «Азбука Вкуса» и его косвенных конкурентов», - отмечает Наталья Чубарова.

Учитывая потребительский бум последних лет, рост конкуренции как в сегменте B2C, так и в сегменте B2B, необходимость качественной ориентации в маркетинговой системе координат трудно переоценить. В маркетинговых исследованиях, прежде всего, нуждаются организации, оценивающие перспективы выхода на новый рынок, ставящие своей целью ребрендинг или вывод на рынок нового продукта, желающие определить оптимальную цену на товар или услугу, а также принимающие решение о методиках продвижения товаров и стимулирования клиентов.

По последним данным экспертов, к настоящему времени российский рынок маркетинговых исследований стал одним из самых быстроразвивающихся в мире и оценивается в сотни миллионов долларов. При этом, как отмечают специалисты, рынок сумел полностью восстановиться после экономического кризиса 2008 года. Как сообщает Объединение исследования рынка и общественного мнения, в 2011 году российский рынок вырос в долларовом исчислении примерно на 16%, по сравнению с 2010 годом, и составил $370 млн. Однако наибольший рост рынка пришелся все же на 2008 год – в этот период российские компании имели достаточно свободных средств и активно обращались за готовыми маркетинговыми исследованиями к крупнейших российским и зарубежным агентствам. Экономический кризис привнес свои изменения на рынок – его покинули мелкие разрозненные компании, а крупный бизнес пошел по пути консолидации.

Оценивая перспективы ближайших лет, эксперты сходятся во мнении, что этот рынок в России будет продолжать набирать обороты. Сейчас доля России в мировом обороте рынка маркетинговых коммуникаций невелика. Нашей стране удалось закрепиться в конце первой двадцатки. Лидерство сохраняют государства, в которых маркетинг стал развиваться намного раньше и уже успел взрастить не одно поколение высококлассных профессиональных маркетологов, - в безоговорочных лидерах США, Великобритания, Франция, Германия и Япония.

Говоря об истоках возникновения рынка маркетинговых исследований в России и профессиональной подготовке российских маркетологов и исследователей этой области знаний, следует отметить следующие тенденции.

Как одно из направлений экономических исследований и управленческой практики маркетинг возник в США на рубеже XIX и XX веков. Российские компании взяли на вооружение эту науку только в начале 1990-х годов. Комментируя для E-xecutive.ru особенности возникновения в нашей стране рынка готовых маркетинговых исследований, директор по маркетингу и развитию бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимир Тихоненков сообщил, что это явление было вызвано выходом на российский рынок массы международных компаний с середины 1990-х годов. «Для них это обычная практика и стандартная, часто обязательная процедура - оценивать потенциал рынка и собственные возможности на основе независимых исследований, сделанных профессиональными людьми. В силу абсолютной логики такого подхода многие российские компании также переняли «моду» на подобные независимые исследования, то есть перестали видеть в собственных попытках оценки рынков единственный способ получить более-менее объективные достоверные данные», - отметил эксперт.

При этом за двадцать лет российские специалисты сумели не только успешно освоить западные методики маркетинговых исследований, но и адаптировать их к специфическим экономическим условиям нашей страны. К последним, в том числе, относится и социально-экономический аспект – нередко затруднения у маркетологов вызывает определение социальной принадлежности респондентов, особенно в свете того, что границы между социальными группами в России достаточно условны; спрос на различные группы товаров на региональном уровне также разнится, поэтому нарисовать единую для всей страны маркетинговую картинку проблематично. Поэтому специалисты не всегда считают приемлемым использование западных методик маркетинговых исследований в оригинальном варианте, адаптируя и видоизменяя соответствующие техники. Кроме того, для проведения исследований маркетологи все чаще используют интернет. Этот способ получения данных удобен как самим специалистам, поскольку позволяет проводить исследования с помощью более высокотехнологичных методик, так и респондентам, у которых за счет Сети появляется возможность принимать участие практически в любых опросах, как платных, так и бесплатных. Эксперты отмечают активное использование методов CATI и CAPI, в то же время снижается доля paper & pencil проектов. Владимир Тихоненков также отмечает эту важную тенденцию: «Начало интернет-эры произвело революцию в индустрии маркетинговых исследований. Все стало проще и значительно быстрее. Разумеется, в каждом отдельном случае вопрос о покупке готового исследования решается самостоятельно. Там, где есть надежные источники и собственные сотрудники с опытом работы в соответствующих областях, вопрос о покупке исследований может и не быть приоритетом и отойти на второй план».

В определенной степени посткризисное увеличение спроса на маркетинговые исследования объясняется ростом смежных отраслей рынка, в том числе активным увеличением доходов рынка рекламы. Так, предполагаемый рост рынка российский рекламы в 2011 году составляет 20-26%. Существенным ростом отметился и сегмент интернет-рекламы. По расчетам «Ведомостей» на базе данных Ассоциации коммуникационных агентств России, в III квартале 2011 года Рунет впервые обогнал по доходам печатные СМИ (они заработали 8,6 млрд руб.) и теперь уступает только ТВ (27,2 млрд руб.). Аналитики PricewaterhouseCoopers считают, что объем рынка рекламы в интернете и мобильных сетях в России к 2014 году увеличится в три раза и составит $1,69 млрд. По прогнозам экспертов, к 2012 году объем рынка готовых маркетинговых исследований будет достигать $12-15 млн. Наращиванию оборотов рынка способствует отсутствие доступных официальных аналитических отчетов по ряду отраслей и недостаток профессиональных маркетологов, способных провести необходимые исследования внутри компании, без обращения к услугам независимых агентств.

Маркетинговые исследования в России – основной вид деятельности для более чем 200 компаний. Подавляющее большинство из них расположено в Москве, однако возможность дополнительно обратиться за необходимой информацией, приобрести готовое исследование или заказать исследование по определенной тематике посредством интернета делает услуги таких компаний доступными повсеместно. Супермаркеты готовых маркетинговых исследований и смежных информационных материалов позволяют выбрать необходимый продукт из весьма широкого ассортимента, предоставляемого ведущими исследовательскими компаниями. Рассмотрим принципы устройства и работы ведущих российских интернет-магазинов по продаже аналитической маркетинговой информации, отметим их преимущества и недостатки, на основе которых составим итоговый рейтинг.

Анализ

Для сравнительного обзора Executive.ru отобрал ряд ведущих интернет-ресурсов, обеспечивающих как платный, так и бесплатный доступ к тематическим информационным материалам, в том числе и к готовым маркетинговым исследованиям:

  • BSmarket.ru
  • Marketbasa.ru
  • Megaresearch.ru
  • Marketing.rbc.ru
  • Restko.ru
  • Informarket.ru

При обзоре ресурсов мы рассмотрели их контент с двух позиций: оценили представленный объем и качество непосредственно готовых маркетинговых исследований и объем смежного материала – новостей, аналитических статей, рейтингов, анонсов и др. Также оценили степень удобства пользования данными ресурсами – наличие тематических рубрикаторов, фильтров и так далее. Отметим, что информация для анализа контента ресурсов взята из открытых источников - преимущественно из самих интернет-магазинов, продающих готовые маркетинговые исследования. При этом E-xecutive.ru не ставит своей целью публикацию полной информационной подборки о работе вышеназванных ресурсов, а стремится оценить контент порталов с точки зрения среднестатистического интернет-пользователя и потенциального клиента данных интернет-магазинов.

Informarket.ru

Ресурс создан в 2004 году и позиционирует себя как супермаркет информации в самом широком смысле этого слова. Informarket.ru не представляет статистические данные по количеству готовых маркетинговых исследований, количеству агентств-партнеров и количеству подписчиков. Найти эту информацию на сайте не представляется возможным. Ресурс также не оказывает услугу подписки.

Все доступные платные и бесплатные готовые маркетинговые исследования разделены на 13 групп по отраслям промышленности и экономики.

Портал как предлагает приобрести платные готовые маркетинговые исследования, так и предоставляет доступ к ряду бесплатных обзоров, мониторингов и исследований за последние несколько лет. Также ресурс располагает рейтингом популярности продаж готовых маркетинговых исследований, предлагая вниманию аудитории первые пять позиций самых покупаемых материалов. Новостной блог содержит информацию о новых поступлениях платных и бесплатных информационных материалов. Портал также занимается организацией тендеров на проведение маркетинговых исследований.

Отметим, что по мере развития портала количество подрубрик увеличилось на несколько пунктов. В отдельные рубрики выделены «Бизнес-планы» и «Справочники и базы данных», предоставляющие возможность ознакомиться с соответствующим ассортиментом платных материалов. Отметим также, что большая часть площадки отведена под краткие экспресс-обзоры тенденций различных рынков, обновляющиеся ежедневно.

Если давать контенту портала общую характеристику, следует отметить, что он содержит большое количество исследований, при этом достаточно лаконичен и не предусматривает предоставление широкого спектра дополнительной информации (новостных подборок, глубоких аналитических статей, информации о мероприятиях, проходящих в этой сфере), которая, учитывая динамичное развитие современного бизнеса и быстрое обесценивание информации, была бы очевидно выгодна маркетологам.

Marketing.rbc.ru («РБК.Исследования рынков»)

Интернет-супермаркет готовой маркетинговой информации marketing.rbc.ru («РБК.Исследования рынков») появился в 2002 году и стал первым тематическим ресурсом, предлагающим специалистам готовые исследования, а также позволяющим заказать исследование по любому маркетинговому аспекту. С марта 2003 года на ресурсе доступна лента эксклюзивных новостей, подготовленных на основе маркетинговых исследований. В декабре 2004 года был запущен бесплатный раздел «В помощь маркетологу», предлагающий свободный доступ к ряду исследований, баз данных, шаблонов, справочных материалов и типовых документов. В настоящее время рубрика содержит более 640 документов за период, начиная с 2003 года, - это самая большая подборка материалов для помощи маркетологам в Рунете. «РБК.Исследования рынков» ежегодно проводит конкурс среди маркетологов, в котором авторы лучших статей по маркетингу и шаблонов для маркетологов получают ценные призы. 2005 год был отмечен запуском рейтинга «100 самых популярных исследований за неделю», который доступен и в настоящее время. Продолжая тему о рейтингах, отметим, что рейтингам платных и бесплатных отчетов отведена отдельная вкладка, что делает ознакомление с данными материалами достаточно удобным.

За девять лет ресурс претерпел ряд модернизаций и усовершенствований, в результате которых портал пополнился новыми рубриками, в разы возросло количество выставленных готовых исследований, многократно увеличилось количество агентств-поставщиков исследований, это же касается и количества подписчиков и клиентов. Примечательно, что, будучи первооткрывателем этого сектора интернет-торговли, «РБК.Исследования рынков» стал лекалом для ряда конкурентов, появившихся через некоторое время и взявших этот портал за образец для подражания. По словам руководства ресурса, дело доходило до прямого копирования структуры и дизайна сайта.

Сегодня ресурс предлагает более 7700 исследований по более чем 90 отраслям промышленности и экономики, включая аналитические обзоры, бизнес-планы, базы данных и справочную литературу.

Также в меню исследований доступны платные материалы «Опросы потребителей» и «Мониторинги рынков», «Бизнес-планы» для предприятий из различных сегментов бизнеса и «Исследования по регионам», позволяющие выбрать необходимое исследований, исходя из географических особенностей бизнеса.

Особенность портала – наличие актуального новостного блока, который, помимо ежедневно обновляемых новостей исследований, предлагает вниманию читателей аналитические статьи о последних тенденциях на рынках, а также отчеты о мероприятиях, посвященных маркетингу. Новостной характер также имеет рубрика «Что нового?», начавшая работу в 2009 году и рассказывающая о ключевых событиях в жизни сайта «РБК.Исследования рынков», рубрика «Новые поступления», анонсирующая фактический выход исследований в продажу, и рубрика «Готовятся к выпуску», в которой сообщается о планируемых к выходу исследованиях.

На главной странице портала постоянно проводятся опросы пользователей с целью выявления наиболее интересующих их тематик и направлений исследований.

По итогам 2011 года, количество подписчиков «РБК.Исследования рынков» составляет более 140 тыс. Количество задействованных маркетинговых агентств – 127, за время работы клиентами ресурса стали более 15 тыс. компаний по всему миру.

Наличие этих статистических данных, а также большого объема аналитического контента, представленного порталом, как платного, так и бесплатного, позволяет на настоящее время считать его одним из самых востребованных и авторитетных интернет-супермаркетов готовых маркетинговых исследований в России.

Megaresearch.ru

Ресурс Megaresearch.ru, основанный в 2007 году, «объединяет тех, кому нужны качественные маркетинговые исследования, и тех, кто их проводит и публикует». Партнерами ресурса стали уже более 140 агентств. В настоящее время портал предлагает более 8388 готовых маркетинговых исследований по 24 отраслям промышленности и экономики.

Абсолютное большинство выставленных на портале готовых маркетинговых исследований – платные. Есть также предложение бесплатных исследований, их на MegaResearch выставлено 231. Также есть возможность сделать исследование на заказ. Новостной блок на портале представлен рубрикой «Новости рынка исследований», в которых сообщается о последних трендах в этой области, а также есть рубрика «Новые исследования», представляющая анонсы о последних поступивших в продажу исследованиях. Категория рейтингов представлена списком десяти самых покупаемых готовых маркетинговых исследований. Отдельным продуктом на портале представлены бизнес-планы. У клиентов есть возможность заказать как готовые бизнес-планы для различных видов бизнеса, так и нужный бизнес-план согласно требованиям клиента. В рубрике «Специальное предложение» представляется информация об акциях и скидках компании. Отдельная рубрика «Тендеры на исследование» предлагает информацию об актуальных тендерах на проведение различных маркетинговых исследований.

Портал предоставляет возможность подписки на новости маркетинговых исследований.

BSmarket.ru

Проект BSmarket.ru стартовал в 2008 году. Сейчас ресурс предлагает клиентам около 900 готовых маркетинговых исследований по более чем 110 отраслям промышленности и экономики. Блок готовых маркетинговых исследований, представленный на портале, доступен в виде единого списка работ, отсортированных по степени новизны. Партнеры ресурса - около 20 маркетинговых агентств. Как и другие сайты, работающие в этом сегменте, BSmarket.ru предлагает как готовые маркетинговые исследования, так и возможность заказать исследование по интересующей клиента тематике. Ресурс производит рассылку по базе подписчиков.

В новостном блоке три рубрики – «Новости исследований», в которой публикуются краткие заметки об актуальных событиях и новых исследованиях, «Новые поступления», в которой предоставлена краткая информация об исследованиях-новинках портала, в том числе отсортированная по отраслям, и «Готовятся к выпуску», в которой анонсируются готовящиеся к выходу исследования. Новости, материалы по анализу рынков и прогнозированию ситуации в отдельных сегментах рынка бесплатны и доступны всем посетителям портала. Отметим, что рубрики «Полезная информация» (бесплатные аналитические материалы и статьи по различным сегментам рынка) и «Готовятся к выпуску» достаточно невыгодно расположены на сайте – они находятся в «подвале» портала и практически незаметны посетителям.

Marketbaza.ru

Ресурс предлагает готовые маркетинговые исследования, бизнес-планы и базы данных для различных отраслей экономики и бизнеса. Предложение данных продуктов имеет под собой исключительно коммерческую основу. С ресурсом Marketbaza.ru сотрудничает более 50 маркетинговых агентств-поставщиков информации. Основной продукт, предлагаемый данным интернет-магазином, – более 1270 готовых маркетинговых исследований по 22 отраслям промышленности и экономики. Портал также предлагает услугу заказа индивидуального маркетингового исследования и онлайн-консультации специалиста по интересующему клиента рынку. Новостной блок ресурса Marketbaza.ru можно отнести к категории стандартных. Вниманию аудитории представлена информация о новых поступлениях маркетинговых исследований, а также подборка новостей о событиях и трендах в сфере аналитического маркетинга. Портал весьма лаконичен и прост в организации, ставит своей целью исключительно коммерческую реализацию информационных продуктов.

Restko.ru

Сайт Restko.ru – крупный профильный интернет-портал, посвященный строительству, недвижимости, услугам, связанным с этими сферами бизнеса, а также разнообразной аналитической информации (готовым маркетинговым исследованиям, бизнес-планам, маркетинговым обзорам рынков) о различных отраслях промышленности и экономики. Недвижимость, инвестиции, строительство и аналитика по данным и смежным темам составляют основной контент портала: рейтинги популярных сайтов компаний, занимающихся строительством и недвижимостью, а также смежными видами деятельности; строительные базы данных; новости строительства и недвижимости; каталоги фирм и строительной продукции; информация об инвестициях на рынке строительства и недвижимости; инфотека - каталог популярной и научно технической информации, статьи, обзоры, пресс релизы, нормативные акты и другие материалы.

Объект изучения данной статьи – различные информационные продукты-исследования рынков - представлен в виде готовых маркетинговых исследований, обзоров рынка, готовых бизнес-планов, баз данных, маркетинговых обзоров и аналитических материалов.

Существует географический фильтр для сортировки всех материалов в рубрике «Исследования рынков» - по стране, региону и городу. Restko.ru предлагает более 6 тыс. маркетинговых работ, в том числе 3200 готовых маркетинговых исследований по 36 отраслям промышленности и экономики, 1300 маркетинговых обзоров рынка, 797 бизнес-планов для различных видов бизнеса, 427 баз данных по различным отраслям промышленности, 19 технико-экономических обоснований, 116 работ по мониторингам рынков, 140 отчетов, содержащих статистическую информацию о различных сегментах рынка. Каждый из вышеназванных разделов сопровождается рейтингом наиболее популярных информационных продуктов.

Новостной блог представлен на главной странице портала рубрикой «Последние поступления и обновления», которая содержит информацию о новинках готовых маркетинговых исследований и другие информационно-аналитические материалы. Как и ресурсы-конкуренты, Restko.ru предлагает услугу разработки индивидуального маркетингового исследования и других видов информационных продуктов, а также подписку на электронную рассылку новостей по тематике портала. Информационно-аналитические продукты, представляемые ресурсом, в большинстве своем платные. По сообщениям руководства портала, бесплатно предоставляется ограниченная часть информации из коммерческих баз данных ресурса.

Сайт Restko.ru предлагает большой объем разнообразной экономической информации. Возможно, за счет разнообразного ассортимента информационных продуктов и услуг, с точки зрения пользователя, навигация портала чересчур сложна - обилие вкладок и подразделов делает процесс работы с порталом гораздо более длительным и трудоемким, чем он мог бы быть.

Итоги

С целью обобщения и систематизации изложенных выше данных, E-xecutive.ru подготовил сводную таблицу, в которой предлагает свой рейтинг интернет-площадок по продаже готовых маркетинговых исследований. При составлении рейтинга учитывалось количество выставленных на продажу готовых маркетинговых исследований; количество маркетинговых агентств, поставляющих эти продукты; наличие бесплатного аналитического контента и другие критерии, которые обозначены в таблице. Кроме того, учитывалась эргономика порталов, то есть удобство использования, навигации и поиска необходимой информации. Итоговый рейтинг доступен в сводной таблице.

Рейтинг интернет-супермаркетов, продающих готовые маркетинговые исследования. Версия E-xecutive.ru (таблица кликабельна)

grafik_small.gif

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Иван Губанов
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Вот, статья в которой упоминается наш проект

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.