Ищите сумасшедшие идеи

Сумасшедшие идеи и планы действий

Я слабо верю в стратегическое планирование в первые годы построения и развития нового бизнеса услуг. Как там рекомендуется поступать при классическом управленческом планировании? Сначала нужно определить миссию Компании и ее стратегические цели. Потом расписать стратегический план действий на ближайшие три-пять лет. Исходя из этого, расписываем среднесрочный план действий ― на ближайший год. После чего составляем оперативный план действий ― на ближайшие два-три месяца. Затем мы каждую неделю назначаем выполнение определенных действий из оперативного плана и выполняем их. Раз в месяц пересматриваем оперативный план, раз в квартал ― среднесрочный, раз в год ― стратегический.

В теории все выглядит красиво. А на практике ― законченный бред. Какой смысл расписывать подробные планы на пять лет вперед, когда одна существенная корректировка прайс-листа может в корне поменять всю сущность бизнеса? Включая среднюю сумму сделки, круг целевых Клиентов и географию продаж? Что мы можем наверняка знать про бизнес услуг, так это то, что его сущность довольно часто меняется. Иногда ― сильно, время от времени ― кардинально. Фактически, начинаем мы строить один бизнес, через некоторое время превращаем его во второй, потом в третий. Создаем новый бизнес на базе предыдущего раз пять, а то и семь, пока очередная попытка наконец не окажется успешной.

Поэтому для развития бизнеса услуг достаточно двух вещей. Во-первых, ставить стратегические или среднесрочные цели. Как и при постановке жизненных целей, лучше всего, когда целей несколько. Оптимально ― три-четыре. Если цель будет только одна, развитие Компании будет идти неэффективно. Ведь не в каждый момент времени вы можете успешно прилагать усилия для достижения данной цели. Если целей несколько, вы можете временно переключаться на достижение других целей. Если же цель всего одна, переключиться в такой период вынужденного ожидания будет не на что, и развитие будет простаивать. С другой стороны, если целей будет слишком много, внимание и ресурсы будут слишком сильно распыляться между ними. Так что оптимально в каждый момент времени иметь три-четыре цели. Из них, возможно, только одна будет самой сильной. А остальные цели будут существенными, но не настолько важными, как ваша главная ― приоритетная ― цель. Кроме того, я рекомендовал бы, чтобы хотя бы одна из целей носила финансовый характер. Какие бы цели по развитию бизнеса вы не ставили, нужно не забывать, чтобы все это воплощалось в рост оборотов и доходов.

Во-вторых, под каждую из поставленных целей нужно расписать планы ближайших действий, благодаря которым вы будете продвигаться к достижению этих целей. Такие планы могут иметь совершенно неформальный характер. Например, простая последовательность действий или перечень шагов, расписанный на листочке любимого ежедневника.

Почему мы расписываем только ближайшие действия, а не подробный план по достижению поставленной цели? Я глубоко убежден в том, что мы изначально не знаем, как именно будем достигать поставленной нами цели. И не можем этого знать. Поскольку с момента, когда мы начали предпринимать шаги по достижению этой цели, мы начинаем набирать соответствующий опыт. Чем больше мы уже сделали, и чем больше опыта набрали, тем лучше мы понимаем, как нам все-таки достичь нашу цель. Разумеется, по мере набора опыта и получения дополнительной информации наше видение путей достижения этой цели может сильно измениться. Было бы странно, если бы коммерсант вел переговоры со своим тысячным Клиентом так же, как с первым. Поэтому не нужно заморачиваться тем, как конкретно мы будем достигать интересующую нас цель. Запланировали ближайшие действия, выполняем их. Выполнили одни шаги ― становится понятнее, какими должны быть следующие. Так и шагаем, пока цель не будет достигнута.

Постановка достойных целей и направленные действия по их достижению могут оказать весьма позитивное воздействие на ваш бизнес. Но самые сильные результаты вы можете получить от сумасшедших идей. То есть таких целей, достижение которых изначально кажется совершенно нереальным. Или, как минимум, практически невероятным.

Например, наибольшее влияние на создание и развитие бизнеса «Руснет» оказало воплощение в жизнь нескольких сумасшедших идей:

  • Сама идея, на которой был построен бизнес «Руснет», казалась в те времена совершенно нереальной. Как можно предоставлять услуги доступа в Интернет, не используя инфраструктуру Городской телефонной сети? Разве может быть такое, чтобы интернет-провайдер не зависел от ГТС? Да и то, что можно построить сеть передачи данных на каких-то радиоканалах с шумоподобным сигналом и мощностью ниже, чем у сотового телефона, казалось бредом наркомана…
  • Позже наши коллеги-конкуренты из «Омерты» загнали нас в угол. Их собственники вложили колоссальный административный и финансовый ресурс, чтобы стать совладельцами «Транстелекома», который тянул в наш регион единственный магистральный оптоволоконный канал. Было заранее известно, что «Ростелеком» будет использовать под свои цели чужую оптику ― в рамках обмена магистральными каналами. И еще много лет не будет строить свою оптоволоконную магистраль в наш регион. Было очевидно, что с момента ввода в эксплуатацию магистральной оптики все интернет-провайдеры, использующие менее совершенные магистральные каналы, окажутся неконкурентноспособными. Также было заранее известно, что «Омерта» и ее владельцы не будут предоставлять доступ к оптике «Транстелекома» другим интернет-провайдерам. Они предпочтут придушить всех нас на корню и монополизировать рынок. Однако мы смогли построить альтернативный магистральный канал достойного качества на поднесущих частотах радиорелейных каналов «Ростелекома». Нашим коллегам это казалось совершенно невероятным еще несколько месяцев после того, как наш канал вступил в строй. Пока мы не забрали у них достаточно много Клиентов, чтобы им пришлось поверить, что наш канал ― реальность.
  • Совершенным сумасшествием было не только вести активную коммерческую работу, но и массово размещать рекламу нашей Компании в период ожесточенных лицензионных войн. Понятно, что все проверяющие и контролирующие организации в первую очередь шли в гости к самой заметной на рынке Компании, то есть к нам. Однако прошел год, лицензионные войны утихли. И оказалось, что за это время значительная часть клиентов от тех Компаний, которые сидели тихо и старались не привлекать к себе внимание, перешли на обслуживание в нашу Компанию.
  • Ничуть не менее сумасшедшей была идея создать городской информационный портал в Интернет таким образом, чтобы фактически монополизировать информационное представление нашего региона в сети Интернет. Точнее, чтобы наш портал имел подавляющее превосходство по объему, качеству и оперативности информации над остальными интернет-ресурсами нашего региона. А также имел колоссальный перевес по посещаемости и популярности над всеми остальными интернет-ресурсами нашего региона, вместе взятыми. Считается, что невозможно достичь монополии на конкурентном рынке, на котором конкуренция ничем не ограничена, и новые участники в любой момент могут принимать участие в конкурентной борьбе. Однако уже более десяти лет наш интернет-портал достиг монополии и устойчиво занимает позицию абсолютного лидера.
  • С ростом клиентской базы все более острыми становились проблемы некачественного обслуживания Клиентов. В один прекрасный день нам пришла в голову сумасшедшая идея ― «Можем ли мы сделать так, чтобы мы обслуживали 100% наших корпоративных Клиентов на 100% качественно? Чтобы представляемый им доступ в Интернет был быстрым, надежным, и мы проверили и подтвердили это объективно?» Благодаря этой идее мы придумали и воплотили в жизнь нашу знаменитую VIP-программу. Через полтора года после запуска первой VIP-программы последние недочеты в обслуживании Клиентов были устранены. С этого момента мы имели объективную уверенность, что 100% наших Клиентов обслуживаются качественно. А любое отклонение от этого принципа исправляется сразу же, как только выявлено. Причем настолько быстро, насколько это вообще в человеческих силах. Регулярное проведение VIP-программы оказало колоссальное влияние на удовлетворенность наших Клиентов и нашу репутацию на рынке. А в финансовом плане она оказалась просто золотым дном.
  • На одном из тренингов, в которых я принимал участие, меня ткнули носом в то, что подключение Клиента к Интернет по радиоканалу за 15 дней с точки зрения оперативности не выдерживает никакой критики. До этого мы гордились скоростью подключения Клиентов к нашей сети, поскольку у наших конкурентов равноценное подключение занимало два-три месяца. Но оказалось, что Клиенты хотят и требуют большего. А главное, мы поняли, что можем им это дать. В результате мы поставили перед собой сумасшедшую цель ― чтобы средняя продолжительность подключения по радиоканалу составляла 2 рабочих дня, и при этом многие Клиенты подключались в течение суток после оплаты. Достижение этой цели заняло у нас больше года. Зато в результате мы получили уникальное конкурентное преимущество, до сих пор не превзойденное ни одним из наших конкурентов. Не говоря уж о прямом коммерческом эффекте, выражающемся в том, что каждый новый Клиент в среднем на несколько недель раньше начинал пользоваться нашими услугами и платить за это деньги.

Фундамент успеха моего нынешнего бизнеса ― Компании «Капитал-Консалтинг»/«Профессиональные системы продаж» также покоится на воплощении в жизнь трех сумасшедших идей:

  • Решение о переходе к контрактам «под ключ» в десятки раз больше стоимости, чем практиковавшиеся нами до этого контракты «процессного консультирования».
  • Активная региональная экспансия, которую мы начали в тот момент, когда наш единственный офис еще толком не сводил концы с концами.
  • Моя первая книга ― «Построение отдела продаж», которую я написал в 2005 году. В том же 2005 году эта книга была издана в издательстве «Питер». Книга с самого начала оказалась весьма популярной, и со следующими книгами все было значительно легче. Но в конце 2004 года сама идея о том, что я сейчас напишу книгу, а потом издам ее в лучшем российском издательстве бизнес-литературы, пугала меня до смерти.

Все эти идеи на момент, когда они были придуманы, казались полным сумасшествием. И все же ключевым фактором успеха моих бизнесов стало именно воплощение в жизнь этих сумасшедших идей.

Источник фото: fif.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Святослав Мартынов
Директор по развитию, Московская область

Прочитал статью господина Бакшта. Начал хорошо, завершил средненько...Какой то там городской портал, который позволил компании работать далее вопреки монополисту...
И это сумасшедшая идея??
Грустно на на свете, Господа! Рутинные проекты претендуют на первенство...
И вообще, оптическое волокно было революционным решением в середине 90-х...
Множество других решений должны ''стучать в двери'' малых и больших провайдеров от связи et cetera...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.