Социальное предпринимательство: бизнес или возможность самореализации?

Если вам сегодня зададут вопрос: «Какова же цель занятия бизнесом, и какова цель вашего бизнеса, в частности?» – что вы ответите? Прибыль? Логично. Сегодня это самый популярный ответ – прибыль. И усилия, которые ежегодно суммируются большими коллективами, должны быть приведены к конкретной желаемой сумме выручки. Если достичь цели не удается, результат оценивается как неуспех. Количественные параметры сегодня определяют успешность бизнеса в целом.

В статье я хочу поговорить о достаточно новом явлении для России – социальном предпринимательстве. Активное бизнес-сообщество постепенно делится на части: конкретные прагматики, уставшие, дауншифтеры... и социальные предприниматели – люди, создающие проекты для того, чтобы принести конкретную пользу другим людям. Эти проекты выстраиваются в модели экологического подхода к окружающей среде, партнерам и клиентам. Социальное предпринимательство – недавно возникший сектор экономики. Это понятие пока порождает много поводов для дискуссии, а устоявшиеся стереотипы в бизнесе усложняют восприятие социального предпринимательства как коммерческой сферы бизнеса. Социальное предпринимательство может содержать в себе прибыльные и неприбыльные направления, в любом случае, оно развивается по своим законам. Именно в парадигме социального предпринимательства деньги не цель, а индикатор и ресурс. А экономические возможности для участников возникают как следствие полезности и нужности продуктов или услуг.

Коммерция, торговля, бизнес – краеугольные камни цивилизованных обществ – во многом определяют наши ценности и взгляды. Такие ценности как независимость и упорный труд, выродились в конфликты и соперничество, беспощадную конкуренцию и комплекс трудоголика. Эффективность, самодостаточность и лидерство в технической области переросли в крайний эгоизм, стремление выстоять любой ценой – «чем крупнее, тем лучше», стремление «всегда быть первым». Активный материализм – это всего лишь один из этапов и возможных сценариев. В процессе отказа от представления о бизнесе как о прямолинейной добыче денег мы можем начать воспринимать его как живую систему, цель которой – сделать нашу жизнь наполненной радостью и творчеством, позволяющим самореализовывать наши внутренние ценности. Тогда скорее и бизнес перестанет быть жестким и начнет принимать новые формы. На мой взгляд, этот процесс уже сегодня заметен в деловой среде, мы видим серьезное распространение мелкого, семейного бизнеса.

Последнее время люди испытывают все большее разочарование в качестве жизни в крупных, обезличенных иерархических структурах, относящихся к людям, как к ресурсам, которые надо использовать. Сегодня становится актуальным смелее полагаться на интуицию и идти на риск, удерживая баланс между личной жизнью и бизнесом. Делая акцент на собственных ценностях и взаимодействуя с позитивной силой, мы ощущаем обычно прилив энергии и становимся более внимательными и открытыми к возможностям, которые жизнь посылает нам. Пол Рэй, известный исследователь социальных проблем, утверждает, что мы сегодня переживаем перелом доминирующей ситуации в культуре. Наше внутреннее беспокойство – знак того, что ни ностальгически-консервативный элемент, ни техно-модернисткий («миром правят технологии!») подход не обеспечивает адекватного физического и внутреннего процветания человека. В исследовании Рэя говорится о возможности возникновения того, что он сам называет интегральной культурой. Я думаю, что социальные предприниматели и становятся представителями новой интегральной культуры в бизнесе.

Новая культура активно меняет старые формы городов, мест работы, рынков, компаний, университетов и органов власти. Люди, движимые внутренней потребностью следовать своим убеждениям, внимательно читают текст на этикетке продукта, задавая вопрос о его происхождении, общаются с коллегами и друзьями, обсуждая проблемы здоровья, экологии, прав человека, воспитания детей и т.д. «Возрождение культуры заключается в том, чтобы попытаться по-новому взглянуть на самих себя или хотя бы по-новому использовать старые идеи и технологии», – пишет Рэй. Жить во имя своих внутренних целей и желаний – это нечто большее, чем идентификация по роду занятий, уровню образования или достижениям мирового масштаба. Для большинства из нас это означает жить в согласии с умом и сердцем, привнося в жизнь радость, проявляя свои дарования и таланты, служащие всеобщему благу. Когда мы ощущаем удовлетворение от своих поступков, мы переносим его на все сферы жизни, в том числе и на свое рабочее место, и тогда возникает прекрасный шанс проявить себя. Мировоззрение, основанное на понимании отсутствия противоречия между материалистическим миром и нематериальными способностями, может стать новым импульсом развития нашей цивилизации и просто качества и образа жизни.

Наука и техника развиваются темпами, которые практически невозможно осознать. И это развитие направлено на создание утилитов, которые делают нашу жизнь удобной и автоматизированной. Интересных событий в области развития и управления внутренними ресурсами самого человека пока происходит немного. Вопреки развитию технологий мы по-прежнему используем 5% своих интеллектуальных и 15% физических возможностей (психофизиологи подсчитали). В нашем распоряжении горы анатомической и психологической литературы, но человечество по-прежнему ничего не знает о себе. К сожалению, из нового в этой области развития нематериальных способностей - лишь невероятный всплеск курсов разнообразных восточных практик, чаще проводимых инструкторами по фитнесу, и всевозможных тренингов «Как добиться успеха». Мы радуемся научно-техническому прогрессу и совершенно не замечаем, что в области развития достоверных знаний о самом человеке ничего существенного не происходит. В психологии пока не существует какой-нибудь убедительной научной теории человеческой личности (для справки: в мире существует 800 признанных психологических школ). При интенсивном развитии технологий в медицине, все большее количество заболеваний не подлежит эффективному лечению.

Продолжается активный поиск ответа на мучающий с давних пор вопрос о предназначении и природе человека – это поиск его кода, формулы... Нынешняя цивилизация, основанная на культе разума, придумала для нас название Homo Sapiens. А как говорится – как корабль назовешь, так он и поплывет. Но за бортом нашего корабля как-то оказался Человек Неразумный – дурачащийся, чувствующий, энергетический, переживающий, парадоксальный, интуитивный... Sapiens – лишь небольшая часть каждого из нас. Целостность – это гармоничное соединение всех наших частей, только при этом условии мы начинаем ощущать себя законченными и гибкими. Жизнь становится занимательной, местами захватывающей игрой, а не борьбой с обстоятельствами или завоеванием намеченных целей или достижением, поставленных результатов.

Homo Perpetus (человек непрерывный) – наше единство, которого не достичь исключительно интеллектуальными средствами. Как и все в этом мире, человек – энергетическое событие, и если у него нет энергии, он не создает радость и удовольствие вокруг себя, дисгармоничен с природой, он заболевает и разрушается. И все же мы становимся все более «разумными». В бетонных офисах у компьютеров, среди финансовых и юридических маркеров, даже ночью не расставаясь с мобильными телефонами, мы - уже практически искусственно выведенная раса индустриальных существ, стремящихся к идеалу сверхумной машины. Изобилие материальных благ предоставляет такое огромное количество внешних отвлечений, что потихоньку мы теряем связь с самими собой, мы не знаем, чего хотим именно мы. Мы научились хотеть того, к чему нас призывают. Практически безнадежно мы не слышим себя, мы боимся выключить телевизор или выйти из Сети, ведь в этот момент тихий голос нашего «я» прорывается через бесконечный барабанный бой. Наш мир - скорее всего, тупиковый путь развития, так как построен на искусственных понятиях, но, скорее всего, в нем и разгадка того, каким он станет или каким сотворим его мы в будущем.

Для меня лично в течение многих лет внешние достижения были отражением и доказательством моей состоятельности, и, не миновав кризиса смысла, мне удалось поймать способ жизни, который можно описать простой картинкой.

 

Жить так в некотором смысле нелегко, так как социум абсолютно не заинтересован в гармоничных и самодостаточных личностях, он заинтересован в приросте максимального числа наших зависимостей от вещей, людей и обстоятельств. Еще я заметила интересную тенденцию последних двух лет: разочарование в материальных ценностях все меньше выплескивается в дауншифтинг и в реализацию новых социальных бизнес-проектов, которых становится все больше, а экологизация бизнес среды, бизнес-ценностей и коммуникаций все заметнее.

Фото в анонсе: Facebook автора

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Отти Александр Отти Менеджер, Санкт-Петербург

Кристина, спасибо что затронули эту тему. Все красиво но есть несколько моментов на мой взгяд, цитата: ''Коммерция, торговля, бизнес – краеугольные камни цивилизованных обществ – во многом определяют наши ценности и взгляды''.
Как я припоминаю основы любой цивилизации: производство, познание, обучение, власть. Без любой из этих вещей цивилизация не существует, коммерция торговля бизнес это лишь надстройка над производством, упаковка, проблема современности в том что эта надстройка гипертрафирона, перегружает свою основу. Что качсается остальных основ то и они в кризисе, стремительный прогресс качества жизни за счет научных достижений - лишь оболочка, краеугольные научные открытия сделаны 100 лет назад, сейчас же происходит обтесывание шероховатостей. И в обучении и во власти есть огромые проблемы. Системный кризис перехода к другому общественному устройсту, не просто кризис перепроизводства. Дауншифитинги и социальные проекты - либо неосознанный способ либо бежать, либо попытки изменить неизбежное.

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан
мне удалось поймать способ жизни, который можно описать простой картинкой
аффтар таки ответил на вопрос ''кто я ?'' кстати, как понять ''Я мое'' ? должно ли тут быть тире ? [COLOR=gray=gray]или это междометие ''Ё-мое'' ? ))[/COLOR]
Александр Отти Александр Отти Менеджер, Санкт-Петербург

Александр, не зарекайтесь, может случится так что все остальное покажется потерей времени

Генеральный директор, Москва

Удача,что это обсуждается.
Есть интересные исторические примеры.
''Моя идея была с самых юных лет наживать для того,чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу(народу) в каких-либо полезных учреждениях;мысль эта не покидала меня всю мою жизнь!'' П М Третьяков(в этом году юбилей)
В русской истории много примеров красивого делания красивых дел с красивыми в тч финансовыми результатами. Честь,дело и качество были во главе. В результате получались весомые деньги.
Вдохновения и благосостояния всем желающим!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Мария Забурмах пишет: Вдохновения и благосостояния всем желающим!
Мария Забурмах, Вы чьих будете?
Менеджер интернет-проекта, Москва

Я думаю социальное предпринимательство можно разделить на 2 раздела: 1. Предоставление качественных и широко востребованных продуктов и услуг социального характера, в том числе тех, которые государство не предоставляет, по ценам реально доступным для всех слоев населения. 2. Предоставления возможностей труда и занятости, адаптации особенно для отдаленных, депрпессивных регионов и моногородов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Считаю, что обращаться к теме социального предпринимательства важно и даже жизненно важно. Спасибо автору за это.
Перед нами всё острее встают проблемы экологического здоровья нашей планеты, мы не до конца понимаем смысла жизни, необходимости экологического мышления, экологического предпринимательства. Осознание себя представителем нашей планеты объединяет и сближает всех людей, создает основу для взаимного уважения, позволяет выработать единое направление мыслей и действий, является сильным катализатором творчества и предпринимательства на благо всех людей.

Найти необходимые средства на экологию не сложно. В истории многих народов было принято отдавать небольшую часть своих доходов на благотворительность, на различные общественные цели. Это правило выработано человечеством веками для гармонизации отношений между людьми. Работай на себя, на свою семью, но десятину отдай обществу на благотворительность, на социальные нужды. Аналогично каждое государство, каждая корпорация должны отдавать часть своих доходов на социальные нужды, на поддержание экосистемы нашей планеты. Но отчисления с доходов - не главное. Важнее является ли сам бизнес, производство экологичным. Если корпорация в своей деятельности наносит непоправимый вред окружающей среде или людям, то отчисления на благотворительность теряют смысл. Если чиновник или предприятие воруют государственные средства, то также теряются средства на социальные нужды. Важнее, чтобы государства, корпорации, каждый человек в своей жизнедеятельности соблюдали единые правила социального предпринимательства, осознали и разумно ограничили собственный эгоизм и проявляли заботу о внешней окружающей среде на всех уровнях. В том числе и на самом верхнем уровне, на котором ни государство, ни нация, ни корпорация не должны решать свои задачи путем, идущим вразрез с заботой об экосистеме нашей планеты. Это должно стать законом. Иначе будет расти напряженность между людьми, будут теряться доверие, знания, смысл жизни людей. Будут увеличиваться частота и амплитуда природных аномалий до тех пор, пока человечество не осознает, что причина этих явлений в нем самом. Мы сами несем ответственность за последствия несоблюдения этих законов.

Генеральный директор, Москва
Елене Рыжковой По фамилии или по жизни? Владимиру Салтановичу Именно в таких ракурсах обсуждалось СП на мероприятии в Общественной Палате РФ. П.3 был несколько необычен - предлагалось именовать его ''бизнесом с человеческим лицом'' Как-то неловко за лица остальных....
Директор по маркетингу, Украина

Прочитал. Тупой. Не понял - о чём и к чему. За что я уважаю подобных авторов - они не дают словам возможности застаиваться! Не важно - о чём. Важно - написать!.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.