Если у вас есть идея – это еще не бизнес

На протяжении последних десяти лет наблюдается определенное оживление на рынке инвестиций в стартап-проекты.

Однако «благодаря» нашему менталитету, политической и экономической ситуации, зачастую, и банальной неграмотности, общий инвестиционный климат у нас пока еще сыроват и небогат профессионалами.

Хотя, впрочем, общая ситуация все равно лучше, чем в начале 1990-х годов, когда деньги на развитие бизнеса можно было взять только у бандитов под бешеные проценты, а отчетность о потраченных деньгах получалась посредством терморектального криптоанализатора.

По поводу наших доморощенных инвесторов можно было бы сказать много «добрых» слов, но, во-первых, тема частично уже поднималась мною ранее, а, во вторых, бороться надо с причиной, а не следствием.

Причина в том, что идеи, требующие 100% финансирования, очень часто рождаются у людей, не имеющих собственного управленческого опыта. Они не приучены к тому, как надо работать с проектами. Они понятия не имеют о большинстве аспектов финансово-хозяйственной деятельности. Им претят жесткие правила отчетности, контроля и планирования со стороны финансирующей стороны.

Очень многие стартаперы (к сожалению) значительно переоценивают свой опыт и знания. А в результате тратят время на мертворожденные проекты. Даже если им везет, и они все же находят доброго бизнес-ангела, их проекты не доживают зачастую даже до точки безубыточности.

Из практики, в большей степени этим грешат разработчики IT-проектов (софт, монетизация интернет-ресурсов и прочие) и инноваторы – изобретатели (еще вчера, как правило, люди науки).

У этих «проектных гениев» очень часто присутствует этакое чувство бедных родственников, которым все вокруг просто обязаны помогать. А главное – бесплатно. Они уверены в том, что их идея перспективна. Вникание будущего инвестора во все детали с проведением собственных исследований, изучением технологий, комплексным исследованием рынка, определением рисков, разработкой бизнес-плана, и т.п. – только его личные проблемы. Как и те, что последуют за запуском проекта.

«Я гений, я придумал мега перспективный проект»

Часто наблюдается явный перекос в сторону личной исключительности. Как многие молодые люди, так и простоявшие всю жизнь на кафедре, убеленные сединами изобретатели, часто не понимают того, что статус определяется оценкой окружающих. К кому стоит более длинная очередь – тот и будет выдвигать свои условия работы. Если инвесторы не выстраиваются за вашей идеей в очередь, надо обвинять не окружающий мир, а делать соответствующие выводы и начинать работать по сложившимся правилам.

Многим стартаперам стоит преодолеть свой когнитивный диссонанс и понять простую вещь. Любая необоснованная идея – не стоит ровным счетом ничего. Не потому, что сырая идея сама по себе плоха или нежизнеспособна, а из-за того, что она пока еще ничем не подтверждена. Какой бы гениальной идея не была, ее необходимо грамотно просчитать и обосновать на бумаге. А для того, что бы это сделать, надо не витать в облаках, а попытаться увидеть идею в стадии реализации. Говоря образно, реализуя свою идею, вы закладываете фундамент нового бизнеса.

Если фундамент рассчитан неправильно, то будущие нагрузки на него могут привести к разрушению всего здания. И что бы там себе некоторые товарищи не воображали, но рассчитать этот самый фундамент – задача именно стартапера, а не инвестора.

Собственник проекта обязан его качественно проработать. И к инвестору идти не с голой идеей, высосанной из пальца, а с абсолютно полным пониманием всех без исключения деталей и аспектов операционного бизнеса. Безусловно, у узко-профильных специалистов не всегда присутствует организаторские способности и опыт. Здесь все просто:

  • Умеешь генерировать идеи – генерируй.
  • Умеешь программировать – программируй;
  • Умеешь управлять командой – управляй командой;
  • Умеешь анализировать рынок – анализируй;
  • Умеешь вести управленческий, бухгалтерский, налоговый учет – веди учет;
  • Умеешь заниматься финансовым анализом и планированием – занимайся. Но вот когда все это будешь уметь делать одновременно и качественно – тогда ищи финансирование.

Стартапер должен предварительно проработать свою идею до той степени, когда можно сложить предварительную модель бизнеса.

Не имеет значение, идет ли речь о создании программного продукта, социальной сети для любителей выжигания по дереву, о строительстве завода по производству бурбуляторов, либо о создании нового системного банка. Для любого бизнеса финансовые и организационные модели полностью идентичны.

Необходимо знать смету всех этапов до ввода объекта в эксплуатацию (издержки подготовительного периода).

Требуется изучение рынка, его емкости, конкурентов, потенциала развития. Должен быть выполнен предварительный технологический проект (по производственным темам). Необходимо учесть все факторы (сырье, ресурсы), влияющие на прямую себестоимость конечных продуктов. Надо владеть достаточным опытом для того, что бы оценить прогнозные издержки управления (ФОТ, коммунальные, транспортные, административные, пр.). Иметь представление по юридической составляющей бизнеса. И только затем, всю полученную информацию свести в единый документ под названием бизнес-план.

Следует понимать, что сам по себе бизнес-план представляет собой всего лишь бесполезную стопку бумажек, только если его составлению не предшествуют тщательные прединвестиционные исследования.

Вместе с тем, нет ничего хуже, чем прийти к потенциальному инвестору вообще без информации о проекте, изложенной на бумаге.

Отговорки о том, что, следуя Козьме Пруткову, нельзя объять необъятное, беспочвенны.

На дворе XXI век, если кто не заметил

Когда в начале 1990-х я оканчивал университет, говорили, что специалист может повышать квалификацию, либо получать информацию, уверенно пользуясь научной библиотекой и алфавитными указателями. Сейчас есть Интернет и поисковики. Что мешает стартаперу, перед тем как искать инвестиции, вникнуть в детали своего проекта?

Чтобы хотя бы убедить инвестора в том, что вы можете эффективно управлять проектом, необходимо знать все без исключения нюансы его реализации. При этом не обязательно знать все тонкости и детали разрешения этих нюансов. Надо знать об их существовании!

Надо уметь подбирать профильных специалистов, ставить им задачи и контролировать выполнение. Но и концептуальное разрешение таких задач руководитель тоже обязан знать.

Если же стартапер принципиально не желает выходить из творческого состояния – дедлайном такого проекта может быть только продажа или передача в управление идей и технологий. Ну, а как у нас работает защита интеллектуальной собственности – известно всем.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Челябинск

Сам в этапе развития проекта. И тут ''Но вот когда все это будешь уметь делать одновременно и качественно – тогда ищи финансирование'' великолепно подходит! Хорошую идею, если она действительно такова, а не только кажется такой ее генератору - украдут раньше чем попробуешь получить финансирование...

Руководитель проекта, Украина
Баранов Алексей пишет: украдут
Есть еще один класс инноваций - deceptive ''вводящие в заблуждение''. С такими инновациями можно выкатиться к инвесторам и не бояться, что украдут. Даже если тупорылье подсуетится, оно не сможет сделать разворот(ы) продукта на 90 градусов, чтобы захватить действительно лакомый рынок, рынок ради которого все затевалось. У всех конкурентов, которые не знают лабиринта, бизнес загнется. Правда, этот факт засорит информационную сферу. Поднять новые инвестиции после провала воровских конкурентов будет практически невозможно. Главное в деле - успеть проскочить, пока тупорылье еще барахтается. Заблуждающие инновации всегда являются подклассом disruptive ''замещающих'' инноваций. Замещающие инновации входят на рынок, обслуживая дешевый или маленький сегмент рынка, который не интересен воротилам бизнеса. Если отличительная характеристика инновационного продукта сильно отличается от набора стандартных характеристик основного рынка, то это заблуждающая иннвация. Найти инвестора под такую вещь тоже нелегко, но часто легче и безопаснее. Один из классических примеров заблуждающей инновации: телефон. Телефон замещал телеграф. Western Union и прочая телеграфная братия ревностно охраняли свою территорию. Они ''контролировали'' всех инвесторов и публично известных спецов в информационных технологиях. Продать идею телефона в индустрию по-уму было невозможно. А. Белл заблудил изобретение в совсем другую область. Он продал идею адвокату, которому улыбалась удача стать патентным тролем. Белл неплохо разобрался в технологическом цикле и ситуации на дороге. Он знал, что телефон - это вопрос считаных лет. Белл даже заплатил взятку инспектору в патентном бюро, чтобы тот сообщил когда поступят первые заявки на телефонные аппараты и передал детали формулы изобретения. Как только такая заявка пришла, Белл в тот же день подал свою... Тоесть Белл просто предложил бизнес идею: застолбить место и дожидаться пока телеграфисты начнут внедрение, а потом высудить у них кусок пирога. Под этот рынок - слава быть одним из первых успешных патентных тролей - Белл нашел ивестора в лице адвоката, который проспонсировал работу двух человек. При финансовой поддержке эти люди быстро собрали прототип, что выгодно отличало компанию от всех других изобретателей, которые или не имели компаний и патентов, или не имели денег на работающие устройства. Этот план Белла и адвоката удался наславу, если бы ни одно но. Western Union подвергся рейдерскому нападению во время суда с компанией Белла. Western Union отозвал адвокатские ресурсы для отражения атаки и перестал уделять внимание стратегическому риску. Кроме того, у компании Белла был новый исполнительный директор. Тот не хотел играть в поддавки и расценивал шанс полной и безоговорочной победы, как свою личную карьерную и профессиональную доблесть. Суд был выигран компанией Белла. По результатам суда Western Union запрещалось использовать и предоставлять услуги телефонии; телефон разработанный Эдисоном (тем самым) для Western Union перешел в собственность компании Белла. Тут уже ничего не оставалось делать, как разворачиваться на 90 градусов и врубаться в телекоммуникационный рынок. Именно с Эдисоновским телефоном, а не с телефоном Белла, компания начала развиваться и превратилась в гиганта телефонии.
Партнер, Тольятти

Извините, что не читал форум, просто эмоции бьют через край. Окончил в начале 90-х ВУЗ? Требуешь чтобы к тебе стартаперы с готовым бизнес_планом приходили и вели себя как мыши подопытные? Самому работать мозгами некогда? Уповай тогда на Всевышнего нашего и может воздастся тебе.

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
>Константин С. Подход с такими речевыми оборотами присущ профессиональным предпринимателям, которые не то что бы команду, но и конечно инвестора работать на себя заставят. Причем сами по себе ''обороты'', ничего нового не вносят в бизнес. Потому как являются лишь частью выбранной стратегии и могут быть или не быть, при наличии оной! Причем при наличии такой стратегии эти обороты можно назвать по другому.... Но все это, конечно интересно! Спасибо за то, что озвучили... , полезно! Кстати сказать, то что происходит в статье. возможно очень похоже на описанную вами историю с Беллом. Кто-то... , пытается кого-то на что-то спровоцировать :) Ведь со статьей все не так серьезно в плане подхода, статья ориентирована далеко не на помощь старт-аперам. Вероятно инвесторы производят оптимизацию рынка ''просителей''. Количество которых вероятно увеличивается и есть потребность в улучшении их качества!!! :D Скажу больше! Автор, может об этом не подозревать!!! :D
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина

Есть еще вариант, автор может предоставлять услуги по ''раскрутке'' старт-апетов (будучи охотником за идеями или нет).
Сложно правильно относиться к статье не определив её назначения! +ссылка на страничку автора не работает.
Общем скучно тут иногда!

Директор по R&D, Санкт-Петербург

Вообще говоря, бизнес - это скучно и традиционно, идеи вообще не имеют значения. 90% бизнеса это рутинное выполнение операций, сопровождающееся их учетом и контролем.

90% руководителей предприятий знать не знают ничего о бизнес-планах (да даже просто о планах часто ничего не знают 30-40% руководителей). Утверждаю вполне ответственно, поскольку занимаюсь внедрением бюджетирования и планирования лет этак 12 уже.

Идея в голом виде - это пустое место. Значение имеет только конкретная ее реализация, оформленная в соответствующей УСТОЙЧИВОЙ бизнес-среде. Какой бы ни была гениальной идея, ее нужно реализовать в виде продукта или решения, продвигать на рынок, принимать и обрабатывать заявки, учить клиентов, агентов, специалистов, консультантов, и т.п.

Инвестор крайне редко вкладывается в какую бы то ни было идею. Чаще всего инвестор вкладывается в открывшуюся возможность закрыть потребность, имеющую внятную потребительскую ценность и способ ее монетизации и/или капитализации.

Менеджер, Москва

Цитата:
:D «Здесь все просто:
-Умеешь генерировать идеи – генерируй.
-Умеешь программировать – программируй;
-Умеешь управлять командой – управляй командой;
-Умеешь анализировать рынок – анализируй;
-Умеешь вести управленческий, бухгалтерский, налоговый учет – веди учет;
-Умеешь заниматься финансовым анализом и планированием – занимайся.
Но вот когда все это будешь уметь делать одновременно и качественно – тогда ищи финансирование.» :!: :D
Ну прямо не старт-апер - нуждающийся в финансировании своей разработки, изобретения или идеи, а Человек-оркестр какой-то!
Скорей всего, человек, обладающий всеми этими способностями и умениями сам давно является владельцем высокодоходного бизнеса, а не начинающим старт-апером. :D
Не хочу обсуждать компетентность Автора в вопросах венчурного инвестирования, но суть проблем финансирования старт-апов в России, на мой взгляд складывается из многих составляющих - одними из которых являются:
- уже затронутые Автором - такие как: ''... идеи, требующие 100% финансирования, очень часто рождаются у людей, не имеющих собственного управленческого опыта.''
На мой взгляд, это нормально - учёные, изобретатели, творческие люди - это не управленцы и предприниматели! Они в принципе мало что изобрели бы (а скорее всего не изобрели бы ничего), если бы загружали свою голову проблемами организации и ведения бизнеса. Это не их компетенция. Как говорится - каждому своё... Богу - Богово, Кесарю - кесарево.
Глупо требовать от талантливой балерины - умения организовывать концерты, гастроли и вообще весь коммерческий процесс. Она талант - а для реализации коммерческой составляющей и извлечения прибыли - должны существовать грамотные профессионалы - менеджеры, владеющие всеми необходимыми навыками как в области маркетинга, так и в области организации всего процесса (если угодно бизнес процесса)!
В России, к сожалению, это как правило - некие менеджеры энтузиасты, а не полноценный институт профессиональных управленцев (не важно в какой сфере - в искусстве ли, или в другой области...) Ведь выведение на самоокупаемость любого проекта будь то исполнитель в шоубизнесе, интернет проект, выпуск нового продукта питания, медиапроект и вообще любая идея - нужны не просто профессионалы исполнители, а люди имеющие опыт, знания, интуицию, желание работать не исполнителем, а организатором, умеющие принимать ответственные решения и воплощать их в бизнесе! И это не обязательно какой-то один человек (как в случае с работой продюсеров).
По сути нужна команда не просто экспертов, но профессиональных менеджеров - финансистов, управленцев и т.п., в том числе и для работы с теми самыми ''проектными гениями'', дабы из противостояния старт-апер-инвестор=0 - ситуация перешла в состояние старт-апер+инвестор=результат.
Такую высокопрофессиональную команду, на мой взгляд, проще выгоднее и удобнее, со всех точек зрения, создать потенциальному инвестору - ''бизнес-ангелу'', т.к. он и только он может реально оценить такого рода специалистов и именно он заинтересован в уменьшении инвестиционных рисков. Глупо ждать, что человек, который изобрёл устройство или новый продукт сможет стать такому инвестору ''госстрахом''! Инвестиции - это тот же бизнес - который требует грамотной организации всего процесса - от поиска потенциально интересных людей, идей, проектов, до их профессионального отбора и организации процесса инвестирования, а не просто вливания денег.
И если, на Западе для этого создаются венчурные фонды, прописывается законодательство для реализации инвестиционных проектов, в том числе защите интересов ''проектных гениев'', то в России пока что - как в лесу - все бояться - одни потерять деньги, другие потерять возможно большее - права на плоды своего труда в виде идей или изобретений, на которые мог уйти не один год жизни.
При этом все ссылаются на несовершенство Законодательства в сфере авторских прав.
А кто мешает заинтересованным сторонам самим организовать подобные фонды и прописать все нюансы отношений в договорном режиме (даже если пока в законе есть пробелы в решении каких либо вопросов авторских прав)?
Все боятся нарваться на мошенников как с одной так и с другой стороны.
Возможно решением могут стать независимые компании, организованные именно для того, чтобы проводить как грамотную экспертизу будущих бизнес проектов, так и привлекающие для уменьшения рисков страховые компании.

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Таисья Щелканова пишет: А кто мешает заинтересованным сторонам самим организовать подобные фонды и прописать все нюансы отношений в договорном режиме
А что в таком случае указать в графе - ''при невыполнении условий договора, споры разрешаются в суде согласно........'' действующего на правах авторитета.....г-на такого-то !!!! Автора статьи (он не представился), тоже, возможно, стремиться прорекламировать свои услуги - в помощь начинающим, стать дополнением их оркестра чтоб таки достучатся до инвестора, равно как и определиться действительно ли нужен инвестор?!? Возможно даже где-то претендует быть гарантом, что вашу идею не украдут и пропишет все в договоре (например). Но где гарантия, что гарант не очередной ''лохотрон''! Извините за выражение. Модно даже с уверенностью в 100% случаях, все разговоры о доверии в этой сфере уже считать ''лохотроном! В итоге, кто гарант незаконно взятых на себя обязательств? Авторитетная организация? Или конкретный человек? Очень интересен ваш пост, но только до момента - ''про лес''. А далее идея еще одного неблагополучного старт-апа!
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Юрий Гринько пишет: Общем скучно тут иногда!
Да еще и Николай Ю. Романов, почему-то не интересуется этой темой!!! :D Или источником.... :o
Менеджер, Москва
Юрий Гринько пишет: Автора статьи (он не представился), тоже, возможно, стремиться прорекламировать свои услуги - в помощь начинающим, стать дополнением их оркестра чтоб таки достучатся до инвестора, равно как и определиться действительно ли нужен инвестор?!?
:D Автор статьи, похоже, намекает на то, что прямые инвестиции в старт-апы это очень рискованный бизнес - и подпись возможного автора (похоже) находится внизу странички - :D :D :D не удивлюсь, если автором является ''самый доходный паевой фонд - Тройка диалог'' :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.