Манипулятор, я про тебя все знаю!

Противостоять манипуляции

– Коммуникация занимает все больше места в бизнес-процессах. Результат коммуникации всегда кроется в обратной связи. Можно сколько угодно говорить: «Я имел в виду совсем другое!», но результатом всегда будет то, что унес с собой человек на уровне понимания. А из чего складывается коммуникация? Из манипуляции, – утверждает Татьяна Мужицкая, специалист в области рекламы и PR. сертифицированный бизнес-тренер, международный тренер НЛП, писатель и телеведущая, гостья Дискуссионного клуба Executive. А манипуляция – это всегда желание одного человека достичь своей цели за счет другого.

Екатерина Дворникова: Татьяна Мужицкая была не просто докладчиком, а скорее тренером, модератором того, что происходило в отведенный ей час. Она мгновенно вовлекала всех участников в действие. Первый раз я столкнулась с манерой иллюстрации манипуляций на примере сказок, причем в креативной подаче тех участников, которые не постеснялись роли «подопытных кроликов».

Во второй части своего выступления Татьяна и все присутствующие пришли к выводу, что грань между манипуляцией и мотивацией подчас очень призрачна. Но, некоторая разница все же существует. А именно: манипуляция всегда направлена на достижение целей того человека, который манипулирует поведением другого человека. Конечно, бывают случаи, что цели этих людей совпадают, но не так часто, как хотелось бы. Мотивация же направлена в первую очередь на создание возможностей и понимание своих ресурсов человеком, которого мотивируют. Понять эти различия, на мой взгляд, очень важно, если вы не хотите стать жертвой манипулятора. В конце своего выступления Татьяна назвала целый ряд признаков, в том числе и определенные речевые обороты, фразы, по которым можно четко установить, что к вам применяют методы манипуляции. А кто предупрежден, тот и вооружен.

Ирина Агафонова: Спасибо Татьяне Мужицкой за определение НЛП. НЛП – это работа со структурой, с формой, а не с содержанием. Это оказалось для меня принципиально важным. Наконец-то я могу прекратить периодические чтения толстенных книг, пытаясь понять, что такое НЛП и зачем оно мне?

Где прячется мотивация?

– Ищите причины плохой мотивации в интерьере вашего офиса, если у ваших сотрудников исчез энтузиазм, – призывает еще один докладчик Дискуссионного клуба – Александр Соломатин, президент Ассоциации коммерческих организаций «Молодые профессионалы», владелец и руководитель проекта «Мотиватор», автор книги «Мотиватор. Религия предпринимателя».

Елена Ребец: Александр Соломатин – основатель и руководитель группы компаний «Мотиватор», которая специализируется на создание эффективных инструментов для управления бизнесом через интернет. Его выступление было одним из самых нестандартных в нашем клубе. От других оно отличалось тем, что вопросы, которые ему можно было задавать, мы сразу получили в распечатанном виде. Другие – не из списка – к ответу не принимались. Александр сказал, что когда-то выбрал своей личной стратегией искренность. И честно добавил, что не тратит свое время на то, что ему не интересно. Народ возмутился, но посмотрев вопросы, увлеченно начал ставить галочки. Искренность спикера была для нас обезоруживающей, а ответы – непривычные. Слушатели увлеченно приставали к спикеру, доказывая, что он неправ. Но Александр обаятельно и искренне отбивался.

В качестве раздаточного материала все присутсвующие получили любопытный документ – «Характер программы «Мотиватор», состоящий из десятка тезисов. Приведу некоторые: Я знаю, что есть важное, очень важное и самое важное. Так как я лидер и у меня всегда мало времени, я занимаюсь только самым важным. Я профессионально активна, стараюсь сама предложить нужное и готова, при взаимном согласии, это исполнить. Я не хочу быть большой, чем я меньше – тем короче ваш путь к результату. Я люблю порядок, но не люблю тратить время на его наведение, поэтому создаю такие условия, чтобы максимальный порядок обеспечивался во мне сам. Я умею хранить чужие секреты. Все, что мне доверяют, никогда не будет доступно посторонним. Я очень талантлива и ценю свои достижения, умею защищать свои секреты от посторонних. Я твердо стою на своих принципах, но гибко подхожу к решениям, которые позволяют обеспечить их реализацию.

Так и захотелось принять человека с такими утверждениями на работу.

В конце аудитория четко разделилась на два лагеря – по возрасту. Молодежь сотворила себе кумира. Тех, кто постарше, некоторые товарищи обозвали ортодоксами и ламповыми телевизорами. На что я скромно ответила, что мы уж, по крайней мере, лампочки накаливания. Общий вывод: за такими молодыми людьми как Саломатин – будущее бизнеса.

Ирина Агафонова: Выступление Александра Соломатина хочется озаглавить чем-то вроде «Соломатин. Тяжкий путь познания». Конечно, Александр рассказывал не о технологиях мотивации, он рассказывал о том, как сложно сделать что-то ценное и осмысленное в современной социальной среде, о своем опыте. Для меня непринципиально, что его доклад был не четко структурирован, а фразы недостаточно красиво построены. Друзья, давайте будем радоваться тому, что нас окружают не только округло говорящие бизнес-тренеры и консультанты, но и жестокие практики, которые ставят себе цели в плотной материальной среде и достигают их, невзирая на обстоятельства!

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
> … специалист в области рекламы и PR. сертифицированный бизнес-тренер, международный тренер НЛП, писатель и телеведущая, гостья Дискуссионного клуба E-xecutive. И снова реклама очередной халтурщицы. Сертифицированной. Можно подумать, что иных выступлений и обращений к самой широкой публике этому человеку уже не хватает, что приходится использовать для этих целей «подмостки» Дискуссионного клуба E-xecutive. >А манипуляция – это всегда желание одного человека достичь своей цели за счет другого. Манипуляция – это желание одного человека достичь своей цели путем использования других людей. А не за счет них, как озвучено. В этом и заключается различие. И разница здесь принципиальная. Если в первом случае манипуляция носит конструктивный характер, то во втором – деструктивный. Докладчик не делает различий между одним и другим. >А именно: манипуляция всегда направлена на достижение целей того человека, который манипулирует поведением другого человека. Манипулировать можно только тем человеком, который по тем или иным причинам склонен к манипуляции над собой (например, в отношениях «муж-жена» или «жена-любовник») или вынужден соглашаться (например, в отношениях «начальник – подчиненный» и «подчиненный – подчиненный») на манипуляцию. И даже знание особенностей и признаков манипулирования ему в данном случае не поможет. Во всех остальных случаях – это лучший способ испортить с людьми отношения. Поскольку человек немедленно почувствует то, что от него хотят способом неправедным. И даже один раз сделает это, чтобы не показаться невежливым. Но больше хорошего отношения к себе от него манипулятору ждать не следует. Это общее правило. Поскольку второй раз к манипулятору доверия у него не будет. >– Ищите причины плохой мотивации в интерьере вашего офиса, если у ваших сотрудников исчез энтузиазм, – призывает еще один докладчик Дискуссионного клуба – Александр Соломатин, Если верить его подходу, то каждому сотруднику, - решительно каждому, - нужно выделить свой собственный отдельный индивидуальный офис, обставленный и оформленный сообразно его вкусам, предпочтениям и пожеланиям, - с видом на те достопримечательности, которые ему больше всего по душе. Т.е. налицо некая концепция подспудного потакания капризам сотрудников. А в реальности все должно быть наоборот. Безусловно, организация и ее офис – это не армия и не казарма, но это всегда жесткая и регламентированная структура, во многом деиндивидуализирующая своих сотрудников на время их работы. Для подавляющего большинства организаций так было, есть и будет. Какие бы поблажки ни делались сотрудникам, и как бы руководство организации ни шло им навстречу в попытках сделать их рабочие места более индивидуальными или даже офис в целом менее формализованным местом. Общее правило остается неизменным, - капризам сотрудников нет места в рабочем помещении и в рабочее время. >Его выступление было одним из самых нестандартных в нашем клубе. От других оно отличалось тем, что вопросы, которые ему можно было задавать, мы сразу получили в распечатанном виде. Другие – не из списка – к ответу не принимались. Говоря проще, - автор не выходит за рамки созданной им концепции и круга затрагиваемых ей тем, уподобляясь банкомату или информационному терминалу, которые выдают только заложенную в них информацию за счет нажатия строго ограниченного диапазона кнопок запросов. Т.е. в данном случае, автор сводит весьма обширный массив информации по теме к тому, что и в каком объеме он по ней знает или считает для себя нужным и востребованным. Вот и вся его нестандартность. Это не хорошо. Обычно в таких случаях посетители, просмотрев предложенный им лист, сразу же выходя в фойе курить или пить кофе, дожидаясь следующего докладчика. Поскольку им не интересны темы и вопросы, на которые согласен ответить автор. Так что автору не было нужды доказывать, что он не прав, - он просто не интересен в таком своем качестве. >Приведу некоторые: Я знаю, что есть важное, очень важное и самое важное. Есть либо важное, либо не важное, т.е. второстепенное. С постепенным переходом из второстепенного в важное и наоборот, - из важного во второстепенное. Или же с сохранением важным и второстепенным своего статуса постоянно. И так постоянно. Собственно, на чем и строится всегда вся работа. А важного, очень важного и самого важного нет. Лицо, допускающее подобное деление, никогда не сможет полноценно руководить и работать. Оно просто запутается в … степенях важности. Что до лидера, то он всегда занимается только важным, - делая его важным из второстепенного. Собственно, для того он и нужен в своем качестве лидера. А обеспечивать отработанные важные проекты в дальнейшем смогут и другие сотрудники. >Я профессионально активна, стараюсь сама предложить нужное и готова, при взаимном согласии, это исполнить. Для этого не нужно быть профессионально активной. Более того, все перечисленное не является свидетельством или следствием профессиональной активности. >Я не хочу быть большой, чем я меньше – тем короче ваш путь к результату. Наоборот, - если быть маленьким, то через вас просто перешагнут, не заметив. И потребность в вас отпадет за ненадобностью. Именно поэтому статусность сотрудника определяется его величиной в организации, бизнесе, определенном кругу общения и т.д. И именно поэтому на рядовых должностях вы никогда не увидите серьезных статусных возрастных специалистов. Иначе как в случае их полной маргинализации, позволяющей им опуститься до такого уровня. >Я люблю порядок, но не люблю тратить время на его наведение, поэтому создаю такие условия, чтобы максимальный порядок обеспечивался во мне сам. «Колбаса, которую ты ешь, может быть тобой». (с) один из ранних НЛП-тезисов >Я умею хранить чужие секреты. Вообще принято их даже не замечать. Любая информация от другого лица считается конфиденциальной и передаче в виде сплетен или иным образом не подлежит. Мало ли с какой целью и кто этой информацией с кем делится. Это – нормально. >Все, что мне доверяют, никогда не будет доступно посторонним. «Знают двое, знает и свинья». (с) И.В.Сталин >Я очень талантлива и ценю свои достижения, умею защищать свои секреты от посторонних. С таким подходом к делу удастся сформировать только людей с комплексом непризнанных гениев. Талантов крайне мало. А очень талантливых людей так и вообще ничтожно мало. И относить себя к ним – дело непристойное. Тем более, что талантами в бизнесе людей делает их окружение, т.е. организация, которые и дают им возможность подниматься вверх. И только организация и окружение способны оценить талант или открыть его миру. Во всех остальных случаях, любой талант, оставшись незамеченным организацией, окружением, социумом или иной группой поддержки, так и погибнет под чужими каблуками на проезжей части дороги. >Я твердо стою на своих принципах, но гибко подхожу к решениям, которые позволяют обеспечить их реализацию. «Меня интересует информация, а не то, как ее добывают». (с) Ришелье >Так и захотелось принять человека с такими утверждениями на работу. Даже близко не допускать до рабочего места, пока подобная дурь у него из головы не выветрится. И более того, пока он не поймет своим горбом, что такое нуждаться, что такое заниматься не своим делом, что такое сидеть без денег и т.д. Только в этом случае, когда человек испытан (но не сломан и не исковеркан) жизнью, из него что-то может получиться. Талант, как и стебель растения, должен проявиться даже сквозь асфальт. >Общий вывод: за такими молодыми людьми как Саломатин – будущее бизнеса. Пока люди с такими подходами есть в бизнесе, можно быть уверенными в том, что ни вы, ни я, ни кто-то иной здесь из старшего поколения специалистов без работы не останемся. Поскольку постоянно придется за кем-то доделывать, исправлять, подчищать и т.д. По аналогии с тем, как в детском саду и в яслях нянечки ходят за детьми. Правда, здесь за это еще и платят. Но пока платят не из собственных карманов подобных «молодых, да ранних», а из карманов чужих, бояться нечего, поскольку за ум они гарантированно не возьмутся. Так что работа будет, - и для лампочек накаливания, и для ламповых телевизоров, и для ламповых компьютеров. >Конечно, Александр рассказывал не о технологиях мотивации, он рассказывал о том, как сложно сделать что-то ценное и осмысленное в современной социальной среде, о своем опыте. Сделать что-либо ценности не имеющее и бессмысленное в современной социальной среде еще сложнее. Слишком уж велика конкуренция. Николай Ю.Романов
Денис Родионов Денис Родионов Руководитель проекта, Москва

На мой взгляд хорошее выступление Татьяны Мужицкой. Просто и доходчиво по непростой для понимания теме манипуляций. Точность терминологии при таком формате это всегда генератор косяков :)
Николай, вы отличный критик. По объем критики, часто превышает объем материала, что говорит о детальном разборе. Знаете и ловко используете много афоризмов. А что если вам попробовать писать статьи с разбором популярных мифов или теорий. По моему будет круто. И на такую подачу тоже есть читатели.
Успехов!

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>А что если вам попробовать писать статьи с разбором популярных мифов или теорий. А кому это нужно в стране, где самое разнообразное мифотворчество и мистификации являются основой повседневной сегодняшней жизни и не встречаются только в букинистической литературе советского периода ? Где с мистификаций люди зарабатывают себе на жизнь и «кормятся» иным образом. Где свыше трети опрошенного населения считает, что Солнце вращается вокруг Земли, а школьники - что египетские пирамиды построили пришельцы из созвездия Сриуса с планеты Орион или атланты из созвездия Атлантиды. Где президент, вместо того, чтобы оставить время на зимнем (текущем) временном переводе, собирается с псевдоумной аргументацией переводить его на летнее время и фиксировать на нем, в результате чего страна с этого лета от астрономического времени будет отставать уже на два часа (зимнее время является наиболее приближенным к астрономическому, а летнее – переведенным, - с учетом того, что страна в 30-е годы уже получила перевод на лишний час). А про бизнес и мистификации на бизнес-поприще я так даже и не упоминаю уже. Тем более, что иллюстраций предостаточно и на этом форуме. Так что здесь никакими статьями делу уже не помочь. Николай Ю.Романов
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Николай Романов пишет: Где президент, вместо того, чтобы оставить время на зимнем (текущем) временном переводе, собирается с псевдоумной аргументацией переводить его на летнее время и фиксировать на нем, в результате чего страна с этого лета от астрономического времени будет отставать уже на два часа (зимнее время является наиболее приближенным к астрономическому, а летнее – переведенным, - с учетом того, что страна в 30-е годы уже получила перевод на лишний час). Николай Ю.Романов
Браво!!! Хоть от одного человека удалось услышать разумный взгляд на проблему перевода времени! Спасибо Вам за это
Директор по маркетингу, Москва

Не согласен с Татьяной Мужицкой, что манипуляция всегда связана с ограничением во времени. Это лишь один из приемов манипуляции. Наоборот, если у манипулятора времени много (например, несколько месяцев), то его работа будет более ''эффективной'': он сможет преодолеть все защитные барьеры, составить ''карту болевых зон клиента'' и добиваться своих целей.
Иногда встречаются примеры таких манипуляторов, которые не первый год так ''работают'' со своими начальниками. Некоторые манипуляторы могу распространять свое влияние на весь офис и поддерживать его годы. Самое неприятное при этом, что люди начинают терять способность объективно оценивать реальность и это создает серьезные угрозы бизнесу.

Руководитель, Владивосток

Романов, я Таню знаю лично много, и по этому поводу хочу сказать, что ты, Николай Романов, просто ''отредактировано модератором''

Рафик Ямолеев Рафик Ямолеев Аналитик, Новосибирск
И он знал об этом ©
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Романов, я Таню знаю лично много, и по этому поводу хочу сказать, что ты, Николай Романов, просто ''отредактировано модератором'' Я – кобель. Если уж на то пошло и кинологическая терминология вам по-прежнему остается самым доступным способом выражения и восприятия мыслей. Тем более, что в данном случае ровным счетом не играет никакой роли, кто и как знает данного человека или какие связи с кем имеет. Важно содержание того, что данный человек доносит до людей или на чем пытается зарабатывать с их помощью. И в данном случае, качество этого однозначно оставляет желать лучшего. >Спасибо Вам за это Мне-то как раз не за что. Я просто не понимаю хронического нежелания властей сделать хотя бы что-то грамотно, с умом и не в ущерб интересам рядовых людей. Хотя бы раз за все время правления. И перевод времени - конкретная тому иллюстрация. Николай Ю.Романов
Адм. директор, Москва
Николай Романов, Вы можете разбирать и анализировать любые тексты. Это Ваше право, кому-то может нравиться, может не нравиться- все люди разные. Но не стоит переходить на личности, тем более если Вы не знакомы с человеком. Вы походя оскорбили профессионального тренера, уважаемого человека и просто приятную и обаятельную женщину. Это не к лицу мужчине.
Романов Николай пишет: приходится использовать для этих целей «подмостки» Дискуссионного клуба E-xecutive.
за год наш клуб посетили почти тысяча человек. Это на 95% процентов руководители и владельцы бизнеса. Видимо, все сплошь театралы.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Вы походя оскорбили профессионального тренера, уважаемого человека и просто приятную и обаятельную женщину. Это не к лицу мужчине. Я написал именно то, что должен был написать. И в данном случае меня не интересуют какие-либо личные и прочие качества этого человека. Интересует только качественное содержание его как специалиста. И как специалиста я его оцениваю. Как специалист. А не как мужчина. И оцениваю в итоге как человека, склонного к популистике и к халтуре. Впрочем, как и одного из многих в этой стране. А все остальное, сопутствующее из числа личных качеств, титулов, обаятельности и т.д., в данном случае никакой роли не играет. И уж тем более, оскорбляться здесь нечего, потому что в нынешней России, как уже было сказано выше, на халтуре, мистификациях и мифотоворчестве сегодня активно зарабатывают все, кому не лень. Т.е. нечто подобное – полностью в порядке вещей уже настолько, что воспринимается как само-собой разумеющееся, если люди оскорбляются в тех случаях, когда им на это указывают. >за год наш клуб посетили почти тысяча человек. Это на 95% процентов руководители и владельцы бизнеса. Если бы их было 10.000 или 5.000, - можно было бы говорить об успехе. Но почти 1.000 человек за год – это не серьезно. Более того, это прямое свидетельство того, что в работе клуба чего-то не хватает. Тем более, что наверняка из этой почти 1.000 человек немалое число является просто завсегдатаями, которым просто не хватает общения, или лицами, временно находящимися без трудовой занятости, которым нужны связи, контакты или которым попросту нечего делать. Николай Ю.Романов
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.