Универсальный солдат для бизнеса: нанотехнологии управления

Привычными стали термины «макроэкономика», «микроэкономика», хотя, разумеется, никаких «десять в минус шестой» в последнем случае при этом не предполагается. Так почему бы по аналогии не ввести в обиход «наноэкономику», отличающуюся совсем микроскопическим рассмотрением экономических процессов. Спросите, зачем? Чтобы, как и в нанотехнологии, попытаться создать близкую к идеальной структуру, в данном случае не вещества, а, например, хотя бы профессионала экстра-класса.

Вы никогда не задумывались, что в работе специалиста любого профиля (официанта, преподавателя иностранных языков, станочника и т.д.) всегда присутствует управленческая составляющая? И именно эта составляющая в России хромает, что и приводит к тому, что официант приносит блюдо не вовремя, преподаватель иностранного языка не достаточно мотивирует на изучение своего предмета учащихся, а станочник решает в нарушение инструкций технолога «оптимизировать» изготовление детали, в результате чего она превращается в мусор.

Микро: принципы Тейлора

Гуру менеджмента Питер Друкер в одной из своих последних книг «Задачи менеджмента в XXI веке» проводит анализ причин изменения уровня развития разных стран. По его оценке, развитыми стали те страны, где удалось в XX веке использовать открытые Фредериком Тейлором научные принципы управления, позволившие значительно повысить эффективность работника физического труда.

Чтобы повысить эффективность любой работы Тейлор рекомендовал:

1. Взять 10-15 работников, особенно хорошо выполняющих свое дело. Понаблюдать за этими работниками.

2. Провести анализ,выполнив хронометраж всех отдельных элементов работы.

3. Выявить и убрать ненужные и неловкие движения, которые обнаружены в ходе анализа выполняемых операций.

4. Необходимые элементы работы организовать в оптимальной последовательности.

У многих малых и средних фирм есть монтажные бригады (по сборке мебели, установке видеонаблюдения, по выполнению разнообразных строительных работ и т.д.) Достаточно воплотить рекомендованное Тейлором, чтобы, «обнаружив и убрав огромное количество лишних движений», повысить производительность труда в несколько раз.

Пока же Россия отличается в худшую сторону особенно «большим количеством ненужных и неловких движений». И поэтому нужно обижаться не на правительство, а на себя – мы сами (руководители фирм) виноваты в том, что наша страна остается по уровню производительности труда на уровне третьих стран и ей приходится надеяться лишь на то, что нефть снова подорожает.

«Кирпичики» для микро: законы организации Адамецки

Прежде, чем двигаться дальше, восстановим историческую справедливость. Дело в том, что в конце XIX века одновременно с признанным основателем научного управления Фредериком Тейлором, и независимо от него, проводил свои эксперименты по научному управлению другой малоизвестный сегодня исследователь – Кароль Адамецки. Выпускник петербургского технологического института, поляк по происхождению, проводил свои эксперименты в царской России (в той части Польши, что принадлежала тогда России). При этом заметим, что результаты своих независимых экспериментов Адамецки опубликовал на целых три месяца раньше Тейлора.

Более того, именно Кароль Адамецки смог «расшифровать» причины эффекта повышения выработки, полученного им самим и в подобных экспериментах Фредериком Тейлором (увеличение производительности труда в три-четыре раза только за счет ее лучшей организации). Адамецки уверенно доказывает, что все «принципы Тейлора» основаны на применении известного в других областях знаний научного метода (наблюдения, анализа и синтеза).

Более того, Адамецки первым выводит систему взаимосвязанных организационно-экономических законов (разделение труда, эффект масштаба, убывающую отдачу) и доказывает, что эти законы имеют всеобщий характер и их проявление можно увидеть даже в живой природе (например, разделение труда и эффект масштаба в жизни не только животных¸ но даже растений и их «малых частей»).

«Нанотехнологии» менеджмента

Если сформулированные Адамецки всеобщие организационно-экономические законы (эффект масштаба, разделение труда и убывающая отдача), выведенные при наблюдении за группой работников, реализуются не только в живой природе, но даже «в ее частях» (например, живой клетке), то почему бы не попробовать их обнаружить в отдельных действиях высококвалифицированных специалистов?

Когда фирма растет, можно использовать эффект масштаба, в частности более глубокое разделение труда между подразделениями и отдельными специалистами. В приведенном ниже примере представлена попытка обнаружить эффект масштаба на микроуровне в повседневной работе обычного секретаря руководителя. Извините, не обычного, а опытного.

Опытный секретарь директора собирает на подпись своему руководителю сразу много бумаг. Начинающая секретарша, быть может, бегала бы с каждой бумажкой к начальнику, отвлекая его от важных дел и тратя на лишнее передвижение свои драгоценные калории.

Налицо использование квалифицированным секретарем «эффекта масштаба» на «наноуровне» управления – много бумаг доставляются руководителю на рассмотрение одновременно, при этом экономится «время на доставку» и на подпись (использование разделения труда). Если же бумаг будет слишком много – их можно уронить (это убывающая отдача), тогда опытный секретарь применит специальные инструменты логистики: папку – дорогостоящее высокопроизводительное «оборудование» по надежной доставке документов директору.

Еще более опытный секретарь, скорее всего, разложит бумаги в этой пачке для директора по разным разделам, произведет классификацию – своего рода «разделение труда между документами». Скажем на следующие группы: «подписать – не думая», «требуют дополнительной информации», «для глубокого анализа», «срочные бумаги» и т.д.

Смотрите, мы наблюдаем, как волею опытного секретаря произошло «разделение труда» уже между бумагами. При желании, вы можете самостоятельно понаблюдать за проявлением эффекта масштаба и разделения труда на микроуровне (вывести свою «нанотехнологию» управления) в работе тех же монтажников. Либо сделать то же самое, наблюдая за собой при выполнении несложной домашней работы (например, когда вы что-нибудь мастерите собственными руками дома или в саду).

Преодолеваем необоснованный скепсис

Конечно, мы рассмотрели только одну сторону подготовки специалиста – использование им в повседневной деятельности организационно-экономических законов. Но и другие составляющие: накопление опыта в любой профессии, достижение автоматизма в работе (когда проявляются тончайшие психологические процессы работы бессознательного), умение творчески решать проблемы и др. также вполне поддаются «нанодроблению», что позволяет при синтезе получить «высоко мотивированного универсального солдата коммерческой деятельности».

Вы скажите, что в вашем бизнесе (туризме, производстве оборудования для термоядерного синтеза, лизинге и т.п.) исключительно специфическая предметная область (неповторимая технология, знания и др.). И эта предметная область занимает до 99% от всего, что должен знать специалист, и лишь 1% - это управленческие знания, о которых пишет автор статьи в банальном примере с секретарем руководителя.

Хорошо, тогда давайте возьмем, казалось бы, совсем уж далекую от управления область – обучение иностранному языку. В новой технологии обучения иностранному языку по методике, разработанной Татьяной Камяновой, есть важный нюанс – каждый учащийся должен завести свой словарик. Но слова в таком словарике организованы не просто по алфавиту, к чему мы все привыкли, но в первую очередь – по частям речи. В результате такого «разделения труда между словами» эффективность обучения значительно повышается в несколько раз, как это и должно быть при использовании эффекта масштаба, в данном случае на микроуровне. Я уж не говорю здесь о «наноуровне» словообразования, в котором спрятана тысячелетняя история культурного развития любого народа.

Практические рекомендации для малого бизнеса и не только

Спрашивается, каким образом для выживания в кризис можно использовать «нанотехнологии» менеджмента?

Не стоит сразу лететь в космос, не научившись летать чуть пониже. Сначала нужно попробовать применить на практике в той же физической работе ваших монтажников принципы Тейлора: включите секундомер, зафиксируйте время на выполнение отдельных элементов работы, затем посмотрите, нет ли лишних операций или движений, которые следует убрать.

И уже здесь вы увидите, что, быть может, не стоит торопиться и нанимать дорогостоящих консультантов, обещающих внедрение модного ныне «бережливого производства», ведь вы сами еще не сделали ни одной попытки чего-то сберечь.

Напомню, что такого рода исследования позволяют увеличить выработку в несколько раз: если у вас 30 монтажников, вы сможете сократить их численность до десяти при сохранении объема работы и даже значительного улучшения качества, поскольку одна из задач – убрать непроизводительные расходы на переделку допущенного брака.

А уж далее можно будет более тщательно понаблюдать за работой квалифицированных специалистов для выявления и применения «нанотехнологии» управления, которую можно использовать, например, для подготовки молодой смены. И тогда вы хотя бы перестанете бояться, что ваших профи уведут в кризис удачливые конкуренты – вы быстро сможете подготовить новых, даже более эффективных, чем те, кто покинул вас в условиях кризиса.

Крупному бизнесу кризис не помеха: самое время покупать подешевевшие активы более мелких фирм.

А вот как выкрутиться малому бизнесу? Быть может, ему следует обратить серьезное внимание на высокие технологии управления?

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Цитата:
[COLOR=blue=blue]В новой технологии обучения иностранному языку по методике, разработанной Татьяной Камяновой, есть важный нюанс – каждый учащийся должен завести свой словарик. Но слова в таком словарике организованы не просто по алфавиту, к чему мы все привыкли, но в первую очередь – по частям речи. В результате такого «разделения труда между словами» эффективность обучения значительно повышается в несколько раз[/COLOR]

Продакт-плейсмент? :D

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

По-моему, название статьи рассчитано на использование примелькавшегося уже штампа ''нано'' и не вызывающего ничего, кроме устойчивой идиосинкразии. Тем более странно видеть это у технического специалиста :D
Более того - наноуровень рассмотрения предполагает работу с явлениями, НЕ наблюдаемыми без сложных инструментов и методик. Нам же предлагается наблюдение за тривиальными явлениями, лежащими на поверхности и не требующими ничего, кроме разумности и наблюдательности.
Сами советы полезны, но с ''нано'' автор явно погорячился 8)

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Ну... статья-то не про штампы...
Это, как я понял, так, для красного словца и приобщения к политике партии... :)

Соглашусь с автором в ключевой мысли: ''Не нужно городить огород, затевая масштабные реорганизации и перестройки, когда можно очень могого добиться простыми и вполне прозаическими шагами''.

Постоянно сталкиваюсь с тем, что в компаниях пытаются внедрить какую нибудь...''Мега Систему электронного документоборота'', а решается, по сути, распространенная проблема отсутствия элементарного контроля исполнения поручений... которая, как раз, и является ''нано'' - не большая, да пользы много...
:)

Аналитик, Екатеринбург
Вопросы оптимизации, рационализации и прочих ...заций, конечно, к управлению имеет отношение. Очевидно, без пресловутой НАНО и откликов бы не было, и автора обвинили бы в стремлении к ликбезности. В целом материал для школьников 8-9 классов в кружке ''Любитель порассуждать об управлении''. Мне особенно понравилось вот это: ''[COLOR=green=green]Налицо использование квалифицированным секретарем «эффекта масштаба» на «наноуровне» управления[/COLOR]'' Всегда думал, что уровни управления по руководителям определяются. :oops: Неужели ошибался?
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Владимир, недавно встретил в инете одно из выступлений Дворковича, в котором он ссылался на Эрроу, упомянувшем о нано-уровне экономики, имея в виду экономику простых людей. Я тогда не принял это во внимание, как оказалось, зря. Все последние нововведения правительства по поводу перевешивания проблем с социальной сферой на простых людей (их карман) убеждают, что эта бредовая идея овладела чиновничьими массами 8)

Руководитель проекта, Пермь

Название действительно не очень удачное с точки зрения рассматриваемого уровня управления, но успешная с точки зрения привлечения внимания.
Статья понравилась, но не столько новизной, сколько самим фактом своего появления. Чем лучше будем помнить старое и проверенное, но незаслуженно забытое - тем лучше. Для этого хотелось бы упомянуть книгу О.А Ерманского ''Теория и практика рационализации'', изданную в начале 30-х годов (но это к слову, если есть желание могу выложить ссылку на книгу).

Относительно заявления: В целом материал для школьников 8-9 классов в кружке ''Любитель порассуждать об управлении''.

Действительно не ''высшая математика'', но именно поэтому основы желательно напоминать, тем более, что многое из 8-9 го класса успешно забывается.
Не смотря на ''элементарность'' тема прекрасно забыта и затоптана именно, поэтому, наверное, мы готовы с остервенением заниматься ''новым'' и ''чужим'' (например 5S, бережливое производство и т.п.). Японцы гениально используют то что давно придумано, мы им завидуем, но почему-то элементарное отвергаем в силу именно элементарности. (Нам чем проще - тем противнее).

Следует заметить, что в анализе производственных операций есть и технологический прогресс, существует программное обеспечение, позволяющие проводить такой анализ более объективно и технологично (ссылки вышлю желающим).

Относительно наноуровня (или грубо ''не наблюдаемого'') то трудно не согласиться с В.Крючковым относительно горячности автора.
К наноуровню управления, наверное, следует отнести: мотивацию, лидерство, заинтересованность руководства и т.п. Не наблюдаемые и прямо не измеряемые управляющие воздействия, хотя и не верен в правильности такого классифицирования.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Мазеин пишет: Название действительно не очень удачное с точки зрения рассматриваемого уровня управления, но успешная с точки зрения привлечения внимания.
Согласен, цель была - привлечь (большой опыт работы со СМИ как с клиентами наложил свой отрицательный отпечаток :) )
Сергей Мазеин пишет: но не столько новизной, сколько самим фактом своего появления. Чем лучше будем помнить старое и проверенное, но незаслуженно забытое - тем лучше. Для этого хотелось бы упомянуть книгу О.А Ерманского ''Теория и практика рационализации'', изданную в начале 30-х годов (но это к слову, если есть желание могу выложить ссылку на книгу).
Спасибо, я про книгу не слышал - было бы очень интересно сравнить с Тейлором, Гастевым, Адамецки. - просьба выложить.
Сергей Мазеин пишет: В целом материал для школьников 8-9 классов в кружке ''Любитель порассуждать об управлении''.
Рассматриваю как комплимент. Первый был, когда, на мою книжку рецензент (известный в Нижнем спец) написал: ''Автор сложные вещи излагает очень просто и понятно''.
Сергей Мазеин пишет: Относительно наноуровня (или грубо ''не наблюдаемого'') то трудно не согласиться с В.Крючковым относительно горячности автора. К наноуровню управления, наверное, следует отнести: мотивацию, лидерство, заинтересованность руководства и т.п. Не наблюдаемые и прямо не измеряемые управляющие воздействия, хотя и не верен в правильности такого классифицирования.
1. Мне трудно понять, при всей простоте моего изложения, понятна ли была моя идея (буду признателен, если кто укажет ссылку, что это кто-то уже где-то опубликовал - я не встречал. Почему сомневаюсь (по сути, во всех авторах комментов на этот счет - вот объяснение
Владимир Ромашов пишет: Всегда думал, что уровни управления по руководителям определяются. Неужели ошибался?
в то время, как известно, что одни и те же слова и даже выражения могут обозначать разные вещи: брак (в производстве) - брак (бракосочетание) уровни управления (по иерархии руководителей и подразделений) «наноуровень» управления у меня - переход на более тонкий уровень анализа менеджмента. 2. «мотивацию, лидерство, заинтересованность руководства и т.п» - это элементы функционалов (маркетинга, управления персоналом, ...) - скорее уж микро уровень, если провести аналогию с термином микроэкономика. Если намекнете как-то, что материал действительно я донес (что идея понята) - тогда можно будет двигаться дальше (есть куда)
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Задачи нано-оптимизации я стал замечать с первого курса университета. Ещё в дремоте, я задумывался, как лучше добраться до учебного корпуса:
- можно пройти пешком, «по диагонали»;
- можно добраться по катетам:
- - - сначала на трамвае; потом – пешком;
- - - сначала пешком; потом – на троллейбусе.
Бывало, так задумывался над деталями и сопутствующими задачами, что просыпал первую пару.
Потом-таки, нашел общее нано-решение для нано-задач.
=======================.

Тема дискуссии – нано-управление – актуальна!
Например, на нано-уровне, благодать знаний не коснулась буриданова осла. Помер длинноухий от неумения решить задачу нано-управления.
[COLOR=gray=gray]Хотя, может быть, он помер от голода. Ибо жаждал знания: с какой кучи сена надо начинать трапезу. А был бы сыт – начал бы, без вопросов, с любой.[/COLOR]

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Владимир Зонзов пишет:
А был бы сыт – начал бы, без вопросов, с любой

А с какой любой? с левой или с правой? :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.