Клонирование мечты

Франчайзинг как бизнес-модель очень похож на «волшебную таблетку». Так, во всяком случае, кажется сторонникам франчайзинга. Они напирают на то, что с приемом «волшебной таблетки» «пациент» получает готовую торговую марку, бренд-бук, описание бизнес-процессов и наглядный пример того, как нужно вести дела. Противники возражают, приводя железный аргумент: франчайзинг может оказаться остапбендеровским сто первым «относительно честным способом отъема денег». Executive решил докопаться до истины и пригласил сторонников и противников франчайзинга на ток-шоу «Любимый ребенок в приемной семье. Франчайзинг по-русски». Ход ожесточенной дискуссии и выводы обеих сторон – на ваших мониторах.

По традиции, начали с хорошего. Сторонники франчайзинга с гордостью отметили, что любимая ими схема прошла испытание кризисом. В то время как многие «обычные» компании сокращали рабочие места и замораживали инвестиции в развитие, бизнесы, действующие по схеме франчайзинга, и не думали впадать в летаргический сон. Бренд Subway за год (с августа 2008 по август 2009) открыл 33 предприятия, сеть ресторанов «Росинтера» расширилась на 26 точек, а к структуре INVITRO добавилось 70 лабораторий. Самое время открывать бизнес по франшизе? Сторонники утверждают, что да. Возможно, старт работы в структуре, где все посчитано и обкатано до вас, не даст полностью прочувствовать собственную гениальность, зато сохранит деньги, которые лишними не бывают.

Родное государство, впрочем, к франчайзингу не готово - в отличие от отечественных предпринимателей. В законодательстве просто нет такого понятия. Коллапс банковской системы давит сверху на рынок франшиз. Бизнесмены и рады бы начать дело под чужой маркой, но доступ к деньгам существенно затруднен. Тем не менее, в Россию приходят классические схемы западного франчайзинга. Вместе с ними – новые знания в виде регламентов и программ. С ними жизнь бизнесмена становится легче. Но сделать ее совсем уж безоблачной не получится.

Этот тезис подтвердил вице-президент Subway Russia Геннадий Кочетков, компания которого вошла на российский рынок в середине 1990-х, а устойчиво работать начала только в начале 2000-х. Старт известной за рубежом торговой марки привлек внимание организованной преступности Санкт-Петербурга. Компания пережила классический «наезд», закрыла единственный ресторан и пыталась отбиться от «пацанов» через суд. Безуспешно. Лишь через несколько лет, задействовав региональный административный ресурс, Subway открылся во второй раз. Американский концепт прижился на российской почве. На сегодня в России под маркой Subway функционирует 75 заведений в 26 городах.

Идея тиражировать работающий бизнес манит каждую успешную компанию. Ищи региональных партнеров, вручай им бренд-бук, знакомь с бизнес-процессами, подписывай необходимые документы, а потом с удовольствием следи, как твой бренд распространяется в регионах. Заблуждение потенциального франчайзера в этом случае может легко умножиться на искаженные представления будущего франчайзи. Так произошло с сетью салонов нижнего белья «Бельвиль». Заместитель гендиректора сети Олеся Березина вспоминает историю двухлетней давности. Тогда ее компания вышла на рынок с «дилетантским» (на взгляд с нынешних позиций) франшизным пакетом, а будущий партнер слишком потребительски подошел к организации бизнеса: «Я пришел к вам, заплатил деньги. Вы сказали, что сделаете все за нас. Так делайте!» Несмотря на негативный опыт, «Бельвиль» не отказывается от затеи продавать франшизы.

Общепит, ритейл – с ними все понятно. Но франчайзинговая схема отлично работает и в индустрии развлечений. Ольга Пьянова расскала об удачном опыте продажи франшиз проекта Hello Party, под маркой которого организуются вечера встреч для менеджеров. Проект уже приобрел статус международного и вышел на рынок соседнего Казахстана. «Мы продаем технологию, мы продаем бренд, мы продаем возможность быстро и с минимальными вложениями зарабатывать деньги!» - сказала она. Вместе с тем, Ольга Пьянова посетовала на «предприимчивость» российских бизнесменов. Визиты на вечеринки иногда совершаются в целях конкурентной разведки, и через некоторое время в регионах открываются компании, предоставляющие аналогичные услуги и использующие похожий контент и полиграфию.

Впрочем, иногда под «пушистостью» франчайзеров скрывается желание решить финансовые проблемы за счет продажи франшиз будущим партнерам. Гендиректор нижегородской компании «Консалт Студио» Михаил Тришин рассказал, что недавно на одном из интернет-форумов к нему обратился владелец некоей компании. Франчайзинг показался владельцу бизнеса способом решить свои проблемы за чужой счет. Он хотел быстро сделать франшизу, продать ее франчайзи, собрать денег, дать на эти деньги рекламу и начать зарабатывать. «Пришлите нам «рыбу» нужных документов, - просил предприниматель. – А мы все быстро сделаем, заработаем денег и выкарабкаемся». Пришлось объяснять, что франшиза – это тираж успешного опыта, а не возможность создать очередной мыльный пузырь.

Также Михаил Тришин подчеркнул, что «клонирование успеха», которое обещают владельцы франшиз потенциальным партнерам, – это не более чем красивая метафора. Даже ведение бизнеса в Москве и регионах – «две большие разницы». Глава «Консалт Студио» участвовал в развитии франчайзинговой сети одного туроператора и обратил внимание на интересную деталь. Если в Москве для покупки рекламы и продажи, собственно, туров сотрудникам не нужно даже выходить из офиса, то буквально в сотне километров от МКАДа, в Дмитрове, все иначе. Там, чтобы обеспечить продажи, сами владельцы печатают рекламу на цветном принтере и расклеивают листовки на двери подъездов. «Франчайзерам, находящимся в Москве, нужно учитывать региональную специфику ведения бизнеса. Схемы и технологии, разработанные для офиса на Арбате, могут не работать в офисе в Рязани», - заключил эксперт.

Коллега Михаила Тришина по «Консалт Студио» Вадим Носов предостерег от чрезмерно оптимистичного взгляда на франчайзинг. По его мнению, 90% успеха бизнесов, основанных на данной схеме, – миф, который был характерен для восьмидесятых годов прошлого века. К данному моменту она снизилась до менее убедительных 70%. Так происходит от того, что бизнес как таковой стал слишком сложен и требует достаточно ресурсоемкой «обвязки» в виде IT, инвестиций в продвижение и т.д. Также картину франчайзингу подпортил интернет. Сейчас бессмысленно открывать небольшие магазины в офлайне, в то время как e-коммерсанты не озабочены содержанием торговых площадей. Продажа одежды и аксессуаров, компьютеров, услуги отелей – все это можно дешевле и проще купить через Сеть.

Впрочем, и «обвинение», и «защита» согласились с тем, что модель франчайзинга неотвратимо будет проникать в отечественную экономику в соответствии с тенденциями перехода от индустриальной экономики к сервисно-ориентированной. А услуга, как напомнил участникам Геннадий Кочетков, – штука исключительно индивидуальная. Она возникает в момент взаимодействия поставщика услуги и ее потребителя. И этот парадокс разрешается путем франчайзинга. Других способов экономическая наука не знает.

Executive благодарит выставку BUYBRAND-2009 за возможность провести ток-шоу в рамках деловой программы. Отдельное спасибо Promo.TV и съемочной группе портала «www.bizon-e.ru» за организацию съемок.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.