Контроллинг: финансовые методы в управлении продажами

История вопроса

Развитие финансовых отношений всегда отражалось на способах ведения бизнеса, накоплениях населения и структуры спроса потребителей. Первые деньги были двух видов: локальные и королевской чеканки. Их принципиальное различие состояло в номиналах и сроке обращения. Локальные деньги (признавались в определенном регионе) были меньшего номинала и ими рассчитывались с населением. Как правило раз в три-пять лет локальные деньги подлежали полной замене при курсе четыре монеты старого образца на три монеты нового образца. С помощью такой замены собирались налоги. Деньги королевской чеканки ходили в обращении по двадцать-тридцать лет, их номинал был выше и они использовались для расчетов между государствами. Очевидно, что при таком разделении видов денег, только деньги королевской чеканки могли служить средством накопления.

При такой денежной системе меньше всего страдали от обмена денег те, кто их тратил. Таким образом было выгодно перевести деньги в товар (особенно длительного пользования). Данный подход позволял снизить потери от принудительного обмена.

Проблематика

Отмена золотого стандарта в 1933 году, а позже и золотовалютного (в 1976) привели к тому, что деньги окончательно утратили функцию накопления и сохранили только функцию обмена — всеобщего эквивалента. Такие изменения внесли существенные коррективы в способы сохранения реальной ценности денежных средств.

Банковский депозит перестал быть способом приумножения денег, так как деньги обесценивались быстрее прироста вклада. На фоне массового перепроизводства, быстрого изменения технологий имущество теряет ликвидность и стоимость быстрее, чем обесцениваются деньги, например недвижимость облагается ежегодным налогом, а некоторые товары теряли двадцать и более процентов цены, как только их вынесли из магазина.

Таким образом, возникает задача найти способ сохранения и приумножения денежных средств. Одним из таких способов является торговля. В частности, появилась такая ее форма, как встречная торговля: когда транснациональные компании вывозят из страны не деньги, а сырье и товары, и получается так, что компания хранит капитал в товарах, а не в деньгах.

Сохранение покупательского эквивалента денег обеспечивается постоянным обменом в цепочке «товар-деньги-товар», а их приумножение ускорением этого цикла.

Зарабатываем миллион

Традиционно торговая деятельность строится на относительных преимуществах, то есть возможности выполнить некоторые операции лучше, быстрее, дешевле. Наследие Советского Союза оставило принцип «есть магазин и в него ходят люди». Американский прагматизм породил Wal-Mart и анализ ассортимента.

При большом товарном ассортименте возникают задачи единых подходов управления им: перечень товаров, товарные группы, размер наценки, места (регионы) продажи, рентабельность. Автоматизация процесса анализа для принятия вышеупомянутых решений позволяет максимизировать прибыль.

Поскольку наша цель — это сохранение и приумножение денег, то мы не можем хранить на складе товар в надежде, что он будет скоро продан — нам нужен планируемый оборот. За базовую доходность считаем прибыль по депозиту в банке на сопоставимую сумму. Таким образом, показатели торговой деятельности приобретают совсем другое значение.

Другой важный аспект системы анализа — это проверка качества ведения бизнеса со стороны инвесторов. Вот здесь нам и пригодятся инструменты контроллинга в виде финансовой отчетности по управленческому учету и системы сбалансированных показателей как метрики торговых операций.

Прежде чем мы углубимся в показатели, хочу обратить внимание на признаки предприятия, где такие методы применимы:

1. Технологичность операций и минимальная зависимость от человеческого фактора.

2. Прибыль от ведения бизнеса должна быть выше, чем ставка по депозитам.

3. Систематичность проведения всестороннего анализа сбыта, на предмет выявления скрытого спроса, связей в товарном ассортименте.

4. Готовность руководства отказаться от реализации низкоприбыльных товаров.

5. Достаточность данных для проведения анализа.

С точки зрения бюджетирования как подсистемы контроллинга для нас важно иметь данные о текущих движениях денежных средств, календарь платежей и текущую рентабельность. В силу различных размеров товаров имеет смысл рассчитывать рентабельность от реализации товаров с учетом размеров товаров, специальных условий хранения, транспортировки, необходимости лицензий и сертификаций. Чем точнее будут учитываться расходы — тем точнее будут данные.

Чем хороши сбалансированные показатели — так это их соизмеримостью для характеристики немонетарных процессов, таких как длительность, рентабельность, удовлетворенность клиентов и так далее. Другим преимуществом является оперативность, так как данные из бухгалтерии часто поступают с опозданием и содержат избыточную информацию. Третьим — возможность сопоставления их для оценки эффективности различных видов деятельности. В данной статье мы рассматриваем общий подход с их использованием, Окончательный набор показателей составляется с учетом специфики бизнеса и бизнес процессов конкретного предприятия.

По данным бюджетирования видны тенденции движения денежных средств. Сбалансированные показатели позволяют понять природу финансовых движений в детализации по различным товарам и их группам. Формирование товарного ассортимента для увеличения прибыльности компании можно решить, например, таким способом:

1. Определяем период оборачиваемости единицы закупки товара (штука, ящик, палетта и так далее).

2. По анализу товарооборота находим позиции, у которых этот показатель значительно выше среднего в днях. Также анализируем позиции по которым не было продаж. Если эти позиции не являются ключевыми или из обязательных к наличию, то их нужно продать для освобождения склада и высвобождения денег. Пробную повторную закупку этих прозиций можно повторить через полгода или даже год.

3. Рассчитываем рентабельность по продажам каждой позиции/товарной группы. Очевидно, что в первую очередь нужно формировать запасы из высокорентабельных товаров. К этим товарам должны быть закуплены товары «обязательные к наличию», например к люстрам лампочки.

4. Все запросы клиентов должны быть зафиксированы для дальнейшего анализа.

5. Оценили запросы клиентов, провели анализ оборачиваемости, сформировали новые нормы остатков для склада и снова формируем заявки поставщикам.

Даже при таком относительно простом анализе видны товарные позиции на сбыте которых стоит сконцентрироваться. Также видно сумму денег реально необходимую для оборота и можно рассчитать полезную площадь склада.

Управление ассортиментом в будущем следует расширить анализом тенденций оборачиваемости, норм запаса и цен. При наличии упомянутых данных можно внедрять динамическое ценообразование: повышать цены при увеличении товарооборота и понижать цены при уменьшении сбыта. Таким способом решается вопрос максимизации прибыли и минимизации товарных остатков.

Отметим, что внедрение такого «технического» метода управления предприятием как контроллинг вносит коррективы практически во все системы предприятия. Объективность оценок и единый подход к измерению позволяет значительно снизить «человеческий фактор». Другим преимуществом является формализация процессов, что позволяет значительно снизить требования к знаниям персонала, и соответственно, затраты на оплату труда.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Председатель совета директоров, Москва

' В своей статье участник Сообщества [B]Владимир Самойленко [/B]применяет методику для расчета эффективности продаж через призму финансовых показателей, рассматривая торговлю как способ активного сохранения капитала...' не увидел ни методики, ни финансовых показателей :| . Может опять аннотация не согласована с автором и абсолютно не согласуется со статьей, увы :( .

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Корнев Евгений пишет:В своей статье участник Сообщества Владимир Самойленко применяет методику для расчета эффективности продаж через призму финансовых показателей, рассматривая торговлю как способ активного сохранения капитала...' не увидел ни методики, ни финансовых показателей . Может опять аннотация не согласована с автором и абсолютно не согласуется со статьей, увы
Автор дал принципиальный подход. А методику уж основываясь на подходе составить - для себя, не на продажу - дело техники. 8)
Председатель совета директоров, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:Автор дал принципиальный подход.
-тогда так и надо было написать: принципиальный подход, а не методы :evil: Название должно отражать суть статьи-это правило научных и деловых публикаций :D
Управляющий директор, Украина
Корнев Евгений пишет:не увидел ни методики, ни финансовых показателей
Благодарю за актуальное замечание.Вероятно не все участники имеют экономическое образование, поэтому дам некоторые дополнительные пояснения.Дальше я пишу о своем подходе.Финансовые показатели, по которым оцениваем торговлю это: 1. меновая стоимость денег, т.е. их реальная стоимость.2. ликвидность - возможность быстро продать товарыМетодика изложена с 4 по 2 абзац с конца, вкратце: купили, посмотрели как быстро продалось, купили еще то что быстро продается с прибылью, снова продали, сформировали нормы запасов - купили много на свободные деньги.Реально мы видим 2 ключевых критерия для управления ассортиментом с точки зрения торгового менеджмента торговый менеджмента.Очень правильно отметил Марат Бисенгалиев, что отражен принципиальный подход, т.к. на каждом предприятии будут свои нюансы.По моему опыту внедрения проектов у одних свобода закупки и они мобильны - они делают как описано в статье, другие обязаны держать на складе ряд 'мертвых позиций', по договору дистрибьюции и обязаны держать цены. Третьи держат в ассортименте только ходовые товары.Руководство предприятия выбирает те показатели торгового менеджмента, которые им удобны.
Председатель совета директоров, Москва

[b]Владимир Самойленко,[/b] -дык и я про то, я не критикую статью, более того подана абсолютно правильно ('удочка') и дает информацию к размышлению, просто в этом случае этому должно соответствовать и название. Я не зря написал администрации...как здесь сказал один сообщник, я к преамбуле статьи не имею отношения... :D

Руководитель проекта, Украина

[b]Владимир Самойленко,[/b] подход интересный. Читатели деталев испрашивают ) Подозреваю, что есть у вас эти детали. А меня интересует ваш опыт-обобщение, выход на следующий уровень абстракции. Т.е. анализируя детали по различным категориям товарных групп, какие прослеживаются тенденции? Если есть у вас опыт не только по товарам массового потребления, с которыми обороты большие и можно безопасно накапливать ценности в виде складских запасов, но и с индустриальными товарами, то заметна ли тенденция, что производители оборудования, техники и уникальных технологий сворачивают деятельность из-за сравнительной финансовой невыгодности перепродажи их продукции, невозможности замораживать ценность по предложенной вами схеме? Другими словами, создает ли описанная вами экономическая реальность отрицательный стимул для технологического развития?

Председатель совета директоров, Москва
'' В своей статье участник Сообщества Владимир Самойленко применяет методику для расчета эффективности продаж через призму финансовых показателей, рассматривая торговлю как способ активного сохранения капитала...'' не увидел ни методики, ни финансовых показателей :| . Может опять аннотация не согласована с автором и абсолютно не согласуется со статьей, увы :( .
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Корнев Евгений пишет: В своей статье участник Сообщества Владимир Самойленко применяет методику для расчета эффективности продаж через призму финансовых показателей, рассматривая торговлю как способ активного сохранения капитала...'' не увидел ни методики, ни финансовых показателей . Может опять аннотация не согласована с автором и абсолютно не согласуется со статьей, увы
Автор дал принципиальный подход. А методику уж основываясь на подходе составить - для себя, не на продажу - дело техники. 8)
Председатель совета директоров, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: Автор дал принципиальный подход.
-тогда так и надо было написать: принципиальный подход, а не методы :evil: Название должно отражать суть статьи-это правило научных и деловых публикаций :D
Управляющий директор, Украина
Корнев Евгений пишет: не увидел ни методики, ни финансовых показателей
Благодарю за актуальное замечание. Вероятно не все участники имеют экономическое образование, поэтому дам некоторые дополнительные пояснения. Дальше я пишу о своем подходе. Финансовые показатели, по которым оцениваем торговлю это: 1. меновая стоимость денег, т.е. их реальная стоимость. 2. ликвидность - возможность быстро продать товары Методика изложена с 4 по 2 абзац с конца, вкратце: купили, посмотрели как быстро продалось, купили еще то что быстро продается с прибылью, снова продали, сформировали нормы запасов - купили много на свободные деньги. Реально мы видим 2 ключевых критерия для управления ассортиментом с точки зрения торгового менеджмента торговый менеджмента. Очень правильно отметил Марат Бисенгалиев, что отражен принципиальный подход, т.к. на каждом предприятии будут свои нюансы. По моему опыту внедрения проектов у одних свобода закупки и они мобильны - они делают как описано в статье, другие обязаны держать на складе ряд ''мертвых позиций'', по договору дистрибьюции и обязаны держать цены. Третьи держат в ассортименте только ходовые товары. Руководство предприятия выбирает те показатели торгового менеджмента, которые им удобны.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.