Новая экономическая модель станет реальностью при посредничестве банков и Правительства РФ. Возможно, мы станем свидетелями нового экономического чуда, превосходящего по масштабам и японское, и корейское.
Методология Lean accounting (Бережливого учета) – новая область практики и знания. Тема возникла у нас в стране в 2007 году и, на мой взгляд, недостаточно глубоко исследована и недостаточно широко раскрыта как на Западе, так и у нас.
Основная идея бережливого учета проста. Составляя карту потока ценности, вы фильтруете все шаги процесса как «добавляющие ценность», или полезные, операции и как «не добавляющие ценность», бесполезные операции, или просто потери. Каждая операция в процессе подразумевает затраты: сырьевые ресурсы, труд (время), помещения (место). Значит в себестоимости любого продукта, исходя из разнесения затрат на полезные и бесполезные операции, можно выделить финансовую составляющую, относящуюся к потерям, или сумму затрат на совершение операций – потерь.
Это упрощенное изложение сути вопроса, поскольку есть понятие неизбежных потерь, есть понятие операций, мало добавляющих ценности, и, наконец, операций, разрушающих ценность, созданную другими операциями. Это усложняет учет. Кроме того, выручка от реализации продукции скрывает не только себестоимость продукции, но и себестоимость обработки заказов на реализацию, и прибыль, и прочие составляющиеся, плохо или вовсе не поддающиеся бережливому учету. Но для данного вопроса по сути это не важно.
Потом тема бережливого учета обросла множеством других полезных идей и отчасти переросла в тему организации работы бухгалтерии и финансового учета в соответствии с принципами бережливого менеджмента в производстве. Все это также не лежит в фокусе этого рассмотрения.
В 1997 году на русский язык была переведена книга члена правления одного из швейцарских банков Александра Каспара «Экономика: выход из тупика». Перевод вместе с неизданными дополнениями автора 2003 года доступен в интернете. В этой книге, намного предвосхитившей появление словосочетания Lean accounting, автор вводит понятия позитивной и негативной стоимости. Не вдаваясь в подробности, можно заключить, что понятие позитивной стоимости означает стоимость в обычном смысле этого слова, в то время как негативная стоимость означает достигнутую при оптимизации труда экономию в затратах на производство позитивной стоимости, чем, собственно, все и занимаются в бережливом менеджменте. Иными словами, негативная стоимость – это потери, от которых удалось избавиться. Тут, собственно, и находит свое применение методология бережливого учета в своем исконном значении.
Исследуя вопрос взаимодействия позитивной и негативной стоимости в истории и экономике, автор приходит к выводу, что понятие позитивной стоимости нельзя отождествлять с понятием валового продукта. Дело в том, что большинство центробанков связывает объем денежной эмиссии с уровнем ВВП. То есть деньги служат средством измерения произведенных товаров. С другой стороны, сами деньги измеряются в том, какой объем товаров может быть приобретен на них, и этот метод используется, например, при подсчете уровня инфляции. То есть цена товара зависит от количества выпущенных денег.
Любой математик здесь заметит, что если существует взаимозависимость a=f(x) и, с другой стороны, x=f(a), то это нонсенс. Это все равно что сверять часы по службе точного времени, которая ориентируется на показатели времени именно ваших часов!
Поэтому Каспар предлагает определять денежную эмиссию не по ВВП, а по сумме полезной стоимости продуктов социально значимых отраслей, находя этому веское обоснование. В частности, к таким отраслям он относит:
- Сельское-хозяйство,
- Энергетику,
- Строительство,
- Нефте-, газо-, угледобычу и прочую добычу.
И не относит:
- Любые виды производств,
- Любые виды услуг.
Поскольку исторически возможность заниматься в новых отраслях возникла благодаря высвобождению труда в таких отраслях, где, как он выражается, «работа происходит на природе», сумма продуктов этих отраслей составляет так называемый прапродукт, который является основой для денежной эмиссии. Действительно, человек не может жить без еды, места жительства и энергии. Все остальное – уже удобства.
С этой точки зрения, ситуация финансового кризиса 2008 года выглядит примерно следующим образом. Частные компании в США ускоренными темпами строят недвижимость, объем производимой ценности возрастает, и одновременно из-за угрозы инфляции количество денег в платежной системе не возрастает пропорционально произведенным продуктам. Нет денег для покупки созданных ценностей. Ведь почему нет официальной инфляции в США? Это происходит вследствие лоббирования интересов олигархов, которые не желают тратить деньги из-за повышенной рискованности любого вложения. При 0% ставке инфляции деньги сегодня можно не тратить, так как они не пропадут. Инфляция, наоборот, стимулирует трату денег.
Применительно к ОФЗ как инструменту эмиссии кредитных денег схемы их обращения могут выглядеть следующим образом (Рис. 1-3):
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
С этой точки зрения, предложение президента США Барака Обамы об интенсивном строительстве дорог для преодоления последствий кризиса (Рис. 4) – это не совсем то, что нужно. Потому что дороги нельзя продать. Либо это должны быть платные дороги, и тогда возникает вопрос об экономической целесообразности таких проектов. Но вполне возможно, что такое строительство обернется грандиозным по масштабам производством Муда, то есть потерь. По достоверной информации из курилки Lean construction Institute в США, дорожное строительство – наиболее отсталая по развитию отрасль в экономике США. Поэтому, по-видимому, эту инициативу надо рассматривать как шанс для экономики стран Средней Азии.
Даже государственное кредитование банков, как в Германии (а в США – автоиндустрии), – это тоже не то, поскольку эти деньги можно капитализировать. Выпустите в России 1 трлн рублей – народ накупит долларов – от этого кризис не пройдет, поскольку ценность-то никакая не создается.
Александр Каспар дает несколько рекомендаций относительно того, как обходиться с кредитными деньгами. И в первую очередь – это ведение учета экономии, достигнутой в результате оптимизации деятельности. Он предлагает вести этот учет банкам, поскольку от размера сэкономленных в производстве прапродукта средств зависит объем кредитования, который может быть направлен в другие отрасли экономики, не связанные с производством прапродукта, то есть производство и сферу услуг.
Конечно, сегодня банки такого учета, как правило, не ведут. Но посмотрите, что, например, говорит председатель правления Сбербанка Герман Греф об отношениях с группой ГАЗ – одним из пионеров освоения методологии бережливого менеджмента. Фактически, здесь мы имеем первый опыт ведения такого рода учета. На западе разговоры о специализированных банковских продуктах для осваивающих методы Лин организаций ведутся, но до практических шагов еще не дошло. Возможно, мы оказались в этом пионерами.
Теперь представьте себе, что произошло бы с экономикой, если бы опыт взаимодействия Сбербанка с ГАЗ и другие примеры подобного рода взаимоотношений были систематизированы, и, с учетом возможностей для банков, которые планирует открыть правительство РФ выпуском ОФЗ, банки направили бы эти средства в строительные, энергетические проекты, туда, где происходит освоение методов Лин менеджмента? Как ни удивительно, это идеи сегодня работают. Так, совсем недавно премьер Владимир Путин предложил требовать предоставления планов по снижению издержек в систематическом порядке.
Концепция выхода из тупика, предложенная Александром Каспаром, оставляет много вопросов, но и много возможностей. С точки зрения здравого смысла, можно предположить, почему именно эти отрасли он выбрал:
1. Деньгоемкие.
2. Понятие прапродукта. Нельзя жить без еды, жилья, энергии. Можно жить без авто, техники и прочего.
Например, коммунальные службы – создают прапродукт или нет? То, что связано с водой, –забор и фильтрация воды – это же тоже «работа на природе». Демонтаж зданий и вывоз мусора – тоже работа на природе, но это прапродукт или нет?
Александр Каспар, например, приводит расчет количества денег, исходя из макроэкономических данных, которые могут быть подарены в области культуры, образования, показывает, как могут быть построены эффективные инструменты регулирования, чтобы налоговое бремя было сведено к минимуму.
В сегодняшней ситуации в России стабилизационный фонд отчасти выполняет функции кредитных денег, но когда объем ОФЗ связывается с размером Стабфонда, возникают ограничения по размеру: нельзя создать ценностей больше, чем размер стабилизационного фонда. Ограничение это не вполне очевидное. Подобным образом можно действовать в отношении производства и сферы услуг, не связанных с созданием прапродукта. Но, тем не менее, если предоставленная возможность будет реализована хотя бы в таком виде, это будет серьезным шагом вперед.
Фото: pixabay.com
Прочитал, потом перечитал, но так и не понял, про что статья. Как-то боком затронуто не менее трех разных тем, заголовок от четвертой.А перл '...предложение президента США Барака Обамы об интенсивном строительстве дорог для преодоления последствий кризиса (Рис. 4) – это не совсем то, что нужно. Потому что дороги нельзя продать...' это почти также здорово как 'бездокументарные акции - это плохо, так как их нельзя использовать в качестве туалетной бумаги'.
Полезно и актуально. Согласна с Лушевым в том, что статья эклектична. Тем не менее прочитала с благодарностью.
[b][B]Андрей Глауберман[/B],[/b] -ну с теоретической позиции на уровне страны понятно, а что делать с этим чудом делать конкретной компании, сколько это стоит и сколько занимает времени :?: :?: или такой шанс есть только у всей России, а отдельно взятой компании это не касается :!: :?: :|
Прочитал, потом перечитал, но так и не понял, про что статья. Как-то боком затронуто не менее трех разных тем, заголовок от четвертой.
А перл ''...предложение президента США Барака Обамы об интенсивном строительстве дорог для преодоления последствий кризиса (Рис. 4) – это не совсем то, что нужно. Потому что дороги нельзя продать...'' это почти также здорово как ''бездокументарные акции - это плохо, так как их нельзя использовать в качестве туалетной бумаги''.