Применение пирамиды Маслоу в Маркетинге

Теория потребностей Маслоу построена на основе экспериментов, которые он проводил в начеле 40-ых годов. К сожалению, в этих экспериментах, Маслоу изучал потребности и мотивации таких знаминитых людей как Albert Einstein, Jane Addams, Eleanor Roosevelt, Frederick Douglass и не изучал ни бизнесменов ни маркетологов. Он также не изучал потребности среднего потребителя.
Более того, т.к. эксперименты проводились в начале 40-ых годов, во время 2-ой мировой войны, то и потребности людей в то время значительно отличались от потребностей современного потребителя.
По Вашему мнению, насколько пирамида Маслоу применима в современном Маркетинге?

Вот ссылка на оригинальную статью от Маслоу, где строилась теория иерархии потребностей:
A.H. Maslow, A Theory of Human Motivation, Psychological Review 50(4) (1943):370-396.
http://www.emotionalliteracyeducation.com/abraham-maslow-theory-human-motivation.shtml

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Москва
НАсколько я знаю, все его суждения не были подкреплены экспериментально, нет никакой статистики. Поэтому вряд ли стоить говорить о пирамиде (или о иерархии) Маслоу, как о научном подходе. Не понимаю, почему нам подсовывают его пирамиду на любой учебе? Роль Маслоу в мировой психологии гораздо глубже и серьезнее. Про Эйнштейна и пр. слышу первый раз. Наоборот читала, что он исследовал просто людей, попавших в его поле зрения. Но спорить, ес-но не буду.:) На бытовом уровне у нормальных людей, без гениальных закидонов в голове первые три ступеньки работают. А потом по-разному. Тут уже интересен комплекс Ионы, о котором тот же Маслоу сказал. Почему-то в наших учебных программах об этом не пишут. Комплекс Ионы- это нежелание человека реализовать себя. Люди избегают ответственности. Они предпочитают ставить мелкие цели и не стремятся к успеху. А без этого не будет никакой самоактуализации. Сам Маслоу был страшненький и с кучей комплексов, но видимо с большими амбициями. Ему и исследовать ничего не надо было. Он свою жизнь и имя сам сделал. .......................................................................
Игорь Рудычев пишет: По Вашему мнению, насколько пирамида Маслоу применима в современном Маркетинге?
не могу сказать категорично нет. Ответ будет такой: Скорей всего нет. ................................................................... как-то расплывчато получилось:)
Нач. отдела, зам. руководителя, США
Елена Ребец пишет: НАсколько я знаю, все его суждения не были подкреплены экспериментально, нет никакой статистики. Поэтому вряд ли стоить говорить о пирамиде (или о иерархии) Маслоу, как о научном подходе. Не понимаю, почему нам подсовывают его пирамиду на любой учебе?
Елена, очень хорошо подмечено! Его теория совершенно не подкреплена статистикой, он не делал репрезентативную выборку, и, в этом смысле, теория не совсем научна. Сложно сказать, кто продвигал и пиарил пирамиду Маслоу с 43-его года ... но продвигали и пиарили её профессионально ... в тоже время, есть сотни исследований, которые действительно изучали и измеряли потребности потребителей ... но с пирамидой Маслоу они не имеют ничего общего ... По поводу Энштейна, если не ошибаюсь, Маслоу был одним из первых психологов, кто стал изучать знаменитых и успешных людей, а не психически больных (как у Фрейда) ... я слышал, что в 20-ые и 30-ые годы в психологии было популярно изучать лишь психически больных ... С другой стороны, потребности среднего потребителя в те же 20-ые - 30-ые годы также особенно не изучали ... По поводу применения в Маркетинге, мне кажется важно понимать потребности и мотивации потребителей, хотя исследование, конечно, должно быть более научно, чем в случае Маслоу.
Адм. директор, Москва

Игорь, а эмоциональная составляющая рекламы это где у Маслоу?

Менеджер по маркетингу, Украина

я знакома с иерархией Маслоу как одной из теорий мотивации. Что бы не повоторяться, я скопирую свои посты из соседней темы .Это моя дискуссия с Сергеем Славинским, касательно Маслоу....
Мое мнение , Маслоу в маркетинге полезен с точки зрения "мотивационного " комплекса
Почитайте, я здесь свою мысль написала

--пирамида Маслоу это одна из the motivation theory /относится к content theory/
---....Вобщем любая теория мотивации направлена на единую цель " to enhance the induvidual 's motivation to work effectively" Теория Маслова показывает нам общую картину мотивации человека(именно мотивации!) , в то время как другие теории(Herzberg, Vroom,Handy) строятся, скажем так на внутреннем мире человека, на его потребностях, его окружении, его желаниях , его мыслях и т.д
---Руководителю эти теории помогут понять каким образом ему лучше замотивировать сотрудника на более эффективную работу....

еще один мой пост на эту тему:
---В своем ответе буду ссылаться на его теорию касательно "
ознакомьтесь пожалуйста с "теорией Маслова", как Вы ее называете, а не с вольной ее интерпретацией неизвестными (да и известными) маркетологами и социологами"

The Chartered Institute of Marketing : ...... Therе are basically 2 types of motivational (!!!) thories :
Process theories and Content theories
Content theories , which assume that human beings have a 'package' of needs which they pursue and try to define and explaine them . Maslow's need hierarchy and Herzberg theory are two of the most important approaches of this type
....In his motivation(!!) theory , Maslow put forward certain propositions about the motivating power of people's needs....

---Сергей, что бы замотивировать(!) сотрудника на работу , для начало необходимо удовлетворить его базовые потребности (первая ступень Маслоу) , для этого ему платят базовую з/п, и только потом , если будет необходимость , будем мотивировать на эффективную работу... Может быть этого и не понадобится(работа с его стороны будет выполняться эффективно, как мотиватор -высокая базовая з/п) таким образом ОН сможет удовлетворит все свои потребности... и!! ко всему он по моделе Schein окажется типажем " rational-economic man who is primarily motivated by economic incentives" Таких моделей он приводит несколько. Думаю, руководителю нужно разбираться и знать эти models of man
---Понятно что мотивировать исключительно по пирамиде мы не будем, потому как это одна из составляющих всего " мотивационного " комплекса .

Адм. директор, Москва
Игорь Рудычев пишет: По поводу применения в Маркетинге, мне кажется важно понимать потребности и мотивации потребителей
а что понимать мы должны только по этой пирамиде? есть ведь и научно-естесственный подход. а можно вообще без подхода? если потребность определяется экспертно и без научного подхода. Это обязательно плохо?
Адм. директор, Москва
Татьяна Филатова, вот они три ступеньки и высветились
Инженер, Москва

Я думаю, популярность теории Маслоу основана на том, что она позволяет в очень краткой форме описать огромную область человеческой мотивации. С одной стороны в этом ее сила, с другой слабость, т.к. любой ее уровень пирамиды можно разбить на большое число подуровней, относительно которых теория ничего не говорит.
С точки зрения верифицируемости теорию Маслоу нельзя не доказать, не опровергнуть, т.к. в ней самой заложена возможность одно событие трактовать различным образом. С этой точки зрения она не является научной. Однако из этого не следует, что она не может быть полезным инструментом в определенных ситуациях.
Я полагаю, что пирамида Маслоу может быть полезно при разработке долгосрочной маркетинговой стратегии на крупных рынках. Однако она мало что даст для отдельно взятого продукта.
По поводу изменения потребностей я бы сказал, что изменились не столько сами потребности, сколько их конкретное выражение. Например раньше потребность в безопасности выражалась в требовании физической защиты. Сейчас она более выражается (я имею в виду развитые страны) в желании стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

Нач. отдела, зам. руководителя, США
Елена Ребец пишет: Игорь, а эмоциональная составляющая рекламы это где у Маслоу?
Не уверен, что у него это есть ... ведь он изучал в основном лишь потребности и мотивации ... хотя, в принципе, можно связать потребности и эмоциальную составляющую рекламы ..
Нач. отдела, зам. руководителя, США
Татьяна Филатова пишет: Вобщем любая теория мотивации направлена на единую цель " to enhance the induvidual 's motivation to work effectively" Теория Маслова показывает нам общую картину мотивации человека(именно мотивации!) , в то время как другие теории(Herzberg, Vroom,Handy) строятся, скажем так на внутреннем мире человека, на его потребностях, его окружении, его желаниях , его мыслях и т.д
Как Вы думаете, с точки зрения маркетинга, можно ли применить теорию Маслоу для лучшего понимания мотиваций и потребностей потребителя? С другой стороны ... в некоторых случаях потребности в самоактуализации для определённых индивидумов важнее, чем некоторые физиологические потребности, а в других случаях - наоборот. Т.е. в действительности, порядок может меняться.
Нач. отдела, зам. руководителя, США
Елена Ребец пишет: если потребность определяется экспертно и без научного подхода. Это обязательно плохо?
Мне кажется это не обязательно плохо, но с другой стороны такие потребности будут неприменимы для среднего потребителя ... т.е. мы несможем спроектировать данные потребности из нашей скошенной выборки на генеральную совокупность ...
Нач. отдела, зам. руководителя, США
Максим Парамохин пишет: С одной стороны в этом ее сила, с другой слабость, т.к. любой ее уровень пирамиды можно разбить на большое число подуровней, относительно которых теория ничего не говорит.
Мне кажется, что проблема также в том, что в слишком часто для разных индивидуумов уровни пирамиды меняются местами (например безопасность с любовью) ... т.е.пирамида не статична, а динамична ...
Максим Парамохин пишет: С точки зрения верифицируемости теорию Маслоу нельзя не доказать, не опровергнуть, т.к. в ней самой заложена возможность одно событие трактовать различным образом. С этой точки зрения она не является научной. Однако из этого не следует, что она не может быть полезным инструментом в определенных ситуациях.
Совершенно согласен!
Максим Парамохин пишет: Я полагаю, что пирамида Маслоу может быть полезно при разработке долгосрочной маркетинговой стратегии на крупных рынках. Однако она мало что даст для отдельно взятого продукта.
Мне кажется, понимание почему покупатель покупает или не покупает (или свитчится) данный продукт с использованием идей Маслоу также возможно ...
Максим Парамохин пишет: По поводу изменения потребностей я бы сказал, что изменились не столько сами потребности, сколько их конкретное выражение. Например раньше потребность в безопасности выражалась в требовании физической защиты. Сейчас она более выражается (я имею в виду развитые страны) в желании стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
Мне кажется также изменилась приоритизация потребностей ... например нам уже не приходится голодать, как в 40-ых ...
Адм. директор, Москва
Игорь Рудычев пишет: мы несможем спроектировать данные потребности из нашей скошенной выборки на генеральную совокупность ...
думаю, средний потребитель и не поймет, чего Вы тут о нём сказали :)
Генеральный директор, Москва

Для меня пирамида Маслоу, как таблица Менделеева для химика.
Потребности у человека не меняются, меняются лишь способы их удовлетворения.

вариантов применения в маркетинге - масса.
это и деректива для разработки/модернизации товаров и услуг (есть потребность, к примеру, в безопасности. вчера ее амбарным замком удовлетворяли, сегодня - домофоном и проч., завтра - не известно что придумают в этой области).
это и "поле" поиска ключевых сообщений ЦА при продвижении продуктов/услуг
и т.д. и т.д.
и преславутое пятое P - personell: иерархия очень четко очерчивает нам область поиска иснтрументов мотивации для работников, находящихся на разных ступенях пирамиды.

Очень мне по этой теме нравится книга Бойченко и Сергеева http://www.ozon.ru/context/detail/id/2851290/
очень рекомендую.

Адм. директор, Москва

Решила почитать о Маслоу.
Нашла в статье С. Степанова
................................................................
В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно — ненасыщаемые. (Снова невольно вспоминается фроммовское «Иметь или быть»). Впрочем, и эти работы сам автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.

До осуществления своих надежд он не дожил — скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 года. Правда, надо сказать, что доживи он хоть до ста лет, его чаяниям не суждено было сбыться. Ибо и сегодня справедливо звучит приговор, вынесенный авторами американской «Истории современной психологии» — супругами Шульц: «Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев — и вовсе не подтверждается».
...........................................................................

Инженер, Москва
Игорь Рудычев пишет: Мне кажется, что проблема также в том, что в слишком часто для разных индивидуумов уровни пирамиды меняются местами (например безопасность с любовью) ... т.е.пирамида не статична, а динамична ...
У самого Маслоу это описывается как утверждение более высоких потребностей после удовлетворения более низких. Динамической с этой точки зрения является не сама пирамида, а отношение к ней человека.
Игорь Рудычев пишет: Мне кажется, понимание почему покупатель покупает или не покупает (или свитчится) данный продукт с использованием идей Маслоу также возможно ...
Если мы говорим о продуктах, предназначенных для удовлетворения потребностей разных уровней, то теория Маслоу тут в самый раз. Если мы хотим понять, почему человек предпочитает один сорт пива другому, то на мой взгляд она тут мало поможет. Это еще один инструмент. Для одних задач он работает хорошо, для других не очень.
Игорь Рудычев пишет: Мне кажется также изменилась приоритизация потребностей ... например нам уже не приходится голодать, как в 40-ых ...
Я бы сказал, что произошло смещение основной мотивации на более высокий уровень. Потребность в еде не исчезла и не утратила своей значимости, но в силу ее удовлетворенности она не является основным мотиватором в нашем обществе. И потом, мир это не только мы. В некоторых странах люди до сих пор голодают.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Могут быть совершенно обычные лекарства, но в другой дозировке или не показанные конкретному чел...
Все дискуссии