Тенденции отрасли фармацевтического рынка и товаров для здоровья

Условия, возникшие в 2020 году, строго регламентировали все сферы экономики нашей страны. Одни отрасли приостановили свою деятельность на длительный срок, в то время как другие продолжали активно развиваться. Какие изменения претерпела сфера фармацевтики и здоровья? 

Общие данные

Во время всемирной пандемии появился ажиотаж на разные категории товаров. Исключением не стала и фармацевтическая сфера. По данным finam.ru, если сравнивать с «докарантинным» 2019 годом, прирост реализации коммерческого рынка фармацевтики составил около 50%. Повысился спрос и на препараты, цена которых превышает 1000 рублей, что обусловлено девальвацией рубля, а также ожиданием роста цен, возможным дефицитом лекарственных препаратов из этой категории.

Об этом свидетельствует снижение продаж упаковок (в шт.) на 2% в сочетании с ростом продаж в финансовом эквиваленте на 7%. Наиболее популярные категории товаров — антисептики, средства индивидуальной защиты, спиртовые салфетки, а также лекарственные препараты, рекомендованные для борьбы с вирусными инфекциями. Исследование, проведенное Cossa, показало, что более 60% продаваемых лекарств оказались от российских производителей.

Вакцинация от COVID-19

Вакцины — это технология, на которую человечество часто полагалось в прошлом, чтобы снизить число смертей от инфекционных заболеваний. Менее чем через 12 месяцев после начала пандемии COVID-19 несколько исследовательских групп приняли вызов и разработали вакцины, защищающие от SARS-CoV-2, вируса, вызывающего COVID-19. Теперь задача состоит в том, чтобы сделать эти вакцины доступными для людей во всем мире. Очень важно, чтобы люди во всех странах, а не только развитых, получали необходимую защиту. Во всем мире было введено более 359,4 миллиона доз вакцины, что составляет 4,7 дозы на каждые 100 человек. Между программами вакцинации в разных странах уже существует резкий разрыв, и многие из них еще не сообщили об одной дозе, по данным исследования «Наш мир в данных» Оксфордского университета.

Дерматология — частный случай

С начала пандемии увеличилось число людей, страдающих от различных дерматологических заболеваний. Проблемы с кожей возникают из-за сбоев в работе внутренних органов, но немаловажное значение имеет и состояние нервной системы. Сильные психоэмоциональные нагрузки в период локдауна, стимулирующие работу надпочечников и постоянный выброс кортизола в кровь, становятся причиной развития экзем, дерматитов и прочих неприятностей.

Огромную лепту в появлении дерматологических проблем у населения внесли и санитайзеры, частое использование которых приводит к истощению гидролипидного слоя кожи. Таким образом, на протяжении карантина отмечался повышенный спрос на седативные препараты — от успокаивающих чаев до более серьезных медикаментов — и аптечные кремы для восстановления баланса кожи.

Здоровье и e-commerce

На самоизоляции люди стали задумываться о состоянии здоровья кожи, а также озадачились поддержанием физической формы. Именно тогда возросла значимость онлайн-шопинга: в прошлом году россияне потратили 3 трлн рублей на покупки через маркетплейсы и прочие интернет-площадки. Сервис E-pepper сообщает, что на e-commerce пришлось около 10% всего российского розничного рынка. Большую часть покупок составила уходовая косметика, разнообразная SPA-продукция вроде скарбов и средств для ванн, в то время как спрос на декоративную косметику значительно упал. Коврики для йоги, небольшие гантели, утяжелители и спортивные резинки возглавляют топ-самых покупаемых спортивных товаров.

В период пандемии люди стали больше интересоваться укреплением психического здоровья и освоением техник релаксации. Так, стала популярна ароматерапия. Большим спросом пользовались запахи, обладающие успокаивающим эффектом: масла бергамота, мелиссы, сандала, лаванды и кедра. Тонизирующие ароматы вроде цитрусовых, мяты, корицы, тимьяна и чайного дерева также держали лидирующие позиции. Аромалампы и диффузоры считаются комплементарными товарами, а потому спрос на них также возрос.

Товары для укрепления иммунитета

За прошлый год нам удалось многое узнать о собственном иммунитете, принципах его работы и методах укрепления. Здоровый организм — главная защита не только от COVID-19, но и от ряда бактериальных и вирусных инфекций, грибков. В продуктовых корзинах россиян стали появляться повышающие защитные силы организма продукты, чипсы и газировки отошли на второй план. Имбирь, лимоны, авокадо, квашеная капуста и клюква долгое время держали первенство в рейтингах самых востребованных продуктов во время пандемии.

Значительно увеличился и спрос на биологически активные добавки. Известно, что витамин D поддерживает наш иммунитет, а также работу нервной, репродуктивной и эндокринной систем. Витамин С, в свою очередь, регулирует процессы кроветворения и противодействует проникновению патогенных микроорганизмов. ТАСС сообщает, что с конца сентября 2020 года продажи витамина D3 выросли почти на 1600%, в то время как спрос на витамин С вырос почти в девять раз, на цинк — в шесть раз. Становились популярными и антиоксидантные добавки вроде спирулины и хлорофилла, а также биологически активные добавки с жирными кислотами — например, омега-3.

Прогнозы-2021

На текущий момент сложно давать четкие прогнозы относительно тенденции роста фармацевтического рынка в 2021 году, ведь экономическая ситуация до сих пор остается нестабильной. Однако тема поддержания иммунитета продолжает быть злободневной и в настоящее время. Главным фактором, способствующим развитию фармацевтической отрасли, можно назвать потенциальный рост цен на препараты в рублевом выражении, в то время как негативная тенденция может быть вызвана снижением платежеспособности населения и отложенным эффектом от имеющихся на руках запасов медикаментов.

По данным Национального рейтингового агентства, росту данного рынка в России будут способствовать такие факторы, как увеличение государственных инвестиций в закупки фармацевтической продукции и реализация стратегии «Фарма-2030». В рамках программы будет оказываться поддержка сразу по нескольким направлениям. В первую очередь, особое внимание будет оказываться обеспечению полного цикла производства лекарств внутри страны — особенно жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. С целью обеспечения качества препаратов на производствах будет продолжаться внедрение стандартов надлежащих фармацевтических практик GxP.

Еще одним важным направлением деятельности является развитие международного потенциала российских производителей и, следовательно, повышение спроса на нашу продукцию за рубежом.

Читайте также:

Сделали ли вы вакцину от COVID-19
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.