Как пандемия изменит институт банкротства юридических лиц?

Правительством было принято уже немало мер для поддержания жизнеспособности отечественного бизнеса в период пандемии. Одним из первых серьезных шагов стало введение моратория на банкротство. Первостепенно поддержка оказывалась системообразующим предприятиям и тем отраслям, что пострадали наиболее сильно — сфера развлечений, авиаперевозок, спорта, туризма — всего около 1,3 миллиона компаний.

Согласно главе 95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ от 26.10.2002. во время действия моратория:

  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;
  • мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.

И вот совсем недавно появились новости о том, что формируется и судебная практика по применению режима. Тем не менее, остается актуальным вопрос, насколько эта мера поможет избежать дальнейшего закрытия компаний, и как она отразится на сферe банкротства в стране в целом.

Эффективность принятых мер

Прошло полтора месяца с момента введения моратория, однако навряд ли многим компаниям удалось выйти из кризиса за этот период, а сделать это при дальнейшем продлении режима самоизоляции будет еще сложнее. Несмотря на то, что в список попадает достаточно обширное количество предприятий, а протекционизм государства от внешнего банкротства, безусловно, приятен, этого недостаточно, чтобы сохранить место на рынке.

Как бы там ни было, доходы компаний неумолимо падают, а обязательства перед кредиторами, арендодателями и другими фондами увеличиваются. Даже несмотря на то, что президент обозначил конец нерабочих дней и постепенное возвращение на круги своя, что, казалось бы, должно дать старт восстановлению отечественного бизнеса, все не так просто.

В тех регионах, где введен режим повышенной готовности, как в Москве, продолжают действовать и другие ограничения, которые не позволяют в полной мере осуществлять функционирование компаний. Например, все еще актуален запрет на нахождение больших групп граждан в одном помещении, поэтому торговые центры, кинотеатры, частные образовательные учреждения, в первую очередь, детские — закрыты. Кроме того, после введения обязательного ношения средств индивидуальной защиты в местах массового скопления людей, аналогичные требования ввели и ретейлеры. А следить за тем, соблюдают ли их клиенты, возможно только в небольших магазинах.

Другой проблемный момент — разные ограничения в зависимости от региона. В связи с чем между контрагентами наступает ситуация, когда один из них не может исполнить взятые на себя обязательства. Такие сбои в цепочке ведут не только к финансовым потерям с каждой из сторон, но и возможным судебным разбирательствам, которые в нынешней остановке, могут быть фатальны.

Еще один подводный камень моратория на банкротство — рост злоупотреблений со стороны недобросовестных должников. До октября, пока временно приостановлено исполнительное производство, стоит ожидать увеличения сделок по выводу активов, а также роста необоснованной кредиторской задолженности.

Рынок банкротств после пандемии

Определенно, принятых государством мер поддержки, а их уже три пакета, и моратория недостаточно, чтобы позволить бизнесу остаться на плаву. У компаний пустеют зарплатные фонды, многие фирмы просто не могут осуществлять свою деятельность, а значит, и получать прибыль. Оформлять кредиты даже по льготным ставкам довольно рискованно, да и как показывает практика, одобрение получает меньшая часть заявлений.

Такая картина приведет к тому, что заявления на банкротство будут подавать уже сами компании, мораторий этого не запрещает. Наиболее уязвимы малый и средний бизнес, но и крупные предприятия в зависимости от сегмента, рискуют закрыться. Так, частные стоматологии потеряли 90% дохода, в течение двух месяцев могут закрыться 70% мебельных фабрик, а фитнес-индустрия рискует лишиться до 90% фитнес-клубов по всей стране.

Пика банкротств стоит ожидать к июлю-августу, а уже в октябре истечет срок моратория, и если его не продлят, то заявления о несостоятельности должника в арбитражный суд будут уже подавать кредиторы. Примечательно то, что череда банкротств будет осуществляться шквалом, нагрузка на суды и юристов будет колоссальная. Кроме того, в этот период будет ознаменован переделом российского бизнеса в целом, сменятся крупные игроки, а компании поменьше, снова будут вынуждены завоевывать позиции.

Безусловно, после пандемии изменится и сам подход к заключению договоров. Сегодняшняя ситуация с мораторием очень показательна, в первую очередь, для кредиторов, которые терпят убытки не меньше, чем их должники. Требования с их стороны будут ужесточаться, и для получения денег, заявителю нужно будет проходить более тщательную проверку. Пока сложно оценивать, позволит ли такой формат обезопасить контрагентов, и как он отразится на бизнесе в целом. Тем не менее, стоит готовиться именно к таким условиям, и уже сейчас продумывать для себя возможные последствия.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.