Роботы против людей

На правах рекламы

Алгоритмическая торговля (HFT — high frequency trading) с использованием торговых роботов стала модной темой на финансовых рынках. Объемы сделок достигают 50-80% биржевого оборота. Существует миф о том, что это повышает биржевую ликвидность. Но это не так! Никакую ликвидность роботы не создают.

Биржа (как организатор торговли) является центральным действующим лицом на финансовом рынке (рынке капитала). Есть две функции, определяющие ее полезность для общества:

1. Обеспечить бизнесу возможность привлечения средств на развитие производства товаров и услуг для населения.

2. Обеспечить населению возможность стать собственником бизнеса для повышения своего благосостояния.

Ликвидность прямо пропорциональна количеству продавцов и покупателей – людей, которые имеют мотивированную цель купить или продать актив. Алгоритмисты не являются ни теми, ни другими. Они забирают деньги у продавцов и покупателей! А какую пользу они приносят?

Когда мы сдаем старый автомобиль перекупщику (со скидкой), мы покупаем услугу. Он возьмет на себя хлопоты по поиску нового покупателя, потратит время и силы на предпродажную подготовку. И продавец автомобиля, и перекупщик знают его реальную цену, а скидка является платой за потраченное время и усилия. Роботы же не являются посредниками, они не оказывают никаких услуг, а используют скорость доступа к торговой системе для паразитирования на участниках торгов.


Маркет-мейкеры выставляют котировки на покупку и продажу, помогая продавцам не дожидаться, когда появится покупатель (и наоборот). Они принимают эти риски и экономят время – в этом состоит их бизнес. Они действительно создают ликвидность.

На рынке очень мало настоящих маркет-мейкеров – тех, кто понимает реальную цену актива и готов покупать крупные объемы с адекватной скидкой, будучи уверенным, что найдет покупателя (или наоборот). Нормальный маркет-мейкер изначально должен быть готов владеть активом как инвестор, понимая его ценность, а торговые операции для него – это дополнительный бонус.

К нам постоянно (но безрезультатно) обращаются с предложениями котировать наши акции. Предложение звучит примерно так: дайте нам акции и деньги, и мы будем выполнять функции маркет-мейкера. Знакомые бизнесмены рассказывали о своем опыте: обычно у таких «маркет-мейкеров» заканчиваются либо деньги, либо акции, и они приходят «за добавкой».

Выставление двухсторонних котировок (котирование) и выполнение функций маркет-мейкера – это разные вещи.


Многие роботы и алгоритмические системы развивались как технологии котирования. Развитие интернет-торговли лишило брокерские дома монополии на эту функцию – сейчас любой человек может через интернет выставлять котировки на покупку и продажу, используя разные алгоритмы.

Количество посредников резко выросло, а количество конечных продавцов и покупателей нет. Конкуренция снизила доходность этого бизнеса – на те же деньги стало претендовать больше «охотников». Когда доходность посреднической деятельности снижается, возникает соблазн злоупотреблений. Перекупщики автомобилей, например, могут пойти на торговлю ворованными машинами, а создатели HFT-алгоритмов начали думать над тем, как отнимать деньги у конечных продавцов и покупателей. Появилось большое разнообразие алгоритмических стратегий и роботов — фронтранеры, охотники, иллюзионисты, флипперы. Они стали высокотехнологичными паразитами, которые вклиниваются между продавцом и покупателем, создавая им дополнительные издержки, при этом не принося никакой пользы.

Это стало возможным из-за неравных условий доступа к данным (серверам) биржи, когда одни участники могут получать и использовать информацию о заявках других участников. Алгоритмы, мощные компьютеры и скоростные линии – это технические инструменты для обеспечения и реализации этого преимущества.

Задача биржи как организатора торговли – обеспечить равные условия всем участникам для совершения сделок. Введение повышенных тарифов для владельцев роботов выглядит как желание заработать на HFT-алгоритмистах, а не улучшить условия для продавцов и покупателей.

Парадокс: участникам, которые занимаются регулярным инвестированием (а не спекуляциями), роботы и алгоритмисты пока не могут сильно навредить. Главными жертвами являются обычные спекулянты – чем чаще они совершают сделки, тем быстрее они отдают свои деньги роботам, которые зарабатывают на каждой их транзакции.

Выводы:

1. Реальная ликвидность может увеличиться только за счет расширения количества конечных продавцов и покупателей.
2. Задача биржи и финансовых институтов – повышать финансовую грамотность населения, чтобы оно становилось владельцем бизнеса в своей стране (что и происходит в развитых странах).
3. Алгоритмическая торговля с использованием роботов создает мнимый оборот, который не относится к реальной ликвидности.
4. Бирже (как организатору торговли) необходимо обеспечивать равные условия доступа к информации и равные возможности совершения сделок для всех участников.

Многие создатели HFT-систем, роботов и алгоритмов часто пытаются привлечь инвесторов. Это может нести существенные риски. Во-первых, любой (в том числе и паразитирующий) алгоритм должен постоянно развиваться, а прошлые результаты не гарантируют будущих. Во-вторых, алгоритмами, использующими несовершенство торговой инфраструктуры и действительно позволяющими зарабатывать, вряд ли кто-то захочет делиться. В результате, те, кто ищет инвесторов под свою HFT-систему, в лучшем случае хотят потренироваться на чужих деньгах, а в худшем откровенно злоупотребляют доверием клиентов.

Иногда на создание HFT-систем «новичков» подталкивает брокер. Тягаться с алгоритмами и технологиями брокера они не смогут, а пока клиент создают своего робота, он сделает кучу сделок, и заплатит за них комиссию.

P.S. Мы приглашаем всех, кто внимательно прочел данную статью, принять участие в акции «Призы любознательным». «Призы любознательным» — это акция, участие в которой даст вам возможность, ответив всего на три вопроса к тексту статьи, стать владельцем паев фондов под управлением компании «Арсагера» на 1000 руб.

Вопросы к статье:

Создают ли «роботы» дополнительную ликвидность пропорционально обороту, который возникает в результате их сделок?

  • Нет, так как ликвидность могут создавать только институциональные маркет-мейкеры
  • Да, так как «роботы», использующие алгоритмические механизмы, по сути, являются маркет-мейкерами
  • Нет, так как большинство алгоритмов «роботов» направлено на «вклинивание» в сделку между конечными продавцами и покупателями
  • Да, так как оборот и есть характеристика ликвидности

В чем заключается польза маркет-мейкеров для участников торгов на рынке акций?

  • Они совершают сделки по покупке и продаже акций, увеличивая оборот на рынке
  • Они поддерживают заданную эмитентом цену акции, позволяя инвесторам получить прибыль
  • Пользы нет, так как маркет-мейкеры зарабатывают за счет участников торгов
  • Они позволяют продавцам не дожидаться покупателей для продажи акций, а покупателям не дожидаться продавцов

Каким образом биржа может способствовать увеличению ликвидности на рынке акций?

  • Разрабатывая различные схемы заключения сделок (например, сделки с отсрочкой платежа)
  • Вводя запретительные тарифы для «роботов», активно использующих алгоритмические механизмы
  • Сокращая количество низколиквидных эмитентов (например, через делистинги), тем самым перераспределив оборот на других эмитентов
  • Способствуя повышению финансовой грамотности населения, увеличивая тем самым количество конечных продавцов и покупателей акций

Принять участие в акции

____________________________________________________________________________

«УК «Арсагера»
194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ «Ренессанс», 8-й этаж.
Тел. (812) 313-05-30
arsagera.ru
Лицензии ФСФР России: № 21-000-1-00714 от 06.04.2010, № 078-10982-001000 от 31.01.2008

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.