Личный финансовый план как инструмент управления вашими деньгами

Подъем в семь утра, звонкие переливы мобильника, зарядка, скорый завтрак. Офис, почта, 168 входящих сообщений. Клиенты, переговоры, встречи, совещания... Бесконечные заторы на дорогах, аэропорт, самолет, гостиница... Знакомо? Время становится дороже денег, его в обрез хватает на самые значимые события в жизни, какие уж тут мысли о рутинном управлении личными финансовыми потоками!

Образ жизни многих людей и, особенно, управленцев и собственников бизнеса накладывает определенные особенности на их взаимодействие со своими деньгами:

- Отсутствие времени на управление личными и семейными финансовыми потоками, причем количество этих потоков может быть достаточно большим.

- Многие вопросы решаются «на бегу», без должного анализа.

- Достаточно высокий доход сопряжен с не менее высокими расходами, связанными с поддержанием статуса, имиджа, образа жизни солидного руководителя, а также с необходимостью содержания большого числа финансово-зависимых людей.

- Повышенные внутренние требования к образу жизни и, как следствие, высокие требования к доходу на «пенсии».

- Использование одного финансового провайдера услуг (это может быть один универсальный банк, через который проходят все операции, в том числе и инвестиционные и т.д.), либо, наоборот, несистемный, разношерстный набор всевозможных финансовых услуг, «купленных» случайно и не связанных в единую систему.

- Серьезные финансовые цели, которые не достигаются «в лоб», а требуют взвешенного комплексного подхода, грамотного сочетания финансовых инструментов и координации целей между собой.

- Нередко встречаются «забытые» активы в виде давно открытых депозитов, простаивающих объектов недвижимости, отсутствие финансовой защиты близких и спонтанные крупные расходы.

Сфера личных финансов несколько отличается от финансов корпоративных, но, тем не менее, вы можете использовать некоторые методы и подходы для управления семейным капиталом. Как и в корпоративных финансах, многие технологии в управлении личными финансами приходят из западных стран, имеющих механизмы защиты, нацеленные на сохранение и преумножение личного капитала. Итак, что же такое личный финансовый план.

Отчасти его можно сравнить с бизнес-планом, используемым при создании или преобразовании бизнеса, отчасти – с финансовой отчетностью компании, поскольку в Личном Финансовом Плане присутствуют элементы различных элементов корпоративных финансов.

Тем не менее, Личный Финансовый План – это очень мощный инструмент взаимодействия между вами (вашей семьей) и теми деньгами, которые проходят через ваши руки. Он держится, как и положено, на трех китах:

  • на вашей текущей финансовой ситуации (величина накоплений и стоимость имущества, размер существующих финансовых обязательств, сумма регулярно сохраняемых свободных средств и т.д.);
  • на ваших финансовых целях (приобретение автомобиля, квартиры, загородного дома, обеспечение пенсии, получение образования, создание рентного капитала – пассивного дохода, передача наследства и т.д.);
  • на существующих и доступных для вас финансовых инструментах (инвестиционных, кредитных, страховых, пенсионных).

Фактически, финансовый план – это инструмент управления финансами для вашей личной корпорации, вашего ООО «Я» или ЗАО «Моя Семья». Он включает в себя следующие области, на которые должно быть направлено внимание и управляющие воздействия:

1. Управление финансовыми целями.

2. Управление деньгами (текущий денежный поток, кредиты, резервные фонды).

3. Управление инвестиционными и чистыми (страховыми) рисками.

4. Планирование пенсии.

5. Управление инвестиционным портфелем.

6. Вопросы передачи наследства.

7. Налогообложение.

Сам же процесс составления комплексного финансового плана, объединяющего все вышеперечисленные области в единую систему, состоит из нескольких шагов:

  • актуализирование личной финансовой информации, а именно:
  • всех ваших личных или семейных активов и финансовых обязательств;
  • информации о структуре ваших доходов и расходов, составление финансовой отчетности на основании собранных данных для принятия решений по управлению;
  • информации об инвестиционном портфеле, страховой защите и т.д.;
  • определение и формулирование в финансовом виде (желаемая стоимость и срок достижения) тех целей, которые стоят перед вами и вашей семьей. Это очень важный и достаточно продолжительный этап, поскольку связан с определенными личностными особенностями. Часто приходится производить выявление неосознанных реальных целей, поскольку это ключевым образом может повлиять на весь план в целом;
  • анализ полученных данных на предмет достижимости ваших целей в разрезе вашего текущего финансового состояния. Возможно, вам придется скорректировать свои цели, чтобы они не остались только на бумаге, а воплотились-таки в жизнь. Или, возможно, придется оставить существующие цели, но на этапе разработки решений включить в план пункты по оптимизации денежных потоков;
  • разработка конкретных решений с помощью существующих финансовых инструментов. Вам необходимо определиться с временным горизонтом для достижения цели, допустимым уровнем риска и выбрать приемлемые инструменты. При составлении плана этот пункт может потребовать особо тщательной работы. Это – основа реализации вашего плана. Стоит уделить ему максимум времени и внимания и, возможно, привлечь сторонних консультантов;
  • реализация разработанных решений. Просто делаете то, что задумано согласно разработанному плану, иначе план может остаться всего лишь никому не нужным набором букв и цифр;
  • регулярное обновление плана. План – это не результат, это процесс. Вам необходимо постоянно контролировать этапы исполнения намеченного и, при необходимости, корректировать цели и/или выбранные инструменты.

В результате вы получаете «машину времени», которая может связывать текущее положение вещей (ваше настоящее) и финансовые цели (ваше планируемое будущее) с помощью финансовых инструментов, т.е. показывает, каким способом вы переместитесь из настоящего в будущее.

При этом план является инструментом комплексным (т.е. учитывающим множество факторов) и гибким, т.е. легко перестраиваемым под изменяющиеся условия жизни. Фактически, это последовательность простых действий, совершая которые, вы можете достигнуть своих целей.

В конечном итоге, финансовый план дает правильный именно для вас ответ на вопрос «Как грамотно распорядиться теми деньгами, которые я с таким трудом заработал?»

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Ни одна статья никогда не даст четких решений, т.к. вопрос подхода к управлению вашими активами всегда индивидуален. Статья лишь дает повод задуматься и в дальнейшем обратиться к профессионалам. Действительно, в России тема персонального менеджера, который бы помог грамотно составить личный финансовый план, недостаточно развита. Но есть компании, которые активно внедряют ПФП в ''рынок'', у которых, в свою очередь, имеется и профессиональный штат, и все необходимое лицензированное ПО.

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Константин, приветствую! Хорошая тема, спасибо за статью!

Интересно Ваше мнение, и, может быть, краткий обзор:

- какие компании и финансовым институты действительно помогают частным лицам вести учет их денежных потоков, имущества и активов, вариантов управления доходами и расходами, активами;

- набор каких операций, услуг и вариантов принятия решений предлагают те компании, кто предлагает такой сервис, чем они по сути отличаются?

- насколько востребован такой сервис в городах? это тысячи, сотни клиентов, или пока десятки клиентов в разрезе каждой компании?

Буду рад обсудить эти вопросы, это может быть интересно многим!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.

Названы самые дефицитные IT-специалисты

Эксперты провели опрос работодателей и выяснили тенденции в найме IT-специалистов.

Россияне назвали самые перспективные отрасли для трудоустройства

Большинство соискателей предпочитают работать в крупном частном бизнесе.