АСИ нужна ось. Взгляд на национальный рейтинг

Если откровенно, то впечатление двойственное, противоречивое.

С одной стороны команда АСИ играет важную роль – агрегирует и транслирует на региональный уровень стратегические ориентиры развития экономики России, формирует и развивает компетенции стратегического управления регионами, как на уровне федеральных, так и на уровне региональных органов власти. В условиях, когда внятная стратегия социально-экономического развития страны, регионов и направлений экономики (в терминологии прошлого – отраслей) отсутствуют, АСИ выполняет задачу интегратора.

Справедливости ради надо отметить, что задача эта, изначально вмененная органам власти, де факто переложена этими органами на плечи АСИ, а также ряда консалтинговых компаний первого эшелона. Действительно, гораздо проще сбросить сложные функции, к тому же предполагающие и риск ответственности за просчеты, и риск конфликта с теми или иными представителями бизнес-элиты за бюджетные средства и под благовидным предлогом. Предлог состоит в необходимости привлечения сильных экспертов к решению. И он хорош, но решение неэффективно.

В реальности создана команда активных и реально сильных с методологической стороны специалистов, умеющих организовать работу экспертов на местах. Но вот что этой работе мешает, так это отсутствие достаточного опыта работы в реальной экономике. А в результате, например у экспертов АСИ, нет понимания того:

  • как и почему взаимосвязаны регионы;
  • почему межрегиональная конкуренция сработает не на усиление регионов и России в целом, а на дезинтеграцию;
  • почему важно включение уровня муниципалитетов в работу с инвесторами;
  • что качество работы органов власти необходимо оценивать не только по показателям результативности, но и по показателям эффективности.

Да, они привлекли в рабочие группы регионов представителей бизнеса, которые частично компенсируют недостаток понимания, практического знания этих аспектов. Владение системными моделями помогает собирать мысли, идеи, нащупывать болевые точки и находить пути их решения. Безусловно, яркий позитивный пример такого подхода – разработка и внедрение Регионального инвестиционного стандарта. Но как невозможно понять иностранную речь, не владея знанием языка, так невозможно и оперативно осознать суть предложений и замечаний привлеченных экспертов, когда у тебя нет глубокого понимания специфики ситуации.В итоге КПД проводимой АСИ работы оставляет желать лучшего. Объем проделанной работы колоссален, а ее ожидаемая эффективность могла бы быть выше.

Если же допустить некую долю паранойи, и вспомнить, что консультантами АСИ по наиболее важным стратегическим вопросам являются крупнейшие западные консалтинговые компании KPMG International и The Boston Consulting Group, то возникает ощущение угрозы национальной безопасности.

Поясняю. С одной стороны выявляются лучшие практики региональных органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного и делового климата регионов, и ведется активная работа по дальнейшему внедрению этих практик в деятельность иных, догоняющих регионов. Это заслуживает реального внимания и высокой оценки.

С другой стороны, поддержанная изначально Президентом РФ идея Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ реализуется, на мой взгляд, на опасном фундаменте. Рейтинг, естественно, будет учитываться при оценке деятельности руководства регионов и губернаторов, в первую очередь. Методологическое сопровождение работы ведет The Boston Consulting Group.

Что здесь позитивного?

1. Опять же попытка выявить и систематизировать лучшие практики по созданию инвестиционного климата (вот только не ясно, зачем, ведь они уже систематизированы в рамках Регионального инвестиционного стандарта, и работа по их уточнению ведется постоянно).

2. Дополнительный стимул для региональных органов власти (но стимул думать в дезинтеграционном русле, что отмечу ниже).

3. Возможность оценить условия ведения бизнеса (без оговорок благое намерение).

Что здесь негативного? Об этом чуть подробнее, так как требуется вникнуть в суть.

1. Рейтинг формируется в условиях вакуума – отсутствует внятная стратегия социально-экономического развития России, ее декомпозиция на уровень региональных стратегий и стратегий экономических направлений (отраслей). В итоге:

  • у разработчиков возникла реальная проблема со структурой рейтинга и без внимания оставлены аспекты исторически сложившейся региональной специализации (она складывалась не случайно, а в силу объективных территориальных, климатических, национальных, ресурсных особенностей) – все регионы должны стремиться к самодостаточности;
  • оставлена без внимания и необходимость оценки усилий региональных органов власти по настройке межрегионального взаимодействия. Отчасти в силу предыдущего пункта (о самодостаточности), отчасти в силу того, что сложно найти адекватные измерители (но это не аргумент – если параметр важен, его необходимо научиться измерять).

Так мы выходим на одну из фундаментальных проблем современной организации работы органов власти – концентрация на исполнении административных функций и перекладывание направляющей функции на привлекаемых консультантов, не обладающих ни достаточным уровнем информированности, ни соответствующей долгосрочной заинтересованностью. Их краткосрочный интерес – сдача контракта, долгосрочный – «консалтинговая игла». Вхождение в курс дел (по определению не всегда с достаточной глубиной) при исполнении контрактов создает неоправданные транзакционные издержки. Плюс, при вымывании направляющей функции из органов власти (как рудиментарной в этих условиях) создается возможность трансляции в систему исполнительной власти внешних, не всегда полезных для экономического роста России идей. Тут все просто: качество результатов не может быть выше уровня, который был задан руководством.

2. Рейтинг разворачивается в систему показателей результативности (несмотря на то, что авторы их называют показателями эффективности, они показывают лишь достижение результатов, а не их цену). В этой ситуации заведомо в более выгодном положении окажутся регионы с наибольшей бюджетной обеспеченностью (Москва и сырьевые регионы).

Такой подход, действующий, по сути, и сейчас при оценке деятельности органов региональной власти, будет стимулировать дальнейшее использование проверенных, но не самых эффективных мер, а не поиск новых вариантов решений. Например, «среднее время регистрации предприятия» можно сокращать за счет увеличения штата сотрудников (которым нужны рабочие места и заработная плата), а можно за счет автоматизации, где неминуемы сложности и период внедрения требует времени, но далее будет обеспечена экономия. Вопрос, какой вариант будет предпочитаться властями в условиях ежегодного рейтингования по результативности? А вот если начать считать соотношение достигнутых результатов и объем бюджетных расходов на достижение этих результатов, и оценивать власти по этим параметрам, то тогда возникает реальное желание не сотрудников добавить, а автоматизировать.

Скажете, что сложно измерять уровень бюджетной эффективности. Да, сложно. В предложенном BCG подходе сложно. А если не усложнять и измерять простые показатели. Например:

  • количество вновь созданных субъектов предпринимательства на 1 рубль бюджетных расходов;
  • объем привлеченных инвестиций в расчете на 1 рубль поступлений по налогу на имущество и т.д.

То есть, соотносить параметры, с одной стороны связанные экономически, а с другой – реально разнонаправленные.

3. Рейтинг направлен на воспитание состояния конкуренции между регионами. Однако, «если конкуренты сообща или по отдельности прилагают усилия, направленные на расширение рынка и удовлетворение потребностей, они, в конечном счете, содействуют всеобщей оптимизации» (Э. Деминг, один из отцов экономического прорыва Японии). И еще одно его высказывание о стимулировании конкуренции внутри системы (в данном случае система – РФ): «внутренняя конкуренция и конфликт, а также страх, который они порождают, приносят только зло… Цифры искусственно раздуваются, расчеты перекраиваются, чтобы отчеты понравились руководству».

При внедрении рейтинга в практику оценки деятельности региональных властей есть риск развить и без того существующее состояние конкуренции между регионами до такой степени, когда любые межрегиональные инициативы долгосрочного характера будут блокироваться. Подчеркну, это уже реальность. Возьмем последнюю версию Проекта Федерального закона РФ «О промышленной политике в Российской Федерации». Он хоть и предполагает координацию государственных программ на федеральном уровне, но симптоматично:

  • основной блок мер по стимулированию промышленного развития сводит к мерам распределения финансовых ресурсов и координации федеральных и региональных программ;
  • блок вопросов, связанных с территориальным промышленным развитием представляет лишь двумя небольшими пунктами в конце документа. Мало того, что они, по сути, не интегрированы в канву законопроекта, они носят ссылочный характер на (ФЗ «О саморегулируемых организациях» и ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации») и ограничивают понятие промышленного кластера одним регионом.

Неясно, как в такой ситуации выстраивать кластеры, где в силу объективных климатических и географических составляющих, кадрового обеспечения оптимально в ЯНАО и ХМАО вести добычу углеводородного сырья, на юге Тюменской области строить для этого технику, вести научные разработки, готовить кадры, на Урале для этого выплавлять металл и производить прокат. Это единый комплекс, и пытаться воспроизвести его в каждом регионе, как в замкнутой системе неразумно, к тому же это несет в себе существенный социально-экономический ущерб. В рамках же регионального рейтингования и короткого бюджетного цикла наряду с готовящимся к принятию проектом федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» трудно представить, когда один регион будет стимулировать свои предприятия вкладываться в строительство на территории соседнего региона, например, логистической или иной инфраструктуры.

Еще раз подытожу одну мысль. К АСИ у меня лично лишь позитивное отношение. Они делают дело в той ситуации, когда те, кто его должен делать, лишь требуют. Отчасти шаг Владимира Путина по созданию и поддержке работы АСИ мне видится способом частичной компенсации выпавших (в начале – в силу страха и безответственности, а сегодня – в силу привычки и некомпетентности) функций органов исполнительной власти. Но с учетом перечисленных в материале факторов (недостаток практики и знания региональной специфики; методологическая зависимость от западных консалтинговых компаний; зацикленность регионов на собственной проблематике и дальнейшее стимулирование этого) именно АСИ невольно может стать инструментом активизации в экономике, а затем и в политике России центробежных, дезинтеграционных сил.

Требуемые позитивные шаги:

1. Озвучить социальный заказ на стратегию социально-экономического развития;

2. Сконцентрировать не только приятие, но и разработку программных решений на уровне федеральной и региональной властей – запретить размещение заказов на разработку стратегий и программ любого уровня (федерального, регионального и муниципального), предусмотреть обязательное открытое и систематизированное общественное обсуждение их проектов;

3. Предусмотреть, как в Региональном инвестиционном стандарте АСИ, так и в системе оценки органов исполнительной власти регионов, и в Федеральном законе «О промышленной политике в Российской Федерации» механизмы выработки приоритетов развития территориальных промышленных комплексов и механизмы стимулирования развития таких комплексов.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Экономист, Московская область

Как я понял, а если немножко точнее, то не понял, выступление Антона…
Агентство стратегических инициатив – это одна из многочисленных бесполезных организаций безнаказанно расплодившихся в постсоветской России. Руководство страны не только не имеет, какой либо стратегии развития, но и не интересуется этим, разруливая сиюминутные ситуации, выискивая в них личный интерес. Агентство же нашло себе халтурку транслировать на региональный уровень несуществующие ориентиры. Хорошо устроилось!
Далее Антон пишет, что создана команда активных, но неопытных. Из тех, что и молиться заставят и лоб расшибут. Не свой, конечно. Эти «эксперты», как продолжает Антон, не могут понять, почему взаимосвязанные регионы дезинтегрируют; они не понимают, почему муниципалитет деревни «Гадюкино» не участвуют в переговорах с инвесторами «Дженерал Моторс». И первое, что надо сделать, так это придумать оценки властям. Не, круто, конечно.
Поскольку из этой затеи ничего путного не может получиться, как у Чубайса из наны, в принципе, то они, по закону старых аферистов запустили «дурочку» - «РИС», стандарт такой…
Дальше может и интересно, но я не смог читать. Извиняйте…

Директор по рекламе, Москва
агрегирует и транслирует на региональный уровень стратегические ориентиры развития экономики России Так проблема в том, что ориентиры и цели нужно хотя бы обозначить явно в пределах шага изменений. Выработать цели и осознать, основой чему в реальном положении дел в отраслях (сферах деятельности) в мировой конкурентной среде они соответствуют (например такие KPI могут стать ''хлебными крошками'' по пути к зримым целям, которые сравнимы по статус кво в отраслях развитых стран) А то опять будет создано несколько десятков тысяч фактически малых торговых точек типа ''ларек'', с названиями ''ларек инноваций'' но у которых есть формальные признаки соответствия как бы неосязаемым целям - и презентация есть, и даже брэнд есть и анализ рынка и рыночные цели и даже процессы в бизнесе прописаны как сказали гуру. Негативный пример - недавно все стремились стать 3D центром печати, многие становились, им закупались 3D принтеры, которые мало зачем нужны и было обременение зачем то учить печатать на них кого либо (например дети распечатывают на них свои первые рисунки как сувенир ''мой первый рисунок я получу и в 3D''). Никто не подумал зачем детям распечатывать уже в 3D свои картинки ??? Можно предположить что эти 3D принтеры подразумевали научно техническое творчество а не обыденное ИЗО? Но кем, каким образом, когда все это придумывалось? В результате дети распечатывают ИЗО, просто возник новый сервис с большой себестоимостью но похожий на кабинки фотопечати художественных опытов - только в ''новом инновационном ключе'' Кто нибудь будет публиковать описания состояния целей к которым все пытаются продвинутся, как прогноз ''что будет'' именно до того как что либо начинает делаться?
Иван Профилов Иван Профилов Бренд-менеджер

АСИ - сборище ''блатных'' деток чиновников, которых надо было хорошо пристроить. Ждать от них каких-то результатов просто глупо. Они бабло пилят хорошо и весело, попутно придумывая наукообразную ахинею.

Руководитель проекта, Москва
Внятной социально-экономической стратегии РФ, действительно нет. Это печально, но факт. Есть социально-экономические стратегии федеральных округов. Правда я не проверял: есть ли они у всех округов? Зато я точно знаю, что социально-экономические стратегии (СЭС) есть не у каждого субъекта РФ (область, край и т.д.) Есть ли СЭС в городах и селах? Где то, конечно, есть. Зато я точно знаю, что далеко не в каждом крупном городе есть генплан, а если есть, то он не утвержден. На основании СЭС должны разрабатываться Инвестиционные стратегии округов, субъектов и муниципальных образований. Короче, автор прав, когда пишет, что
внятная стратегия социально-экономического развития страны, регионов и направлений экономики (в терминологии прошлого – отраслей) отсутствуют
Точнее в России, образно говоря, отсутствует ''стратегическая вертикаль'', т.е. когда есть единый замысел социально-экономического развития страны, а все властные структуры и деловые круги под него подстраиваются. Нет ни одного экономического ''чуда'', хоть в плановой, хоть в рыночной экономике, у которого не было бы своего стратегического плана (план Маршала, план ГОЭЛРО и т.д. и т.п.). Отсутствие стратегического плана полностью соответствует либеральной модели развития экономики, которую проще было бы назвать ''моделью квашни''. Квашней называется забродившее тесто и кадка для него. Чтобы тесто поднялось нужны тепло и дрожжи. После этого нужно просто сидеть и ждать результата. В этом плане симптоматична и терминология: инвестиционный климат. Типа мы только создаем климат (тепло и сыро) и ждем, когда все само вырастет. В принципе это хорошо работает, но только для экономик уровня 19 века. Тогда для строительства завода или мануфактуры нужен был просто пустырь (гринфилд). Сегодня это не так. Модель квашни активно тормозит развитие современной высокотехнологичной капиталоемкой экономики. Какому инвестору сегодня нужен гринфилд без Ж/Д ветки, без автомагистрали, без энергетики, без инженерных коммуникаций, без общественного транспорта (для рабочей силы), без профильных ВУЗов в городе и т.п. и т.д.? Никакому! Значит всю эту промышленную и социальную инфраструктуру нужно сначала построить! И построить за огромные бюджетные деньги! Это означает, что государство в лице глав субъектов федерации должно стать предпринимателями, такими, например, как губернатор Калужской области. Но таких единицы. Зачем это губернаторам? Значит, во-первых, при назначении губернаторов нужно учитывать наличие у него предпринимательской жилки, а, во-вторых, нужно оказывать на него мощное постоянное административное давление (с помощью системы показателей в том числе), чтобы его инициатива была направлена в нужное русло. :)) Сегодня эту задачу ''повесили'' на АСИ, которое как может оказывает ''мягкое'' давление на губернаторов. Ну хоть так.
Генеральный директор, Тольятти
> С одной стороны команда АСИ играет важную роль – агрегирует и транслирует на региональный уровень стратегические ориентиры развития экономики России, формирует и развивает компетенции стратегического управления регионами, как на уровне федеральных, так и на уровне региональных органов власти. В условиях, когда внятная стратегия социально-экономического развития страны, регионов и направлений экономики (в терминологии прошлого – отраслей) отсутствуют. ''Дальше читать не стал'' (С). Но восхищен умением некоторых отловить бюджетную рыбку в мутной воде.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.