Сергей Васильев, Национальная факторинговая компания
Что есть факторинг для бухгалтера?
Вариант 1: Два в одном
Бывает, что бухгалтер частично наделен полномочиями финансового директора. Чаще такое встречается, когда компания не очень большая – скромный штат, ограниченный ассортимент и объем выручки до 20-25 млн руб. в месяц. Тогда главный бухгалтер в отсутствие финансового директора как такового кроме ведения отчетности должен думать еще об исполнении функции финансов. О финансировании и оптимизации тех источников, которыми компания пользуется, о синхронизации товарных и денежных потоков, об улучшении финансовых показателей, исключении ряда рисков и так далее.
Кто инициатор?
В этом случае бухгалтер зачастую выступает инициатором нововведений. «Когда узнала от некоторых наших поставщиков про факторинг, решила разбираться, что это за схема. Оказалось, что очень удобно – предоставляешь отсрочку платежа своим покупателям, а деньги за товар получаешь почти сразу после отгрузки, – рассказывает Галина Жукова, главный бухгалтер ТК «Партнер». – Причесывать и воспитывать клиентов — так мы называем работу с дебиторской задолженностью. Специального отдела у нас нет, а следить за своевременными оплатами нужно, так как клиентов очень много, и в основном это ИП». В компании «Гофра-Пак» факторинг начали использовать затем, чтобы своевременно пополнять оборотные средства. «Оплата за поставки проходит быстрее. Кроме того, происходит ускорение оборачиваемости, что, естественно, оказывает положительное влияние на ключевые финансовые показатели», – отмечает главный бухгалтер компании Наталья Курочкина. «Финансирование поставок практически по факту отгрузки позволяет направлять финансовые потоки на закупки товара по более приемлемой цене!» – добавляет Галина Жукова.
Запуск факторинга
После принятия решения работать с факторинговой компанией клиент собирает документы на себя и на своих покупателей, которых будет передавать на факторинг, и «обучается» факторинговому обслуживанию. «Собрать документы на факторинг оказалось для нас гораздо проще и потому комфортнее, чем мы ранее оформляли кредитную линию в банке, – рассказывает Наталья Курочкина. Во-первых, меньше трудозатрат в части сбора документов – сдали необходимую финансовую отчетность, и все. Во-вторых, отпадает необходимость в оформлении залога, а вместе с ним в его страховании – сокращаются расходы. В-третьих, иногда работать по факторингу дешевле, чем пользоваться кредитной линией, – деньги фактора мы «берем» тогда, когда нам надо, на необходимый срок и в нужном объеме, то есть никаких «кредитных» излишеств. Ну, и в-четвертых, гибкое финансирование по запросу – это очень удобно: отгрузил с отсрочкой покупателям, подал заявку на финансирование в факторинговую компанию через «Электронный документооборот» – и деньги через некоторое время уже на расчетном счете».
Документооборот
Для налаживания взаимодействия между фактором, поставщиком и его покупателями достаточно нескольких отгрузок, затем все становится естественной частью бизнес-процессов. «Как только схема отработана, все получается само собой. Финансирование мы получаем в течение дня, а оригиналы накладных можно подвезти в течение двух недель. Что касается бумажного документооборота, то к тому комплекту документов, что был до начала работы по факторингу, прибавляется лишь третий экземпляр накладной, – делится опытом Галина Курочкина. – Отмечу, при появлении третьей стороны выросло качество оформления первичных документов и товарно-транспортных накладных, что меня как бухгалтера радует вдвойне».
Помимо очевидных выгод работы по факторингу, Наталья Курочкина отмечает еще один важный для «Гофра-Пак» плюс: «Факторинговая компания для нас – дополнительная инстанция по проверке покупателей, некий гарант оплат поставок в срок. Служба безопасности у нас небольшая, и такая проверка фактора лишней не будет. Да и при ее появлении сами покупатели стали более ответственно относиться к нашим взаимоотношениям, стали более дисциплинированными».
Вариант 2: Классика жанра
Ситуация обстоит иначе, когда бухгалтерия является структурным подразделением финансового отдела и выполняет только свои задачи: ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Главный бухгалтер заинтересован, прежде всего, в правильном оформлении всех документов и в том, чтобы дебет сошелся с кредитом, а не в диверсификации источников финансирования, сокращении кассовых разрывов и снижении рисковой нагрузки на бизнес.
Директор «Стар-фиш» Золайха Сираева: «Многие бухгалтеры наших клиентов отнеслись настороженно и даже негативно к перспективе работе по факторингу: им не хотелось что-то менять, вникать в новые условия работы, их устраивало все как есть. И это закономерно, ведь бухгалтер не отвечает за развитие бизнеса, его волнует наличие «первички» и правильность проводок».
«Сложно убедить людей делать что-то новое, непривычное, – делится Сергей Филиппов, финансовый директор «КПС-Урал». – Но у нас отношения с главным бухгалтером конструктивные. Когда «внедряли» факторинг, возникло два тонких момента: разобраться с договором факторинга, с порядком оформления проводок, с НДС и с корректным отражением в расходах оплаты за факторинговые услуги. Хочу заметить, что мы слаженно сработали и достаточно быстро нашли ответы, но не без участия специалистов факторинговой компании».
***
Как правило, наилучший результат достигается в случае слаженных действий всех звеньев цепочки. Чтобы диалог с главным бухгалтером получился конструктивным, нужно понимать его мотивацию. Если он совмещает функции финансового директора, то ему интересны такие результирующие использования факторинга как, например, исключение кассовых разрывов, минимизация рисков, возможность списание «дебиторки» с баланса и быстрота запуска с минимальными издержками. Если же на нем лежат заботы о ведении учета в компании, то тут очень кстати будут методические рекомендации факторинговой компании по бухгалтерскому и налоговому учету, а также такое приятное следствие использования факторинга как существенное повышение качества документооборота на предприятии.
Фото: freeimages.com