В последние годы лизинг средств телекоммуникаций получает все большее распространение в России и имеет стойкую тенденцию к увеличению объемов заключаемых сделок.
В целом, рынок телекоммуникаций и средств связи является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, где соответственно прорывы новых технологий влекут за собой бурное развитие лизинга в отрасли. Отрасль относится к сфере высоких технологий, где у России весьма неплохой интеллектуальный потенциал. Достаточно высокая стоимость телекоммуникационного оборудования требует максимальной рассрочки платы за оборудование, где лизинг как никогда наиболее востребован. Для лизингового бизнеса в этом сегменте рынка имеются хорошие предпосылки, такие как быстрая окупаемость и высокая эффективность. Вместе с тем к российскому рынку средств связи проявляют интерес зарубежные производители и поставщики. Все больше и больше международных операторов и производителей телекоммуникационного оборудования получают существенные доходы и наращивают экспансию на новые рынки, из которых наша страна представляется одним из наиболее перспективных.
Как правило, низкий уровень доли лизинга наблюдается в странах, в основном имеющих добывающие отрасли промышленности в экономике, высокий уровень - в странах с высоким удельным весом обрабатывающих отраслей или хотя бы активно развивающих у себя наукоемкие производства. Россию, пожалуй, уже можно частичной отнести к этой перспективной группе. Хотя в показатели стоимости заключенных договоров лизинга телекоммуникационного оборудования и средства связи в США в 60 раз, а в Японии в 35 раз больше, чем в Российской Федерации. И, увы, за последние годы разрыв не сокращается, хотя за последние 5-6 лет стоимость ежегодно заключаемых договоров лизинга имущества, относящегося к телекоммуникационному, выросла на 83%.
В настоящее время удельный вес договоров лизинга телекоммуникационного оборудования и средств связи в общем объеме лизинговых операций России, по данным различных источников, составляет от 4 до 9%.
Наличие конкуренции является одним из важнейших свидетельств развитости любого рынка, в том числе рынка лизинговых услуг. В России реально первые признаки конкуренции на лизинговом рынке стали проявляться всего 3-4 года назад.
В настоящее время на российском рынке появляется все больше операторов лизингового рынка, возникает конкуренция. Известны крупные западные фирмы, которые намереваются создать кэптивные лизинговые компании для развития своего бизнеса в нашей стране.
В 2005 году число операторов лизинга, работающих со средствами связи и телекоммуникаций, заметно увеличилось. Но крупнейшим по-прежнему остается – «РТК Лизинг». И по данным рейтинговых оценок стоимость заключенных договоров этой одной из ведущих российских лизинговых компаний на порядок больше, чем у лизингодателя, занимающего 2-ю строчку в рейтинге. Остальные лизинговые компании, работающие в данной отрасли, отстают еще в большей степени. И, несмотря на значительную разницу в показателях объемов деятельности, это явление на сегодняшнем этапе развития рынка лизинга телекоммуникационного оборудования весьма значительно, т.к. до недавнего времени (не более 5-ти лет назад) на лизинг телекоммуникационного оборудования сохранялась жесткая монополия с использованием административного ресурса, в том числе и в ветвях государственной власти. Вследствие чего лизингополучатели имели право брать имущество на условиях лизинга только у определенных лизинговых компаний, количество которых составляло фактически 2-единиццы (РТК Лизинг и ПромСвязьЛизинг).
Тема монополизма в сфере связи и телекоммуникаций возникла тогда, когда в середине 90-х годов компании-операторы фиксированной связи оказались приравненными к естественным монополиям со всеми вытекающими отсюда последствиями в отношении регулирования их деятельности, в первую очередь – в ценообразовании. Такая ситуация сама по себе является неестественной, что стало совершенно очевидным теперь, в условиях бурного развития рынка услуг связи – в особенности мобильной. Необходимость изменения режима регулирования в этой сфере давно назрела.
Действительно, нынешних монополистов в области фиксированной связи, скорее, следовало бы назвать «неестественными». Выявление операторов связи, являющихся субъектами естественной монополии, основано на ошибочном стереотипе об отсутствии конкуренции и наличии одного единственного оператора фиксированной связи. В отличие от классических – ресурсодобывающих и энергетических – естественных монополий, которые в силу самого своего исключительного положения контролируют целые отраслевые ниши, практически не оставляя места для других игроков, современная структура телекоммуникационного рынка такова, что предоставляет широкие технологические возможности для конкуренции со стороны альтернативных операторов. Яркое подтверждение тому – стремительное развитие в последние годы сектора мобильной связи. По официальной статистике, количество абонентов сотовых операторов на конец 2005 года достигло 120 млн человек, увеличившись с начала года в 1,7 раза. К началу 2006 года уровень проникновения мобильной связи в России составил 84%, а в Москве и Санкт-Петербурге значительно превысил этот рубеж: 131 и 114 телефонов на 100 жителей, соответственно. Если на 1 января 2006 года было введено в эксплуатацию свыше 2,4 млн номеров в сетях фиксированной телефонной связи, то в сетях подвижной связи эта цифра на порядок выше – около 50 млн. Тогда как сейчас услуги местного, междугородного и международного телефонного соединения по проводным линиям могут быть заменены услугами операторов подвижной связи, сложилось парадоксальное положение, при котором в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» даже в тех регионах, где рынок уже насыщен, традиционные операторы фиксированной связи признаются естественными монополистами, каковыми на самом деле не являются.
И теперь, как стало известно, депутаты Госдумы намерены изучить проблему естественного монополизма в области связи. Рабочая группа будет создана при Комитете по энергетике транспорту и связи ГД РФ из числа ведущих экспертов – юристов, представителей общественных организаций, участников телекоммуникационного рынка.
Создание подобной рабочей группы поддерживают как операторы, действующие на рынке, так и ассоциации и исследовательские центры, занимающиеся разработкой вопросов дальнейшего развития отрасли.
Можно сказать, что в частности монополия в сфере лизинга телекоммуникационного оборудования в той или иной степени уменьшается, но все же ее влияние на рынок лизинга телекоммуникационного оборудования по-прежнему заметно.
И в свете этого особенно значимо, что лизинговые компании, изначально создававшиеся как специализированные в отрасли, в настоящее время делают первые попытки диверсификации лизинговых портфелей.
Многие аналитики отмечают, что сейчас рынок лизинговых услуг телекоммуникационного оборудования развивается так же, как в свое время развивался аналогичный рынок компьютерной техники. На основании этого можно прогнозировать дальнейшее развитие лизинга средств телекоммуникаций.
Стремительное развитие рынка телекоммуникационных услуг, наблюдаемое в РФ с 1994 года, по многим параметрам происходит по аналогии того как это уже происходило в области компьютерной техники.
Особенностью компьютеров и телекоммуникационного оборудования является специфика экономической жизни товара по сравнению, например, с объектами недвижимости и автотранспортом. С одной стороны, они мало изнашиваются, но с другой стороны подчиняются в своем применении следующей динамике: очень быстрое моральное старение оборудования; увеличение соотношения цены и мощности; растущая интенсивность использования.
Анализ приведенных факторов позволяет сделать вывод, что компьютер меняется в среднем раз в 18 месяцев, а телекоммуникационное оборудование – раз в 30 месяцев. Таким образом, компьютер со временем обменивается на более мощный и функциональный или, что происходит значительно чаще, модернизируется, в него инсталлируются более новые программные продукты. Аналогично в случае телекоммуникаций происходит расширение мощности станций, увеличение количества пользователей и рост качества и ассортимента предоставляемых услуг. Происходит расширение передающих станций, их переоснащение и модернизация.
Технический прогресс заметно уменьшил срок службы телекоммуникационного оборудования до 2,5 лет. Моральное старение телекоммуникационного оборудования составляет до 5% в месяц. Поэтому лизинг телекоммуникационного оборудования с применением коэффициента ускоренной амортизации в данном аспекте является единственным средством не только оптимизации налогообложения, но и своевременного обновления парка оборудования, отвечающего современным тенденциям рынка телекоммуникационного оборудования. Поскольку необходимо приобретать и передавать в лизинг только наиболее новое и перспективное телекоммуникационное оборудование.
Кроме того, потенциальный лизингополучатель, прежде чем заключать лизинговую сделку обязан ясно представлять себе для чего и для каких целей приобретается телекоммуникационное оборудование, и уметь сформулировать четкий и подробный пакет требований для лизингодателя, который на основании этого может соизмерить свои возможности для заключения обоюдовыгодного соглашения. Особое место в эффективности лизинга телекоммуникационного оборудования занимает правильно оцененная динамика и условия эксплуатации оборудования.
Нередко барьером при расчете потребностей в телекоммуникационном оборудовании является рассогласованность в принятии решения в менеджменте компании-лизингополучателя, особенно между финансовыми и техническими службами. Такие решения не должны приниматься только одним департаментом компании и тем более не руководствоваться при этом соображениями престижности обладания определенной марки телекоммуникационного оборудования.
В настоящее время телекоммуникационное оборудование не воспринимается отдельно от компьютерной техники, и можно предположить, что рост объемов лизинга телекоммуникационного оборудования будет расти, по аналогии с тем как развивался и развивается рынок компьютерной техники. И такая тенденция сохранится, по крайней мере, на ближайшие 8-10 лет.
Рассматривая рынок телекоммуникационного оборудования, стоит особо отметить, что этот вид оборудования, как впрочем и рынок компьютерного оборудования, имеет большую интеллектуальную составляющую – программное обеспечение. Очень часто при поставках в лизинг телекоммуникационного оборудования программное обеспечение имеет уникальный характер и производителю практически при каждой отдельной поставке приходится настраивать и дорабатывать программное обеспечение с учетом потребностей конкретного пользователя.
При лизинге средств связи особое внимание приходится уделять вопросам лицензирования программного обеспечения, устанавливаемого на данное оборудование. В практике заключения договоров лизинга лицензирование (оформление права пользования) программного обеспечения, как правило, производится лизингополучателем (как непосредственным пользователем программного обеспечения), посредством подписания трехстороннего соглашения.
Всегда следует учитывать, что в РФ самостоятельно в лизинг программное обеспечение не сдается т.к. оно являются нематериальными активами. Таким образом, на условиях договора финансовой аренды (лизинга) программное обеспечение может быть передано в составе телекоммуникационного оборудования.
Зачастую «спрятать» программное обеспечение в так сказать «железе» крайне сложно, и его стоимость может в несколько раз превышать стоимость непосредственно самого телекоммуникационного оборудования.
По этой причине необходимо заранее позаботиться о том, что бы софт был уже включен в состав передаваемого в лизинг комплекса телекоммуникационного оборудования (так называемого аппаратно - программного комплекса).
Отмечу, что желательно, чтобы еще поставщик включил софт в составляющую поставляемого телекоммуникационного оборудования. Если лизинговая компания приобретет телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение к нему как отдельные продукты, то для передачи всего этого лизингополучателю в лизинг ей все равно предварительно придется комплектовать актом сборки телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение, а для этого может понадобиться лицензия на осуществление подобного рода деятельности или специально обученный сотрудник.
Более того, налоговая инспекция неодобрительно относится к акту сборки внутри документов по лизинговому договору у лизинговой компании. Налоговой инспекции не нравится факт придания вида единого целого телекоммуникационному оборудованию и программному обеспечению у лизингодателя, вследствие чего налоговики инкриминируют уклонение от налогообложения путем включения в амортизационные группы предметов, не подлежащих амортизации! Аналогична ситуация и с обучением персонала лизингополучателя для работы на телекоммуникационном оборудовании.
Как уже говорилось, телекоммуникационное оборудование подвержено быстрому моральному износу. Но если проблема морального износа телекоммуникационного оборудования решается путем допоставки оборудования («железа») по дополнительному соглашению к основному договору, то замена устаревшего программного обеспечения упирается в правовую ловушку с соответствующими финансовыми и налоговыми санкциями.
Передача телекоммуникационного оборудования на условиях лизинга сопряжена с процессом лицензирования, сертификации и получения различных разрешений. Все делается заранее т.к. процесс лицензирования занимает длительный период времени, но завершен он должен быть до момента подписания договора лизинга, а не момента передачи оборудования в лизинг! В связи с этим необходимо обратить внимание на следующее:
- Лизингополучатель обязательно должен иметь лицензии на осуществление данного вида деятельности, лицензии на определенные частоты, каналы связи и возможно прочие разрешения (например, на прокладку кабеля, или размещение ретранслятора).
В процессе изготовления оборудования необходима настройка его на определенные частоты производителем, но разрешение на эти частоты вначале должен получить лизингополучатель. Поэтому в данном случае срыв поставки и передачи оборудования в лизинг может произойти по вине непосредственно лизингополучателя, несвоевременно получившего определенную частоту и сорвавшего настройку оборудования в процессе его изготовления.
- Лизингодателю может тоже понадобиться лицензирование при ввозе (импорте) того или иного вида телекоммуникационного оборудования.
- Телекоммуникационное оборудование должно быть сертифицировано в РФ.
- Программное обеспечение для телекоммуникационного оборудования должно быть лицензировано.
- Поскольку зачастую лизинговая сделка включает в себя дополнительный набор услуг: капитальное строительство (рытье траншей, прокладка кабеля в земле и под водой). Все это требует много разрешений на данный вид работ в определенной местности. Не стоит забывать, что здесь зачастую присутствует так называемый «фактор местной администрации». И получение разрешений на работы, связанные с введением телекоммуникационного оборудования в эксплуатацию, зависит от способности менеджеров компаний находить компромисс с местными чиновниками.
- Не стоит забывать так же о том, что некоторые объекты телекоммуникационного оборудования имеют все признаки так называемых сложных вещей, т.е. разнородных вещей, образующих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению (ст. 134 ГК РФ). Примером сложных вещей являются линейно-кабельные сооружения (ст. 8 ФЗ «О связи»). Особенности государственной регистрации линейно-кабельных сооружений предусмотрены Постановлением Правительства от 11 февраля 2005 г. № 68.
Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации как на сложную вещь, представляют собой: совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных и являющимися движимым имуществом, физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно ряд признаков, таких как: наличие функциональной и технологической взаимосвязанности; предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи; наличие протяженности (длины).
Права на линейно-кабельные сооружения связи, расположенные в пределах одного округа, регистрируются в территориальном органе Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), расположенные в пределах двух и более регистрационных округов – в Федеральной регистрационной службе.
Несмотря на бурно развивающийся рынок телекоммуникаций, против развития лизинга в данной отрасли, тем не менее, выступают следующие сдерживающие факторы:
- Телекоммуникационное оборудование малоликвидно (особенно оптико-волоконное). Вторичный рынок практически отсутствует, т.к. оборудование подвержено быстрому моральному старению. Кроме того, каждая сделка по лизингу телекоммуникационного оборудования уникальна и зачастую это оборудование изготавливается под заказ и непригодно для дальнейшей эксплуатации у другого собственника (разная конфигурация, разные частоты и т.п. параметры).
- Вопрос сохранности лизингового имущества в местах эксплуатации (местонахождения). Велик риск: кражи, умышленной порчи (в т.ч. конкурентами), вандализма.
- Изъятие телекоммуникационного оборудования проблематично, т.к. зачастую это оборудование установлено в труднодоступных местах и на весьма обширных территориях.
- Вопрос собственности. Изменение состава и структуры собственников компаний лизингополучателей. Отмечается случаи, в частности среди ведущих сотовых операторов, перехода от методов ценовой конкуренции к методам неценовой конкуренции (черный PR, рейдерство под видом имущественного спора и т.п.). Данный фактор негативно сказывается на платежеспособности лизингополучателя подвергшегося подобным методам неценовой конкуренции со стороны конкурентов.
Для минимизации рисков при лизинге телекоммуникационного оборудования можно использовать следующие инструменты:
1. Аванс лизингополучателя и желательно не менее 30%.
2. Дополнительное обеспечение.
3. Гарантия обратного выкупа телекоммуникационного оборудования поставщиком.
4. Если лизингополучатель государственное предприятие, то необходима государственная гарантия (заложенная в бюджете).
5. Предоставление лизинговых услуг конкурирующим компаниям, осуществляющим свою деятельность в одном и том же регионе. Достаточно специфичный способ минимизации рисков. Но стоит учитывать, что изъятие у нерадивого лизингополучателя лизингодателем телекоммуникационного оборудования (например, различных передающих станций и ретрансляторов, имеющих значительную географическую удаленность и труднодоступность) весьма проблематично. Поэтому более удобен для лизингодателя вариант не физического изъятия своего оборудования у неплательщика, а реализация этого телекоммуникационного оборудования или передача его в аренду без изменения местонахождения, компании – являющейся конкурентом неплательщику, осуществляющему аналогичный вид деятельности.
Безусловно, при лизинге телекоммуникационного оборудования может возникнуть и ряд других проблем, связанных со спецификой отрасли, которые отражаются на развитии лизинга не лучшим образом. Тем не менее, проблемы решаются, и лизинг телекоммуникационного оборудования в России развивается, сфера его применения расширяется. Его развитие подпитывается с одной стороны неисчерпаемыми потребностями регионов, с другой - активностью дилеров и поставщиков известных производителей.
Фото: freeimages.com
рынок телекоммуникационноого оборудования вырос за послдение 5 лет на 86%, в тов время как весь рынок вырос в ...раза.... о какой перспективности идет речь