Александр Ивлев, управляющий партнер «Эрнст энд Янг» по России
Мнения финансовых директоров российских компаний по ключевым аспектам ведения бизнеса, работы финансовых служб и оптимизации финансовых процессов все чаще слышны в средствах массовой информации, они звучат на ведущих бизнес-форумах и во время важных деловых переговоров. С каждым годом роль финансовых директоров в России неуклонно растет: сегодня они принимают все более активное участие в стратегическом планировании и все чаще взаимодействуют с общественностью от имени компании. Эти данные об изменении роли финансовых директоров подтверждаются результатами нового исследования «ДНК современных финансовых директоров», проведенного компанией «Эрнст энд Янг» в июле текущего года.
Роль финансовых директоров давно привлекала внимание аналитиков компании «Эрнст энд Янг»: наш первый отчет на тему «Каков следующий шаг для CFO?» вышел в 2008 году. Тогда финансовых директоров разных компаний мира спрашивали о том, каким они видят направление развития и трансформации своей функции, − будет ли она сосредоточена в сфере чистой бухгалтерии, либо предполагается выход CFO на новый уровень в роли стратегического партнера руководителя и акционеров.
Чтобы иметь возможность выйти на новый уровень, финансовым директорам требуется обеспечивать высокую степень информированности своего руководства и подключаться к решению стратегических задач наравне с CEO.
Сегодня руководители большинства предприятий заинтересованы в том, чтобы их финансовые директора были более активно вовлечены в процесс перспективного планирования и решения стратегических задач, таких как осуществление сделок слияний и поглощений, реализация масштабных изменений в рамках финансовой службы, оптимизация финансовых процессов, внедрение финансовых систем, взаимодействие с внутренними клиентами по вопросам оказания корпоративных услуг.
Очевидно, что большинство финансовых директоров стремятся совершить эволюцию от бухгалтера до полноправного партнера в составе топ-менеджмента своей компании, чтобы соответствовать растущим ожиданиям руководителей.
Финансовому директору приходится сегодня все больше думать о будущем − работать над вопросами стратегии и ее реализации, увеличения капитализации компании. Это подразумевает понимание процессов и задач НИОКР, маркетинга, − таких сфер деятельности, которые, казалось бы, еще вчера не имели отношения к компетенции CFO.
На долю финансовых директоров выпало испытание быть востребованными во многих областях, переучиваться на ходу, за короткий срок превратиться из бухгалтера и администратора в стратегического партнера для CEO и всего совета директоров.
В ходе исследования 2008 года среди прочих прозвучал вопрос: увидим ли мы финансового директора, который наделен полномочиями стратегического партнера и который беспрепятственно получает ключевую информацию, чтобы идеально исполнять роль партнера по бизнесу? По результатам исследования 2010 года «ДНК современных финансовых директоров» мы получили положительный ответ на поставленный вопрос. И это понятно: экономический кризис потребовал увеличения компетенций финансового директора и его трансформации в одну из ключевых фигур компании.
Вот лишь некоторые выводы, сделанные нами по результатам опроса российских респондентов в рамках исследования 2010 года:
-В России мнение и инициативы финансовых директоров оказывают влияние на стратегическое планирование.
- Одним из ключевых направлений деятельности CFO является не просто улучшение финансовых показателей, а наиболее достоверное отражение бизнес-процессов.
- Очевидна важность коммуникативных навыков, отмечается приобретение опыта общения CFO с прессой, руководством, властными структурами, то есть финансовый директор становится публичной фигурой.
Приведем еще один довод в поддержку тезиса о возросшей значимости роли современного CFO в России. Острая борьба за привлечение инвестиций не прекращается. Заемной ликвидности на рынке мало. И здесь становится очевидным, что потенциальный инвестор, чтобы обрести уверенность в том, что его средства будут вложены в устойчивый и надежный бизнес, будет обращаться за достоверной информацией именно к финансовому директору компании.
В заключение следует отметить, что результаты исследования 2010 года дают возможность получить реальное представление о современном финансовом директоре, его отличительных чертах и составляющих элементах его успеха. Высказанные в ходе опроса мнения респондентов свидетельствуют о неуклонном расширении сферы ответственности CFO в России, и мы считаем, что эта тенденция в дальнейшем будет усиливаться.
Я согласен с сообщением Николая Романова.
И у меня от чтения статьи сложилось впечатление, что всё её содержание - это необоснованное представление желаемого за действительное.
[COLOR=gray=gray](Мне практически знакомы функции финансового директора. Два года их выполнял.)[/COLOR]
Например, автор статьи утверждает:
''финансовый директор становится публичной фигурой''.
Да. Для финдиректора широкая известность в узких кругах - это необходимость. Развитие бизнеса нужно обеспечивать кредитами. А деньги любят не только тишину, но и лично узнаваемых заемщиков.
Но. Публичная известность - не обязательна и для гендиректора.
Ли Якокка возжелал такой известности. Генри Форд уговаривал его, как родного. Мол, не лезь на мою территорию. Но, ''товарищ не понял''. Пришлось его выгнать. [COLOR=gray=gray]Невзирая на эффективность его работы. И полезность его широкой известности для этой эффективности.[/COLOR]
Не согласен с выводом автора о том, что кризис позволил финдирам выйти на ключевые позиции - они там были и до кризиса. Более того, ряд финдиров, с которыми пришлось столкнуться, либо сами, либо волей собственников получали неоправданно широкие полномочия, подминали под себя маркетинг и технологию и все подчиняли финансовым показателям. В результате ''удушалось'' качество продукции, падали продажи. Фирмы, бывшие лидерами отрасли, превращались в проблемные площадки.
Не бросаю камень в талантливых финдиров - просто перекос в сторону финансов неизбежно ведет к таким результатам.
Как одна из разновидностей такого перекоса - известный ''процессинг'' с жестким бюджетированием.
От компании одного из лидеров отрасли ожидаешь некоторого предвидения, выявления будущих тенденций и поэтому очень странно видеть ''предвидение'' со знаком ''минус'' - т.е. взгляд в прошлое который позиционируется как нечто революционное. очень тонко подмечены очевидные вещи :))))))
После прочтения статьи и комментариев к ней возникает сразу две группы мыслей.
Первая - полное согласие с аудиторией. Действительно, статья не информационная, а провокационно-рекламная. Дескать роль финдиректоров повысилась, а для того, чтобы соответствовать этой повышенной роли им нужна помощь и обучающие курсы ''Эрнст энд Янг''.
Вторая - очевидно, что ни в комментариях к статье, ни в обществе нет до сих пор понимания о том, чем должны заниматься финансовые директора и как складывается их карьера (или говоря на жаргоне - можно ли из главбуха вырасти в финдира:)
Я написал статью на e-xecutive на эту тему еще в марте 2007 года:
См. ссылку - http://old.e-xecutive.ru/prfinance/newfolder7852/article_5145/
Кроме того, на моих семинарах ''Финансовый директор - как из функционального специалиста стать топ-менеджером'' уже прошли обучение более 300 финансистов практически из всех стран СНГ. Как правило это финдиректора, или те, кто собираются ими стать, или их руководители.
Этот опыт, можно обобщить в виде следующих тезисов:
1) Суть работы финансового директора, выраженная в 5 функциях описанных в статье, на которую я ссылаюсь, является величиной постоянной. Во времена внешних потрясений или в процессе развития компании меняются только приоритеты отдельных функций.
2) Финансовыми директорами не рождаются, а становятся. Очень многие - после опыта работы главным бухгалтером. Что вполне естественно, поскольку в начале развития бизнеса все финансовые функции обычно сосредоточены в руках одного человека - главного бухгалтера. И только потом, по мере развития компании, отдельные функции начинают выделяться в отдельные позиции должностной структуры.
3) Финансовый директор (как и все топ-менеджеры) действительно не является самостоятельно фигурой - он является членом управленческой команды. Диапазоны его ответственности может меняться очень сильно в зависимости от того, что от него требуют руководитель и собственник бизнеса. Он не является ''стратегическим партнером акционеров...'', но для того, чтобы качественно исполнять свои обязанности он должен обладать знаниями и навыками ''стратегического партнера'' - понимать суть бизнеса, влиять на кадровую политику, быть при необходимости публичной фигурой и много другое.
4) Главная проблема большинства финансовых директоров, что из функциональных специалистов они превращаются в руководителей высокого ранга. И от них сразу же требуются навыки и поведение руководителей, чему их конечно никто и нигде не учил. У того же ''Эрнст энд Янг'', все курсы для финансистов учат их функциональным навыкам - расчетам, стандартам, отчетности и т.п. Но это все инструментарий, а все их проблемы - от недостатка понимания и навыков руководителей более высокого ранга.
В общем, тема статьи все еще актуальная, но в данной статье она явно не раскрыта.
Извините, оказывается в связи с реорганизацией сайта e-xe статья существует в двух вариантах. Я в комментарии дал ссылку на старую версию, а оказывается есть еще и новая:
http://www.e-xecutive.ru/community/articles/346005/
содержание похоже не менялось, но может быть им так удобнее :)
Политико-экономическая ситуация на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]