Влияние кризиса на рынок аудиторских услуг
Вслед за падением экономики сокращается и рынок аудиторских услуг, причем темпы падения намного опережают официальную статистку снижения ВВП в целом по стране.
По нашим оценкам, падение рынка аудита и консалтинга в 2009 году составило около 20-30%. В 2010 году спад не только не закончился, но и усилился – на сегодня еще около 20-40%. Таким образом, за период с начала кризиса общее снижение рынка аудиторских услуг может составить более 50%.
Основных причин снижения две – сокращение спроса вследствие уменьшения бюджетов клиентов на услуги аудита или полный отказ от них, а также резкое уменьшение рентабельности аудиторского бизнеса.
Падение общего объема приводит к существенным изменениям рынка аудиторских услуг – ряд мелких и средних компаний уже прекратили свою деятельность, некоторые крупные игроки испытывают серьезные проблемы: задержка с выплатой заработной платы, массовые сокращения. Лишь единичные аудиторские компании (АК) проводят новый набор персонала.
Лидеры рынка также не избежали падения спроса – сокращение кредитования западными банками, отмена или задержка с проведением IPO приводит к уменьшению спроса на услуги МСФО.
В итоге трудовые ресурсы с рынка аудита и консалтинга переходят в реальные сектора экономики.
Как аудиторы преодолевают кризис
Наиболее успешные АК применяют комплексные меры по снижению издержек, среди которых: сокращение неэффективного и избыточного персонала, отказ от инвестиций, повышение загрузки экспертного персонала, повышение качества и набора услуг, обоснованное снижение стоимости услуг вслед за падением себестоимости и, наконец, резкое снижение рентабельности.
Но, как оказалось, есть и другой способ выживания – демпинг.
Еще в конце 2008 – начале 2009 года мы почувствовали, что ряд крупных компаний ударился в откровенный демпинг. Скорее всего, цель была одна – получить максимум заказов, пусть даже с нулевой или отрицательной рентабельностью, чтобы пройти дно, сохраняя основной кадровый костяк и по минимуму используя накопленные резервы.
Насколько это решение было верным, сказать сложно: некоторые компании (у которых еще не кончились резервы) пока продолжают придерживаться такой тактики, некоторые уже оказались в тяжелом финансовом положении. Но долго «спонсировать» клиентов, имея высокую долю заказов с отрицательной рентабельностью, не может ни одна, даже самая крупная, компания. А это означает, что рано или поздно рынок найдет свое дно – количество аудиторских компаний сократится, упадет общая численность специалистов в них, стоимость аудиторских услуг и соответствующий спрос найдут свое равновесие.
Можно прогнозировать, что рынок аудита за период кризиса (который еще пока далек от своего завершения) сильно изменится. Мы увидим как выход в верхний эшелон новых, наиболее успешных и динамичных аудиторских компаний, так и уход с рынка ряда нерасторопынх «старичков».
В любом случае кризис вынуждает аудиторов становится более эффективными, иметь меньше затрат и предлагать только востребованные рынком услуги.
Себестоимость аудиторских услуг
Для понимания реалий ценообразования аудиторских услуг нужно разобраться в их структуре.
Основной статьей затрат компаний, предоставляющих профессиональные услуги, является заработная плата персонала и связанные с ФОТ налоги – их общая доля в себестоимости услуг в настоящий момент составляет от 40% до 50% у крупных компаний, от 70 до 85% у средних и более 90% у мелких компаний и частных аудиторов.
Если в первой половине 2009 году рынок заработных плат аудиторов был инертен и практически не снижался, то с середины года зарплаты аудиторов упали вслед за падением общего уровня заработных плат в стране на 20-30%.
Примерная структура минимальной себестоимости в 2010 году у средней аудиторской компании с численностью персонала от 15 до 100 человек представлена ниже.
Как видно из диаграммы, в минимальную себестоимость аудиторской компании не включены инвестиционные затраты, затраты на обучение персонала, полностью отсутствуют статьи на формирование резервов и прибыли.
Из собственного опыта – попытка изменить структуру затрат с отказом или урезанием хотя бы одной статьи приводит к существенному ухудшению бизнес-процессов и, как следствие, к снижению надежности и качества аудиторских услуг.
При данной структуре затрат деятельность аудиторской компании будет прибыльной, если среднегодовая загрузка аудиторов будет превышать 60% полезного рабочего времени (время, оплачиваемое заказчиком услуг).
Казалось бы, есть еще 40% рабочего времени, которое позволяет повысить эффективность, но при учете всех внутренних процессов получается, что даже 60% – это очень и очень хороший результат, которого может добиться только успешная и эффективная аудиторская компания.
Кроме того, существуют «простои», «переносы» и отказы клиентов. Если аудиторская компания способна все это уложить в 10-15%, это очень хороший результат.
При загрузке менее 60% аудиторская компания либо работает в убыток, либо вынуждена сокращать затраты и уменьшаться в размерах, что в итоге приводит к разорению.
Исходя из рыночной заработной платы аудиторов для Москвы, структуры затрат и оплачиваемого заказчиком времени, можно легко посчитать минимальную и полную себестоимость (+20% на инвестиционные затраты, резервы и прибыль) аудиторских услуг:
Казалось бы, можно для повышения коэффициента загрузки и снижения цены привлекать временный персонал – это теоретически позволяет снизить цену до 30-40%, но, как показывает опыт аудитора, фрилансер необходим только в период максимального спроса, а таковых в этот момент днем с огнем не сыщешь. Да и качество работы, сроки ее начала и завершения могут оказаться далеки от иделала.
Демпинг и качество аудиторских услуг
Сокращение объема рынка неизбежно приводит к росту конкуренции. А одним из способов конкурентной борьбы может быть именно демпинг.
Казалось бы, какое дело до этого заказчику, ведь он, платя меньше, только выигрывает? Но, как всегда, у медали есть и обратная сторона – получит ли заказчик качественный сервис при покупке услуги по цене ниже себестоимости?
Конечно, бывает ситуация, когда АК готова пойти на продажу услуг ниже себестоимости – например, если это знаковый, брендовый клиент, опыт работы с которым имеет для компании значение намного большее, чем финансовый результат. Но, как правило, заинтересована в этом может быть только небольшая аудиторская компания, качество услуг и надежность которой неизвестны.
Крупная аудиторская компания может пойти на демпинг только ради «затыкания окон» – времени, когда специалисты не имеют гарантированной загрузки.
Но в любой момент, как только появляется заказ с адекватным ценообразованием, аудиторская компания может отложить или просто отказаться от выполнения невыгодного контракта.
Кроме того, чем ниже цена, тем ниже себестоимость и, соответственно, ниже заработная плата специалистов аудиторской компании. Мы неоднократно слышали упреки клиентов в адрес известных аудиторских компаний: «Прислали студентов». Так и хочется в ответ сказать: «За что боролись, на то и напоролись».
Поэтому, покупая аудиторские услуги низкой стоимости, нужно быть готовым к любому повороту событий – невыполнение договора, отказ от завершения работ, некачественный сервис, отсутствие гарантий, банкротство поставщика и так далее и тому подобное.
«Внешняя и внутренняя цена»
Участвуя в тендерах как по коммерческим организациям, так и по ГУПам, можно столкнуться с казалось бы парадоксальной ситуацией – часовая ставка, декларируемая аудиторскими компаниями, находится порой в 2-3 раза ниже уровня себестоимости.
Что это – демпинг или что-то еще?
В девяти случаях из десяти – «что-то еще»: на сленге аудиторов это звучит как «внешняя и внутренняя цена». О чем речь?
Чтобы выиграть тендер, ряд аудиторских компаний «рисует» дополнительные трудозатраты – работа экспертов, контролеров, юристов, налоговых консультантов, руководителей проверки и прочее. Заказчик их никогда не увидит и не сможет проверить, работали они действительно или нет.
Порой количество часов проверки увеличивается в два, а то и в три раза. Поделив общую стоимость услуг на объем трудозатрат можно получить просто выдающиеся результаты – средняя ставка работы аудитора будет ниже 300 рублей в час, этих средств не хватит даже на выплату заработной платы и налогов специалиста.
Причем такими «выдающимися» результатами отличаются и аудиторские компании, входящие в топ-30 рынка.
Как выбрать аудиторскую компанию
Зная рынок изнутри, дам несколько профессиональных советов.
Как и любой товар, выбор поставщика аудиторских услуг лучше проводить по принципу оптимального соотношения цена/качество.
В отличие от товара, потребительские свойства которого можно оценить прежде, чем совершить покупку, оценить качество аудиторской услуги бывает сложно даже после того, как сама работа выполнена.
Тем не менее, к основным критериям оценки качества аудита после проведения проверки можно отнести удовлетворенность заказчика, внешних пользователей аудированной финансовой отчетности, а также отсутствие налоговых претензий ФНС – но это выясняется лишь спустя месяцы, а то и годы.
Для того чтобы выбор аудиторской компании не стал разочарованием, в текущих условиях мы рекомендуем придерживаться следующих критериев:
1. Отзывы клиентов. Самый лучший способ узнать о АК – попросить ее предоставить письменные рекомендации ее клиентов.
2. Стабильное финансовое положение. Аудиторская компания должна иметь стабильное финансовое положение – отсутствие просрочек по выплате заработной платы, своевременность и полнота уплаты налогов, возможность оплаты работы после оказания услуг или предоставление банковской гарантии на уплаченный заказчиком аванс по аудиторским услугам.
3. Квалификация аудиторов. Обращать внимание на квалификацию аудиторов, предполагаемых для участия в аудиторской проверке. Для этого можно запросить резюме аудиторов, отзывы клиентов или провести online-тестирование на знание бухгалтерского и налогового учета. Обращайте внимание на продолжительность работы аудиторов в АК.
4. Страхование профессиональной ответственности. Несмотря на отмену обязательного страхования профессиональной ответственности аудиторской деятельности, обращайте внимание на наличие страхового полиса добровольного страхования. При этом стоит обратить внимание на размер выплаты по данному страховому случаю – если вам показывают полис на $10 млн, это еще не значит, что страховая компания не установила ограничения на один страховой случай суммой, скажем, в десять раз меньшей – то есть $100 тыс.
5. Стоимость аудиторских услуг. Качественный аудиторский сервис сегодня возможен при цене не ниже 1800 рублей в час. Все, что находится ниже этого уровня, должно вызывать вопросы и пристальный анализ.
Услуги аудитора – частного предпринимателя могут стоить не менее 1000 рублей в час, однако такое заключение подойдет лишь для ФНС, да и ответственность ИП минимальна.
6. Опыт и история аудиторской компании. Мы рекомендуем привлекать аудиторскую компанию с опытом работы на рынке не менее 5-7 лет. Чем больше срок ее деятельности, тем больше опыт и знания как топ-менеджеров, так и специалистов.
7. Стабильность кадрового состава. Большая текучка может свидетельствовать о наличии серьезных финансовых проблем либо проблемах в управлении.
8. Бизнес-технологии. Качество общения, уровень рекламных и презентационных материалов, автоматизация и регламентация процессов, наличие системы внутреннего контроля – все это может говорить об уровне аудиторской компании, с которой вы планируете сотрудничать.
Фото: freeimages.com
Непонятна причина написания автором данной статьи.По даваемым им советам выбрать аудитора нормальный руководитель не сможет.
Вообще-то статья подняла настроение несколькими глубокими выводами,усиливающими, по мнению автора, теорию и практику отечественного аудита: о качестве аудита и минимальной цене, страховании,проведении online-тестирования аудиторов на знание бухгалтерского и налогового учета и ''что-то еще''.
Спасибо за это.
Почти как ''ответ Чимберлену'' на мою статью ''Как уменьшить стоимость аудита'' (http://www.e-xecutive.ru/finance/announcement/1278823/). Вот только насколько эти цифры соответствуют реалиям разных регионов и разных уровней известности аудиторов?