ERP плюс сертификация всей страны

Быть специалистом в своем деле – достойная личная задача. Но когда речь заходит о сертификации специалиста, затрагиваются интересы сразу многих сторон: компаний, их менеджмента, самих специалистов, чья стоимость на кадровом рынке заметно повышается после получения сертификата. Одной из наиболее актуальных сфер сертификации является область ERP-систем. Внедряя этот дорогостоящий инструмент, компании следуют не столько моде, сколько «производственной необходимости»: мощная управленческая система способна стать настоящим локомотивом для бизнеса. О том, как готовятся «экипажи» для этих систем, кто учит будущих сертифицированных специалистов и как получить сертификат в области ERP, мы беседуем с директором департамента Microsoft Axapta компании «КОРУС Консалтинг» Михаилом Токаревым .

Executive: Не могли бы вы немного рассказать о российской истории сертифицированного обучения в области IT?

Михаил Токарев: На мой взгляд, ни чем иным, как сертифицированным обучением, является любое высшее образование в аккредитованных вузах. Если же говорить о сертифицированных курсах по конкретным продуктам, одной из первых на этом рынке появилась компания Microsoft. В числе первых она начинала проводить обучение для государственных предприятий, пришла в университеты. За ней последовали другие компании, такие как Motorola, Compaq, которые уже 7-8 лет ведут свои программы в российских вузах. Сегодня в этой области работают многие, но лидером, как мне кажется, остается Microsoft.

Это, естественно, привело к наибольшей конкуренции на рынке сертифицированного обучения под эгидой Microsoft. Компаний, которые его проводят, настолько много, что за последние три-четыре года цены на обучение опустились, фактически, до уровня себестоимости. Сертификаты Microsoft стоят денег, и тренинговые компании все сокращают свою маржу, чтобы держаться на плаву среди конкурентов. Это приводит к тому, что качество обучения, как мне кажется, постоянно падает. Нельзя этого сказать о новых продуктах Microsoft Business Solutions, таких как Microsoft Axapta и Microsoft Navision. Благодаря большой функциональности, новизне, эти решения в моде среди различных предприятий, особенно – производственных и торговых. Они готовы платить за их внедрение и сертификацию специалистов. Кроме того, фирм, ведущих сертифицированное обучение по этим продуктам, еще не столь много для возникновения очень жесткой конкуренции.

Executive: А разве не должна провоцировать конкуренцию «модность» этих продуктов?

М.Т.: Действительно, конкуренция нарастает. Не секрет, что Microsoft купил эти продукты менее двух лет назад, поэтому более-менее серьезное соперничество идет на этом рынке не более года. Появились первые сертифицированные преподаватели, и как следствие - первые программы сертификации специалистов. Разумеется, при внедрении Microsoft Axapta или Microsoft Navision на предприятии всегда проводится обучение персонала, но это обучение часто не сертифицировано.

Executive: Какую роль на рынке играют собственные учебные центры компаний-производителей ERP-систем?

М.Т.: Мне трудно говорить за все компании; в Microsoft Business Solutions, например, существует своя академия, которая не оказывает услуги по непосредственному обучению клиентов, а лишь обучает поставщиков своих решений. Для специалистов сертифицированных учебных центров большинство тренингов проводится бесплатно. Благодаря такому распределению ролей Microsoft не создает конкуренцию своим партнерам.

Executive: В чем состоит ваше конкурентное преимущество как консультантов? То есть, не как компании, аффилированной с производителем, но ее собственного учебного центра?

М.Т.: Ответ на этот вопрос лучше начать с того, зачем мы вообще организовывали учебный центр. В первую очередь, для того, чтобы проводить обучение для своих клиентов. Вторая задача, которая стояла перед учебным центром, – маркетинговая: сторонние компании, услышав, как наши специалисты читают тренинги и насколько хороша предлагаемая нами ERP-система, с большой долей вероятности могут выбрать Microsoft Axapta или Microsoft Navision и придти к нам за помощью в ее внедрении. За год, который прошел с тех пор, как мы получили статус сертифицированного учебного центра, мы решаем обе эти задачи, и быстро наращиваем обороты. Будучи консультантами, мы не только зарабатываем на проведении обучения, но и привлекаем с его помощью новые заказы.

Executive: Что конкретно дает сертифицированная программа обучения? Может быть, это сродни подготовке к вступительным экзаменам в вузе, - просто подготовка к получению сертификата?

М.Т.: Ответ на этот вопрос тоже состоит из двух частей. Первая часть – это первичное обучение специалистов. Иногда оно проводится с маркетинговыми намерениями, до начала проекта, иногда - в самом начале проекта. Это необходимо для того, чтобы клиент понимал не только нашу методику проектирования автоматизированных систем управления или методику их внедрения, но и чтобы ему был понятен базис, на основании которого будет строиться система на его предприятии. Первичное обучение по программе Microsoft Business Solutions дает достаточно общие представления о системе. Однако оно позволяет клиенту, который начинает внедрять ее у себя, понять, с чего нужно начать, и как различные функциональные модули системы связаны между собой, какие методики использует консалтинговая компания. ERP-система – это не просто программа, это, если хотите, набор методик управления.

Второй вариант обучения – сертификация специалистов, уже имеющих опыт работы с системой. Очевидно, что обучение можно проводить как сертифицировано, так и не сертифицировано, и мы занимаемся обоими направлениями. Однако часть клиентов - кто-то основываясь на здравом смысле, кто-то следуя моде - предпочитает выдать своим работникам сертификаты. Так они поощряют людей, привязывая их к работе в своей компании.

Executive: Некоторые даже держат сам сертификат где-нибудь в отделе кадров, чтобы человек не сбежал…

М.Т.: Это вполне понятно: сертифицированное обучение одного специалиста может стоить $1-2 тыс., и компании необходимо компенсировать эти затраты и воспрепятствовать переходу специалиста к конкуренту. Кстати, и консалтинговые компании порой с превеликим удовольствием взяли бы к себе людей со стороны клиента, которые хорошо прошли обучение или участвовали в проекте по внедрению системы.

Executive: Я слышал, что заключаются договоренности, гласные или негласные, в таком духе: «ты проходишь этот курс, после чего остаешься у нас не менее года».

М.Т.: Чаще подписывают бумаги, это – вполне честный способ удержания специалистов. Второй честный способ – это подписание договора с консалтинговой компанией с условием, что она не берет на работу сертифицированных или обученных специалистов с предприятия-клиента в течение, скажем, двух лет.

Executive: В любом случае, сертификат серьезно повышает стоимость специалиста на кадровом рынке.

М.Т.: Сертификат совершенно объективно повышает вашу стоимость. Разумеется, большинство компаний при приеме на работу не только смотрят на сертификаты, но и дают различные тестовые задания. Однако если у вас нет соответствующих сертификатов, на вас зачастую просто не обратят внимания. Сертифицированный специалист получает более высокую зарплату не только благодаря подтвержденным знаниям, но и тому, что работодателю не придется тратить деньги, чтобы дать ему сертификат.

Однако необходимо понимать, что сертификат – это не пустая бумажка, получение которой не дает никаких знаний. Сертификационные экзамены по продуктам Microsoft достаточно сложны, и, не зная функционал в соответствующих продуктах, сдать их невозможно.

Executive: Занимаетесь ли вы сертификацией собственных специалистов?

М.Т.: С самого основания компании «КОРУС Консалтинг» было принято решение, что ни один человек не выезжает к клиенту, пока не получил соответствующий сертификат Microsoft Business Solutions. Ни разу у нас не было ситуации, когда сотрудник пришел к нам на работу, не сдал экзамен и сразу поехал на проект. Специалист всегда проходит первоначальный курс как стажер, затем сдает один из курсов по конкретному функционалу, который нужен определенному клиенту. И только после этого отправляется на проект. Сейчас многие клиенты, прежде чем начать работать с консультантами, просят прислать резюме специалистов, которые будут работать над проектом. Совершенно верный подход, и мы ставим перед своими специалистами задачу достаточно быстрого получения всех сертификатов. Каждые полгода, или, как минимум, раз в год каждый должен сдать очередной экзамен по какой-либо функциональной составляющей Microsoft Axapta или Microsoft Navision. И это несмотря на то, что все специалисты работают на проектах.

Executive: Как строится процесс обучения и сертификации?

М.Т.: Сертифицирует, естественно, не сам Microsoft, но он выставляет соответствующие требования. Существует специальная программа от компании VUE, в рамках которой часть учебных центров участвует в сертификации. Мы пошли по этому же пути, и кроме чтения самих тренингов, мы осуществляем прием тестов с ваучерами VUE. В нашем учебном центре установлены программы, соответствующие различным направлениям сертификации: например, логистика в Microsoft Axapta, финансы и т.д. Посредством сети Интернет эти программы связываются с центром VUE, откуда поступают тестовые задания. За определенное время все они должны быть выполнены. Ответы отсылаются в VUE, и в течение получаса приходит вердикт о том, сдал человек экзамен или нет. Понятно, что услуга сертификации платная, как и сами тренинги. Бумажные сертификаты или ваучеры, которые потом присылает VUE, тоже обходятся нам в определенную сумму. Одной из наших программ в этой области было бесплатное тестирование в центре VUE людей, прошедших у нас соответствующее обучение функционалу. То есть, если вы проходите у нас полноценный трех-четырехдневный тренинг по логистике, то вы можете в конце последнего дня обучения или на следующий день прийти в наш тренинг-центр и бесплатно попытаться сдать этот экзамен, один раз.

Executive: А сколько раз можно его сдавать, бесконечно?

М.Т.: В целом, да, но с важной оговоркой: каждый раз вы платите за процедуру тестирования и за ваучер. Сдали вы экзамен или нет, деньги вы заплатили, как в ГАИ. Наверно, подход правильный, потому что иначе человек, десять раз попытав счастья, просто узнает все вопросы и будет сдавать тест не совсем честно.

Executive: Какие направления обучения сейчас наиболее востребованы?

М.Т.: У нас в учебном центре читается немало курсов, и не только по Microsoft Axapta и Microsoft Navision, но и по другим темам и инструментам Microsoft. Наиболее востребованными, однако, в настоящий момент являются перечисленные ERP-системы. Что мы можем предложить в отличие от других тренинговых центров? Так как мы, в силу объективных обстоятельств, обыкновенно не можем идти на глобальное снижение цен, мы разрабатываем специальные авторские и углубленные курсы в расширение стандартных, которые дает Microsoft. Углубленные курсы длятся дольше традиционных на один день, стоя тех же денег, что и стандартные курсы.

Executive: И какие вопросы обсуждаются в этот день?

М.Т.: Как я уже говорил, стандартные курсы предполагают достаточно общее освещение функций программного инструмента. И не всегда слушателей, которые уже участвовали во внедрении или прослушали курс введения в Microsoft Axapta и Microsoft Navision, устраивают стандартные курсы. Они ждут от преподавателя ответов на конкретные вопросы, с которыми столкнулись в своей работе. И в ходе всех углубленных курсов дополнительное время посвящается обсуждению именно этих вопросов. Для клиента это очень важно: кроме того, что он получает сертифицированное обучение, кроме того, что он получает сертификат, он еще и решает конкретные наболевшие проблемы, которые у него возникли при внедрении системы. К сожалению или к счастью, не все наши конкуренты могут предоставлять такую услугу, а все наши преподаватели в обязательном порядке работают на проектах. Это или консультанты, или программисты, или менеджеры проектов, которые знают систему изнутри, а не только в рамках компетенций преподавателя, определенных в Microsoft Business Solutions.

Executive: Преподаватели с каким опытом по преимуществу приходят в ваш учебный центр?

М.Т.: Преподаватели приходят не в учебный центр: они приходят к нам в компанию заниматься внедрением. Они – практики. Около 70% из них работали в консалтинговых компаниях с другими продуктами, начиная от «1С», и заканчивая «Галактикой», SAP R3 и т.д. То есть, они имеют опыт общения с клиентом, и знание предметной области, в которой работают. У нас им остается изучить только конкретный инструмент – Microsoft Axapta или Microsoft Navision, – который они потом будут внедрять у клиента. И около 30% составляют молодые ребята из университетов, заинтересованные в изучении конкретных предметных областей: логистики, бухгалтерии, финансов. Они проходят обучение, стажировки и сертификацию. Затем становятся консультантами и участвуют в конкретных проектах – только после этого они могут перейти к преподаванию.

Executive: При внедрении сложных автоматизированных систем управления, очевидно, необходимо сочетание практического опыта и теоретической разработки проекта. Как вы оцениваете роль теоретического аспекта при внедрении АСУ?

М.Т.: Мне кажется, что большинство компаний понимают: невозможно выполнять большое количество проектов необученными специалистами или двумя-тремя специалистами-самоучками. Безусловно, эта проблема отчасти решается привлечением консультантов. Но любой компании, где внедряется АСУ, необходимо воспитывать собственные кадры, которые будут участвовать в проекте и работать с системой в будущем. А для успешной и быстрой подготовки специалистов вам необходимо иметь свою методику внедрения, методологию. Это и есть «теоретическая составляющая» внедрения.

Executive: Что вы подразумеваете под методологией внедрения?

М.Т.: Это – набор стандартов, процедур, шаблонов, которые необходимы для успешного внедрения АСУ. Стандарты являются основой теории внедрения. Большинство компаний стараются «удовлетворять западным стандартам», но не все понимают, что это означает в действительности. Часто при произнесении слов «системотехника», «целеполагание» и подобных им клиент начинает махать на вас руками: «нас это не интересует, вы нам внедрите программу». Но, когда вы внедряете ERP-системы, нельзя к этому относиться как к инсталляции программы и обучению нескольких человек ею пользоваться. Мы внедряем систему планирования производства, систему управления информацией компании. Невозможно это сделать за два-три месяца, хотя нельзя и растягивать процесс на несколько лет. И те, и другие примеры имеют место. Кроме того, при внедрении ERP-системы необходимо совершенно четко сказать, какой результат клиент получит, скажем, через полгода, через семь-восемь месяцев. Понятно, что при этом невозможно внедрить сразу весь функционал серьезной системы планирования производства. Необходимо сначала выбрать ту предметную область, которая наиболее нуждается в автоматизации, и попытаться аргументировано доказать менеджменту, что именно это необходимо сделать в первую очередь, и внедрить сначала эту часть. После того, как появятся первые результаты, клиент решает, связываться ему с вами для внедрения дальнейших модулей того инструмента, который вы ему предложили, или внедрять своими силами, специалистами, которых вы обучили, или внедрять силами вашего конкурента.

Мы при разработке своей методики пользовались известными теориями, которые находятся на стыке системотехники и проектирования сложных организационно-технических систем. Мы пользовались как классиками в области системотехники, в частности, Бруком, так и современными стандартами качества системы, в частности, ГОСТ 34-й серии, ISO 12207, ISO-9000, стандартами, которые диктует Microsoft, и т.д. Методика разрабатывалась и обкатывалась в течение четырех лет, и результаты говорят сами за себя. Компания растет каждый год почти в два раза.

Executive: Любая компания стремится продать больше дорогих продуктов или услуг. Случаются ли в вашей практике ситуации, когда на предприятии, где внедряется ERP-система, нет объективной необходимости в сертификации большого числа специалистов?

М.Т.: Первичным является, конечно, вопрос обучения, а не сертификации. На многих предприятиях мы встречали и продолжаем встречать специалистов, которые имеют другой уровень обучения. Я не говорю, ниже он или выше: просто мы говорим на разных языках. Именно поэтому в начале каждого проекта мы проводим обучение и по методике внедрения, и по основам системотехники, целеполагания. Это позволяет топ-менеджменту правильно сориентироваться в этих, может быть, сложных для него областях, правильно сформулировать цели и проверить, достигнуты они или нет при выполнении проекта. Но что замечательно: около 30-40% топ-менеджеров уже владеют всеми необходимыми знаниями и умеют формулировать цели четко и правильно. Поразительно, когда один из клиентов на мой вопрос, каковы цели, которые должны быть достигнуты при внедрении АСУ, без подготовки выдал мне порядка двух или трех десятков целей, сформулированных абсолютно четко, абсолютно правильно с теоретической точки зрения. И правильно была намечена основная цель: повышение управляемости предприятием.

Executive: Вы говорите, что повышается компетентность менеджмента: а как меняется уровень подготовки тех, кого вы обучаете в своем центре?

М.Т.: Учебный центр существует немногим более года, поэтому говорить о тенденциях рано. И все же, прослеживается рост профессионализма людей, пришедших на обучение, как в той предметной области, которой они занимаются, так и в теории внедрения ERP-систем. Это означает, что топ-менеджеры и учредители компаний кровно заинтересованы в высокой квалификации своих работников.

Executive: То есть, постепенно появляются плоды просвещения.

М.Т.: Я надеюсь, что мы в этом тоже поучаствовали, потому что наш учебный центр (позволю себе немного рекламы) занимает сейчас одно из первых мест в рейтингах Microsoft Business Solutions по числу обученных специалистов и по качеству обучения, как его оценивают сами «учащиеся». Об этом говорят анкеты, которые мы просим заполнить после прохождения наших программ.

Хотелось бы также сказать пару слов о наших новых маркетинговых программах. Я уже упомянул наши углубленные и расширенные курсы, эта программа действует с октября.

В декабре мы проводим специальную предновогоднюю акцию: снижаем цену на все проводимые нами курсы в два раза, при этом мы заранее оговариваем план проведения этих курсов. Это очень удобно: если кому-то необходимо выбрать ERP-систему, которую он желает у себя внедрить, или узнать основы внедрения уже выбранной системы, можно обратиться к нам через наш сайт или напрямую к начальнику учебного центра Наталье Егаревой, и получить обучение в два раза дешевле. Без снижения качества тренингов, с теми же сертифицированными преподавателями, работающими на проектах.

Помимо стандартных курсов, которые будут предлагаться в декабре, мы читаем специальные авторизованные курсы. В частности, широкой известностью на рынке пользуется курс «Углубленная разработка в Axapta», разработанный одним из наших лучших специалистов Андреем Тумановым. Этот курс читается у нас практически ежемесячно, то есть мы всегда собираем группу.

И наконец, хотелось сказать о наших выездных программах. Так как клиентам иногда дорого выезжать в Санкт-Петербург или Москву в наши учебные классы, мы организуем свои тренинги по всей России. Наши специалисты выезжают в Екатеринбург Новосибирск, были у нас прецеденты проведения обучения и во Владивостоке. Мы сейчас расширяем сеть партнерских отношений с учебными центрами в России, в частности, сейчас работаем с известной компанией «Микроинформ» и с ITC-Education, которая занимает по итогам первого полугодия 2004 года первое место по объемам обучения в Урало-Сибирском регионе. И мы сейчас проводим достаточно серьезную работу по проведению совместных учебных мероприятий с Академией Народного Хозяйства при Правительстве РФ, в которой обучаются в первую очередь руководители IT-служб предприятий России и топ-менеджеры предприятий.

Executive: То есть, вы планируете проводить сертифицированные курсы в вузах?

М.Т.: Да, это сертифицированные курсы по работе в ERP-системах Microsoft. Будем ли мы выдавать там сертификаты их слушателям, пока не решено. Единственное, это будут специализированные курсы с практическим уклоном, во время которых мы могли бы показать слушателям, как работает эта система, и рассказать о ее конкретных возможностях.

Партнерский материал

Фото: isnobad.com
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.