Должны ли физики владеть маркетингом?

Среди выпускников Новосибирского государственного университета – множество ученых с мировым именем, успешных специалистов – около 500 новосибирцев работают в одном только Microsoft но вы не найдете НГУ среди лидеров мировых университетских рейтингов. Это значит, что НГУ малозаметен на академической карте мира: выпускников знают, а Alma mater – нет. Впрочем, малозаметен не один только Новосибирск: российские университеты не умеют выстраивать маркетинговые коммуникации в сфере науки, не знают как формировать университетские бренды: светила науки есть, а брендов нет. Для чего нужен университетский бренд? Для того, чтобы привлекать в кампус самых сильных профессоров и студентов со всего мира и концентрироваться силы на самых перспективных направлениях развития науки.

В 2013 году Министерство образования и науки России провело конкурс на распределение средств для повышения конкурентоспособности российских университетов. В состязании приняло участие 54 вуза, победителями стали 15 университетов. Среди них Новосибирский государственный университет, Высшая школа экономики, МФТИ, Дальневосточный федеральный университет, МИСиС, МИФИ и другие. В 2013 году для финансирования проектов университетов-победителей было выделено 9,5 млрд рублей, в 2014 – 10,5 млрд. Неофициально это программа называется «5/100» – имеется в виду, что одним из ее результатов станет вхождение к 2020 году пяти российских университетов в топ-100 мировых рейтингов вузов. О том, как реализует свой проект Новосибирский государственный университет, Eecutive.ru рассказывает ректор НГУ, доктор физико-математических наук Михаил Федорук.

Executive.ru:У вас есть «бизнес-план» по вхождению в топ-100 мировых рейтингов?

Михаил Федорук: Есть дорожная карта, в создании которой принимали участие специалисты Агентства стратегических инициатив, бизнес-школы «Сколково», компании Ernst&Young. Финальный вариант документа готовили сотрудники Новосибирского университета и Сибирского отделения Академии наук России. Мы приступили к разработке плана в сентябре 2012 года и представили его в Министерство образования и науки в июле 2013 года.

Executive.ru: Какова структура документа, который вы готовили с 2012 года?

М.Ф.: Там есть введение, SWOT-анализ и собственно дорожная карта – план мероприятий, который будет трансформироваться.

Executive.ru: Как вы сформулировали цели проекта?

М.Ф.: Они были сформулированы в терминах, заданных Министерством образования и науки РФ: нам предстоит добиться существенных перемен в таких областях, как разработка передовых образовательных программ, отбор талантливой молодежи, концентрация усилий на прорывных направлениях, международная заметность университета, эффективное управление программой, новый имидж университета. KPI проекта будут уточняться.

Executive.ru: Каков объем финансирования проекта?

М.Ф.: Мы оцениваем, что для реализации программы необходимо 12 млрд рублей из госбюджета и 6,5 млрд рублей собственных средств до 2020 года. В 2013 году мы получили около 592 млн рублей и 750 млн рублей – в 2014 году. Что будет в 2015 году, пока не очень понятно, объемы финансирования будут уточняться по итогам выполнения дорожной карты. В последующие годы уровень финансирования для участников программы не превышает 1,5 млрд рублей в год. Понятно, что если умножить эти 1,5 млрд рублей на шесть лет, запланированной нами суммы не получится. Тем не менее, университет должен развиваться, должен качественно обновляться и подойти к 2020 году с гораздо лучшими наукометрическими показателями, чем сейчас, вне зависимости от того, как будет финансироваться эта программа.

Executive.ru: Министерство согласилось с вашими финансовыми планами?

М.Ф.: Это зависит от того, насколько успешно будет идти проект. Министр образования и науки РФ неоднократно подчеркивал, что данная программа – «игра на выбывание»: на финише останутся только те университеты, которые действительно продемонстрируют продвижение в рейтингах.

Executive.ru: На что будут потрачены эти деньги?

М.Ф.: На финансирование шести направлений – стратегических инициатив – которые я назвал. В том числе те деньги, которые мы уже израсходовали, были направлены на концентрацию усилий на прорывных направлениях –открытие совместных лабораторий с институтами Новосибирского научного цента и отбор талантливой молодежи, развитие передовых образовательных программ. Часть средств была направлена на поддержку Физико-математической школы НГУ, в которой сейчас обучается около 500 школьников.

Executive.ru: Какое из шести направлений финансируется в приоритетном порядке?

М.Ф.: Порядка 35-40% от выделяемой субсидии предполагается истратить на поддержку научных исследований в прорывных направлениях.

Маркетинг

Executive.ru: Насколько интегрированы университет и институты Сибирского отделения Академии наук России?

М.Ф.: Новосибирский университет (на снимке.- E-xecutive.ru) был создан как база подготовки кадров для институтов Сибирского отделения Академии наук. В западном понимании это и есть университет: вуз плюс исследовательские институты. 80% преподавателей университета – научные сотрудники институтов Академии. 85 из 119 выпускающих кафедр Новосибирского университета находятся на территории институтов Сибирского отделения РАН. У нас более 26 базовых институтов.

Executive.ru: Какое место занимает Новосибирский университет в университетских рейтингах?

М.Ф.: Рейтинг университета растет. Почти во всех международных рейтингах НГУ занимает почетное третье место среди российских вузов, уступая МГУ и СПбГУ. Впервые в истории России три российских вуза вошли в Топ-500 последнего (2014 г.) рейтинга Webometrics – МГУ, НГУ и СПбГУ. МГУ находится на 122 месте, мы на 486 месте, Санкт-Петербургский университет – на 492. В рейтинге стран БРИКС по версии QS мы являемся третьим российским вузом, продвинулись на 4 позиции по сравнению 2013 годом и входим в топ-20 этого рейтинга – на 18 месте, МГУ – на 3, СПбГУ – 12.

Еще один очень важный рейтинг, в котором университет успешно выступил, это рейтинг стран СНГ и Балтии. Мы находились на 6 месте после пяти столичных вузов: Московского, Санкт-Петербургского, Киевского, Белорусского и Вильнюсского университетов.

В российских рейтингах НГУ, как правило, входит в первую десятку лучших вузов страны: в каких-то рейтингах выше, где-то ниже. Все зависит от критериев рейтинга. Так, согласно рейтингу Высшей школы экономики, мы находимся на третьем месте среди классических университетов по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов после Москвы и Санкт-Петербурга. Средний показатель ЕГЭ в Новосибирском университете в 2014 года –79 баллов за один экзамен (не считая победителей олимпиад), это хороший результат. Если наш проект будет успешно реализован, это отразится на таком индикаторе как ЕГЭ: проходной балл будет расти.

Executive.ru: Предусматривает ли проект софинансирование?

Да, причем, не обязательно в формате привлечения внебюджетных средств через хозяйственные договоры, но также в формате грантов, стипендий для студентов и т.д.

Executive.ru: Каков объем софинансирования?

М.Ф.: К 2020 году объем внебюджетного финансирования должен составить порядка 40%.

Executive.ru: Какие компании помогают университету в реализации проекта?

М.Ф.: Разные и в разном формате. Например, компания Acronis, руководителя которой, предпринимателя Сергея Белоусова мы пригласили в наблюдательный совет университета, помогает НГУ выстроить менеджмент проекта, о котором мы говорим. В Новосибирске есть большой Технопарк, в компаниях которого 80% персонала – выпускники университета. Резиденты технопарка зачастую финансируют студенческие стипендии. С НГУ сотрудничают сибирские резиденты, такие как «Центр финансовых технологий», и международные бренды – Intel, BP, SchlumbergerМы рассчитываем, что круг этих компаний будет расширяться.

Executive.ru: Какие мотивы движут компаниями?

М.Ф.: Как правило, им интересна более точная, адресная специализация выпускников: студенты приобщаются к их разработкам еще в стенах университета. Особенно это актуально для сектора высоких технологий: в Новосибирске около 250 софтверных фирм. К нашим выпускникам проявляют интерес и московские компании, например, Parallels, с которой мы обсуждаем перспективу создания кафедры.

Executive.ru: Сколько выпускников университета идет в науку и сколько – в корпоративный сектор?

М.Ф.: Новосибирский университет – очень небольшой, в нем обучается около 6 тыс. студентов. Кстати, я считаю, что небольшие размеры вуза – это его преимущество. Мы ежегодно выпускаем свыше 1000 магистров, из которых примерно треть идет в науку, остальные – в компании, бизнес-структуры и т.д.

Executive.ru: Какие риски вы указали в вашей дорожной карте? Указан ли там, например, риск ухудшения международного положения России?

М.Ф.: Страновые риски, безусловно, распространяются на наш проект. Помимо этого, проект очень чувствителен к другим рискам, свойственным отрасли, в которой мы находимся – науке. Я имею в виду, что реформа Академии наук вызывает множество вопросов, ответы на которые пока не найдены.

Executive.ru: Ваш проект направлен на системные изменения, тогда как жизнь российского университета регулируется сотнями действующих регламентов. Изменения неминуемо придут в противоречие с регламентами. Ваши действия?

М.Ф.: Я думаю, что университетам надо предоставлять большую автономию, хотя бы в рамках пилотного проекта, в рамках эксперимента. Высшая школа экономики готовит предложения по этому вопросу, и мы, безусловно, поддерживаем эту инициативу наших коллег.

Executive.ru: Насколько профессора университета готовы к нововведениям, например, к появлению весьма жестких инструментов, таких как рейтинг преподавателей?

М.Ф.: Думаю, что готовы не все. В этой сфере нам необходим корпоративный опыт, мы полагаем, что наблюдательный совет НГУ, где немало руководителей компаний, поможет выстроить систему управления персоналом. Я говорю об этом с уверенностью, потому что знаю, какой международный опыт есть, например, у главы Acronis Сергея Белоусова. Нам нужно выстроить систему управления персоналом, учитывающую особенности университета, которая включала бы методики рейтингования профессоров с учетом их публикационной активности в ведущих научных журналах. Кроме того, система должна способствовать привлечению в университет наиболее активных людей, работающих в науке, в том числе молодых.

Executive.ru: При таком подходе неизбежен конфликт консервативно настроенных профессоров с HR-специалистами: «Мы хотим жить на ином материальном уровне, но по советским правилам»…

М.Ф.: Да, такая точка зрения существует среди ряда сотрудников НГУ, потому что зарплаты в университете не очень большие. Средняя медианная доцента, работающего на полную ставку, чуть больше 30 тыс. рублей в месяц, у профессора – 35 тыс. Причем, это даже не зарплата, а общий доход, который складывается из многих параметров.

Executive.ru: Как эти доходы соотносятся со средней зарплатой по Новосибирску?

М.Ф.: В университете доходы немного выше. Средняя зарплата в Новосибирске 25-26 тыс. Но надо понимать специфику университета: 80% преподавателей, как я уже сказал, совместители, которые основную часть зарплаты получают в институтах Новосибирского научного центра.

Executive.ru: Вы строите «партию реформ», которая будет поддерживать ваши начинания в университете?

М.Ф.: Я ее, безусловно, строю. На первом этапе я привлек тех, кого знаю лично – активных, молодых, талантливых ребят из институтов Новосибирского научного центра, в частности, из Института ядерной физики, Института физики полупроводников, Института катализа… Так образовалась команда, которая называется проектным офисом, сопровождает стратегические инициативы и управляет проектом.

Executive.ru: Сколько человек в этой команде?

М.Ф.: Около 15. Математики, физики, химики, биологи, геологи, филологи, экономисты. Представлен весь спектр наук, которые существуют в Академгородке.

Executive.ru: Как структурирована эта команда?

М.Ф.: Есть менеджер проектного офиса, проректор по внешним связям Алексей Окунев, есть администратор проектного офиса, руководители перечисленных стратегических инициатив. Заседания проектного офиса проходят два раза в неделю, обсуждаются научные проекты, которые предлагаются факультетами, сотрудниками университета. Процедура такая: проекты сначала рассматривает офис, затем они направляются на экспертизу и, в зависимости от ее результатов получает или не получает бюджет. На начальном этапе мы рассмотрели множество мелких проектов и перед тем как перейти к крупным пилотным проектам, имеющим международное значение, хотели бы скорректировать настройки этого процесса, в этом нам также интересен опыт компании Acronis.

Executive.ru: Какой юридический статус имеет проектная команда?

М.Ф.: Это исполнительный орган, решения которого оформляются приказами ректора.

Executive.ru: Какое место в рестарте проекта вы отводите сообществу выпускников, социальным сетям?

М.Ф.: Среди выпускников университета огромное число ученых с мировым именем, например, лауреат Филдсовской премии Ефим Зельманов, один из создателей нелинейной физики Владимир Захаров и многие другие. Они очень лояльны по отношению к университету, и мы должны найти инструменты для включения их в работу, которую начинаем. То же самое могу сказать о корпоративном секторе. Очень многие выпускники университета успешно работают в ведущих компаниях: только в Microsoft трудится около 500 наших бывших студентов. Инструменты вовлечения – это не только массовые социальные сети (хотя, и они тоже), но и профессиональные, научные сообщества, в которых состоят участники нашей диаспоры.

Executive.ru: Есть ли в дорожной карте, о которой вы рассказали, план маркетинга?

М.Ф.: В весьма схематичном состоянии. Фактически мы только начинаем заниматься этим направлением, и здесь нам также интересно сотрудничество с корпоративным сектором. Это объясняется тем, что все участники проектного офиса – люди с академическим бэкграундом, например, я до того как стал ректором, работал профессором кафедры математического моделирования, заместителем директора одного из институтов. Маркетинг – новая для меня и моих коллег область деятельности.

Executive.ru: Был ли в истории образования опыт подобного рестарта, ребрендинга университета?

М.Ф.: Я думаю, что нет. Наш проект можно сравнить с перезагрузкой, ребрендингом территорий – такие кейсы имели место в новейшей истории стран Европы и Азии.

Фото: (с) Новосибирский государственный университет

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

'Должны ли физики владеть маркетингом?'Нет, физики должны заниматься физикой и онивсе в мире знают друг друга и кто чего стоит.Маркетолог или специалист PR здесь мало поможет. Повышение рейтинга университета связанос 'с перезагрузкой, ребрендингом территорий',т.е. с существенными изменениями процессовподготовки учёных и специалистов , а не с' выстраиванием маркетинговых коммуникаций в сфере науки' .Судя по тому , как финансируется наука, с 'брендом'университетов придётся подождать/ вопросник чётко раскрывает истиное положение дел/.

. . . . Директор по развитию, Москва
Александр Бичев пишет:Я с трудом представляю себе, как пара ландауподобных гениев пытаются продать (да что 'продать' - хотя бы найти рыночную нишу!) что-то из квантовой запутанности.
Они вынуждены этим заниматься постоянно, иначе все налоги пойдут на религию или еще хуже - на изотерику. Эйнштейн - самый яркий представитель от маркетинга и пиар в науке. Любое известное миру научное имя - результат продуманной маркетинговой политики ученого сообщества.
Руководитель группы, Москва

Я бы предложил немного по другому посмотреть на ситуацию. Университет - это крупная организация, тоже в общем-то 'хозяйствующий субъект', только бизнес-модель у него несколько иная. Различаются стратегические цели и бизнес-процессы, но общая логика стратегического и оперативного управления остается. А это означает, что функции просто разделяются: ученые занимаются наукой, а управленческая команда занимается управлением, включая маркетинг и продвижение. Насколько мне известно, в рамках программы Минобрнауки 5/100 такая логика и заложена, и по всей видимости Новосибирский госуниверситет тоже начал работать в этой логике. Я, кстати, писал здесь раньше про новую стратегию Сибирского федерального университета, который, хотя и не вошел в итоге в число финалистов конкурса Минобрнауки, тем не менее, реализует аналогичный подход своими силами. Насколько мне известно, многие другие вузы тоже идут по этому пути.И здесь Минобрнауки ничем не поможет, разве что дополнительным финансированием. Команда вуза просто сама должна осознать эту логику и в ней действовать. Многие вузы, кстати, задолго до программы '5 / 100' начали так работать, для меня один из лучших примеров - томский ТУСУР.

IT-консультант, Москва

Само название статьи кажется некорректным: есть разница между- популяризацией учебного заведения и, как следствие, получение этим заведением новых возможностей для развития и улучшения качества обучения. Этим должны заниматься те, кто отвечает за руководство структурой, ее развитие и продвижение в своей среде- и продвижением конкретных учеников, ученых и преподавателей вуза, чего они сами делать не должны, если не хотят. Их задача - заниматься своим делом. При этом очевидно, что любое выступление конкретного специалиста - некий маркетинг себя и своего учреждения. То есть, надо уметь грамотно донести свои мысли до любой аудитории, будь то среда специалистов или популярная лекция. Вот этому надо учить: учить общаться, грамотно говорить и писать и читать, в том числе на иностранных языках, логически мыслить, уметь подготовить презентацию, т.е. развивать себя как личность ... Это - часть деятельности, перечисленной выше, и начинаться такая деятельность должна как можно раньше, в идеале начиная с семьи. А то сразу вспоминается старая фраза 'про 'портфели и 'доцентов'.Какая разница, о чем идет речь при таком подходе: о физиках, биологах, металлургах. Это же очевидные для любого грамотного управленца вещи.

Директор по рекламе, Москва

Если считать, что на острие маркетинга находятся коммуникации и соотв. реклама, то интересно узнать, что думают рекламисты всю жизнь работающие в маркетинге?А вот, что.Маркетинг как деятельность это набор плохо связанных описанных как образцы простых техник, которые когда то в какой то ситуации срабатывали. Все техники описаны как схемы или кейсы и хранятся в 'базе знаний маркетинга'.Большая доля 'людей знающих маркетинг' это консультанты, а не операторы рынка, операторов сейчас модно называть маркетерами а не маркетологами. Маркетологи специалисты (консультанты) специалисты в чем? Они просто помнят простые техники и схемы из базы, которые в каких то ситуациях когда то работали вероятно так как описаны может быть.В следствие того, что головы маркетологов заняты схемами простых техник им некогда заниматься наукой о поведении и сводить вместе социологию и психологию с ее передовыми фронтами, как правило маркетолог будет упираться до последнего защищая свои старые схемы ПРОТИВ НАУКИ, разговаривать на уровне понимания с маркетологами как правило невозможно.Как говорят 50% бюджетов на PR и рекламу просто сгорает, это оттого, что маркетологи понимают в своих схемах и не видят реальности. Впрочем 50% из того что срабатывает, срабатывает не от эффекта коммуникаций а просто из за роста спроса самого по себе многие рынки растут и маркетинг (и реклама и PR) поэтому 'успешны'. Огромное количество специалистов маркетологов растет мигрируя в бизнесы на растущих нишах, те схемы которые они красиво излагают просто для них имидж и приличный образ.Привет наука, добро пожаловать в Маркетинг.

Директор по рекламе, Москва
Алексей Харыбин пишет:Можно кстати сформировать похожую структуру на базе Сколково - у них уже есть опыт.
У Сколоково пока нет реального позитивного опыта в продвижении и интеграции в мировую систему науки и технологических поколенческих ренноваций (думаю их таких какие они есть туда не пустят по очевидным причинам), хотя в СССР среди топ физиков такой опыт был. На даче Ландау собирались многие мировые лидеры. При этом Ландау не занимался маркетингом они просто ловили рыбку выпивали, веселились и писали формулы. На маркетинг времени у них не было. Про Сколково многое объяснил дядечка, который один из топ менеджеров науки в Европе, а в Европе как Вы знаете строят коллайдеры и много еще чего для науки. Но Сколково молодцы, они пытаются делать и ругать их не нужно, нужно им помогать если они станут понимать где они находятся в реальности.
Директор по рекламе, Москва
Михаил Кузнецов пишет:Любое известное миру научное имя - результат продуманной маркетинговой политики ученого сообщества.
Не так. Не маркетинговой политики, в маркетинге нет политики только 'старые схемы' упрощающие действия тем кто не может совсем понять что делать и действует на уровне исполнения простых техник.Ученое сообщество ГОРАЗДО мощнее уровнем чем техники у них политика в мировоззренческом аспекте, политика в цивилизационном аспекте, политика в институциональном аспекте и много еще и настоящие ученые плотно спаянный этнос, поддерживающий понимаемую всем этносом общую цель.Если государство понимает, что без технологического лидерства ему не выстоять в конкуренции, то оно любые средства и условия передаст в науку, лишь бы сделали.Если наука начинает сама искать кормовую базу и пытаться в 'маркетинг', то значит она на голодном пайке и ищет еду. Конкурирует за ресурсы и тут вот маркетинг попытается осознать но неофиты маркетинга не понимают что маркетинг не поможет неофитам, в маркетинге все не очень хорошо и он никому не помощник, вокруг маркетинга бизнесы то не могут выжить и нужны инициативные лидеры, которые 'вопреки маркетингу' или все равно как в маркетинге добьются целей.Поэтому когда нет денег и нет перспективы ни знаний ни источников ресурсов, то начинают говорить 'нам нужны менеджеры' в надежде что придут волшебные 'красивые парни' и все разрулят.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Экспансия западного «просвещения» незаметно приводит к необратимым изменениям.Вот сейчас одного выперло к шедевру [COLOR=gray]отредактировано модератором[/COLOR] (в сообщении от 27.08.14 10:11). А второй, уже будучи достаточно «изменённым», протолмачил сие «перлоподобное» достижение (сообщением от 27.08.14 11:13).[I]Сообщение отредактировано модератором. Нарушение п. 8 Декларации Сообшества:8. Участники Сообщества должны воздерживаться от открытых недоброжелательных онлайновых высказываний и оскорблений по отношению как персонально к участникам Сообщества, так и к организациям. [/I]

Профессор, Чебоксары

Целью не может быть 'вхождение в рейтинги'! Они – разные и «искусственные». Они направлены на получение прибыли администрацией вуза!Целями могут быть: Новые Знания!, степень удовлетворенности полученными знаниями и умениями выпускников (их родителей), удовлетворенность [B]российских[/B] работодателей знаниями и умениями выпускников, удовлетворенность [B]процессом[/B] образования основных участников [B]процесса [/B]: студентов, преподавателей, УВП.Огорчает еще и другое: ректор пишет: в управлении надо использовать 'опыт' 'опытных' управленцев? Личный (ограниченный) опыт! Старый опыт! Опыт в другой сфере! А где 'система поддержки принятия решений'! Современная, основанная на современных информационных технологиях! Где сбор данных, их анализ и моделирование с целью проверки управляющих решений на модели, а не на людях!

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Нормально воспитанный человек, в сообщении от 27.08.14 10:11, написал бы «Я с трудом представляю себе, как люди масштаба Ландау пытаются продать что-то из квантовой механики». Но, фактически написано следующее: «Я с трудом представляю себе, как … пара … гениев пытаются продать … что-то из квантовой запутанности». Второй «знаток теоретической физики» трепанул невежественную чушь об Эйнштейне. А Е-хе-редакция не только толерантно позволила замарать свой сайт наглым и невежественным трёпом, но и защищает этот трёп от критики. ======================================. Разложение общества зашло уже далеко. Приведу другой пример. Сейчас в Донецке приходится просыпаться, как в песне Высоцкого: С утра разбудят, не петух прокукарекает. Снаряд поднимет, ... . 13-21.08.2014, в пансионате на море возле Мариуполя, я просыпался по другой причине. Молодая мама чистит картошку и кричит: Куда ты лезешь су.. ё..ная! А ну встал и пошел ну х…! Выхожу с комнаты и вижу, по двору уходит трёхлетний ребёнок. Он понял, что ему сказано.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.