Методы обучения МВА в России

Поступая на программу MBА, будьте готовы встретиться с самыми разными методами обучения. Их будет гораздо больше, чем при получении первого высшего образования. Это объясняется тем, что для достижения целей различных программ МВА эффективны различные формы преподавания.

Все методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:

  • Традиционные (лекции и семинары)
  • Специальные (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция)

Традиционные методы обучения

Среди традиционных методов - лекции и семинары, с которыми вы прекрасно знако­мы по обучению в вузе. Их роль в процессе получения степени МВА весьма велика. Более того, изучение ряда предметов (например, экономической теории) возможно только в этой форме. Лекции дают студентам необходимые знания, которые используются как основа обучения по другим методам. Семинарские занятия помогают понять и обсудить информа­цию, полученную на лекциях. На Западе доля традиционных подходов к преподаванию в бизнес-школах в среднем составляет 60%. В России это число еще больше и зависит от спе­цифики программы. В целом не все школы кардинально сокращают процент лекционных курсов просто потому, что аудитория привыкла к традиционным подходам и пока не в пол­ной мере готова к новым методам обучения.

Вместе с тем нецелесообразно слишком загружать студентов лекционным материалом - на это просто нет времени. Многие слушатели занимают высокие, ответственные должности, у большинства есть семьи, поэтому их временем приходится дорожить, обеспечивая набором учебной литературы и пособий для самостоятельной работы.

Специальные методы обучения

Одно из главных отличий программы МВА от прочих заключается в ориентации на практическое применение знаний. Именно этим и определяется выбор способов обучения. Среди них можно отметить метод конкретных ситуаций (так называемый метод case-studies, или метод кейсов), элементы тренинга, проведение деловых игр, метод симуляции. Все эти подходы являются по своей сути «активными» и используют реальные примеры из прак­тики.

Case-studies

Метод начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

Рассмотрев и проанализировав сотни непридуманных проблем, вы научитесь решать их. Если вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит вас в тупик.

Метод кейсов очень популярен и является основной формой обучения по программам МВА на Западе. Обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные

данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию. В России этот метод также приме­няется весьма активно, однако часто используются так называемые «мини-кейсы». Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. Это вызвано прежде всего тем, что популярное на Западе дневное (full-time) обучение МВА не так распространено в Рос­сии и у студентов просто не достаточно времени для анализа избыточного материала.

Несколько иной подход к использованию метода кейсов в России отчасти связан и с тем, что создание кейсов — дорогой и очень трудоемкий вид деятельности. К тому же примене­ние метода осложняется информационной замкнутостью многих российских компаний и быстрым изменением экономических условий, в которых вынуждены действовать участни­ки рынка. Решение проблемы может частично или даже полностью утратить актуальность менее чем за год.

Впрочем, кейсы были и остаются одним из самых эффективных методов обучения, и по количеству времени, занимаемого этим методом, часто можно судить о качестве образования.

«То, что давали нам в ходе обучения, для многих было новым, - вспоминает Людмила Лобода, выпускница программы МВА Государственного университета управления , директор по маркетингу консалтинговой компании VISTA Foreign Business Support . - Занятия всегда проходили захватывающе, увлекательно, и главное, полученный опыт из «первых рук» можно было сразу применить в самых разных сферах от В2С (бизнес, ориентированный на удовлетворение конечных потребителей) до В2В (бизнес, ориентированный на удовлетворе­ние нужд организаций). Решение кейсов, основанных на реальных историях как российских, так и зарубежных компаний, помогало найти лучшие ответы на вопросы и в своем бизнесе».

Вот как описывает применение кейс-методов в России Сергей Худяков, директор заоч­ной программы МВА ФАПО АНХ : «Российские кейсы быстро устаревают. Прежде чем выносить ситуацию на обсуждение в аудитории, надо обязательно узнать, что произошло с компанией, описанной в кейсе, за последние несколько лет. Бывает так, что организации, на основе деятельности которых было составлено задание, прекратили свое существование, пережили громкий скандал и т.п. Другая проблема, с которой мы сталкиваемся, связана с информационной замкнутостью российских компаний. Бывает такое, что слушатель рабо­тает в компании, о которой идет речь в кейсе. И иногда он говорит, что на самом деле все было не так, как описано в учебных материалах». Впрочем, нет никаких сомнений в том, что с развитием новой экономики в России будет появляться все больше реально действующих субъектов бизнеса, способных предоставить качественный материал для кейсов.

По словам Сергея Саркисова, заместителя декана и директора вечерней программы МВА ФАПО АНХ, «активные методы обучения позволяют слушателям получить ответы на конкретные вопросы, с которыми слушатели сталкиваются в своей деятельности. У них нет времени извлекать их из концептуальных схем».

Некоторые школы участвуют в так называемых конкурсах кейсов — MBA Case Competi­tion. Это соревнование между командами нескольких учебных заведений в анализе бизнес-кейсов, ситуаций из реальной деловой практики. В России конкурс проводится Комитетом по работе с персоналом Американской торговой палаты. Бизнес-кейсы разрабатываются авто­рами из ведущих мировых бизнес-школ. Кейсы касаются, как правило, вопросов стратегиче­ского управления, маркетинга, производственной деятельности. Могут также присутство­вать аспекты этики и управления персоналом. Компании-рекрутеры и работодатели рассма­тривают результаты участия в MBA Case Competition как дополнительное преимущество при найме на работу.

Тренинги и деловые игры

Этот очень популярный метод обучения используется и в бизнес-образовании. Как правило, люди не всегда извлекают уроки из реальных случаев просто потому, что им не хватает времени. Моделируя подобные ситуации, тренинг помога­ет остановиться и задуматься о причинах и результатах поведения его участников, а также взглянуть на события со стороны,

Хороший тренинг помещает студентов в ситуацию, которая воспринимается как настоя­щая. Метод формирует новые навыки и корректирует неэффективные модели поведения, которые ранее использовались в аналогичных условиях.

«Мы стремимся, чтобы знания и навыки, полученные на программе, могли эффективно использоваться слушателями в их практической деятельности, — отмечает Тамара Рыжикова. - Так, например, навык эффективной презентации оказывается важным не только для успешной защиты дипломного проекта, но и для успешного позиционирования себя и своей компании в реальном бизнесе».

Наравне с тренингами в обучении используются и деловые игры. Смоделированные в них события напоминают реальные с некоторыми заранее известными оговорками. В про­цессе игры у участников появляется возможность заострить свое внимание на отдельных элементах имитируемых бизнес-процессов.

Школы стремятся повысить эффективность таких методов обучения.

Симуляция

Изначально этот метод активно применялся на Западе, однако наравне с case-studies он пришел и в российские бизнес-школы. По сути, данный подход близок к деловой игре и представляет собой виртуальную симуляцию различных явлений в бизнесе.

К его преимуществам относится возможность менять параметры и задавать самые разные условия моделирования. Метод учит оперативному реагированию на происходящие изменения.

Описанные подходы отличаются от традиционных тем, что требуют гораздо большего вовлечения слушателей в процесс обучения. Они вызывают интерес у студентов и, дополняя традиционные, являются необходимым элементом бизнес-образования. При этом команд­ное обсуждение проблемы часто формирует у студентов новый взгляд на уже знакомые им вопросы. Во время обсуждения кейсов происходит постоянный обмен опытом между препо­давателями и студентами: последние часто приносят с собой факты из реальной практики, связанной с их непосредственной работой.

Соотношение традиционных и специальных методов обучения варьируется от школы к школе. Традиционно на Западе Harvard Business School считается ориентированной на раз­бор кейсов, a Wharton - на лекции. Однозначного мнения о том, какой из методов лучше, существовать не может. Ясно лишь, что сочетание разных методов в пропорции, правильной для данной программы, обеспечивает универсальную подготовку менеджеров - выпускни­ков программ МВА.

Однако не только методы преподавания делают процесс обучения на программах МВА непохожим на получение первого высшего образования. Так, в рамках программы Международного университета в Санкт-Петербурге принята особая форма делового обще­ния - бизнес-клуб. Здесь выступают известные руководители и ученые, обсуждаются акту­альные вопросы развития экономики и управления, проводятся презентации ведущих рос­сийских и мировых компаний.

Приобрести практические навыки учащиеся могут также во время преддипломной практики. Например, при обучении в Международном банковском институте она проходит в Стокгольме.

Написание и защита дипломной работы

Дипломы выпускников МВА непохожи на стандартные работы, которые пишут студенты при получении первого высшего образова­ния. Как правило, они четко ориентированы на практику и создаются на основе опыта орга­низаций, в которых работают слушатели. Диплом может содержать детальную разработку новых проектов компании, анализ ее позиции на рынке, предложения по решению ряда существующих проблем и т.п. Важно, что в своей работе слушатели поддерживают обрат­ную связь с квалифицированными преподавателями-консультантами. Нередки случаи, когда выпускные проекты с успехом находили применение в реальном бизнесе. Подобная форма работы приносит ощутимую пользу и самим компаниям.

«Следует отметить высокое качество выпускных проектов наших слушателей, — гово­рит Тамара Рыжикова. - Некоторые по требованиям соответствуют уровню кандидатской диссертации. Часто слушатели разрабатывают тематику, близкую к их профессиональным интересам и сфере деятельности. Как правило, от этой работы выигрывают и сами слушате­ли, и компании, в которых они работают».

Некоторые школы заключают партнерские соглашения с предприятиями, на основе данных которых студенты выполняют дипломные работы.

При подготовке статьи использованы материалы исследований Begin.ru

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.