Поступая на программу MBА, будьте готовы встретиться с самыми разными методами обучения. Их будет гораздо больше, чем при получении первого высшего образования. Это объясняется тем, что для достижения целей различных программ МВА эффективны различные формы преподавания.
Все методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:
- Традиционные (лекции и семинары)
- Специальные (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция)
Традиционные методы обучения
Среди традиционных методов - лекции и семинары, с которыми вы прекрасно знакомы по обучению в вузе. Их роль в процессе получения степени МВА весьма велика. Более того, изучение ряда предметов (например, экономической теории) возможно только в этой форме. Лекции дают студентам необходимые знания, которые используются как основа обучения по другим методам. Семинарские занятия помогают понять и обсудить информацию, полученную на лекциях. На Западе доля традиционных подходов к преподаванию в бизнес-школах в среднем составляет 60%. В России это число еще больше и зависит от специфики программы. В целом не все школы кардинально сокращают процент лекционных курсов просто потому, что аудитория привыкла к традиционным подходам и пока не в полной мере готова к новым методам обучения.
Вместе с тем нецелесообразно слишком загружать студентов лекционным материалом - на это просто нет времени. Многие слушатели занимают высокие, ответственные должности, у большинства есть семьи, поэтому их временем приходится дорожить, обеспечивая набором учебной литературы и пособий для самостоятельной работы.
Специальные методы обучения
Одно из главных отличий программы МВА от прочих заключается в ориентации на практическое применение знаний. Именно этим и определяется выбор способов обучения. Среди них можно отметить метод конкретных ситуаций (так называемый метод case-studies, или метод кейсов), элементы тренинга, проведение деловых игр, метод симуляции. Все эти подходы являются по своей сути «активными» и используют реальные примеры из практики.
Case-studies
Метод начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.
Рассмотрев и проанализировав сотни непридуманных проблем, вы научитесь решать их. Если вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит вас в тупик.
Метод кейсов очень популярен и является основной формой обучения по программам МВА на Западе. Обсуждение случаев из практики бизнеса занимает около 40% времени от общего курса обучения. Кейсы объемны и намеренно содержат избыточные
данные, чтобы полностью воссоздать реальную ситуацию. В России этот метод также применяется весьма активно, однако часто используются так называемые «мини-кейсы». Описание ситуации в них более краткое и отражает только суть проблемы. Это вызвано прежде всего тем, что популярное на Западе дневное (full-time) обучение МВА не так распространено в России и у студентов просто не достаточно времени для анализа избыточного материала.
Несколько иной подход к использованию метода кейсов в России отчасти связан и с тем, что создание кейсов — дорогой и очень трудоемкий вид деятельности. К тому же применение метода осложняется информационной замкнутостью многих российских компаний и быстрым изменением экономических условий, в которых вынуждены действовать участники рынка. Решение проблемы может частично или даже полностью утратить актуальность менее чем за год.
Впрочем, кейсы были и остаются одним из самых эффективных методов обучения, и по количеству времени, занимаемого этим методом, часто можно судить о качестве образования.
«То, что давали нам в ходе обучения, для многих было новым, - вспоминает Людмила Лобода, выпускница программы МВА Государственного университета управления , директор по маркетингу консалтинговой компании VISTA Foreign Business Support . - Занятия всегда проходили захватывающе, увлекательно, и главное, полученный опыт из «первых рук» можно было сразу применить в самых разных сферах от В2С (бизнес, ориентированный на удовлетворение конечных потребителей) до В2В (бизнес, ориентированный на удовлетворение нужд организаций). Решение кейсов, основанных на реальных историях как российских, так и зарубежных компаний, помогало найти лучшие ответы на вопросы и в своем бизнесе».
Вот как описывает применение кейс-методов в России Сергей Худяков, директор заочной программы МВА ФАПО АНХ : «Российские кейсы быстро устаревают. Прежде чем выносить ситуацию на обсуждение в аудитории, надо обязательно узнать, что произошло с компанией, описанной в кейсе, за последние несколько лет. Бывает так, что организации, на основе деятельности которых было составлено задание, прекратили свое существование, пережили громкий скандал и т.п. Другая проблема, с которой мы сталкиваемся, связана с информационной замкнутостью российских компаний. Бывает такое, что слушатель работает в компании, о которой идет речь в кейсе. И иногда он говорит, что на самом деле все было не так, как описано в учебных материалах». Впрочем, нет никаких сомнений в том, что с развитием новой экономики в России будет появляться все больше реально действующих субъектов бизнеса, способных предоставить качественный материал для кейсов.
По словам Сергея Саркисова, заместителя декана и директора вечерней программы МВА ФАПО АНХ, «активные методы обучения позволяют слушателям получить ответы на конкретные вопросы, с которыми слушатели сталкиваются в своей деятельности. У них нет времени извлекать их из концептуальных схем».
Некоторые школы участвуют в так называемых конкурсах кейсов — MBA Case Competition. Это соревнование между командами нескольких учебных заведений в анализе бизнес-кейсов, ситуаций из реальной деловой практики. В России конкурс проводится Комитетом по работе с персоналом Американской торговой палаты. Бизнес-кейсы разрабатываются авторами из ведущих мировых бизнес-школ. Кейсы касаются, как правило, вопросов стратегического управления, маркетинга, производственной деятельности. Могут также присутствовать аспекты этики и управления персоналом. Компании-рекрутеры и работодатели рассматривают результаты участия в MBA Case Competition как дополнительное преимущество при найме на работу.
Тренинги и деловые игры
Этот очень популярный метод обучения используется и в бизнес-образовании. Как правило, люди не всегда извлекают уроки из реальных случаев просто потому, что им не хватает времени. Моделируя подобные ситуации, тренинг помогает остановиться и задуматься о причинах и результатах поведения его участников, а также взглянуть на события со стороны,
Хороший тренинг помещает студентов в ситуацию, которая воспринимается как настоящая. Метод формирует новые навыки и корректирует неэффективные модели поведения, которые ранее использовались в аналогичных условиях.
«Мы стремимся, чтобы знания и навыки, полученные на программе, могли эффективно использоваться слушателями в их практической деятельности, — отмечает Тамара Рыжикова. - Так, например, навык эффективной презентации оказывается важным не только для успешной защиты дипломного проекта, но и для успешного позиционирования себя и своей компании в реальном бизнесе».
Наравне с тренингами в обучении используются и деловые игры. Смоделированные в них события напоминают реальные с некоторыми заранее известными оговорками. В процессе игры у участников появляется возможность заострить свое внимание на отдельных элементах имитируемых бизнес-процессов.
Школы стремятся повысить эффективность таких методов обучения.
Симуляция
Изначально этот метод активно применялся на Западе, однако наравне с case-studies он пришел и в российские бизнес-школы. По сути, данный подход близок к деловой игре и представляет собой виртуальную симуляцию различных явлений в бизнесе.
К его преимуществам относится возможность менять параметры и задавать самые разные условия моделирования. Метод учит оперативному реагированию на происходящие изменения.
Описанные подходы отличаются от традиционных тем, что требуют гораздо большего вовлечения слушателей в процесс обучения. Они вызывают интерес у студентов и, дополняя традиционные, являются необходимым элементом бизнес-образования. При этом командное обсуждение проблемы часто формирует у студентов новый взгляд на уже знакомые им вопросы. Во время обсуждения кейсов происходит постоянный обмен опытом между преподавателями и студентами: последние часто приносят с собой факты из реальной практики, связанной с их непосредственной работой.
Соотношение традиционных и специальных методов обучения варьируется от школы к школе. Традиционно на Западе Harvard Business School считается ориентированной на разбор кейсов, a Wharton - на лекции. Однозначного мнения о том, какой из методов лучше, существовать не может. Ясно лишь, что сочетание разных методов в пропорции, правильной для данной программы, обеспечивает универсальную подготовку менеджеров - выпускников программ МВА.
Однако не только методы преподавания делают процесс обучения на программах МВА непохожим на получение первого высшего образования. Так, в рамках программы Международного университета в Санкт-Петербурге принята особая форма делового общения - бизнес-клуб. Здесь выступают известные руководители и ученые, обсуждаются актуальные вопросы развития экономики и управления, проводятся презентации ведущих российских и мировых компаний.
Приобрести практические навыки учащиеся могут также во время преддипломной практики. Например, при обучении в Международном банковском институте она проходит в Стокгольме.
Написание и защита дипломной работы
Дипломы выпускников МВА непохожи на стандартные работы, которые пишут студенты при получении первого высшего образования. Как правило, они четко ориентированы на практику и создаются на основе опыта организаций, в которых работают слушатели. Диплом может содержать детальную разработку новых проектов компании, анализ ее позиции на рынке, предложения по решению ряда существующих проблем и т.п. Важно, что в своей работе слушатели поддерживают обратную связь с квалифицированными преподавателями-консультантами. Нередки случаи, когда выпускные проекты с успехом находили применение в реальном бизнесе. Подобная форма работы приносит ощутимую пользу и самим компаниям.
«Следует отметить высокое качество выпускных проектов наших слушателей, — говорит Тамара Рыжикова. - Некоторые по требованиям соответствуют уровню кандидатской диссертации. Часто слушатели разрабатывают тематику, близкую к их профессиональным интересам и сфере деятельности. Как правило, от этой работы выигрывают и сами слушатели, и компании, в которых они работают».
Некоторые школы заключают партнерские соглашения с предприятиями, на основе данных которых студенты выполняют дипломные работы.
При подготовке статьи использованы материалы исследований Begin.ru
Источник изображения: pixabay.com