Импорта нет, роста экономики – тоже. Санкции продолжают действовать. В стресс-сценарии Минэкономразвития говорится, что экономика России в 2015 году упадет на 0,6%, цены вырастут на 7,6%, а среднегодовой курс доллара составит 40 руб. Как чувствует себя сегодня российский бизнес? Как реагирует на новые вызовы? Почему кризис – самое подходящее время для саморазвития, вложений в образование и построения грамотной команды? Об этом Executive.ru поговорил с Мариной Сухорословой, исполнительным директором Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, директором программы Executive MBA ВШМБ.
Executive.ru: Как чувствует себя бизнес в России в сложившейся экономической ситуации?
Марина Сухорослова: В рамках введенных Западом санкций и ответных российских действий во многих СМИ можно прочитать, что эксперты сулят карт-бланш компаниям, которые сейчас занимаются производством в России. А для тех, кто связан с импортом, наоборот, наступили тяжелые времена. К нам регулярно приходят учиться представители и крупных государственных корпораций, и очень больших частных компаний, но они не доминируют в составе участников. В массе своей наши слушатели – это руководители и собственники среднего бизнеса. Причем, как правило, до 80% группы либо сейчас занимаются предпринимательским бизнесом, либо имели этот опыт ранее (даже те, кто работает в больших компаниях) - то есть это те люди, которые наиболее остро могут чувствовать экономические изменения. И я однозначно могу сделать вывод, что бизнесу сегодня нелегко. Реалии моего общения со слушателями показывают, что проще не стало никому – всем, абсолютно всем стало только сложнее. Другой вопрос: что делать? Жаловаться, сидеть сложа руки или искать выход?
Executive.ru: Слушатели высказывают напрямую свою озабоченность?
М.С.: Во время занятий слова «санкции», «риски», «кризис» напрямую не звучат. Мы говорим о том, с чем сталкиваются слушатели, насколько жестче становится работа тех, кто занимается дилерской деятельностью, как формируются новые правила игры на рынке, как подчас уменьшается маржа, как придумать другие способы получения дохода, как от просто продаж переходить к комплексным предложениям, включающим, например, сервисные услуги, и как увеличивать качество этих услуг – чтобы закрепить клиента, не потерять его и т.д. То есть сиюминутно в аудитории мы говорим не о санкциях, а о том, что у участников обучения происходит в бизнесе и помогаем им найти решения – обсуждаем это в контексте намеченного в рамках программы индивидуального развития и их проектных работ.
Executive.ru: Почему слушатели не говорят об этом напрямую?
М.С.: Я думаю, что наши слушатели просто смотрят глубже. Понимают, что есть вещи, на которые они не могут влиять, и им надо в этих условиях вести бизнес. Мы вместе анализируем ситуацию, говорим о том, что делать, какие есть выходы, а не философствуем и не сетуем на судьбу.
Проблемы и сложности в бизнесе – это симптомы «болезни». Как в жизни: можно помазать мазью коленку – и приглушить боль, но это не вылечит от хронического воспаления. А вот если вы поймете, почему не можете по той или иной причине что-то сделать и что делаете не так, то вы не только разрешите проблему, но и пойдете вперед. Иными словами, самое сложное – найти противоречие. Проектное обучение как раз и призвано помочь справиться с вызовами реальной экономики. А санкции и какие-то другие факторы – это та самая внешняя среда, которая на вас влияет и создает угрозы или открывает возможности.
Executive.ru: Есть те, кто пытается переориентироваться, обратить свой взгляд на Азию?
М.С.: То, что все ищут выходы – факт. То, что идет переориентация, связанная с импортозамещением, на каких-то других партнеров – тоже факт. Те, кто сильно был завязан на Европу, начинают смотреть на Восток, думать о Китае. Во всех наших программах уже достаточно давно широко представлена «китайская тема», и тренд этот сегодня только усиливается.
Executive.ru: Каким образом вы акцентируете внимание слушателей на этом тренде?
М.С.: В рамках программы MBA у нас есть зарубежный учебный модуль, и мы ежегодно проводим неделю в Шанхае. Интерес к Китаю большой, несмотря на то, что с китайскими партнерами работать совсем непросто из-за совершенно отличного от нас менталитета. Они другие: от культурологических основ, от основанного на их философских учениях подхода к формированию стратегии до стиля общения в бизнесе. Когда вы работаете с немцами , вы можете быть уверены в четком и последовательном алгоритме принятия решения. С китайцами вы вынуждены делать несколько итераций на каждом этапе, подчас вы что-то проговариваете, а вас понимают совсем по-другому. Это не плохо и не хорошо – это просто другая культура. При этом при грамотном выборе партнера чаще всего вы можете быть уверены на 100%, что в конце переговоров у вас будет феноменальный результат.
Многие наши слушатели, обучающиеся на программе Executive MBA, и так ведут бизнес с Китаем, поэтому с ними мы едем дальше – в «другой Китай» – Гонконг. Едем смотреть высокие технологии, управление изменениями в «городе будущего» на совсем ином, качественно более высоком уровне.
Executive.ru: Вот пришел к вам слушатель с одной бизнес-задачей, а рынок всколыхнулся и поставил перед ним вопрос совсем иного характера. Как быть?
М.С.: Это нормально, если в процессе освоения программы у них меняются запросы, ведь бизнес не статичен, всегда что-то где-то происходит. Помогать отвечать на новые вызовы нам позволяет технология адаптивного обучения. Может измениться тема вашего итогового проекта. Если группа единогласно «за», мы готовы поменять местами какие-то дисциплины из разряда специальных, добавить новый курс по выбору, организовать дополнительные занятия. Я постоянно говорю слушателям: «Не молчите. Если вас что-то волнует, если есть тема, не заявленная априори в курсе обучения – скажите. Даже если мы не сможем организовать для вас отдельный курс по этой теме (количество часов в аудитории, к сожалению, не безгранично), то сделаем мастер-класс или проведем круглый стол».
Executive.ru: Как менялись запросы на курсы за последние месяцы?
М.С.: Сначала у нас традиционно идут базовые курсы, затем специальные дисциплины, а потом курсы по выбору. Но иногда возникает ситуация, когда какую-то краску нужно добавить раньше запланированного. Например, в июне, когда уже стали очевидны грядущие изменения в экономике, у одной группы возник запрос об увеличении часов блока «Стратегический менеджмент». Базовые курсы к тому моменту были завершены, но ждать следующего года, новых модулей с курсами по выбору было нецелесообразно. И мы поставили курс по выбору «Динамика бизнеса и стратегические инновации» в этом сентябре. То есть почти на год раньше дали слушателям новые инструменты. Потому что именно сейчас им нужно переосмысливать: что делать дальше, куда двигаться. И такие примеры не единичны. Например, также был очень четкий запрос на тему формирования корпоративной культуры – в ответ на него мы организовали круглый стол.
Executive.ru: Почему растет интерес к теме формирования корпоративной культуры?
М.С.: Когда ситуация в компании непростая с экономической точки зрения, удержать бизнес, строить его дальше можно во многом за счет управления человеческими ресурсами, создания благоприятного климата в коллективе, формирования корпоративной культуры. Сегодня эти проблемы выходят на первый план. В ходе собеседований поступающие отмечают, что все их планы будут реализовываться в разы тяжелее, если у них не будет команды, разделяющей глобальные стратегические цели, к которым они планируют двигаться вместе шаг за шагом.
Executive.ru: Какой оказалась осень-2014 для бизнес-школ?
М.С.: Тут я так же, как и слушатели, могу сказать: осень непростая. Набор идет тяжелее, чем год назад, но в ВШМБ все по плану: новые группы приступают к занятиям. 11 октября открылась вечерняя программа МВА, 20-го октября стартует модульная, а 22 ноября мы ждем в аудиториях слушателей программы Executive МВА. Конкуренция на рынке бизнес-образования увеличилась, за сильных слушателей в хорошем смысле слова идет борьба, потому что нам важно, кто сидит в аудитории. Именно поэтому я беседую лично с каждым поступающим: очно или по скайпу. Кому-то лучше порекомендовать МВА, кому-то – короткие курсы повышения квалификации. Тут ошибиться – себе дороже: в группе должны учиться люди, основное богатство которых – способность поделиться опытом, умение взять новые знания и получить синергетический эффект от общения с одногруппниками, а мы должны создать способствующую этому атмосферу.
Executive.ru: При угрозе кризиса одним из первых срезается бюджет на обучение. Ощущаете ли вы снижение числа запросов на обучение от работодателей?
М.С.: Лет пять назад я ознакомилась с одним научным исследованием, где говорилось, что в период кризисов в развитых странах учиться идут больше, а в развивающихся – меньше. Причины понятны. Если у вас есть финансовые запасы, возможность кредитования и т.д., то вкладывать в образование в подобные периоды выгоднее. Во-первых, вы выйдете из кризиса с более высоким уровнем собственной капитализации, во-вторых, у кого-то может быть перерыв в работе, у кого-то – меньше проектов и т.д., – и вы свою нерастраченную энергию направите на учебу. Так вот если спроецировать эту ситуацию на компании, то те, кто серьезно относятся к своим кадрам, кого в отношении формирования человеческого капитала можно назвать развитыми, эту стратегию выстроили и прикладывают все усилия, чтобы последовательно ее реализовывать. Потому что понимают, что сейчас самое правильное время вкладывать в людей.
Executive.ru: Как обстоят дела в регионах?
М.С.: Такая ситуация не только в Москве, но в том числе и в Хабаровске, Владивостоке, и в Казахстане, и т.д. Руководитель или один из партнеров учится – а потом они каждый набор отправляют еще кого-то. Наши слушатели и выпускники сами формируют вокруг себя сообщество, грамотное в смысле ведения бизнеса, управления. Им легче работать, когда партнеры по бизнесу разговаривают с ними на одном языке. К нам приходят те, кто в бизнесе состоялся, и у них предусмотрена эта статья «расходов на будущие доходы»: на развитие себя и своей будущей команды. К тому же общение в среде «таких же, как ты» добавляет оптимизма, конструктивного подхода: такое окружение помогает быстрее найти выход из сложной ситуации.
Executive.ru: Усложнилась ли работа с западными партнерами?
М.С.: Политика – политикой, экономика – экономикой, а партнерские отношения никто не отменял. Мы как работали, так и работаем. В сентябре две группы наших слушателей программы МВА были на учебном модуле в Германии и Китае. В компаниях их также радушно встречали, делились опытом. В свою очередь, китайские партнеры приезжали к нам. В 2014 году в рамках совместной программы с City University of Hong Kong мы принимали большую группу китайских бизнесменов (32 человека). Только что завершился зарубежный модуль программы Executive MBA в Гонконге. Мы уже подтвердили даты мартовского модуля в Германии и предварительно обсудили с партнерами в Бостоне, где наши слушатели учатся у Гарвардской профессуры, тематику того, что бы мы хотели посмотреть в компаниях осенью 2015 года, какие нужно подобрать кейсы (каждый модуль мы готовим под конкретную группу). Так что жизнь, а значит и международное сотрудничество, продолжаются.