Финансы и консалтинг: две данных отрасли и сегодня являются наиболее популярными среди выпускников бизнес-школ. Комплексные подходы, стратегическое видение и знание универсальных западных бизнес-подходов наиболее востребованы в компаниях, связанных с этими секторами рынка. «И даже более того, многие консалтинговые компании изначально создаются выпускниками бизнес-школ», - говорит Мария Шолохова, директор Центра международных программ MBA в РАНХиГС при Президенте РФ. При этом она отмечает, что в последние два-три года российские финансовые компании очень активно поддерживают MBA обучение сотрудников. Это выражается либо в финансовой поддержке, либо в утверждении специального отпуска.
И даже более того, некоторые крупные банковские структуры самостоятельно принимают участие в развитии своих сотрудников, говорит Илья Чепрасов, ведущий консультант банковской практики Marksman. Врамках своих структур они с нуля создают корпоративные университеты. Среди самых известных примеров: корпоративный университет Сбербанка России и «Банка ХоумКредит».
По мнению Елизаветы Пушкаревой, ведущего консультанта hi-tech практики рекрутинговой компании Marksman, сегодня выпускники бизнес-школ очень активно интересуются сферой E-commerce. Это направление стремительно развивается, и компании, занятые в данной отрасли уже уверенно чувствуют себя на рынке. В настоящее время представители E-commerce приобрели статус стабильных работодателей, тогда как буквально несколько лет назад воспринимались соискателями как стартап проекты.
Тренд на поиск кандидатов на высшие управленческие роли среди выпускников бизнес школ развивается уже не только среди крупнейших компаний финансового, производственного секторов и консалтинга. На сегодняшний день этот тренд появился и в компаниях среднего бизнеса, и некоторых небольших и ярких стартапах, - говорит Надежда Стяжкина, консультант департамента «Продажи и Маркетинг» MichaelPage.
Лучшие бизнес-школы адаптируют свои программы под новые вызовы времени, дают возможность развивать новые идеи в рамках программы, предоставляют доступ к предпринимательской экосистеме, где в итоге появляются не только новые бизнесы, но и корпоративные инновации. «Самые интересные случаи, которые я видел среди выпускников за последние два года, были связаны либо с началом своего нового бизнеса, либо с переходом в большую компанию развивать абсолютно новое направление, - говорит Виталий Полехин, бизнес-ангел, выпускник программы Executive MBA и руководитель клуба инвесторов Московской школы управления «Сколково». - Компании, которые понимают, что проиграют, если продолжат делать только то же самое, что и 10 лет назад, активно нанимают выпускников бизнес-школ. Государственные компании с 2014 года охотно берут выпускников и независимыми директорами, и профессиональными поверенными, поскольку не каждый профессиональный управляющий способен быть хорошим независимым директором».
Маркетинг всегда требует знания новых подходов, креативности и понимания глобальных трендов. Директора направлений или управляющие компаний в данном секторе обязаны уметь видеть комплексную картину бизнеса для выстраивания эффективной стратегии развития, считает Мария Шолохова. Среди самых перспективных отраслей бизнеса для выпускников она также называет Retail и FMCG сектор, причем «среди слушателей программ до 25% открытых групп составляют сотрудники зарубежных компаний данного направления». Рост спроса на выпускников отмечается и в секторе информационных технологий. Экономика и бизнес все больше становятся связанными с информационными технологиями. «Поддержка инноваций, новых технологических решений – теперь не единственная задача директоров IT компаний или ведущих специалистов в подразделениях, - считает Шолохова. - Теперь технологии неразрывно связаны с оценкой операционной деятельности, умением оценить влияние на общую стратегию бизнеса и предвидеть риски. Поэтому специализированых знаний становится недостаточно, и MBAв данной ситуации является оптимальным образованием».
Большие деньги заработать можно практически в любом сегменте бизнеса — главное желание. Самой перспективной отраслью для выпускников Никита Ликов, начальник управления внешних и внутренних коммуникаций «Московского кредитного банка» и выпускник программы Kingston MBA/РАНХиГС, называет телекоммуникации и информационные технологии. Это направление развивается уже многие годы и продолжит развиваться в будущем. Второй по популярности он считает нефтегазовую отрасль — ресурсы в нашей стране еще долгое время будут локомотивом роста и получения в казну доходов, а нефтегазовые гиганты будут не просто национальным достоянием, а главной карьерной мечтой среди очень многих людей.
«Последние два года на российском рынке есть два наиболее сильных стереотипа: «современный топ-менеджер должен иметь MBA» и «единственно стоящий MBA – это зарубежный» (здесь компании выбирают разные вариации-предпочтения: «западный», «европейский», «британский»), - говорит Стяжкина. - С этими стереотипами приходится работать как самим выпускникам, так и рекрутерам, ведь отнюдь не всегда выпускник европейской бизнес-школы приносит больше ценности для бизнеса, чем выпускник российской MBA». Выпускники российских бизнес-школ предпочитают продолжать карьеру либо в рамках текущих компаний, которые им это образование оплачивали, на ролях уровня CEO, CEO-1, либо же ищут себя в «бумящих» индустриях – высокие технологии, крупнейшие фарм и консалтинговые компании. Наиболее перспективны те работодатели, которые сознательно выбирают кандидатов с качественным MBA, понимая, в чем именно ценность таких знаний для бизнеса, как можно использовать его network. Наименее довольными остаются те, кто выходит на работу в компанию, где по факту все их знания просто неприменимы из-за нежелания «старого» менеджмента, отсутствия качественно выстроенных бизнес-процессов, отсутствия инвестиций, отсталости производства и логистики и т.д.
Управленцы высшей квалификации востребованы также и в сфере услуг, говорит Мария Балашова, декан школы бизнеса «Синергия». К примеру, в 2014 году школа запускает новую нишевую программу МВА в сотрудничестве с Национальным фитнес сообществом. Отрасль развивается быстрыми темпами, потребитель становится все более требовательным, что обуславливает растущий спрос на грамотных управляющих фитнес-клубами.
Самыми непопулярными Ликов называет HR, в котором, согласно его мнению, главное – уметь видеть людей, быть просто психологом, чем мега-управленцем. Свое направление деятельности — связи с общественностью – Ликов также причисляет к непопулярным, однакодля себя видит в этом только преимущество, ведь в стране совсем немного пиарщиков с подобным дипломом.
Единственное, о чем нужно задумываться сегодня – это уровень компании.Так считает Ольга Петровская, старший консультант департамента «Финансы и Аудит» Cornerstone. «Безусловно, приобретение дополнительных знаний никогда не бывает лишним, но я бы не стала проводить параллель между наличием диплома MBA и качественным изменением предложений со стороны рынка для его обладателей. Это, скорее, инструмент получения новых идей и возможность взглянуть на свою работу под другим углом. MBA – это больше управленческие навыки, которые пригодятся в любой отрасли. Получается, что те знания и связи, которые открываются перед специалистом с получением диплома МВА, пригодятся в любом случае, работает ли он в гостиничном бизнесе, недвижимости и строительстве или банковской отрасли. Единственное, о чем нужно задумываться – это уровень компании, ее место на рынке и долгосрочные планы, поскольку в организациях, где нет амбициозных стратегий по завоеванию рынка, диплом МВА не сыграет большой роли. Могу привести пример моего отца (первое образованиетехническое), работающего в крупной девелоперской компании, который получил МВА в 50 лет и остался очень доволен: все собранные знания пригодились в бизнесе».
Спрос на выпускников падает или растет?
Количество позиций на рынке труда для выпускников MBA в последний год снизилось, говорит Надежда Стяжкина. Падение спроса связано с продолжающимся экономическим кризисом, острой потребностью российского бизнеса привлекать на стратегические роли профессионалов, которые имеют сложный успешный практический опыт (по оптимизации численности персонала, закрытию производственных площадок, сокращению затрат, полному или частичному изменению позиционирования продукта на рынке), а не просто получивших MBA менеджеров среднего звена. Также это связано с неспособностью многих выпускников найти престижную и высокооплачиваемую работу самостоятельно и значительным превышением количества резюме кандидатов над количеством вакансий, где требуется наличие MBA. Спрос на выпускников в последние два года силен у компаний, занимающихся стратегическим управленческим консалтингом, в крупнейших производственных компаниях, где даже есть свои международные программы MBA. Из самых свежих примеров вакансий с требованием к наличию MBA: роли в маркетинге для международных химических и энергетических компаний. Для ведущих ролей в продажах, к примеру, сейчас требование к наличию MBA не столь частое – важнее знание рынка и конкурентов, широкий network и способность на падающем, стагнирующем или на замедлившемся в росте рынке, на фоне паники оптимизировать работу и вывести компанию «в ноль» – как минимум, или быстро забрать долю на рынке у конкурентов – как максимум.
Каковы тенденции на ближайшие годы? По многолетним наблюдениям Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП), 70-80% выпускников по окончании МВА остаются в тех же компаниях и отраслях, в которых они трудились до поступления на программу, обоснованно претендуя на более высокие позиции, рассказал E-xecutive.ru Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям в бизнес-школе ИМИСП. Меняют отрасль и/или регион работы лишь 20-30%. Именно у них, в первые годы после окончания программы, как правило, и происходит заметное ускорение карьеры. Переходы случаются в крупные добывающие и перерабатывающие предприятия, предприятия промышленного сектора; в розничные сети и дистрибуторcкие структуры при крупных производителях федерального уровня; в компании, занимающие разработкой высокотехнологичных интеллектуальных продуктов и решений. Тем не менее, сложившейся системы спроса, ярмарок вакансий для выпускников МВА (как это происходит, например, в отношении выпускников престижных бизнес-школ США) в России не существует, поэтому говорить об изменения спроса, как такового, не приходится, считает Павлов. Диплом МВА воспринимается как дополнительное конкурентное преимущество фактически исключительно самими его обладателями, получившими новые знания, овладевшими навыками самопрезентации. Это придает им уверенность в общении с потенциальными работодателями и хед-хантерами.
«Отношение к диплому МВА в России и за рубежом сильно отличается — на нашем рынке я встречал мало предложений, где степень МВА была бы обязательным условием,- говорит Никита Ликов. - Везде это выглядит примерно так — «наличие МВА будет преимуществом», поэтому сказать, что есть и будет какой-то ажиотажный спрос на выпускников бизнес-школ нельзя. В конце концов, нет же очередей за автомобилями Rolls-Royce! Так и с МВА — выпускники будут востребованы там, где руководство компании и HR понимают, чем ценен специалист и почему его цена выше, чем у других. Возможно, пример будет несколько субъективным — я работаю в банковском секторе и могу сказать, что общий интерес к степени сильно вырос за последние пару лет. Меня, как минимум, раз в неделю, просят рассказать, что такое МВА и зачем это нужно — спрашивают не руководители высшего звена, а больше линейные менеджеры. На мой вопрос «зачем?» почти все отвечают, что хотят развиваться и подниматься по карьерной лестнице. Что касается моего личного опыта, то у нас в бизнес-школе, например, было много IT специалистов, банкиров и менеджеров, отвечающих за продажи и развитие, что, пусть и отчасти, но говорит о том, что в этих отраслях есть спрос на сотрудников с отличным бизнес-образованием. Если говорить глобально, то спрос будет в отрасли IT и телеком. Повторюсь, это направление развивается уже многие годы и продолжит развиваться в будущем».
Бизнес-образование, прежде всего, востребовано в развивающихся отраслях, и потребность эта напрямую связана с конкуренцией, - считает Николай Вяткин, заместитель IT-директора «Лента» (крупная сеть гипермаркетов в России), выпускник МВА ИМИСП. В условиях роста компаниям нужны квалифицированные кадры, которые смогут обеспечить переход из старого состояния в совершенно новое. Для работы в таких условиях требуется фундаментальное понимание логики работы бизнеса и креативное мышление от команды менеджеров. «В России сейчас огромный потенциал роста для многих отраслей и естественным образом спрос на квалифицированные кадры будет только расти. В стабильных же отраслях компании имеют устоявшие процессы и неохотно что-то меняют. Здесь, чаще всего, управление пассивное, главное требование к менеджерам – выполнение внутренних процедур. В таких условиях, на мой взгляд, полученные в бизнес-школе знания и дальше будут оставаться невостребованными».