Как в России учат предпринимателей

Виктор Седов, президент Центра предпринимательства

Галина Широкова, директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России — порядка 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае — более 60%, в странах Европы 65-70%. Есть мнение, что среди всего населения земли лишь 5% обладает способностями к предпринимательству — это созидатели, не боящиеся инициативы и финансового риска, готовые к созданию новых рабочих мест и брать ответственность за свое дело и людей. И на базе этой теории существует убеждение, что предпринимательству обучить невозможно — с этими способностями необходимо родиться. Неужели, если следовать этой логике, в России плохо с талантливыми бизнесменами? Или же нам просто не хватает опыта и знаний?

На сегодняшний день доказан факт о существовании прямой зависимости между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием. Согласно глобальному мониторингу предпринимательства, в России в 2012 году уровень предпринимательской активности составил 4%, такой процент взрослого населения от 18 до 64 лет являющихся нарождающимися предпринимателями и владельцами вновь созданного бизнеса.

Международная практика демонстрирует проверенные временем технологии обучения предпринимательству — они учат основам предпринимательства, предпринимательскому образу мышления, основам маркетинга и финансов, стратегиям построения производства и управлению ростом компании. Такие кафедры есть во многих крупных университетах мира. Лидеры предпринимательского образования в мире — Babson, Harvard лидирует по обучению предпринимательскому менеджменту, Stanford, Berkeley и MIT являются лидерами в технологическом предпринимательстве.

Стратегический подход к предпринимательскому образованию на Западе предполагает большое количество практик, направленных на развитие предпринимательских компетенций (таких, как оценка возможностей, нетворкинг, разработка стратегии, оценка и снижение рисков). Все курсы разработаны с интеграцией практических элементов в учебную программу. Сделан фокус на экспериментальном обучении, а бизнес-планирование и питч-соревнования интегрированы в сами курсы.

Более того, уже сейчас появляются специализации в той или иной предпринимательской нише, когда обучение делает фокус на востребованные тенденции — международное предпринимательство, семейный бизнес, технологическое предпринимательство, социальное предпринимательство, женское предпринимательство.

Есть также признанные лидеры в академической среде — лучшие преподаватели в области предпринимательского образования в мире, такие как Майкл Моррис (University of Florida) и Алекс де Нобель (San Diego State University) — выдающиеся разработчики и авторы предпринимательских программ. Миннэ Шиндехутте (Syracuse University) и Рэй Смайлор (Texas Christian University) — эксперты по методам обучения предпринимательству. Джон Маллинс (London Business School) — бывший инвестор и предприниматель, эксперт по оценке возможностей. Кэтлин Аллен (University of Southern California) — эксперт по технологическому предпринимательству.

Вышеназванные университеты не только занимают первые места в рейтинге высших учебных заведений мира — это еще и очень дорогое удовольствие для студентов, хотя полученные знания и контакты окупят себя с лихвой. Тем не менее, возможность обучиться предпринимательству, в том числе и по методике Harvard, Stanford и MIT доступна теперь в России практически каждому желающему с помощью дистанционного обучения e-learning. На сегодняшний день существует уже значительное количество русскоязычных источников западных программ. Например, крупнейший международный проект в сфере онлайн-образования Coursera.

Какова же ситуация с предпринимательским образованием в России?

Согласно исследованию EY «Барометр предпринимательской деятельности», проведенному в странах G20, Россия находится на 14 месте среди 20 стран по уровню образования в области предпринимательства (для сравнения — ЮАР на 11, США на 3, Франция на 1).

Существующие сегодня во многих вузах кафедры менеджмента и предпринимательства учат не предпринимательству, а «о предпринимательстве» — но это никак не развивает у студентов ни компетенций, ни предпринимательского мышления. Поскольку такой дисциплины не было еще 10 лет назад, наличествует огромный дефицит специалистов и методик обучения.

Пока что проблема решается не на государственном уровне, а на уровне инициатив предпринимательских объединений. По оценке Центра предпринимательства, в России сейчас бум всевозможных мероприятий для предпринимателей — это регулярные обучающие сессии для предпринимателей, которые проводят «ОПОРА России», «Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы», «РВК», «Школа управления Сколково» и «Фонд Сколково».

Но это лишь отдельные малые инициативы, которых совершенно недостаточно для такой большой страны как Россия.

Чтобы развивать предпринимательство в России, необходимо качественное и количественное усиление академической школы на государственном уровне. Ведь, если научить преподавателей вузов преподавать предпринимательство, то будет достигнут мультипликационный эффект распространения этих знаний среди молодежи. Согласно исследованию Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ, в 2013 году по оценке 32 вузов было выделено четыре уровня развития обучения предпринимательству: в 60% университетов курсы по предпринимательству полностью отсутствует, в 17% есть отдельные курсы по предпринимательству и инновационному менеджменту, в 23% есть отдельные кафедры и центры предпринимательства, в 7,6% вузов существует стратегия развития предпринимательского образования с полным циклом поддержки начинаний в формате бизнес-инкубаторов, технопарков и грантов. Вузов-лидеров по предпринимательскому образованию в России на сегодня всего лишь несколько: МГУ имени Ломоносова, МГТУ имени Баумана и Высшая школа менеджмента СПбГУ.

Что же происходит со спросом на предпринимательское образование в России?

Международный проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» по оценке предпринимательских намерений среди 4,5 тыс. студентов в 32 российских вузах показывает следующие цифры: сразу по окончании обучения лишь 9,4% студентов имеют намерение открыть свой бизнес. В то же время, 52,7% рассматривают такую возможность через пять лет после окончания университета. С другой стороны, стремительно растет спрос со стороны преподавателей к изучению методик преподавания предпринимательства, которые помогут вызвать живой интерес студентов к началу собственного дела.

Так что потребность у студентов в получении образования в сфере предпринимательства есть — главное теперь, чтобы академическая среда и бизнес сообщество ответили на этот спрос качественным предложением.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Лично у меня ... степень к.э.н. По молодости. Для родителей.
Жёсткая структуризация мозгов прошла позже - когда работала аналитиком и потом стала делать карьеру.

Моё мнение: МВА - полнейшая ЧУШЬ (!!!)
''Расширение крузора'' и только Т Е О Р И Я.

Жёстко считаю, что авторитет зарабатывается ЛИЧНОЙ практикой. А не статусами МВА.....

Генеральный директор, Казань

Татьяна, а при чем тут МВА? Предпринимательству МВА не учит. Как не учит лидерству. МВА учит администрированию.

Консультант по корп. финансам, Германия
Есть мнение, что среди всего населения земли лишь 5% обладает способностями к предпринимательству — это созидатели, не боящиеся инициативы и финансового риска, готовые к созданию новых рабочих мест и брать ответственность за свое дело и людей. И на базе этой теории существует убеждение, что предпринимательству обучить невозможно — с этими способностями необходимо родиться.
Мнение о врождённости предпринимательских способностей совершенно верно, что подтверждается как многочисленными примерами великих, известных ''необученных'' предпринимателей, исследованиями, а также тестами на присутствие таких способностей. Например, такие тесты проходят претендующие на средства из поддерживающих программ начинающие предприниматели в Германии. Безусловно, можно обучить отдельным компонентам т.н. ''предпринимательского пакета'',- например, финансам, менеджменту, - что кстати и делается многочисленными программами (МВА и т.п.). Но обучить таким предпринимательским качествам, как склонность к риску, пробивной способности, внутренней убеждённости, проблемной ориентации, мотивации - это проблематично, это врождённо, это психология. Кстати, именно эти предпринимательские признаки и проверяются тестами.
Партнер, Украина

1) Предпринимательству обучать можно и вовсе не нужно для этого развивать академическую среду.
Намного быстрее и эффективнее это делать в интерактивных онлайн программах.
В нашей бизнес-школе, человек начинает думать и действовать, как руководитель за 3 мес., средний показатель роста бизнеса - 100% в год, а превращение малого бизнеса в крупную компанию, работающую без участия владельца происходит в пошаговых программах за 3 года.
2) Предпринимателем может стать каждый у кого хватает способностей за несколько лет в условиях сопротивления со стороны предподавателей, все таки закончить вуз и получить диплом.
Талант предпринимателя действительно встречается редко. Именно такие таланты и создают за срок одной жизни огромные компании. А успешный малый бизнес на 10-30 человек может создать любой после небольшой правильной подготовки.
Точно также происходит и в других областях деятельности. Например, гениальных поваров, создающий действительно новые блюда очень мало. А в реальности всех нас кормят обычные люди, которые в общепите или дома готовят по чужим рецептам блюда приемлемого качества.
3) Технологии подготовки предпринимателей уже отработаны для массового использования. Есть много успешных примеров по России и не только. Так, что если Вы хотите сами создать успешный бизнес или производить предпринимателей в промышленных масштабах, добро пожаловать и давайте говорить конкретно))

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия

Обучение предпринимательству в России имеет 2 крайности - либо воспринимается как некое элитарное образование (поэтому так много упомянули про MBA), либо это совершенное непрофессиональные курсы, которые дают частичное представление о предпринимательстве (так называемый инфобизнес) в виде Бизнес-молодости, коучей разного пошиба, качество материала которых вызывает сомнение.
России нужно брать пример с неразвитых стран, где учат как заработать на простой функции, на фермерстве, на переработке мусора и тп - создание простых рабочих мест (но тут проблема уже высокие налоги, разрушившие этот сектор). Предпринимателями в россии были крестьяне - держали свой огород, скотину и мелкое кустарное производство и результаты труда продавали на торговых рядах (наверное без бешенной арендной платы за место в торговом ряду, а часто с телеги, а у нас что ни ряды для ЛПХ так непременно обдираловка, жажада наивы на пустом месте) - это снова становится акуально и требует поддержки инициативы, а не душение налогами, бюрократией и следственными комитетами при неуплате налогов+разные поборы контролирующих органов...
Практическая программа должна состоять из:
Buying a Business - покупка бизнеса или создание с нуля
Finding an Idea - поиск ниши
Find a Team - подбор команды
Legal Issues - оформление бухгалтерии и юридического лица (выюор оптимального налогообложения и тп)
вариант а) Business Plans - бизнес план + Funding - поиск финансирования под бизнес план
вариант б) запуск продаж - построение отдела продаж, увеличение клиентской баз и тп
Managing and Growing the Venture - управление и масштабирование предприятием
Такой ''вводный курс в предпринимательство'' должен быть в каждом отделении по поддержке предпринимателей, а что я видела в отделе по поддержке предпринимателей??? БЮРОКРАТОВ, которые знают как создавать ворох бумаг, брать штрафы, создавать проблемы, но сами НИКОГДА не имели бизнеса.

Положительный опыт в России - это стартап академии, бизнес-ангелы, менторы, акселераторы, НО очень дорого для создания предпринимателя-самозанятого лица, и как борьба с безработицей этот метод дорогой, особенно для регионов с прожиточным минимумом 5 тыс руб....

Поэтому предложения для государства - создавать стартап-школы при центрах поддержки предпринимателей из рядов предпринимателей, решить вопрос с бюрократией в создании нового мелкого бизнеса и вопрос высокго налогообложения микропредприятий и самозанятых лиц. Самоезанятое лицо - это не дойная корова для пенсионного фонда, это человек, который сам себя обеспечивает и не требует пособия из центра занятости каждый год.

Консультант по корп. финансам, Германия

Поддерживаю Вас практически на 100%. Правда необходимо сделать уточняющее ''структурирование'' стартапов по их ''инновационности/технологичности'', чтобы также реально рассматривать стоимость обучения предпринимателей.

Так обучение для учредителей малого, не технологичного бизнеса не требует дорогих менторов, акселераторов, школ и академий. Это для них должно быть бесплатно. Мы, например, предлагаем такой бесплатный курс ''Открытый курс для начинающих предпринимателей с привлечением финансирования''. Там же, кстати, молодой предприниматель может бесплатно протестировать свои предпринимательские качества.

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия

Забыла добавить - на выходе такого образования вместо дипломной работы должен быть бизнес работающий с определенным заданным уровнем доходности. Кто не смог открыть бизнес после обучения - диплом не получает и идет учиться по новой, те не сдал. Пример программы более крупной и для более крупного, скажем промышленного бизнеса или бизнеса по произовдству чего-либо - это програма Бабстон Универсиета, как раз там, если не открыл бизнес к концу обучения - диплом не получишь.

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия
из-за плохой привычки использовать иностранные слова (слово инновации к примеру), мало кто понимает что оно значит. Инновации это практическое внедрение изобретений в повседневную жизнь производства или потребителя. У нас изобретений полно (к примеру сайт http://www.findpatent.ru/ как доказательство), а вот самого внедрения - соотношение количества внедренных изобретений к их общему количеству стремится к нулю. По моему скормному мнению образование и инвестиции в человеческий капитал - это вложение в завтра с пользой сегодня. Вот у меня на эту тему есть гражданская инициатива даже, инициатива-текст тут Владение иностранным языком дает возможнось сравнивать у нас и у них. Мы пока отстаем. Да и доля государства и желания подоить бизнес - больше, чем желание иметь рост ввп по 10% в год и уровень жизнив стране в первой 5ке стран мира.. Затем интересно сравнить политики государства - образование или ипотека, так вот ипотека как госпрограмма делает жилье еще более недоступным - надуваются ценовые пузыри, а вот поддержка образования с фокусом на его качестве - дает устойчивый эффект (исследование ВШЭ http://demoscope.ru/weekly/2013/0561/analit03.php)
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Екатерина Карицкая пишет: из-за плохой привычки использовать иностранные слова (слово инновации к примеру), мало кто понимает что оно значит. ... По моему скромному мнению образование и инвестиции в человеческий капитал -...
Екатерина! Но ''инвестиции'' и ''капитал'' тоже иностранные слова. Как быть?
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Татьяна Соколова пишет: Моё мнение: МВА - полнейшая ЧУШЬ (!!!) ''Расширение крузора'' и только Т Е О Р И Я.
А что, с точки зрения к.э.н., теория - это полнейшая чушь? (Логика: МВА - полнейшая чушь - так как это теория). Тогда не чушь - это практика? А почему возникло такое отрицание теории? ''Теория без практики мертва, практика без теории слепа'' Суворов А.В.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.