Как в России учат предпринимателей

Виктор Седов, президент Центра предпринимательства

Галина Широкова, директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента СПбГУ

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России — порядка 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае — более 60%, в странах Европы 65-70%. Есть мнение, что среди всего населения земли лишь 5% обладает способностями к предпринимательству — это созидатели, не боящиеся инициативы и финансового риска, готовые к созданию новых рабочих мест и брать ответственность за свое дело и людей. И на базе этой теории существует убеждение, что предпринимательству обучить невозможно — с этими способностями необходимо родиться. Неужели, если следовать этой логике, в России плохо с талантливыми бизнесменами? Или же нам просто не хватает опыта и знаний?

На сегодняшний день доказан факт о существовании прямой зависимости между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием. Согласно глобальному мониторингу предпринимательства, в России в 2012 году уровень предпринимательской активности составил 4%, такой процент взрослого населения от 18 до 64 лет являющихся нарождающимися предпринимателями и владельцами вновь созданного бизнеса.

Международная практика демонстрирует проверенные временем технологии обучения предпринимательству — они учат основам предпринимательства, предпринимательскому образу мышления, основам маркетинга и финансов, стратегиям построения производства и управлению ростом компании. Такие кафедры есть во многих крупных университетах мира. Лидеры предпринимательского образования в мире — Babson, Harvard лидирует по обучению предпринимательскому менеджменту, Stanford, Berkeley и MIT являются лидерами в технологическом предпринимательстве.

Стратегический подход к предпринимательскому образованию на Западе предполагает большое количество практик, направленных на развитие предпринимательских компетенций (таких, как оценка возможностей, нетворкинг, разработка стратегии, оценка и снижение рисков). Все курсы разработаны с интеграцией практических элементов в учебную программу. Сделан фокус на экспериментальном обучении, а бизнес-планирование и питч-соревнования интегрированы в сами курсы.

Более того, уже сейчас появляются специализации в той или иной предпринимательской нише, когда обучение делает фокус на востребованные тенденции — международное предпринимательство, семейный бизнес, технологическое предпринимательство, социальное предпринимательство, женское предпринимательство.

Есть также признанные лидеры в академической среде — лучшие преподаватели в области предпринимательского образования в мире, такие как Майкл Моррис (University of Florida) и Алекс де Нобель (San Diego State University) — выдающиеся разработчики и авторы предпринимательских программ. Миннэ Шиндехутте (Syracuse University) и Рэй Смайлор (Texas Christian University) — эксперты по методам обучения предпринимательству. Джон Маллинс (London Business School) — бывший инвестор и предприниматель, эксперт по оценке возможностей. Кэтлин Аллен (University of Southern California) — эксперт по технологическому предпринимательству.

Вышеназванные университеты не только занимают первые места в рейтинге высших учебных заведений мира — это еще и очень дорогое удовольствие для студентов, хотя полученные знания и контакты окупят себя с лихвой. Тем не менее, возможность обучиться предпринимательству, в том числе и по методике Harvard, Stanford и MIT доступна теперь в России практически каждому желающему с помощью дистанционного обучения e-learning. На сегодняшний день существует уже значительное количество русскоязычных источников западных программ. Например, крупнейший международный проект в сфере онлайн-образования Coursera.

Какова же ситуация с предпринимательским образованием в России?

Согласно исследованию EY «Барометр предпринимательской деятельности», проведенному в странах G20, Россия находится на 14 месте среди 20 стран по уровню образования в области предпринимательства (для сравнения — ЮАР на 11, США на 3, Франция на 1).

Существующие сегодня во многих вузах кафедры менеджмента и предпринимательства учат не предпринимательству, а «о предпринимательстве» — но это никак не развивает у студентов ни компетенций, ни предпринимательского мышления. Поскольку такой дисциплины не было еще 10 лет назад, наличествует огромный дефицит специалистов и методик обучения.

Пока что проблема решается не на государственном уровне, а на уровне инициатив предпринимательских объединений. По оценке Центра предпринимательства, в России сейчас бум всевозможных мероприятий для предпринимателей — это регулярные обучающие сессии для предпринимателей, которые проводят «ОПОРА России», «Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы», «РВК», «Школа управления Сколково» и «Фонд Сколково».

Но это лишь отдельные малые инициативы, которых совершенно недостаточно для такой большой страны как Россия.

Чтобы развивать предпринимательство в России, необходимо качественное и количественное усиление академической школы на государственном уровне. Ведь, если научить преподавателей вузов преподавать предпринимательство, то будет достигнут мультипликационный эффект распространения этих знаний среди молодежи. Согласно исследованию Центра предпринимательства ВШМ СПбГУ, в 2013 году по оценке 32 вузов было выделено четыре уровня развития обучения предпринимательству: в 60% университетов курсы по предпринимательству полностью отсутствует, в 17% есть отдельные курсы по предпринимательству и инновационному менеджменту, в 23% есть отдельные кафедры и центры предпринимательства, в 7,6% вузов существует стратегия развития предпринимательского образования с полным циклом поддержки начинаний в формате бизнес-инкубаторов, технопарков и грантов. Вузов-лидеров по предпринимательскому образованию в России на сегодня всего лишь несколько: МГУ имени Ломоносова, МГТУ имени Баумана и Высшая школа менеджмента СПбГУ.

Что же происходит со спросом на предпринимательское образование в России?

Международный проект «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов» по оценке предпринимательских намерений среди 4,5 тыс. студентов в 32 российских вузах показывает следующие цифры: сразу по окончании обучения лишь 9,4% студентов имеют намерение открыть свой бизнес. В то же время, 52,7% рассматривают такую возможность через пять лет после окончания университета. С другой стороны, стремительно растет спрос со стороны преподавателей к изучению методик преподавания предпринимательства, которые помогут вызвать живой интерес студентов к началу собственного дела.

Так что потребность у студентов в получении образования в сфере предпринимательства есть — главное теперь, чтобы академическая среда и бизнес сообщество ответили на этот спрос качественным предложением.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Лично у меня ... степень к.э.н. По молодости. Для родителей.
Жёсткая структуризация мозгов прошла позже - когда работала аналитиком и потом стала делать карьеру.

Моё мнение: МВА - полнейшая ЧУШЬ (!!!)
''Расширение крузора'' и только Т Е О Р И Я.

Жёстко считаю, что авторитет зарабатывается ЛИЧНОЙ практикой. А не статусами МВА.....

Генеральный директор, Казань

Татьяна, а при чем тут МВА? Предпринимательству МВА не учит. Как не учит лидерству. МВА учит администрированию.

Консультант по корп. финансам, Германия
Есть мнение, что среди всего населения земли лишь 5% обладает способностями к предпринимательству — это созидатели, не боящиеся инициативы и финансового риска, готовые к созданию новых рабочих мест и брать ответственность за свое дело и людей. И на базе этой теории существует убеждение, что предпринимательству обучить невозможно — с этими способностями необходимо родиться.
Мнение о врождённости предпринимательских способностей совершенно верно, что подтверждается как многочисленными примерами великих, известных ''необученных'' предпринимателей, исследованиями, а также тестами на присутствие таких способностей. Например, такие тесты проходят претендующие на средства из поддерживающих программ начинающие предприниматели в Германии. Безусловно, можно обучить отдельным компонентам т.н. ''предпринимательского пакета'',- например, финансам, менеджменту, - что кстати и делается многочисленными программами (МВА и т.п.). Но обучить таким предпринимательским качествам, как склонность к риску, пробивной способности, внутренней убеждённости, проблемной ориентации, мотивации - это проблематично, это врождённо, это психология. Кстати, именно эти предпринимательские признаки и проверяются тестами.
Партнер, Украина

1) Предпринимательству обучать можно и вовсе не нужно для этого развивать академическую среду.
Намного быстрее и эффективнее это делать в интерактивных онлайн программах.
В нашей бизнес-школе, человек начинает думать и действовать, как руководитель за 3 мес., средний показатель роста бизнеса - 100% в год, а превращение малого бизнеса в крупную компанию, работающую без участия владельца происходит в пошаговых программах за 3 года.
2) Предпринимателем может стать каждый у кого хватает способностей за несколько лет в условиях сопротивления со стороны предподавателей, все таки закончить вуз и получить диплом.
Талант предпринимателя действительно встречается редко. Именно такие таланты и создают за срок одной жизни огромные компании. А успешный малый бизнес на 10-30 человек может создать любой после небольшой правильной подготовки.
Точно также происходит и в других областях деятельности. Например, гениальных поваров, создающий действительно новые блюда очень мало. А в реальности всех нас кормят обычные люди, которые в общепите или дома готовят по чужим рецептам блюда приемлемого качества.
3) Технологии подготовки предпринимателей уже отработаны для массового использования. Есть много успешных примеров по России и не только. Так, что если Вы хотите сами создать успешный бизнес или производить предпринимателей в промышленных масштабах, добро пожаловать и давайте говорить конкретно))

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия

Обучение предпринимательству в России имеет 2 крайности - либо воспринимается как некое элитарное образование (поэтому так много упомянули про MBA), либо это совершенное непрофессиональные курсы, которые дают частичное представление о предпринимательстве (так называемый инфобизнес) в виде Бизнес-молодости, коучей разного пошиба, качество материала которых вызывает сомнение.
России нужно брать пример с неразвитых стран, где учат как заработать на простой функции, на фермерстве, на переработке мусора и тп - создание простых рабочих мест (но тут проблема уже высокие налоги, разрушившие этот сектор). Предпринимателями в россии были крестьяне - держали свой огород, скотину и мелкое кустарное производство и результаты труда продавали на торговых рядах (наверное без бешенной арендной платы за место в торговом ряду, а часто с телеги, а у нас что ни ряды для ЛПХ так непременно обдираловка, жажада наивы на пустом месте) - это снова становится акуально и требует поддержки инициативы, а не душение налогами, бюрократией и следственными комитетами при неуплате налогов+разные поборы контролирующих органов...
Практическая программа должна состоять из:
Buying a Business - покупка бизнеса или создание с нуля
Finding an Idea - поиск ниши
Find a Team - подбор команды
Legal Issues - оформление бухгалтерии и юридического лица (выюор оптимального налогообложения и тп)
вариант а) Business Plans - бизнес план + Funding - поиск финансирования под бизнес план
вариант б) запуск продаж - построение отдела продаж, увеличение клиентской баз и тп
Managing and Growing the Venture - управление и масштабирование предприятием
Такой ''вводный курс в предпринимательство'' должен быть в каждом отделении по поддержке предпринимателей, а что я видела в отделе по поддержке предпринимателей??? БЮРОКРАТОВ, которые знают как создавать ворох бумаг, брать штрафы, создавать проблемы, но сами НИКОГДА не имели бизнеса.

Положительный опыт в России - это стартап академии, бизнес-ангелы, менторы, акселераторы, НО очень дорого для создания предпринимателя-самозанятого лица, и как борьба с безработицей этот метод дорогой, особенно для регионов с прожиточным минимумом 5 тыс руб....

Поэтому предложения для государства - создавать стартап-школы при центрах поддержки предпринимателей из рядов предпринимателей, решить вопрос с бюрократией в создании нового мелкого бизнеса и вопрос высокго налогообложения микропредприятий и самозанятых лиц. Самоезанятое лицо - это не дойная корова для пенсионного фонда, это человек, который сам себя обеспечивает и не требует пособия из центра занятости каждый год.

Консультант по корп. финансам, Германия

Поддерживаю Вас практически на 100%. Правда необходимо сделать уточняющее ''структурирование'' стартапов по их ''инновационности/технологичности'', чтобы также реально рассматривать стоимость обучения предпринимателей.

Так обучение для учредителей малого, не технологичного бизнеса не требует дорогих менторов, акселераторов, школ и академий. Это для них должно быть бесплатно. Мы, например, предлагаем такой бесплатный курс ''Открытый курс для начинающих предпринимателей с привлечением финансирования''. Там же, кстати, молодой предприниматель может бесплатно протестировать свои предпринимательские качества.

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия

Забыла добавить - на выходе такого образования вместо дипломной работы должен быть бизнес работающий с определенным заданным уровнем доходности. Кто не смог открыть бизнес после обучения - диплом не получает и идет учиться по новой, те не сдал. Пример программы более крупной и для более крупного, скажем промышленного бизнеса или бизнеса по произовдству чего-либо - это програма Бабстон Универсиета, как раз там, если не открыл бизнес к концу обучения - диплом не получишь.

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия
из-за плохой привычки использовать иностранные слова (слово инновации к примеру), мало кто понимает что оно значит. Инновации это практическое внедрение изобретений в повседневную жизнь производства или потребителя. У нас изобретений полно (к примеру сайт http://www.findpatent.ru/ как доказательство), а вот самого внедрения - соотношение количества внедренных изобретений к их общему количеству стремится к нулю. По моему скормному мнению образование и инвестиции в человеческий капитал - это вложение в завтра с пользой сегодня. Вот у меня на эту тему есть гражданская инициатива даже, инициатива-текст тут Владение иностранным языком дает возможнось сравнивать у нас и у них. Мы пока отстаем. Да и доля государства и желания подоить бизнес - больше, чем желание иметь рост ввп по 10% в год и уровень жизнив стране в первой 5ке стран мира.. Затем интересно сравнить политики государства - образование или ипотека, так вот ипотека как госпрограмма делает жилье еще более недоступным - надуваются ценовые пузыри, а вот поддержка образования с фокусом на его качестве - дает устойчивый эффект (исследование ВШЭ http://demoscope.ru/weekly/2013/0561/analit03.php)
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Екатерина Карицкая пишет: из-за плохой привычки использовать иностранные слова (слово инновации к примеру), мало кто понимает что оно значит. ... По моему скромному мнению образование и инвестиции в человеческий капитал -...
Екатерина! Но ''инвестиции'' и ''капитал'' тоже иностранные слова. Как быть?
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Татьяна Соколова пишет: Моё мнение: МВА - полнейшая ЧУШЬ (!!!) ''Расширение крузора'' и только Т Е О Р И Я.
А что, с точки зрения к.э.н., теория - это полнейшая чушь? (Логика: МВА - полнейшая чушь - так как это теория). Тогда не чушь - это практика? А почему возникло такое отрицание теории? ''Теория без практики мертва, практика без теории слепа'' Суворов А.В.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.