Мировая экономика пребывает в состоянии растерянности: то, что было очевидным вчера, сегодня ставится под сомнение. В этих условиях выигрывают компании и менеджеры, готовые к любому повороту событий, способные быстро развернуться на 180 градусов и начать эффективно действовать в новой среде. Для менеджера XXI века самым главным качеством становится неуспокоенность: открытость к переменам. Какой в связи с этим должна быть бизнес-школа? Об этом Executive.ru беседует с директором Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС (ВШКУ), доктором экономических наук, профессором Сергеем Календжяном.
Executive.ru: В бизнесе самым главным трендом становится «неуспокоенность». Какой в связи с этим должна быть стратегия бизнес-школы?
Сергей Календжян: Разве можно говорить об успокоенности, если уже не первый год во многих бизнес-школах наблюдается кризис, падают объемы продаж, уменьшается число слушателей? Главная причина – несоответствие продукта запросам бизнеса. В этих условиях ВШКУ разработала стратегию диверсификации, обратилась в поисках новых слушателей в регионы, корпорации и госструктуры. Мы вышли на докризисный уровень набора слушателей на программы MBA (около 50 человек в осеннем наборе) и ежегодно набираем по 20-30 человек на программу DBA. В 2014 году в наш состав вошли две школы: Российско-немецкая высшая школа управления и Школа инновационно-технологического бизнеса.
Executive.ru: В чем был смысл слияния?
С.К.: Две этих школы получат вторую жизнь. Мы в ВШКУ хотим расширить научные исследования и глубже погрузиться в инновационную тематику. Трансформация привела к созданию в рамках нашей школы Российско-немецкого учебно-научного центра и Международного научно-консультационного центра инновационного менеджмента. Каждый из этих центров составляет около 10-15% от величины ВШКУ. Предстоит качественно изменить программы, развить маркетинг и менеджмент, увеличить численность слушателей.
Executive.ru: Насколько для бизнеса важны аккредитации бизнес-школ?
С.К.: Аккредитация важна для самой школы, преподавателей и сотрудников, и конечно, для потенциальных слушателей, которым необходимо сделать выбор из множества бизнес-школ и программ, представленных на рынке. Для потенциальных слушателей эта проблема обострилась в 2012 году, когда были отменены государственные дипломы на программах дополнительного образования. Им стало еще сложнее определять, по каким критериям выбирать бизнес-школу, и часто выбор определяла цена. Сегодня ситуация меняется.
Школы имеют возможность выбирать из множества аккредитационных советов те, которые соответствуют их стратегиям. Надо понимать, что аккредитация – это не дань моде, а определенное испытание для коллектива школы. Кроме того, некоторые западные аккредитации стоят дорого. Поэтому надо рассматривать аккредитацию как часть инвестиционной стратегии школы. Некоторые самодостаточные школы, как, например, «Сколково», могут себе позволить не проходить аккредитации – это их привилегия. Но в целом аккредитация улучшает имидж бизнес-школы в глазах слушателей и способствует росту качества образования и менеджмента программ. В 2014 году мы в ВШКУ заканчиваем подготовку к международной аккредитации AMBA (Association of MBAs).
Executive.ru: Как организована эта подготовка?
С.К.: С 2009 года ВШКУ аккредитована ACBSP (Association of Collegiate Business Schools and Programs) – одной из ведущих специализированных американских ассоциаций по аккредитации бизнес-школ и программ. Однако мы ориентируемся на европейский менеджмент, поэтому понимаем, что слушателям, которые идут к нам учиться, американской аккредитации может быть недостаточно. Так мы решили вложить силы и средства в подготовку к международной аккредитации AMBA, проведение которой намечено на апрель 2014 года. Подготовка, о которой вы спрашиваете, намного сложнее, чем сама аккредитация, так как включает огромное количество вопросов, на которые школа должна ответить, детально изучив все свои механизмы функционирования на основе системного самоанализа. Мы собираемся аккредитовать сразу три программы: МВА, ЕМВА и DBA. Если все получится – мы станем первой бизнес-школой в России, у которой программа DBA будет иметь аккредитацию AMBA. В этом случае наши слушатели DBA будут учиться не три, а четыре года, согласно европейским стандартам. Четвертый год будет полностью посвящен исследовательской работе.
Executive.ru: Кто учится на программах DBA?
С.К.: ВШКУ стала первой бизнес-школой, которая начала реализовывать программу DBA в России (2002 год). В основном к нам идут учиться президенты, вице-президенты и генеральные директора. При этом мы задаем очень высокую планку в профессиональном смысле: у человека должно быть не менее семи лет опыта работы на высоких управленческих должностях.
Executive.ru: Вы можете назвать имена успешных слушателей и выпускников?
С.К.: Я вам пришлю список нескольких выпускников нашей программы DBA, надеюсь, те, кого я не назвал, на меня не обидятся.
Выпускники программы DBA Высшей школы корпоративного управления
Елена Гаврилова |
генеральный директор и совладелец «РДВ-медиа» |
Александр Дмитрик |
генеральный директор «ШТАДА ФармДевелопмент» |
Вячеслав Михеев |
генеральный директор НИЦЭВТ «Концерн «Вега» |
Максим Шкадов |
генеральный директор алмазообрабатывающего производственного объединения «Кристалл» |
Дмитрий Сушков |
генеральный директор «Домодедовского опытного машиностроительного завода» |
Дмитрий Герман |
генеральный директор «Ланит Дальний Восток» |
Ильдар Алиагаев |
CEO «Лукойл Саудовская Аравия» |
Дмитрий Лисин |
генеральный директор «Дальтрансуголь» |
Владимир Малахов |
исполнительный директор «Стройтрансгаз-М» |
Алексей Сичинава |
заместитель генерального директора «ВЭБ-лизинг» |
Галина Фомина |
вице-президент «Альфабанка» |
Игорь Зырянов |
заместитель директора по научной работе института «Якутнипроалмаз» («Алроса») |
Павел Шишкин |
вице-президент корпорации «Открытие» |
Executive.ru: Вы упомянули, что в своих программах ориентируетесь на европейский менеджмент. В чем состоит эта опора?
С.К.: Наша школа 20 лет сотрудничает с немецкой Академией экономики и управления AFW, успешно внедряя модель менеджмента, основанную на демократических принципах делегирования полномочий и ответственности в российскую бизнес-среду. Мы учим российских менеджеров лучше планировать свою деятельность, развивать свои социальные компетенции (принимать на себя ответственность, участвовать в командной работе, преодолевать конфликты и стрессы). Модель позволяет создать систему, в которой сочетаются свобода и порядок. Предоставленная сотрудникам возможность самостоятельно действовать и принимать решения в рамках делегированных полномочий позволяет раскрыть их талант, инициативу и творческий потенциал. В то же время базовые принципы контроля, заложенные в систему управления, страхуют от самоуправства и анархии.
Executive.ru: Вы полагаете, такая модель может быть применена в условиях российского бизнеса?
С.К.: Да, если организовать комплексное обучение персонала и если руководство примет решение о внедрении. Перед каждым компетентным сотрудником нужно поставить цели и задачи, делегировать необходимые полномочия, а также установить границы персональной ответственности. И тогда сотрудник становится не исполнителем, а хозяином своего рабочего места. Успех внедрения модели в российскую действительность обусловлен тем, что слушатели «пробуют» модель управления в своих компаниях еще в процессе обучения, предоставляя на занятиях результаты своего опыта письменно – в форме эссе, и устно – в форме презентации и в рамках дискуссий.
Executive.ru: Должна ли бизнес-школа воздействовать на систему ценностей слушателя или должна принимать его таким, какой он есть?
С.К.: Для лидеров XXI века важны новые критерии оценки смысла жизни и понимания того, что есть и другие важные для жизни моменты, кроме денег: родина, люди, атмосфера в компании, этические межличностные отношения, социальная ответственность. От позиционирования себя и своего окружения как money making machine они переориентируются на гуманистические ценности, все чаще задумываясь о своей жизненной философии, социальной ответственности, охране среды обитания, благотворительности, о будущем не только своей компании, но и страны в целом. Обучение позволяет от «однобокого лидерства» в определенной сфере перейти к гармоничному развитию. ВШКУ старается развивать социальные компетенции и навыки коммуникации современных управленцев, которые обеспечивают среду материальной и нематериальной мотивации, раскрывают талант сотрудника и, тем самым, способствуют росту производительности труда и конкурентоспособности.
Executive.ru: Может быть, вообще не стоит учить в бизнес-школах тех, кто испытывает проблемы в общении с людьми?
С.К.: Если человека никто не будет понимать – будет ли он ценным сотрудником и, более того, руководителем? Удержится ли он в компании? Вряд ли. Но это редкий случай. Все остальное «лечится». Бизнес-школа дает людям возможность приобрести новые навыки и знания, в том числе и навыки коммуникации. Сегодня в условиях глобализации и смешения культур нет мелочей в коммуникации. Например, причиной конфликта может стать одежда, взгляд и манера говорить, питание, курение, пунктуальность. Современный менеджер должен уметь не только общаться и обсуждать, но и быть толерантным. Это еще один важный аспект, которому бизнес-школы должны уделять повышенное внимание.
Европейская модель менеджмента позволяет охватить важные механизмы, в том числе как делегировать, как контролировать, как обеспечивать коллегиальное сотрудничество, как мотивировать, как критиковать, как поощрять и т.д. С одной стороны мы объясняем саму идеологию, чтобы человек проник в суть модели, с другой – разъясняем технику действия и развиваем навыки.
Executive.ru: У вас много слушателей из регионов? Каким образом устроен их образовательный процесс?
С.К.: У нашей школы более 2000 выпускников из регионов. Принципиальная позиция ВШКУ состоит в том, что бизнес по всей стране, а особенно в регионах, нуждается в подготовке квалифицированных кадров, владеющих новыми технологиями менеджмента. Ведь успешный бизнес в регионах может стать точкой роста для российской экономики. Кризис 2008 года больно ударил по карману региональных менеджеров, которые не смогли оплачивать обучение, а также нести серьезные затраты, связанные с регулярными сессиями в Москве. Это дало толчок для разработки в ВШКУ серии дистанционных модулей. В итоге внедрение дистанционных программ и разумные цены позволили нам восстановить набор слушателей из европейской части России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время в школе есть целое направление дистанционного образования, и одной из ключевых задач является расширение спектра курсов, предлагаемых в дистанционном формате, а также постепенное встраивание этих модулей во все учебные программы.
Executive.ru: Эксперты считают Massive Open Online Courses (MOOC) реальной угрозой для традиционной модели бизнес-обучения. Вы согласны с ними?
С.К.: Для российских учебных заведений MOOC – неотступная реальность. Однако использование этих технологий будет не таким быстрым, как хотелось бы, так как у российских бизнес-школ нет таких финансовых возможностей, как у Harvard, Stanford, MIT и подобных им гигантов. ВШКУ внимательно следит за развитием тренда и уже начинает задумываться над тем, как включиться в этот процесс. У школы есть дистанционные модули – надо понять, как мы можем преобразовать их в формат MOOC. Станут ли видеокурсы угрозой для существующей модели бизнес-обучения? Нет. Образование не может целиком уйти в интернет, потому что очень важные функции человеческой жизни реализуются в живом общении, и виртуализированы быть не могут. Бизнес-школам не нужно рваться изо всех сил в виртуальный мир. Это движение необходимо воспринимать как тренд инноваций, как своеобразный вариант тюнинга образовательных программ.
Executive.ru: Есть ли сегодня в российских бизнес-школах преподаватели, которые смогли бы дистанционно удерживать внимание десятков тысяч человек, как это делают преподаватели, лекции которых мы можем найти в интернете?
С.К.: Одни умеют хорошо рассказывать, другие – делать. Хорошо рассказывать и делать одновременно способны единицы. Вы пробовали говорить с ученым по математике или физике? Эти люди, как правило, непубличны, живут в своем мире, и даже просто понять, о чем они говорят, бывает очень непросто. Преподаватели, чьи лекции выложены в Сети – это не столько ученые, сколько великие актеры. Будучи харизматичными личностями, свое выступление перед аудиторией они превращают в шоу. Это отдельная каста преподавателей, которая будет увеличиваться в численности согласно запросу рынка.
Executive.ru: На Гайдаровском форуме-2014 была высказана мысль, что «бизнес-школы исправляют ошибки университетов». Каким образом?
С.К.: Многие так любят говорить, но я не согласен с этим высказыванием. Я могу согласиться, что бизнес-школа дополняет, развивает знания, полученные в вузе. Но никак не исправляет. Каждый занимается своим делом. Вуз дает базовое образование и какие-то элементарные навыки. Откуда он знает, куда вы пойдете работать и какие функции будете выполнять в будущей вашей жизни? Университет помогает нам найти «свой компас» в этом мире, а бизнес-школа – приспособиться и развить специальные навыки в конкретной работе и достичь успеха. Однако я согласен с поставленным вопросом с точки зрения негибкости вузов. Сама идея создания бизнес-школ в России была основана на «свободе» и «инициативности». То есть бизнес-школа должна быть очень гибкой, быстро реагировать на изменение обстоятельств, внедрять новые технологии и методики обучения. Чтобы не потерять свою конкурентоспособность, бизнес-школа должна очень точно чувствовать биение рынка и настроение своих потенциальных слушателей, формировать атмосферу креативности, инноваций и творчества, чего не скажешь о подавляющем большинстве вузов.