Иван работает в компании по изготовлению пластиковых окон в Екатеринбурге уже много лет. Он давно перерос должность линейного менеджера, заняв в компании одну из ведущих позиций. Сколько труда было вложено в то, чтобы помочь компании пережить кризис, смену собственника… Благодаря огромному опыту Иван, казалось бы, умеет все. Марина – владелец небольшого бизнеса по производству безалкогольных напитков в небольшом городке в Подмосковье. Дела идут хорошо, но до сих пор нелегко даются воспоминания, через какие трудности пришлось пройти, чтобы создать и удержать бизнес. Чего не хватает успешному топ-менеджеру и собственнику?
Желание личностного развития и систематизации накопленных знаний сегодня перетекают в новые формы. Бизнес-образование превращается в индивидуальный проект, который подразумевает адаптивность под цели карьерного, личностного и профессионального роста каждого слушателя. В итоге топ-менеджер и собственник учатся вместе, но каждый получает то, что нужно именно ему. Возможно ли такое в принципе? Как можно разработать индивидуальный план обучения, если в группе 30 человек? Executive.ru побеседовал с Мариной Сухорословой, директором программы Executive MBA и исполнительным директором Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ – одной из четырех школ-лидеров, которая, согласно внутреннему ренкингу, проведенному РАНХиГС в 2013 году, вошла в группу «Школы международного уровня».
Executive.ru: Почему индивидуальный подход – один из ключевых моментов в бизнес-образовании? Как его организовать?
Марина Сухорослова: Являясь директором программы Executive MBA, я достаточно много работаю с аудиторией менеджеров высшего звена и собственников бизнеса. Эти люди имеют большой практический опыт, но проблема в том, что многие из них никогда системно не учились бизнесу. У каждого свои знания и пробелы, которые нужно заполнить. Именно поэтому во главу угла в их обучении мы ставим личностную диагностику. Мы проводим в течение первых двух дней программы групповую сессию со специалистом-практиком, по итогам которой имеем профиль группы и профиль каждого участника обучения. В результате определяем зоны развития, составляем проекты индивидуальных учебных планов, на реализацию и уточнение которых уходят последующие два года обучения. В итоге каждый учится в группе, но по индивидуальной траектории, получая не только общие базовые знания, но и знания, которые максимально соответствуют его личным и профессиональным целям. Причем на программе ЕМВА адаптивная часть может составлять до половины всего учебного плана.
Executive.ru: Вокруг чего строится обучение?
М.С.: В основу заложен проект, который каждый слушатель начинает вести с самого начала обучения. К концу первого года и фокус проекта, и его тематика уже сформулированы достаточно четко, и участники начинают целенаправленно работать с научными руководителями и экспертами программы. Тематика проектов во многом определяет пакет предлагаемых потоку курсов по выбору. Причем проект необязательно и не всегда касается нынешнего места работы слушателя. Иногда люди приходят с мечтой и спрашивают: «А можно сделать проект по мечте?» Такое происходит, например, если они работают вторым лицом в компании и уже готовы к запуску своего стартапа. Иногда слушатели создают альянсы прямо на программе.
Executive.ru: С трудом верится, что успешный топ-менеджер в возрасте 35-45 лет решает все бросить ради реализации мечты…
М.С.: И, тем не менее, это так. Карьеру тоже можно по-разному понимать. Наша статистика показывает, что у слушателей эти проекты практически всегда реализуются. Через полгода-год они звонят и рассказывают, что «стартанули». В России ведь большинство слушателей ЕМВА – отнюдь не представители транснациональных корпораций. В массе своей наши слушатели – это люди различных по масштабу компаний с предпринимательским духом. Это те, кто либо построил и развил свой бизнес, либо морально уже готов к его основанию. И часто учеба по программе ЕМВА является катализатором процесса создания нового направления в бизнесе или даже новой компании.
Executive.ru: Как люди за партой начинают верить в себя и свои возможности? Каков процесс?
М.С. Сначала мы говорим о трендах в экономике в целом и в отраслях, в которых работают слушатели. Потом о том, что им надо предусмотреть, какой тренд увидеть. О тех вызовах, которые возникают из этих трендов для их компаний – что надо сделать сейчас, чтобы через два года их бизнес ушел вперед, а не отстал от конкурентов. Настолько впечатляет, когда ты видишь, как на первом модуле человек делает какие-то сумасшедшие предположения, и ему кажется, что это абсурд в его ситуации, а через год заявляет, что он задуманное реализовал. Еще один важный момент – синергия слушателей. В бизнес-образовании только 50% происходящего в аудитории напрямую завязано на преподавателе, а на 50% зависит от состава потока. Преподаватель очень часто должен направлять и модерировать происходящее в группе, где учатся «дирижеры оркестров» - люди, которые управляют всеми процессами в компании. Представьте, как в одном классе собрались желающие поделиться своим опытом ведения бизнеса на Дальнем Востоке, в Калининграде, в Казахстане, Молдове, Украине, во Франции, Вьетнаме, Китае и т.д. Все это проходит в жарких дискуссиях, дает огромную возможность обмена и обогащения знаниями, помогает поверить в себя. А потом накапливается в голове, раскладывается по полочкам и в нужный момент выстреливает.
Executive.ru: Используются ли какие-то нестандартные подходы в обучении?
М.С.: Наше обучение состоит не только из интерактивных лекций по стратегическому менеджменту, маркетингу, управлению финансами компании и другим функциональным направлениям бизнеса или мастер-классов успешных бизнесменов-практиков. Мы вместе ходим на выставки и спектакли, например, в Большой театр или Третьяковскую галерею. Почему? Сейчас повсеместно идет гуманитаризация бизнес-образования, на первое место выходит расширение сознания, креативность, творческое мышление, понимание и умение оперировать трендами. В следующем зарубежном модуле в Бостоне, например, мы планируем не ограничиться работой с профессорами Harvard Business School и визитами в бостонские корпорации, а включить в программу посещение джазового концерта. Виртуозная слаженная командная работа музыкантов – хороший образец для бизнеса.
Зарубежные учебные модули – один из наших «коньков». В стоимость программы Executive MBA включено участие в двух поездках из широкого спектра предлагаемых вариантов. В портфеле ВШМБ – ориентированные на практику семинары, организованные в партнерстве с ведущими бизнес-школами материкового Китая, Гонконга, Соединенных Штатов Америки, Германии, Франции, Израиля и т.д. В рамках блока «Бизнес и менеджмент в международной среде» мы также проводим обучение на базе международных компаний, работающих в России, где слушатели решают реальные задачи российского и международного бизнеса.
Executive.ru: Как проходят эти «выездные кейсы» в Москве?
М.С.: Это наше ноу-хау. Такие занятия мы проводим с помощью наших выпускников (и не только) уже более 10 лет по два-три раза в год на МВА и ЕМВА программах. Мы были и в компании «Элинар-бройлер» (птицеводческий комплекс), и в «БРААС-ДСК1»(производство черепицы), и в «Дымове» (производство мясной продукции), и в «Азбуке вкуса» (продуктовые супермаркеты). В последний раз ездили в Калужскую область в бизнес-отель Ambassador – практически имплантированный на территорию России кусочек Германии. Мы ищем компанию, открытую для обсуждения бизнес-задачи, для решения которой нужен профессиональный взгляд со стороны. Например, мы решали вопросы, связанные с конфликтом брендов, оценивали бизнес и инвестиционный проект. Крайне важно наличие в компании заинтересованного лица, которое хочет получить решение, используя потенциал наших слушателей – иначе все мероприятие сведется к обычной экскурсии. Очень часто этими заинтересованными лицами становятся наши выпускники. Для решения задачи многие компании открывают свою финансовую отчетность, потому что требуется серьезное финансовое обоснование управленческих решений. Перед поездкой слушатели готовятся: изучают ситуацию, исследуют конкурентов, делают анализ рынка. Потом едут на целый день в компанию, где погружаются в сам бизнес-процесс. После выезда в малых группах разрабатываются решения, которые публично презентуются и обсуждаются в рамках панельной дискуссии, участниками которой обязательно являются представители компаний.
Executive.ru: Как устроен процесс найма преподавателей? Среди них есть ваши выпускники?
М.С.: Уже лет пять наши выпускники активно приходят преподавать в школу. Сейчас это стало тенденцией. Преподавание для них – это желание развивать профессиональное сообщество, общаться с аудиторией и возможность высказаться. Чаще всего выпускники преподают у нас курсы по выбору, но есть и те, кто уже читает базовые курсы. Например, курс «Управление инновациями» читает наш выпускник Константин Бокшицкий, «Стратегия позиционирования компании» – Юлия Дидыченко.
Преподаватели – главная гордость школы, ведь с требовательной аудиторией работать непросто. Предусмотрена многоступенчатая система отбора, и в команду наших преподавателей новым людям войти достаточно сложно. После рассмотрения резюме кандидата ждет встреча с программным комитетом, где он должен продемонстрировать себя. На следующем этапе мы предлагаем кандидату провести инаугурационный бесплатный мастер-класс по теме, в которой он считает себя профи. Благодаря этому преподаватель и аудитория могут оценить друг друга без дополнительного напряжения и репутационных рисков как для преподавателя, так и для школы. Если этот этап пройден успешно, наступает следующий – курсы по выбору. И только потом можно перейти на уровень проведения базовых курсов.
Executive.ru: Есть ли какой-то внутренний рейтинг преподавателей?
М.С.: В итоговом анкетировании, которое проводится в конце обучения, есть так называемый «пьедестал почета», куда слушателю нужно вписать трех наиболее понравившихся ему преподавателей. Оказаться в этом списке очень престижно, есть даже те, чья фамилия присутствует в нем не один год. От чего это зависит? Для этого нужно ответить на другой вопрос: «Что такое идеальный преподаватель?» Это не только высококлассный специалист, владеющий и теорией, и практикой бизнеса, но отчасти еще и артист. То, что вы знаете, нужно уметь донести.
Executive.ru: Какие новые учебные технологии вы планируете ввести в учебный процесс в ближайшие годы? Насколько, на ваш взгляд, MOOC’s вписываются в систему бизнес-образования?
М.С.: Мир стремительно меняется, и современная образовательная программа, безусловно, подразумевает включение в учебный процесс дистанционной составляющей. Почему я говорю о «включении»? Потому что все дистанционные курсы сами по себе, вне зависимости от того, платные они или нет, - имеют очень низкий процент доучивания. Мы используем современные технологии, но придерживаемся позиции, что они выполняют поддерживающую функцию. В этом плане в ВШМБ уже около десяти лет существует учебный портал, куда слушатели выкладывают свои решения заданий, а преподаватели – материалы к курсу и оценки выполненных слушателями работ. Для слушателей модульных программ мы проводим вебинары и видеоконференции. Это особенно удобно для тех, кто приезжает к нам учиться из регионов России и зарубежных стран. Все слушатели имеют возможность проведения интернет-консультаций со своими научными руководителями по проектам.
С некоторыми преподавателями у нас идет разговор о том, что нужно записать пробный онлайн курс и использовать его в рамках программы. У нас уже был такой опыт в 2013 году с профессором Владимиром Кулешовым. Мы провели 16-и часовой онлайн курс по технике речевых коммуникаций, инициированный нашими выпускниками. Занятия проходили исключительно дистанционно, в формате онлайн конференций. Велись активные дискуссии, слушатели выполняли задания, записывали их на видео и высылали нам. В начале следующей встречи разбирали сделанное, после чего двигались дальше. Итоговое задание включало полноценную презентацию с учетом всех приобретенных навыков. Результат обучения был фантастическим по отзывам и слушателей, и преподавателя. Подводя итог, можно сказать, что мы в тренде растущей популярности онлайн-образования, но мы в начале пути.
Executive.ru: В ВШМБ сейчас идет акция «Индивидуальный коучинг в подарок». Расскажите о ней поподробнее.
М.С.: Томас Эдисон как-то сказал: «Если бы мы полностью использовали свои способности, то сами поразились бы полученным результатам». Вот и мы решили помочь нашим слушателям задать вектор развития и удивиться своим достижениям. Привлекли наших партнеров-коучей, в качестве работы которых уверены, и решили подарить индивидуальный коучинг слушателям, поступившим до 9 марта 2014 года. Он позволит слушателям программы МВА правильно себя позиционировать на рынке, найти пути достижения карьерных целей; а слушателям Executive МВА – обнаружить свои сильные стороны и научиться компенсировать ими слабые, разработать план развития и собственной личности, и своей компании.