«Бизнес-школы ответственны за будущее менеджмента»

За границу в поисках лучшей жизни, успешной карьеры, признания талантов, профессиональной реализации планов и идей едут не только менеджеры. Светлана Сердюкова относит себя к специалистам в области бизнеса и менеджмента, а профессия ее – преподаватель на магистерских программах и Executive МВА. В настоящее время она живет и работает во Франции. О том, от чего зависит успех карьеры преподавателя, что сложнее всего перенести в общении с французами и почему не нужно цепляться за насиженное место Светлана рассказала в беседе Executive.ru.

Executive.ru: Кем работали в России до учебы за рубежом? Почему поехали учиться за границу? Как изменилась ваша жизнь после миграции за рубеж?

Светлана Сердюкова: До приезда во Францию я жила в Советском Союзе и совсем немного в России в городе Алма-Ате (Казахстан), преподавала в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) в том числе на программе MBA (первая программа MBA была образована в КИМЭП в 1992 году). До определенного момента жилось очень счастливо, но потом пришлось уехать, так как я начала чувствовать себя чужой в своей собственной стране. В 1998 году я поступила в известную французскую бизнес-школу HEC Paris, где получила докторскую степень. Стоит отдать должное хорошему советскому образованию, полученному в лингвистическом университете Нижнего Новгорода – благодаря знанию иностранных языков я смогла учиться во Франции.

Еще будучи слушателем во французской бизнес-школе, я начала искать работу, а именно бизнес-школу, в которой могла бы преподавать. Поиск не занял много времени, так как специалисты в области бизнеса и менеджмента всегда нарасхват. Так я стала преподавать в городе Реймс: стратегию менеджмента на магистерских программах и Executive МВА во французской бизнес-школе Reims Management School (сейчас называется NEOMA Business School – после слияния с Rouen Business School). Вполне логично, что в основном мои студенты – не просто взрослые, а уже состоявшиеся личности, имеющие профессиональный опыт. Работать с такой аудиторией – крайне интересно, ведь и у них есть чему учиться. Кроме того, я читаю лекции в Китае, Марокко, Ливане, Литве, Казахстане. Правда, в России пока не приходилось.

Выбор этой бизнес-школы был не случайным. В поисках будущего места работы я руководствовалась тремя простыми критериями. Во-первых, критерий престижа: я метила в десятку лучших бизнес-школ Франции. Во-вторых, очень важным критерием для меня была рабочая обстановка: хотелось, чтобы была не очень бюрократичная, и без особых конфронтаций. Третий критерий – культурно-географический: хотелось жить и работать в месте с богатой историей и уникальным культурным наследием. По всем этим параметрам регион Шампань подходил идеально. Расположен он недалеко от Парижа (до Реймса 45 минут на поезде), по соседству с Эльзасом и Бельгией. Это важный культурный центр с огромным количеством достопримечательностей и исторических памятников, с богатейшими традициями. А также со своей изюминкой: ведь это родина и место производства известного всем алкогольного напитка, а значит: гектары живописных виноградников, очаровательные крошечные деревеньки, всемирно известные Дома шампанских вин с подвалами и подземельями, мелкие производители, с радостью и гордостью рассказывающие о своем шампанском.

Executive.ru: Что дало понять, что для человека с профессией преподавателя «там» лучше, чем «тут»?

С.С.: В бизнес-школе во Франции у меня статус «enseignant-chercheur», то есть преподаватель-исследователь. Он позволяет одновременно заниматься преподаванием и наукой, давать и получать знания. Именно эта дихотомия мне нравится больше всего. Когда занимаешься научными исследованиями, ощущаешь себя нужной, чувствуешь, что можешь принести пользу обществу и реальному бизнесу. С другой стороны, научная работа способствует самосовершенствованию и постоянному профессиональному развитию. К тому же есть возможность обмена опытом: на различных конференциях, симпозиумах я встречаюсь с творческими личностями, знакомлюсь с интересными проектами.

Благодаря открытости и уважительному отношению я быстро наладила отношения с зарубежными коллегами. Очень важно понять социальные нормы общения и поведения европейцев. Ведь практика общения, способы выражения чувств (удовольствия, недовольства, порицания...) отличны от тех, что приняты в России. Труднее всего лично для меня воспринимать критику в адрес своей родной страны. Когда иностранцы критикуют Россию, всегда трудно сдержаться и хочется рубить с плеча, с поднятым забралом ринуться защищать репутацию отечества. Но главное правило в таких ситуациях – не принимать критику на свой личный счет и близко к сердцу. Но, в общем, в нашем вузе отношения строятся на взаимном уважении: отношения между коллегами, между руководством вуза и преподавателями, между преподавателями и студентами. Нет коррупции, блата и взяточничества. И это ключ к успеху.

Executive.ru: Как строится обучение во французских бизнес-школах? Какова кухня?

С.С.: Среди моих слушателей есть студенты из других стран, в том числе из России. И могу сказать, что российские студенты, которые приезжают учиться во французские бизнес-школы – талантливые, волевые, целеустремленные личности. Их отличительная черта – гибкость мышления, они легко адаптируются к новой обстановке и привыкают к новым требованиям. Я слежу за новостями в России, и, судя по прессе и телевидению, российская молодежь стремится получить образование, а стратегическая цель государства – обеспечить качественное образование, соответствующее западным критериям. Но на сегодняшний день, на мой взгляд, российский рынок бизнес-образования еще не сложился: игроков на рынке много, а качество далеко не всегда на высоте. Бизнес-школы должны не забывать главного: не просто давать знания и умения, а осознавать свою ответственность за будущее студента, за будущее всего менеджмента.

Во французских бизнес-школах важное место отводится не только индивидуальной, но и групповой работе, основанной на методе обучения learning by doing (обучение, основанное на опыте; обучение действием). Студенты работают в группах, командах над конкретными проектами (пусть даже небольшими). Экзамен не столько проверяет, усвоил ли студент теорию, как то, смог ли он применить на практике свои знания. Оцениваются мотивация, упорство и другие важные личностные качества. Нужно заметить, что большинство студентов бизнес-школ имеют важную жизненную позицию и ответственно подходят к учебе.

Очень важный этап обучения во французских бизнес-школах – стажировки в компаниях. Стажировки просто необходимы. Трудно представить себе как будущего врача, который за 5-6 лет учебы ни разу не прикоснулся к пациенту, так и с будущего топ-менеджера, который никогда не видел, как обстоят дела на предприятии. На Западе стажировки вошли в обиход, но еще существуют проблемы, так как в некоторых случаях стажеры все еще воспринимаются как дешевая рабочая сила для предприятия. В нашей бизнес-школе, когда слушатель проходит стажировку, у него есть наставник со стороны компании и куратор со стороны нашего учебного заведения. Эти два человека занимаются слушателем в течение всего времени прохождения бизнес-практики. Они встречаются вместе в начале стажировки, в середине и в конце, анализируя цели и задачи студента и преподавателя, какие можно/нужно внести изменения. Я тоже являюсь куратором. Надо сказать, что мнение компаний о наших студентах достаточно высокое, они фактически сразу зарабатывают себе хорошую репутацию и воспринимаются как полноправные сотрудники и полноценные специалисты.

Executive.ru: Каково ваше мнение относительно возможностей российского рынка? Планируете вернуться?

С.С.: На мой взгляд, уже не то время, чтобы ставить вопрос ребром «Россия или заграница»? Все изменилось, все уже не так как раньше. Для меня есть огромный голубой шар, мир – единое экономическое и политическое пространство. Просто нужно найти свое место. Как я уже говорила, сегодня я работаю в Реймсе, а читаю лекции в Китае, Марокко, Казахстане. Мобильность развивается и не стоит рассматривать страны как какие-то отдельные, обособленные участки. Конечно, к России у меня всегда останется нежная привязанность, и есть желание внести вклад вразвитие страны. Но это желание пока остается нереализованным, так как еще не представилась возможность его реализовать.

Редакция благодарит международное коммуникационное агентство в сфере образования и науки Noir Sur Blanc за помощь в организации и проведении интервью.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, Екатеринбург

''...преподаватель МВА из СССР''???
Сами-то поняли, что в заголовок вынесено???
Менеджмент появился в России после распада СССР, а про МВА только заговорили в 1993!!!
После ТАКОГО заголовка теряется смысл читать дальнейшее!..

Руководитель проекта, Мурманск
Светлана Сердюкова: До приезда во Францию я жила в Советском Союзе в городе Алма-Ате (Казахстан), преподавала в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) на программе MBA. До определенного момента жилось в Советском Союзе очень счастливо, но потом пришлось уехать, так как я начала чувствовать себя чужой в своей собственной стране. В 1998 году я поступила на обучение в известную французскую бизнес-школу HEC Paris. Стоит отдать должное хорошему советскому образованию, полученному в лингвистическом университете Нижнего Новгорода – благодаря знанию иностранных языков я смогла учиться во Франции.
Как то с датами и я ничего не поняла
Редактор, Москва

Коллеги, приношу извинение, информация уточнена.

Александр Бичев Александр Бичев Бренд-менеджер, Москва

''преподавала в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) в том числе на программе MBA (первая программа MBA была образована в КИМЭП в 1992 году). До определенного момента жилось очень счастливо, но потом пришлось уехать, так как я начала чувствовать себя чужой в своей собственной стране. В 1998 году я поступила на обучение в известную французскую бизнес-школу HEC Paris.''
----------
Еще раз по-русски: человек ПРЕПОДАВАЛ МВА простакам за приличные деньги. Но как вдруг оказалось (хотя всем это было ясно с самого начала), это было НЕ МВА (какая неожиданность!), поскольку ''преподаватель МВА'' поступает на обучение МВА в приличном университете.

По-моему, мадам Сердюкова просто мошенница. Судя по тому, что ''жилось очень счастливо'', весьма крупная мошенница. И нам же преподносит мошенничество как успешную бизнес-стратегию.

. . . . Директор по развитию, Москва
Александр Бичев пишет: По-моему, мадам Сердюкова просто мошенница. Судя по тому, что ''жилось очень счастливо'', весьма крупная мошенница.
)) В РФ ''счастье Сердюковых'' это по определению - уголовное дело.
HR-директор, Москва

[/QUOTE]Сегодня она учит студентов со всего мира и читает лекции в нескольких странах.

бедные студенты! заплатили деньги, приехали во Францию узнать о тонкостях маркетинга, были уверены что получат общение с профессионалами, имеющими хорошее бизнес-образование и солидный практический опыт, а тут такой облом: казахстанский препод политэкономии, читает им на французском языке (который она учила в ВУЗе) о том, что такое маркетинг. Сама она о маркетинге узнала из книжек и общения с другими преподавателями. Менеджмент - та же глубина проработки темы (никем никогда не руководила).

если бы был конкурс на тему ''Лучшая статья, убедительно доказывающая, что МВА - это надувательство'' - эта статья бы могла занять на таком конкурсе призовое место.

Александр Бичев Александр Бичев Бренд-менеджер, Москва
Михаил Кузнецов пишет: )) В РФ ''счастье Сердюковых'' это по определению - уголовное дело.
А! Ну так вот и ответ на вопрос в заглавии публикации! Почему уехала? Чтоб не посадили. С другой стороны, в e-xecutive.ru набрали двухизвилинных креветок, поскольку те совершенно не фильтруют информацию, подрывая репутацию портала.
Исполнительный директор, Краснодар

Зрите в корень, дамы и господа! Не стоит придираться к словам и несоответствиям. Суть интервью: советская вузовская система готовила управленцев-практиков, а не манагеров-универсалов; знания и навыки полученные в классической советской высшей школе позволили педагогу после эмиграции найти работу в престижной зарубежной школе; российский рынок образования не нуждается в преподавателях-исследователях из-за рубежа.

Александр Бичев Александр Бичев Бренд-менеджер, Москва
Наталья Никифорова пишет: Участники Сообщества должны воздерживаться от открытых недоброжелательных онлайновых высказываний и оскорблений по отношению как персонально к участникам Сообщества,
Понимаете, Наталья... У любого издания есть репутация, которая складывается из соответствия содержания ожиданиям целевой аудитории. Чем выше репутация, тем выше степень доверия изданию, тем больше читателей у него. Если издание публикует глупости, то его аудитория меняется соответственно. Кстати, обсуждаемая публикация вышла от лица E-xeTeam, а не участника Сообщества. В Декларации Сообщества про персонал издания (интервьюеры, редакторы, модераторы, программисты и прочее) ничего не сказано. По смыслу Декларации участник - тот, кто пришел извне как читатель и пользователь. Так что юридически Вы не правы. Можете снимать баллы сколько Вам угодно - Вы модератор и можете ''закрыть'' хоть весь сайт.
Финансовый директор, Тула
Владимир Ромашов пишет: Менеджмент появился в России после распада СССР
Еще в СССР не было секса, детей приносили аисты, или их находили в колхозной капусте. Капусты сажали тогда много, поэтому численность населения росла очень быстро. А крупнейшая в мире экономика была построена исключительно из решений съездов КПСС и политбюро ЦК КПСС. Наверное, коммунисты знали какой-то секрет. Волшебство, не иначе.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.