5 причин использовать blended learning в корпоративном обучении

В X5 Retail Group успешно комбинируют семинары, коучинг-сессии и занятия в лабораториях с обучением в системах виртуальной реальности. В РЖД усиливают свои электронные курсы онлайн-взаимодействием и офлайн-активностями, регулярно обновляют не только обычную, но и мобильную библиотеку корпоративного университета. «Ростелеком» снял для своих сотрудников обучающий сериал, и с 2019 года дает теоретические материалы онлайн (80% времени), а отрабатывать практику (20%) приглашает на очные мастер-классы.

Таких примеров в российском бизнесе все больше — у микса двух образовательных подходов, который еще называют blended learning, или смешанным обучением, есть очевидные преимущества и для работодателя, и для его сотрудников.

Blended learning — смешанный формат преподавания с очными занятиями и онлайн-активностями. В онлайне учащиеся слушают вебинары, консультируются в чате с наставником, изучают материалы курсов и проходят тестирование. В офлайне — посещают практические тренинги, прорабатывают кейсы, получают очные консультации. Объединив два подхода, компания может быстро и по единому стандарту обучить сотни и тысячи сотрудников. А те, в свою очередь, большую часть времени получают знания в удобное время с любых устройств, например, со смартфона.

Пандемия послужила дополнительным драйвером интереса к корпоративным системам обучения, в которых значительную часть материала сотрудники осваивают самостоятельно и онлайн. Привычка работать и учиться дистанционно останется с нами надолго, но blended learning — это не вынужденная мера или компромисс, а гибкий инструмент обучения, сочетающий преимущества традиционного и онлайн-форматов.

Виртуальная коммуникация не всегда позволяет эмоционально вовлечь сотрудника в процесс обучения, зато с этим отлично справляются очные мероприятия, в то время как электронные обучающие практики упрощают доступ к знаниям и их контролю.

«Почта России», СДЭК, РЖД, «Черкизово», «Ростелеком» и сотни других российских компаний уже запустили корпоративные университеты, в которых практикуют смешанное обучение, и успели оценить его эффективность. Например, в «ВТБ Лизинг» подсчитали, что комплексный инструмент обучения и развития менеджеров по продажам на 30% увеличил число сотрудников, успешно прошедших экзамен после базового курса с первого раза.

Итак, пять аргументов «за» использования blended learning.

 1. Сотрудники учатся когда угодно и где угодно

Большую часть учебного материала они получают онлайн, причем для этого им достаточно смартфона с выходом в интернет. Планировать время учебы они могут самостоятельно даже при очень плотном графике: одни уделяют самообразованию 20-40 минут в дороге или после работы, другие предпочитают учиться в выходные дни, погружаясь в тему на 2-3 часа. Хорошо знакомые темы можно пропустить, а сложные — пройти несколько раз.

Работодатель предоставляет сотрудникам свободу выбора и одновременно позволяет им проявить самоконтроль и дисциплину. Сотрудник может в любой момент повторить пройденный материал, вернуться к фрагменту курса, на котором остановился в прошлый раз, и в большинстве случаев сам выбирает, когда ему учиться. Исключение — когда практические групповые занятия проводятся в офлайне.

Елена Баева

Елена Баева, руководитель отдела обучения и развития «СДЭК»

Наши сотрудники обучаются с первого дня работы, и мы понимаем, что сам процесс должен быть удобным. Они проходят курсы, тесты, посещают вебинары в любое удобное время со своего смартфона. Мы отслеживаем статистику посещений в СДО, и она показывает, что наши сотрудники заходят на платформу даже по вечерам в выходные дни.

2. Компания охватывает обучением больше сотрудников, затрачивая меньше времени и денег

При смешанном подходе знания одновременно получают сотни и тысячи сотрудников, а методисты разрабатывают и записывают уроки, а затем просто открывают к ним доступ. Приглашать крутых тренеров вживую проводить очные мастер-классы в разные подразделения компании необязательно — достаточно вебинаров, после которых знания можно закрепить с наставником в группе или индивидуально. Компания ощутимо экономит, перенося классы в онлайн-среду и заменяя бумажные методические материалы электронными.

Ради справедливости заметим, что система дистанционного обучения тоже требует вложений — ее нужно купить, а затем заполнить контентом. Однако стоимость учебного часа в смешанном формате всегда ниже, чем в традиционном.

Михаил Мумлев

Михаил Мумлев, начальник отдела профессиональной подготовки технического департамента «Хенкель Баутехник»

Мы обучаем сотрудников и партнеров по всей России и, чтобы поддерживать стандарты качества компании, комбинируем разные форматы и инструменты обучения. Проводим вебинары, усиливаем электронные курсы практическими заданиями, которые разрабатывают наши эксперты-технологи для технических специалистов. Эти задания дополняют очное обучение и сокращают затраты на него.

3. Подходит для географически распределенных компаний

Главный офис в Москве или другом крупном городе, а сеть филиалов покрывает как минимум ЦФО, а то и захватывает еще пару федеральных округов — типичная история для крупного российского бизнеса, таких как РЖД, «Почта России», СДЭК. В таких условиях обучать большое количество людей по универсальному принципу сложно, а итоговые результаты сильно зависят от локального руководства.

Blended learning стирает границы между городами и округами, позволяет создать единую обучающую среду для всех сотрудников компании. Они будут пользоваться единой системой дистанционного обучения, которая доступна в любой точке России. А во время офлайн-коммуникации с руководителями, наставниками или кураторами смогут закрепить знания на практике.

Елена Баева

Елена Баева, руководитель отдела обучения и развития «СДЭК»

Мы организовали дистанционное обучение 23 тысяч сотрудников по России и франчайзи. 70% обучающих материалов перенесено в электронный формат. Обучение стало более доступным и больше не зависит от физических возможностей тренеров, к тому же затраты на дистанционное обучение несопоставимо меньше.

4. Удобно анализировать результаты обучения

Чаще всего результаты дистанционного и очного обучения отслеживают с помощью систем дистанционного обучения. Это позволяет всем участникам обучения видеть реальную картину: 

  • как сотрудники усвоили материал;
  • сколько времени суммарно обучались;
  • какие ошибки совершали чаще всего на всех этапах обучения с онлайн- и офлайн-активностями.  

Руководитель может видеть, как влияет обучение на результаты его подразделения.

Аналитика подкрепляется обратной связью, которую сотрудник получает в личном общении с тренером или куратором. Таким образом, blended learning позволяет быстрее реагировать на ошибки и успехи учащихся, получать статистику и рекомендации по улучшению процесса обучения.

5. Можно брать лучшее от каждого формата

Непринципиально, кого нужно обучить — курьера, продавца, менеджера по продажам, эйчара или даже бармена — грамотно комбинируя онлайн- и офлайн-курсы, можно добиться высоких успехов и на выходе получить сотрудника с ожидаемым набором hard skills. Меняться могут объемы учебного материала, соотношение электронного и традиционного преподавания, а также инструменты, с помощью которых работодатель будет доносить нужную информацию до сотрудников.

В одних случаях хорошо работает база знаний и медиатека с короткими видеоинструкциями, в других — нужно уделить больше внимания отработке практических кейсов вживую, а где-то уже используют дополненную реальность, чтобы обучать на ситуациях, максимально приближенных к реальным.


Смешанное обучение — одно из самых перспективных в корпоративной среде. Оно дает больше плюсов, чем «сольное» онлайн-преподавание, так как позволяет получить активный опыт живого общения с коллегами, тренерами, руководителями и кураторами в тех профессиях, где личный контакт очень важен для достижения высоких результатов.

Читайте также:

Ваша компания уже использует blended learning?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы GMP

Знакомство с менеджментом в сфере культуры прошло в Мариинском театре.

Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.