Однажды в концлагере к известному психологу Виктору Франклу привели двух заключенных. Оба эти человека сдались, сломались. Они не хотели больше жить. Всем было понятно, что если они не выйдут на работы, их отправят в газовую камеру.
Франкл также был простым заключенным в этом лагере. Он уже очень многих спас, помогая людям восстановить волю к жизни. Но в этот день у него опустились руки. Оба мужчины говорили, что больше не видят, ради чего им жить, ради чего терпеть все муки и издевательства — проще уйти, сдаться, покончить с этим. Франкл не знал, что ответить, он чувствовал себя бессильным что-либо сделать.
И тут случилось что-то невероятное – как будто из ниоткуда пришел вопрос: «Ты больше не знаешь, зачем жить? Тебе больше жить незачем? Да?». «А если бы у жизни на тебя были свои планы? Если бы жизни было нужно, чтобы ты остался? Ради чего бы ей это было нужно?».
Оба мужчины расплакались и просветлели. Один сказал: «Мне лично уже точно жить незачем, но моя дочь... Она спаслась и сейчас находится в США. Возможно, жизни нужно, чтобы у нее был папа, и я все для этого сделаю». А второй сказал: «Я не готов больше бороться, меня ничего не держит. Но до лагеря я был ученым. Рукописи всех моих трудов спрятаны в подвале дома — возможно, жизни нужно, чтобы я вышел отсюда, и они были опубликованы».
Смысл — это мощнейший источник энергии. Глубокий смысл может оживить любое дело. Он дает силу, уверенность, способность работать с душой, с любовью. Словами Ницше, которым вторит Франкл: «если знаешь «зачем», можно вынести любое «как».
В любой работе можно найти три уровня смысла, три ступени осмысленности: смысл работы, смысл карьеры и смысл призвания.
То есть на вопрос: «Зачем ты это делаешь?», один человек скажет: «Я делаю, потому что это моя работа», другой ответит: «Я делаю, потому что это моя карьера», а третий скажет: «это мое призвание».
Если я говорю, что то, что я делаю – это моя работа, то для меня ключевой фактор – деньги. Если я отношусь к своей работе как к карьере, то ключевым для меня будет – развитие. Если я вышел на уровень призвания, то для меня важны вклад (то, что я создаю, что даю другим) и удовольствие.
Вы видите, что лестница смыслов иерархична. Смысл работы – это нижняя ступень. Смысл карьеры – вторая ступень, и смысл призвания – третья.
Если для меня смысл работы только в деньгах, я буду делать ровно то, что входит в мои должностные обязанности, и ровно с тем качеством, которое необходимо, чтобы меня не уволили. Моя работа для меня – что-то такое, чего бы я точно не делал, если бы мне за это не платили. Я работаю «от забора до обеда».
Если я нахожусь на уровне смыслов развития, у меня появляется больше энергии. Мое дело мне интересно. Я работаю не на дядю, а на себя. Я получаю возможность расти. Моя работа для меня — серия интересных задач с возрастающей степенью сложности. Развиваются мои способности, мои навыки, растет экспертиза, появляется новый опыт, я получаю новые возможности, выращиваю свою сеть контактов, растет мой статус в компании.
Уровень призвания особенно интересен. Человек по-настоящему проживает радость отдавать. Он наполняется энергией от той пользы, которую создает для других.
На этом уровне работа превращается в искусство, в дело жизни. Я вижу огромную ценность в том, что делаю. Кроме того, я не знаю, что еще в этом мире может быть увлекательнее и интереснее. Это мое дело, моя игра. Я получаю огромный кайф от самого процесса. Работа — это мое хобби, за которое мне еще и платят. Но я занимался бы этим, даже если бы мне самому приходилось кому-нибудь доплачивать.
Когда мы работаем с клиентами над моделью трех уровней смысла, появляется много практических вопросов.
Что делать, если все мои сотрудники работают только за деньги и не хотят думать ни о чем высоком? Им наплевать на миссию компании, на клиентов, на качество. С ними просто бесполезно об этом говорить. Все, что им нужно — это просто 20 тыс. рублей.
Тут важно понимать, что для человека на первом уровне смыслов. 20 тыс. руб. — это не просто деньги. Это возможность жить. Возможность кормить семью. Возможность водить ребенка в детский садик. Возможность поехать в отпуск. Возможность иметь крышу над головой. Если руководитель понимает это, возникает уважение. Возникает взаимопонимание. Возникает контакт с людьми. Возникает «эффект Суворова», который ел из солдатского котла и был «отец солдатам».
А из этого контакта появляется не книжное, а реальное, прочувствованное понимание, как вести таких людей за собой, как выстроить рабочий процесс и систему мотивации, чтобы люди включались и работали с интересом.
Другой вопрос: а можно ли «перевести» человека с одного уровня смыслов на другой? Как перевести его с уровня работы на уровень карьеры?
Ответ — да, помочь можно. Если есть предпосылки. Королевская дорога к этому переходу — помочь человеку сформировать долгосрочные цели развития.
Один знакомый руководитель говорит: «Я выбираю тех молодых сотрудников, в ком вижу искру, и говорю с ними об их будущем. В течение первых двух месяцев работы мы встречаемся два-три раза и разговариваем. Наша цель — увидеть, кем ты хочешь быть через три, пять, десять лет, и потом перевести это в конкретные планы развития на год. Когда это происходит, у человека появляется столько энергии, что хоть отбавляй. Он как будто просыпается. Он теперь работает на себя, на свое будущее».
Но самое интересное — это переход со второго уровня на третий. Переход от карьеры к призванию – ключевой вызов для большинства собственников бизнеса и команд топ-менеджеров, с которыми я работаю. И, возможно, для всего бизнеса 21 века в целом.
Красота и проклятье второй ступени — ступени карьеры — в том, что в ней очень много силы. Много очевидности. Я двигаюсь вперед и достигаю результатов. Сворачиваю горы. Прошибаю стены. Я победитель. Я успешен. Я №1. Я в расцвете сил.
Но тут начинает уходить энергия, становится скучно. Достижения перестают радовать.
Человек пытается поставить перед собой следующую высоту, следующую цель. Я же помню, прямо чувствую, как это было здорово — налитые силой мышцы и сфокусированное, безупречное движение вперед к цели. Но цель «не ставится», в ней нет энергии, она не настоящая.
При здоровом развитии здесь должен произойти тот самый парадоксальный сдвиг. Переход от вопроса: «Чего еще я хочу взять от жизни?» к вопросу «А что я могу отдать?». От вопроса: «Что я должен делать, чтобы достичь результата и быть успешным?» к вопросу: «А что мне по-настоящему нравится делать? Что я люблю?».
Этот переход пройти непросто — многие годы успешной жизни в стадии «карьеры» отучают чувствовать боль, но и отучают чувствовать радость, отучают слышать себя. «На войне как на войне», просто бизнес и «ничего личного».
Но пройти его очень важно. Если человек не переходит на этап призвания, в работе и в жизни нет энергии, начинаются вымученные проекты, в реальность вползает скука и недовольство собой, краски теряют яркость.
Когда переход происходит, мир вновь наполняется радостью, и я получаю удивительную возможность искренне и до конца спеть ту песню, ради которой пришел в этот мир. Это всегда как чудо.
Абсолютный бред дилетанта - игрока. Вот такими проявлениями и опасна игромания в работе!
Деньги-развитие-удовольствие... хмм Жизнь гораздо более многовариантна и разнообразна, чем пирамида Маслоу :)
про себя могу сказать, что каким-то чудесно-сказочным образом всю жизнь находилась на третьей ступени в Вашей иерархии. и вовсе не потому, что потребности в деньгах не было или нет.
кроме того, люди могут ''возвращаться'' на ''более низкие'' (с тз Вашей теории) ступени просто из-за того, что в жизни что-то поменялось (изменились интересы, возникла или возросла потребность в денежных средствах).
и да: у человека может никогда за всю жизнь не возникнуть мотива к развитию или самореализации. и искусственно никаким коврижками Вы этого из сотрудника не выманите.
у Вас все как-то упрощенно. неработающая модель. ИМХО
Филипп, шикарная статья))) спасибо!!!