Константин Хомкин родился 12 марта 1980 года в Москве. В 2002 году с отличием окончил магистратуру Московского энергетического института, в 2003 - магистратуру Академии народного хозяйства. В 2005 году получил степень кандидата технических наук. В течение семи лет проработал в Институте высоких температур РАН. С 2005 года является заместителем декана факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ при Правительстве РФ и доцентом кафедры «Управления инновационными проектами».
Факультет инновационно-технологического бизнеса занимается подготовкой и переподготовкой менеджеров, ученых и инженеров, связанных с управлением, развитием и коммерциализацией инновационных технологий. Обучение ведется по двум основным направлениям – программа магистратуры «Технологический менеджмент» и программа MBA «Инновационный и проектный менеджмент» с несколькими специализациями.
Executive.ru: Многие расценивают финансовый кризис как хороший период для получения образования. Вы согласны с этим мнением?
Константин Хомкин: Да, но здесь мне бы хотелось отдельно поговорить о тех людях, которые попали под сокращение, и тех, кого этот процесс не затронул. Для последних получение бизнес-образования актуально всегда. Кризис только несколько поменял ракурс, в котором оцениваются преимущества «новообразованных» сотрудников: если раньше обучение служило поводом для роста заработной платы, то теперь – дополнительным аргументом в пользу своей компетентности и, как следствие, сохранения рабочего места.
Для тех людей, которые попали под кадровую оптимизацию, эта ситуация тоже в некотором смысле оказывается выигрышной, так как у них появилось свободное время, которое можно провести с пользой для себя, появился повод кардинально сменить род деятельности. К тому же, сейчас у многих людей возникает вопрос, как сберечь свои доходы. На западе уже пришли к этой мысли, в России тоже постепенно начинают осознавать, что один из самых выгодных видов вложений - инвестиции «в себя», в свое развитие. Если вы будете получать образование в настоящем, оно обязательно окупит себя в будущем.
Executive.ru: Сколько поколений выпускников уже есть у вашей школы? Различаются ли по каким-либо признакам студенты разных выпусков?
К.Х.: Наше структурное подразделение в академии возникло в 1994 году, образовательная деятельность началась в 1996 году с двухгодичной программы «Технологический менеджмент». С того времени и на данный момент у нас уже 30 выпущенных групп, и весной мы планируем выпустить тридцать первую. Это лишь те группы, которые проучились по два года. Если говорить об отличии слушателей разных выпусков, они, конечно же, были, есть и будут. Когда наш факультет только появился, он носил название «Центр коммерциализации технологий», и его целью была переподготовка научных сотрудников и разработчиков для повышения их компетентности в деловой стороне вопроса, то есть, условно говоря, «научить людей, занимающихся научной деятельностью, успешно зарабатывать на своих разработках». Поэтому первоначально основной контингент учащихся составляли «технари». Сейчас же ситуация обратная – приходят люди из бизнеса, которые заинтересованы в инновационных технологиях и хотят зарабатывать на них деньги. В целом, для успеха любого проекта необходимы три составляющие: автор, менеджер и финансовые ресурсы. Получилось так, что сначала мы учили авторов, теперь – менеджеров.
Executive.ru: Почему между датами основания и начала первой программы прошло два года?
К.Х.: В 1994 году несколько граждан США у себя на родине выиграли грант в системе USAID, по которому получили денежные средства для организации в России структуры под названием «Инкубатор технологий». Грант имел целью практическую поддержку в России стартовой фазы малого инновационного технологического предпринимательства и подготовку персонала для инновационного бизнеса, основанного на новом товаре, услуге, технологии. Главной задачей Инкубатора было искать потенциально прибыльные проекты, консультировать авторов и предлагать проекты венчурным инвесторам. В качестве площадки для реализации своего проекта была выбрана АНХ при Правительстве РФ. Проект длился два года, за которые был наработан уникальный методический материал, в итоге послуживший базой для организации сначала коротких программ повышения квалификации, а в 1996 году – программы магистратуры. То есть сложилась уникальная ситуация – грант не просто был «освоен», а положил начало образовательной программе, и впоследствии – бизнес-школе.
Executive.ru: Есть ли какая-то статистика насчет того, насколько востребованы и успешны ваши выпускники – например, насколько обучение позволило им улучшить свое должностное или финансовое положение? Есть ли статистика по отраслям, в которых в основном заняты ваши выпускники?
К.Х.: Все западные бизнес-школы строят свои рейтинги на основе оценки уровня заработных плат выпускников, но в России это сделать сложнее – люди пока не готовы говорить о своих доходах открыто, поэтому мы сознательно не проводим такие опросы. В среднем, по нашим неофициальным данным, примерно половина выпускников меняет место работы в процессе учебы, что, как правило, связано с повышением зарплаты. Многие приходят к нам обычными рядовыми менеджерами и в процессе обучения понимают, что в них есть и какое-то предпринимательское начало, и организуют свой собственный бизнес, чаще всего довольно успешный.
Наши выпускники работают в абсолютно разных деловых сферах – это и государственный сектор (МЭРТ, Министерство науки и технологий РФ, Администрации регионов), и научные организации (Академия наук, ведомственные институты), инновационные фонды, частный бизнес. Если говорить об отраслях, то, в основном, это те направления, где активно развиваются инновации: биотехнологии, энергетика, информационные технологии, нанотехнологии и т.д.
Executive.ru: В чем принципиальное отличие вашей бизнес-школы от остальных?
К.Х.: Во-первых, в том, что мы не выросли из вуза, как подавляющее большинство бизнес школ, а, как я уже говорил, сформировались на основе Центра коммерциализации, организованным для решения сугубо практических задач. В чем заключается суть этого преимущества? Взрослых учить на базе вузовского подхода очень сложно, так как это уже не те молодые, которые впитывают все, что им скажут. Это люди, которые уже прочитали все книги, и теперь им требуется приобрести практические навыки, применимые для решения конкретных задач. Поэтому изначально, придя не из вуза, мы строили систему подготовки так, как сами это понимали, так, как хотели, чтобы учили нас. Я и сам выпускник магистратуры нашего факультета, поэтому прекрасно знаю, о чем говорю. В основном, наши преподаватели – это практики, бизнес-консультанты, которые обсуждают со слушателями решение той или иной задачи. Преподавание на бизнес-программах – это демонстрация бизнес-инструментов на примере живых кейсов, то есть прямое общение, обсуждение специфики применения того или иного практического инструмента. В некоторых случаях оно может послужить базой для будущего делового сотрудничества.
Во-вторых, наше отличие – это серьезная специализация программы MBA «Инновационный и проектный менеджмент», в особенности курсы «Управление интеллектуальными ресурсами», «Управление разработкой нового товара», «Управление проектами». В частности, последний отличается от подобных курсов в других школах тем, что слушателям не просто предлагаются международные стандарты управления проектами, а именно демонстрируется, каким образом учесть специфику российского инновационного бизнеса, то есть «что из инструментаря управления проектами действительно применимо у нас, а что нет», и если что-то не применино, то как лучше действовать в конкретных ситуациях.
Кроме того, большое внимание уделяется управлению инновационными проектами, проектами развития. Помимо, например, общего маркетинга, мы делаем упор на курс «Продвижение на рынок нового продукта», то есть продукта, который, по сути, еще не имеет рынка.
Executive.ru: Какое влияние на деятельность школы оказывает правительство? Сколько в процентном соотношении среди преподавателей школы государственных деятелей и чиновников и представителей бизнеса?
К.Х.: В академии много факультетов, и каждый из них живет своей жизнью: у одних есть бюджет и государственные заказы, у других – нет. Наш факультет не получает никаких регулярных бюджетных заказов от Правительства, и непосредственного влияния на нашу бизнес-школу мы не ощущаем. Периодически через ректорат поступают запросы от аппарата Правительства о необходимости в специалистах той или иной сферы, и если это касается нашей области, мы, конечно же, стараемся рекомендовать кого-то из выпускников. Кроме того, наш факультет отвечает за реализацию в Академии Президентской программы подготовки управленческих кадров.
Executive.ru: По каким программам проводится обучение в вашей школе? Какие из них наиболее востребованы сейчас, и с чем это связано, по вашему мнению?
К.Х.: Базовые программы – это магистратура «Технологический менеджмент» и программа MBA «Инновационный и проектный менеджмент», обе рассчитаны на два года. Набор осуществляется регулярно весной и осенью, обучение проходит как в вечерней, так и в заочно-модульной форме (три дневные сессии в год по две недели). Эти программы служат основой для более коротких, рассчитанных на десять месяцев, длительностью в 500 часов. У нас аккредитовано порядка десяти таких программ, три из которых входят в Президентскую программу. Основные заказчики годичных программ – корпоративные структуры, поэтому сроки проведения не фиксированы, группа может начать обучение в любое время.
В этом году, в рамках национального проекта «Образование», мы разработали две новые очень интересные программы профессиональной переподготовки – это «Управление технико-внедренческой деятельностью» и «Управление инновационным развитием отраслей и регионов». Первая ориентирована на подготовку специалистов инфраструктуры управления особыми экономическими зонами технико-внедренческого типа. Вторая касается актуального на сегодня вопроса разработки и реализации программы инновационного развития, обязательного для всех регионов. После успешного окончания как двухлетних, так и годичных программ, слушатели получают государственные дипломы соответствующих образцов.
И, наконец, третий вид образовательных программ – это короткие курсы повышения квалификации длительностью от 72 часов, по окончании которых выдается удостоверение государственного образца. Но если на двухлетних программах 80 процентов слушателей – частные клиенты, то на годичных и коротких – наоборот, большую часть программ заказывают предприятия. Это определяет их основное преимущество – мы имеем возможность проводить такие программы на территории заказчика, т.е. непосредственно на местах работы наших слушателей.
Большое внимание мы уделяем вопросам выпускных работ. Академический учебный план это одна плоскость обучения, а выпускной проект - вторая. Вне зависимости от того, на какой программе, короткой или длинной, слушатель обучался, он должен выполнить и защитить проектную работу, причем по актуальной для него практической задаче.
Executive.ru: Как вы определяете, что будет полезным и актуальным для слушателя при выполнении выпускной работы?
К.Х.: Когда человек начинает обучение у нас, мы спрашиваем у него, с какой проблемой он пришел, с какими трудностями в работе он столкнулся, и затем предлагаем сделать это темой выпускной работы, которую он будет защищать в конце программы на заседании аттестационной комиссии, состоящей из 4-6 наших преподавателей-консультантов и представителя компании – заказчика, если речь идет о корпоративной группе. Основное внимание на защите уделяется аргументированности и обоснованности предлагаемых управленческих решений. Уровень требований к работе такой же, как к результатам работы профессиональных консультантов, просто слушатель выполняет эту работу для себя.
Executive.ru: Расскажите о преподавателях бизнес-школы.
К.Х.: Согласно государственным требованиям, большую часть преподавателей бизнес школы должны составлять штатные сотрудники, но действительность несколько сложнее. Да, у нас в штатном расписании значительное количество преподавателей, но подавляющее большинство из них – совместители, т.е. основная их работа не у нас, а в профессиональном консалтинге. Безусловно, у нас есть преподаватели, которые ведут базовые теоретические предметы, такие как экономика, менеджмент и т.д. Но, повторюсь, обучение взрослых людей отличается от обучения студентов, у нас люди предъявляют совершенно другой уровень требований к преподаванию: им нужны конкретные прикладные советы, которые они смогут применить на практике, то есть необходимо общение со специалистами непосредственно из бизнес-среды. Такими специалистами являются профессиональные консультанты, применение практических инструментов – их хлеб. Поэтому в основном наши преподаватели – это бизнес-консультанты, работающие в ведущих российских и иностранных компаниях. Если говорить о процентном соотношении, то 10% – это преподаватели из государственных структур, 10% – штатные профессиональные преподаватели АНХ и 80% – бизнес-консультанты.
Executive.ru: Недавно ваша программа по направлению «Инновационный и проектный менеджмент» победила в конкурсе Правительства Москвы. Расскажите подробнее об этой программе. Что, на ваш взгляд, обеспечило ее победу, и что эта победа дает школе?
К.Х.: Наша школа уже принимала участие в этом конкурсе в 2006 году, тогда мы выступали с программой «Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов». В этот раз конкурс, в том числе, был объявлен и по направлению «Инновационный и проектный менеджмент», поэтому для нас это было особенно актуально. Чтобы пройти обучение по этой программе, необходимо быть сотрудником малого или среднего предприятия города Москвы. Заявку на участие можно подать в Территориальном центре по развитию предпринимательства, который существует в каждом административном округе столицы. Количество мест ограничено – всего 40 человек. Основное преимущество участия в этой программе заключается в том, что 70% стоимости оплачивает Правительство Москвы, а остальные 30% – либо сам слушатель, либо направляющая его на обучение организация. Кроме того, программа построена на базе программы MBA, поэтому представляет собой по-настоящему качественный образовательный продукт, признанный образовательным рынком. По ее окончании человек получает новые компетенции, государственный диплом АНХ, при этом стоимость программы существенно ниже, благодаря финансовой поддержке со стороны Правительства города. Кроме того, мы готовы принять несколько больше заявок, чем это предусмотрено условиями конкурса, поскольку опыт показывает, что всегда существует вероятность, что кто-то может «сойти с дистанции», по каким-то личным причинам отказавшись от обучения. На эту программу также можно попасть и в рамках обычного набора, но в таком случае слушателю придется заплатить полную стоимость обучения.
Источник изображения: pixabay.com
«ГДЕ УЧАТСЯ НОВАТОРЫ?» – Кто такой «новатор»? Это, человек с горящими глазами и нестандартным мышлением – инженерным, маркетинговым, управленческим, финансовым… Это творец (не путать с «креатором»!) Учить новаторов надо, но я слегка сомневаюсь, что их готовят в сем почтенном, увешанном медалями и грамотами заведении.ЗНАНИЯ – В. Адкинс: «Ценно не то знание, которое накапливается в виде умственного жира, а то, которое превращается в умственные мускулы». Л. Толстой: «Не бойся незнания, бойся лишнего, обременяющего, только для тщеславия приобретенного знания». Какие знания дают на факультете? Я не знаю. Но новатора делают не знания, а ряд ценных качеств, среди которых суперважна изобретательность.ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ – Основатель Sony Акио Морита: «Можно иметь прекрасную идею, сделать замечательное изобретение, но, тем не менее, упустить возможности. Поэтому для планирования новой продукции, что означает принятие решений об использовании техники и технологии в данном продукте, необходима ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ. А когда вы произвели качественный продукт, необходима ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ для его сбыта. Только при наличии этих трех форм ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ – в технологии, в планировании продукции и в сбыте – население сможет воспользоваться преимуществами новой техники».КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ – Это, прежде всего, «продуктизация», т.е. превращение технологии в продукт, который будет востребован на рынке, как правило, гипер-конкурентном. Это в значительной мере МАРКЕТИНГОВАЯ задача, требующая понимания Клиента (покупателя и пр.), создания новых рынков и многого другого. Мой опыт работы с технологиями говорит, что все начинается с творческого маркетингового анализа идеи и создания marketable product. Поиск инвесторов – это опять же маркетинговая задача, ибо коммерческое предложение – это продукт, который нужно продать инвесторам, ангелам и пр. Анализ дисциплин, изучаемых на факультете инновационно-технологического бизнеса, вызывает серьезные сомнения в том, что его выпускники способны что-то продуктизировать и коммерциализировать. Они, возможно, смогут чем-то «управлять», но кто у нас не может? Без бюрократов не обойтись даже в инновациях, но сколько их нужно?России с ее огромным невостребованным научно-техническим потенциалом нужны настоящие инноваторы a la Акио Морита! Возможно, когда-нибудь их у нас будут готовить. Чем черт не шутит - может и среди управленцев, которых производит данный факультет, небольшой процент станут настоящими инноваторами. Дай-то Бог.
Уважаемый Александр Павлович,разрешите поинтересоваться, в соответствии с какой методикой Вы проводили, цитирую...[I]Анализ дисциплин, изучаемых на факультете инновационно-технологического бизнеса......[/I]который у Вас:[I].....вызывает серьезные сомнения в том, что его выпускники способны что-то продуктизировать и коммерциализировать...[/I]?!?Я ни в коем случает не против здоровой, [B]конструктивной[/B], критики. Я согласен, что предпринимательское начало всегда будет первичным, и предпринимательству, тем более инновационному, научить нельзя. Но если у человека есть склонность и тяга к реализации инновационных проектов - ему всегда можно помочь не наделать ошибок, поделиться опытом, проконсультировать. Фактически - [U]подучить[/U] предпринимателя, дать ему необходимые практические навыки. Собственно, именно этим мы и занимаемся на наших программах.
Я что-то не понял. Какой у автора опыт в реальном бизнесе?
[b]Константин Хомкин,[/b] -согласен возьмите ТРИЗ Альтшуллера :D