Тренинг для замороженных куриц, или Почему активные продажи не работают?

...а не работают они потому, что обычно то, что принято называть «активными продажами» – миф. Который с удовольствием поддерживают заинтересованные лица – тренеры, менеджеры по HR и иногда даже руководители продажами. В принципе, это хороший, добрый миф, несущий позитивный заряд. Что-то вроде сказки с хорошим концом: все знают, что есть определенные сомнения насчет сюжета сказки и – особенно! – достоверности ее счастливого финала, но, поскольку в этот финал хочется верить, то и желания проверять точность изложенного как-то особо и не хочется. Но в бизнесе на сказки лучше не полагаться, даже со счастливым концом, так что все-таки выступлю в роли разрушителя мифов вообще и б активных продажах в частности.

Итак, прежде чем обсудить широко распространенное заблуждение по поводу чудесной силы этого волшебного метода, подумаем, «а что такое, в сущности, вообще активные продажи?» Я часто задаю этот вопрос заказчикам на переговорах по поводу тренингов и обучения персонала, и обычной реакцией на это является искреннее недоумение и невнятные попытки описать обычную работу продавца, прибавляя на каждом шагу прилагательное «активный». То есть человек активно приходит на работу, активно делает звонки, активно ездит на встречи и вообще активно зарабатывает деньги для родной компании. Другими словами – делает все то, что и так ему полагается делать по роду своей деятельности, только активно. Чаще всего подразумевается, что такой человек вообще просто добросовестно относится к своим обязанностям и хорошо с ними справляется. Хорошо, а какая тогда альтернатива может существовать тем самым активным продажам? Пассивные? Когда продавец просто сидит и ждет, пока пробьет его час? Когда клиент сам его найдет, выведает все достоинства предлагаемого товара или услуги, сам сделает заказ и проведет оплату?

Рассмотрим, для примера, в качестве модели пассивных продаж работу замороженной тушки курицы в супермаркете. В первом приближении это достаточно точная модель поведения нашего условного «пассивного» продавца. В самом деле: тушка лежит себе в холодильнике, никого не трогает, никому особо не мешает. Одета по форме: целлофановый пакет, ценник, – ждет своего покупателя. Ставку тушке платить не нужно, а для супермаркета расходы на ее содержание небольшие. В общем, ей бы еще компьютер с выходом «ВКонтакт» – и идеальный портрет офисного сотрудника. Конечно, если совсем уж по-честному – эта модель недостаточно точно отображает суть дела. Ведь для того, чтобы курица могла спокойно лежать в холодильнике, целая куча народа активно хлопочет над тем, чтобы у нее такая возможность была. Мерчандайзеры проследили, чтобы тушка была надлежащим образом повернута в зал, и не просто так, а нужным ракурсом; чтобы ценник был на месте и хорошо виден покупателям. Персонал магазина обеспечил чистоту в зале, проконтролировал работу холодильника и организовал работу кассы. Маркетологи продумали рекламную компанию, чтобы потребитель обратил внимание именно на эту тушку. Промоутеры зазывают покупателей не проходить мимо – в общем, продажи в ритейле не такие уж и пассивные, как кажется на первый взгляд. Собственно, и с некоторыми очистными продавцами дело обстоит также. Для того чтобы сотрудник мог сидеть и читать «ВКонтакте» в ожидании звонка от потенциального покупателя, кто-то должен был оплатить офис, компьютер, интернет, создание продукции и т.д. Но сейчас всем этим закулисьем мы пренебрежем и сконцентрируемся на работе собственно тушки. И пока мы концентрируемся, она спокойно лежит, пассивно предлагает курятину посетителям магазина и ждет своего часа, а наш пассивный продавец «читает» Интернет и ждет звонка.

Вы когда-нибудь слышали о тренингах активных продаж для замороженных куриц? А можете представить себе активность такой тушки, увеличивающую показатели продаж в разы? Новые подходы и секретные методы переговоров, улучшающие результативность сделок «курица-покупатель»? О книгах «Пять шагов и восемь ступеней, которые превратят любую курицу в орла»? О бесплатных видеокурсах (скачать без смс!) на тему «Секретное оружие курятины в борьбе за потребителя»? Нет? И я не слышал. Потому что специфика работа курицы в том и заключается, чтобы лежать и ждать своего покупателя, желательно, молча и без признаков жизни, чтобы не спугнуть его ненароком. И еще потому, что какие бы тренинги такой курице ни проводили – орлом она не станет.

Поэтому выбор между «активными» и «неактивными» продажами – это, по большому счету, фикция. Если ваш товар или услуга предполагает такую модель продаж, при которой покупатель сам выбирает свою курицу, то, собственно, и продавцы вам не нужны – вообще, в принципе, как класс. Вам нужна система самообслуживания – удобная, современная, которая будет хорошо, грамотно и незаметно вести покупателя от потребности к покупке. И чем меньше в такой системе человеческого фактора, тем она надежнее и эффективнее. Можно, конечно, назвать продавцом сотрудника, который будет принимать оплаты, выписывать счета, документы и делать отгрузки, – но с этой работой обычно прекрасно справляется бэк-офис и относительно низкоквалифицированный персонал, так что не будем плодить ненужных сущностей. Конечно – так же, как и в супермаркете, у нас будет свое закулисье – наверняка для продвижения товара понадобится сайт, рекламная компания и специалисты со своим немалым бюджетом, которые нам всю эту систему сделают. Но сейчас мы снова этим пренебрежем и будем считать, что раз товар продает себя сам, то нужды в продавцах нет.

А если товар себя сам не продает – появляется необходимость в специальных людях, которые будут заниматься поиском клиентов, переговорами с ними и согласованиями условий сделок. И вот эти самые специальные люди и называются «продавцами» – и их специальная работа сильно отличается от работы курицы в холодильнике как раз той самой пресловутой «активностью».

Это качество есть непременное следствие их профессии. Знаете ли, певцу приходится уметь петь, художнику – рисовать, танцору – танцевать, лесорубу – иметь развитые навыки обращения с топором, а продавцу – быть активным на грани возможного. Мне трудно представить курсы по обучению пению для выступающих певцов. И еще я очень не люблю сводить подготовку продавцов к бессмертному «хочу спросить вас, как художник художника: вы рисовать умеете?» И по тем же причинам не могу всерьез воспринимать тренинги, на которых продавцов обучают особой технике активных продаж. Продавец по определению либо активен, либо профнепригоден. Конечно, его можно и нужно развивать, в том числе и на тренингах – но речь может идти именно о развитии имеющихся навыков и способностей. Можно оттачивать и шлифовать его умения, отрабатывать приемы ведения переговоров, учить методикам анализа своей работы и т.д. и т.п., но речь не может идти о том, чтобы научить вялого, стеснительного человека, боящегося телефонных звонков и личных встреч, каким-то особым приемам продавцовского Кунг-Фу, которые внезапно помогут ему выполнить, в кои-то веки, план продаж. Ну а если таких стеснительных набирается целый отдел, тут нужно не тренинги для персонала проводить, а менять HR и руководство, пока фирма еще окончательно не утонула. Но, в любом случае, такую ситуацию тренингами для персонала изменить практически невозможно.

Итак, работа продавца изначально предполагает «активность» как таковую. Тренинги и обучение могут эту черту персонала развить и улучшить. Но подавать «активные продажи» как секретный прием, за счет которого можно обойти конкурентов и улучшить продажи – профанация, примерно так же, как проводить тренинги по вырабатыванию привычки у сотрудников приходить на работу вовремя, разговаривать по телефону и не тащить из офиса канцтовары. Конечно, активные продажи-то работают, и, чем активнее ими заниматься, тем больше результаты, включая и бонусы у продавцов. Но не работает идея активных продаж как волшебного метода, которому можно быстро научить сотрудников, чтобы они с его помощью чудесным образом решили все проблемы по привлечению клиентов и повышению эффективности сбыта.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Украина

Осталось выйти на улицу и крикнуть - активные, ВСЕ ко мне!! Собрать отдел из активных,
выгнать пассивных и можно начинать увольнять конструктора, рабочих, дизайнеров, и т.д. и т.п. Да, еще надо активным платить, как пассивным, не слушать их, орать если спрашивают почему нет сервиса товара, - клиенты обижаются!... А потом подумать над всем этим и не писать статей на тему - как я был активным пионэром!

Менеджер, Москва

''Неправильные пчелы несут неправильный мёд''?
Кто будет спорить с тем, что продавец должен продавать?
Профессиональные певцы, кстати, постоянно тренируются (у меня теща поет в Новой опере)! Непрофессионалам это невидно, типа пришел на концерт, а они так слаженно поют и оркестр без тренировок играет так слаженно!
Нужно ли подбирать людей, которые соответствуют функциям? Да. Нужно ли обучать людей? Да.
Перегорают люди? Да. Нужна ли денежная и неденежная мотивация? Опять ДА.
КАКАЯ РАЗНИЦА КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТРЕНИНГ, ЕСЛИ ОН ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФАКТУ? т.е.Увеличивает продажи, как таковые.

Руководитель проекта, Екатеринбург

''Нужно активно заниматься активными продажами!'' - мне этот пассаж понравился ))))))))))))))))))))))
А пассивными продажами нужно заниматься пассивно!
А если серьезно, черезмерная и не по делу активность начинающих продавцов вредит скорее, чем пользу приносит.

Менеджер группы продуктов, Казахстан

Продажи как тяжелый мяч - раскачать требует усилий, но потом начинают катиться сами - достаточно только направлять и корректировать.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Стереотипы ломают, а они не обижаются. Понимают, что это - не со зла. Просто нужно же человеку привлечь внимание публики. Ну, так пусть себе ломает. Все равно ведь сломать не сможет.
А почему не сможет? В данном конкретном случае потому, что ''пассивные продажи'' (и продавцы) - не фикция, а правда жизни. Есть такие товары, работы и услуги, которые продаются только тому, кто их ищет, и никак иначе. Вообразите себе, к примеру, активного продавца ритуальных услуг. Он не ждет, когда к нему придут за гробом, а ведет телефонный обзвон по справочнику и заманивает оптовыми скидками и корпоративным выездным сервисом...

Риск-консультант, Санкт-Петербург

не мешайте автору продавать себя и свой тренинг.Автор молодец,даже тещу в Новой опере продал!:))) если материал не будет агрессивно-провокационным или хотя бы обсуждаемым,то фиг вы на него клюнете:))) А ,собственно ПРОДАЖА ,начинается с первого НЕТ клиента - все остальное СБЫТ!

Директор по развитию, Ижевск

Истина как всегда, скорее всего, где-то по середине. Полностью соглашусь, что громкие названия тренингов типа «сверхпродажи» абсолютно не оправдывают себя. Хотя в зависимости от личностных качеств тренера они могут быть эффективны как дополнительная мотивация или как ликбез для новорожденных продажников. Базовые качества «активного» сейлза сложно приобрести, ими проще обладать изначально – определенный навык общения, энергия, находчивость, в конце концов. Впрочем, собрать в отделе продаж исключительно таких личностей тоже не просто – но это уже отдельная тема для разговора.
Еще одно рациональное зерно статьи – то о чем многие компании почему-то забывают – не ставить квалифицированных, а тем более псевдоквалифицированных сотрудников туда, где это не требуется. Туда где можно решить все вопросы грамотным маркетингом и call-центром.

Менеджер, Москва

Ничего нового. На вопрос в названии: Почему активные продажи не работают? Автор на протяжении 8 абзацев высказал одну мысль - кузнец кует, пастух пасет, продавец продает. А если не продает, то это не продавец. А почему активные продажи не работают и что под активными продажами автор имел в виду? Может назойливость? Может тренинги активных продаж? Тогда какие тренинги?

почему бы не рассмотреть, что вкладывают в понятие активные и пассивные продажи?

Пассивными продажи могут быть, когда продавец готовит предложение, отвечает на возражения, показывает выгоды и ... в результате получает сделку.
Активными продажи могут быть, когда продавец готовит предложение, отвечает на возражения, показывает выгоды и ... в результате тоже получает сделку.
В чём отличие? отличие в том, кто ведёт процесс продажи продавец или покупатель!

Иногда под активными продажами подразумевают поиск клиентов. ТО есть,каким образом клиент поступает к продавцу? Сам приходит (например, откликнувшись на рекламу) или клиента ищет и приводит продавец.

Но САМОЕ ГЛАВНОЕ! Что автор продает я так и не понял! :)

С уважением, Владимир.

Директор по работе с клиентами, Москва

Есть сотрудники отдела продаж, которые ищут новых клиентов и те, кто развивает отношения с уже существующими контактами. И люди это по своему характеру, темпераменту и главное знаниям, разные.

Научить продавть можно, хотя конечно это прежде всего личный талант и продавать самолеты и мобильные телефоны редко может один и тот же человек. Я довольно давно работаю в продажах и маркетинге и поддерживаю обучение персонала. Персонала, у которого есть мотивация достичь результат и будьте уверены, что мотивированный сотрудник найдет средства и способы успешно провести переговоры и встречи. Пригласит коллег, специалистов, приедет к заказчику в регион, заранее подробно изучит потребности заказчика. Конечно профессия продавца уникальна и всегда присутствует элемент удачи и везения. Хорошего дня, Мария

Директор по работе с клиентами, Украина

Активно гадим на слово активно!Какие курицы? Я работал 5 лет руководителем продаж, все работники диверсанты и партизаны и вы такой же, лишь бы меньше сделать и больше получить и я (не обижайтесь:-)). По моему тренинги для этого. Активные продажи - просто вид сбыта. И курица в магазине себя не продаст активно, без классного барбекю, запах от которого привлечет клиентов. Поэтому пожарим наших пассивных работников тренингом аааааактивных продаж и переговор.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.