«Мы многое знаем, но нам не хватает уверенности»

Какой формат обучения МВА наиболее эффективен для управленца? - Тот, что происходит за рабочим столом и дает возможность сразу реализовывать новые знания на практике, считает Дмитрий Стапран, директор по организационному развитию «РусГидро». Никакое решение кейсов с откладыванием знаний «про запас» не может сравниться с реальным опытом. Именно поэтому так важно, идя в бизнес-школу на уровень Executive, соблюдать четыре простых правила: находиться на руководящей должности, иметь солидный управленческий опыт за плечами, выбирать модульное обучение западных или совместных программ, а также получать знания в компании себе подобных. В 2010 году Дмитрий окончил программу Executive MBA Kingston/РАНХиГС. Executive.ru спросил управленца о его личном опыте получения эффективных знаний и навыков.

Executive.ru: Когда вы задумались о бизнес-образовании? Что стало главным мотивом?

Дмитрий Стапран: В 2008 году я перешел работать в компанию «ИНТЕР РАО» на должность начальника департамента, возглавил департамент организационного обеспечения. У меня к этому моменту уже было два высших образования МГИМО, международное и юридическое, и степень кандидата исторических наук. За плечами – шесть лет опыта работы в МИДе, в Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»), где с должности главного специалиста я вырос до корпоративного секретаря. Но этого всего оказалось недостаточно, так как практически все знания (кроме юриспруденции), что я получил в образовательных учреждениях, не имели отношения к бизнесу. А опыт работы не дал целого ряда управленческих навыков.

Executive.ru: По какому принципу вы выбирали школу? Сколько вариантов рассматривали?

Д.С.: Особо много вариантов я не рассматривал. В 2008 году в журнале «Секрет Фирмы» вышел рейтинг бизнес-школ, функционирующих на российском рынке. Совместная программа MBA Kingston/РАНХиГС занимала третью строчку (а в 2009 году – первую). К тому же примерно в то же время бывший руководитель этой программы MBA перешел в HR-департамент «ИНТЕР РАО» тьютором, и у меня была возможность с ней пообщаться и услышать ее рекомендации. Это окончательно определило мой выбор.

Безусловно, на выбор повлияло и то, что бизнес-школа – западная. Западному бизнес образованию гораздо больше лет, чем отечественному, и, конечно, уровень первого гораздо выше. Уехать учиться за рубеж с отрывом от производства тогда я не мог, так что программа стала своеобразной палочкой-выручалочкой.

Executive.ru: Как происходит процесс поступления?

Д.С.: Помню, что при поиске бизнес-школы меня очень смущала необходимость сдачи вступительных экзаменов (я полагал, что это что-то страшное и происходит по аналогии с зарубежными вузами, где нужно сдавать GMAT и TOEFL). Сейчас понимаю, что бояться не нужно – все намного проще, чем кажется (к тому же позже, просто так, для себя, я попробовал сдать GMAT и получил 680 баллов – весьма высокая оценка). Тем не менее, плюсом для меня оказалось то, что для поступления в Kingston нужно было пройти собеседование на английском языке с профессорско-преподавательским составом. В ходе беседы меня определили на программу Executive MBA, так как у меня уже был достаточный управленческий опыт. Отдельная личная благодарность школе в том, что допустили к собеседованию несмотря на то, что я опоздал по срокам с подачей документов.

Executive.ru: Как строилось обучение?

Д.С.: Программа Executive MBA длится два года, предполагает модульное обучение с полным погружением (в течение пяти дней, с 9:00 до 18:00, плюс дополнительные занятия), позволяя совмещать обучение с работой. После этого перерыв на месяц-полтора с кучей заданий, книг на прочтение, встреч с группой. Я считаю, что отдача от такого обучения гораздо больше, чем от Full-time. Сейчас обучение work based learning (учеба на работе) становится все популярнее в плане своей эффективности. Вам читают модуль, вы разбираете кейсы, а затем вам дают задания, которые должны продемонстрировать, насколько вы усвоили материал. Когда, параллельно работая, вы понимаете, что новые знания можно применить к вашей деятельности, и применяете, - то это колоссальный опыт. Правда, это и двойная нагрузка на вас, и испытание для вашей семьи, которая вас практически «теряет» на два года.

За время учебы у нас было два учебных модуля за рубежом: один в Англии, другой – в Китае. В Китай я не смог поехать, а вот в Англии был, чему очень рад. У нас был организован ряд встреч с представителями бизнес-сообщества: бизнес-аналитиками, которые рассказали свое видение относительно того, что происходит на мировом рынке финансов, рынке заемного капитала. Интересный взгляд практиков-профессионалов в настоящее и будущее. Это не книга, где выводы опираются на прошлые цифры.

Executive.ru: Сколько человек было в вашей группе, кто они?

Д.С.: В бизнес-школе была самая дружная группа из всех моих образований, мы до сих пор тесно общаемся. Это люди из всевозможных сфер: консалтинг, банковский сектор, предпринимательство, фармацевтика, СМИ, девелопмент, энергетика и т.д. Всего при поступлении было 25 человек, из которых до диплома дошло 15. Это говорит о том, что даже легкость вступительного испытания при поступлении не дает гарантии получения диплома тем, кто идет в школу просто за британской «корочкой» – эти люди все равно отсеются.

О нашей группе мне запомнилась фраза профессора: «В совокупности вы представляете собой 250 лет управленческого опыта, с чем не сравним никто из преподавателей или учебников. Поэтому ваше общение даст вам не менее, чем вы получите от нас».

Executive.ru: Как вы оцениваете качество преподавателей?

Д.С.: Например, тот, кто преподавал у нас HR, раньше планировал секретные военные операции в Великобритании. Соответственно, можно представить, какой у него опыт, понимание психологии.

У нас были и зарубежные, и российские преподаватели, но все основные модули вели первые. В зарубежных бизнес-школах очень четко следят за тем, чтобы профессора обязательно несколько часов в неделю занимались консалтингом в реальном бизнесе, публиковали определенное количество статей, писали определенное количество книг, вели определенное количество курсовых работ. Это те количественно-качественные показатели, по которым оценивается их работа. Это же является залогом того, что вы получаете качественную и свежую информацию.

Executive.ru: Какие предметы были вам наиболее интересны?

Д.С.: Мне очень понравился Operation Management, Financial Management, модуль HR. Еще факультативный модуль про бизнес-коммуникации, который читала доктор филологических наук, профессор Елена Зарецкая. Я не смог посетить все ее лекции, но с упоением прослушал все записи ее выступлений.

Executive.ru: Можете ли вы привести конкретные примеры, когда преподаватель «взорвал сознание» – заставил принципиально пересмотреть взгляды на тот или иной вопрос из области экономики или бизнеса?

Д.С.: Было два таких момента. Первый – из финансового менеджмента. Процесс инвестирования, как правило, строится на данных статистики и будущих прогнозов. Однако все, что было в прошлом – возможно, никогда не повторится. Все, что будет в будущем – возможно, никогда не случится. А то, что между – безумно хрупкая граница, стоя на которой вы и принимаете решение. И многое тут зависит от вашего умения чувствовать, от бизнес-интуиции. Безусловно, подкрепленной знаниями (например, западные инвесторы чувствуют себя гораздо более подкованными в ситуации кризиса, чем мы, потому что они этих кризисов пережили целую кучу). То есть я пришел за знаниями, а ушел с пониманием того, что интуиция играет огромнейшую роль в принятии бизнес-решений и что ей нужно учиться доверять.

Второй момент «взрыва сознания» состоял в том, что изначально я шел учиться с четким осознанием того, что я чего-то не могу, что-то не знаю. Стакан казался наполовину пуст. Все, чему меня учили, представлялось безумно сложным в начале, но оказалось простым на поверку. Оказалось, что я интуитивно многое знаю, просто мне не хватает уверенности в себе.

Безусловно, MBA дает знания. Но еще больше оно дает уверенность. И это то, за чем стоит туда идти. Понимание того, что «я знаю, я могу», помогает сворачивать горы.

Executive.ru: Как школа повлияла на ваше личностное развитие как руководителя?

Д.С.: Я еще больше укрепился во мнении о важности эмоционального лидерства, неприменимости командно-административного управления. На модуле по лидерству у нас был очень интересный преподаватель. Он начал свой консалтинговый бизнес после того как вернулся с первой войны в Ираке. Он был английским пилотом, сбитым и посаженным в иракскую тюрьму, где содержался в ужасных условиях. В этих испытаниях он познал то, каким должен быть истинный лидер. Многие военнопленные потом говорили ему, что выжили только благодаря его вере и силе духа, его словам и поддержке. Такие откровения пробуждают понимание.

Executive.ru: Чувствуете разницу между собой и теми менеджерами, у кого нет MBA?

Д.С.: Да. Бывают люди без MBA – блестящие менеджеры, бывают с MBA – никчемные управленцы, но все это исключительные случаи. Я осознаю, что с теми, кто получил MBA, я разговариваю на одном языке. Другим подчас приходится объяснять очевидные вещи. Иными словами, MBA – это общий язык менеджмента, латынь бизнеса. Вы говорите «внутренняя ставка рентабельности», «average cost of capital», «маркетинг-микс», KPI, - и вас понимают. Если бы я занимался рекрутментом, то, безусловно, отдавал бы предпочтение тем, у кого есть MBA.

Executive.ru: Есть ли в вашей школе сообщество выпускников, было ли оно вам полезно?

Д.С.: Само сообщество есть, но оно присутствует в основном в Лондоне, поэтому моя активность там крайне низка. Зато я активно поддерживаю общение с преподавателями, с которыми мне посчастливилось познакомиться во время учебного модуля в Англии. А еще прекрасно дружу со своими одногруппниками.

Executive.ru: Насколько знания, полученные в западной школе, актуальны для российского рынка?

Д.С.: Безусловно, актуальны, потому что российский рынок – не вещь в себе. Это нормальная часть международного рынка. Есть особые предпочтения рынка в потреблении, но, по сути, подход к покупателям, экономические законы – все работает так же, как и за рубежом.

Executive.ru: Почему вы не пошли в консалтинг, как многие выпускники западных школ, а выбрали реальный сектор?

Д.С.: А я из него и не уходил. Мне интересно видеть реальные плоды своих трудов, нежели консультировать кого-то.

Executive.ru: Каково поле вашей деятельности в компании, и каких именно навыков и компетенций оно требует?

Д.С.: Я отвечаю за весь back-офис, недвижимость и транспорт. Про компетенции – чем больше навыков и знаний есть у менеджера, тем лучше. Не нужно постоянно бегать и советоваться с кучей консалтеров, бухгалтеров, юристов. Способность самому видеть целостную картину увеличивает скорость принятия решений.

Executive.ru: Каковы цели организационного развития вашей компании, и насколько трудно/интересно работать над этими целями?

Д.С.: Очень трудно, но чем труднее – тем интереснее. «РусГидро» – крупная компания, у нее есть стратегия, расписанная на несколько лет вперед. Идеология такова: повышать эффективность производства, строить новые гидрогенерирующие станции (дешевый, эффективный и экологичный источник энергии). Одновременно у нас есть подразделение «РАО Энергетические системы Востока», у которого много амбициозных задач по строительству новых объектов и развитию Дальнего Востока как такового. То есть это дальнейшее строительство и повышение качества эксплуатации. Чего-то прорывного в электроэнергетике сложно придумать. Это консервативная отрасль экономики с длительными сроками окупаемости.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Леонид Сохор, Сергей Левшин
Генеральный директор, Москва

''Все, что будет в будущем – возможно, никогда не случится.''

Это как?

Аналитик, Санкт-Петербург
пишет: Как получить 250 лет управленческого опыта?
Что-то в этом настораживает! Не вспомнить, даже, чем они там занимались хотя бы столетие назад...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Исследование: почему девушки решают учиться IT

Большинство опрошенных студенток IT в старшей школе учились в профильных классах – с IT или физико-математическим уклоном.

Высшая школа бизнеса ВШЭ и ТМХ завершили модуль по обучению руководителей

В ходе обучения более 50 сотрудников ТМХ осваивают важные навыки, связанные с маркетингом, финансовым менеджментом, развитием команд и принятием управленческих решений.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ стартовал новый поток обучения кейс-методу

Кейс-метод – одна из основных образовательных технологий ведущих мировых бизнес-школ.

Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.