Карьера не важна. Главный мотив: «Да, я могу это сделать!»

Дипломы DBA в России есть примерно у 500 человек, в том числе 400 получили его в Высшей школе корпоративного управления РАНХИГС. На вопросы Executive.ru отвечает директор школы, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России Сергей Календжян.

Executive.ru: Какой мотив приводит слушателей на программу DBA?

Сергей Календжян: Учеба по программе DBA – это не карьерный лифт. Большинству наших слушателей подобная перспектива не нужна: они – успешные люди, занимающие самые верхние этажи в корпоративной иерархии или владеющие бизнесом. Как правило, абитуриенты – выпускники программ МВА, среди них есть кандидаты, доктора наук. Многие по семь-десять лет эффективно руководят компаниями, при этом их успех совершенно очевидный, в нем не приходится сомневаться. Таким людям интересно не карьерное развитие, а нечто иное: качественный скачок в личном развитии, способность сказать себе самому: «Да, я могу это сделать!».

Executive.ru: Что именно сделать?

С.К.: Провести научное исследование на высоком профессиональном уровне. Написать монографию. Опубликовать ее.

Executive.ru: Эти задачи похожи на те, которые ставят перед собой аспиранты и докторанты?

С.К.: Это иной профиль и иной уровень. У нас очень серьезное отношение к соискателям, с каждым при поступлении беседует научный руководитель программы, академик Абел Аганбегян. У наших докторантов часто не один, а два научных руководителя, которые действительно погружаются в тематику исследования, опекают диссертанта, ведут его. В практике обычной аспирантуры или докторантуры такого внимания нет.

Executive.ru: Зачем нужны два руководителя?

С.К.: Затем, что в диссертациях исследуются сложные темы, на стыке нескольких предметных областей. Например, химия и менеджмент или медицина и маркетинг. Соответственно один курирует управленческую часть, а другой – предметную. При этом в качестве руководителя по менеджменту выступают опытные специалисты, имеющие практический опыт управления отраслью на уровне заместителя министра.

Executive.ru: Каков средний возраст слушателей программы DBA в вашей школе?

С.К.: 40 лет, при этом возраст колеблется от 33 до почти 60 лет. 54% слушателей – в диапазоне 35-45 лет.

Executive.ru: Зачем человеку в 40 лет, добившемуся результатов в бизнесе, доказывать себе: «Я могу это сделать!» и готовить диссертацию?

С.К.: Во-первых, для того, чтобы обобщить свой опыт, рассказать миру, как именно он достиг успеха. Во-вторых, для того, чтобы … избежать одиночества. Успешные люди в России очень одиноки, они часто страдают от того, что поговорить на равных не с кем. Накапливаются проблемы в семье и на работе. Очень часто они сталкиваются с потребительским отношением к себе со стороны других (попросту говоря, от них постоянно ждут денег). Состоянием их души никто не интересуется. Далеко не все вопросы они могут обсуждать с заместителями, а на программе DBA, где встречаются люди, равные по социальному статусу и не зависящие при этом друг от друга, они могут открыто делиться размышлениями на самые актуальные темы, поговорить о том, о чем действительно болит душа. Один слушатель прямо сказал: «Я многого добился в жизни – это смог, то смог. Заработал множество миллионов. А жить стало неинтересно. Если бы не DBA, я вообще не знаю, что бы с собой сделал…». В-третьих, для того, чтобы выйти на новые горизонты в развитии бизнеса. Был случай, когда наш слушатель после окончания курса DBA купил шахты в Индии и Вьетнаме и начал новую фазу в жизни.

Executive.ru: Как организована учеба?

С.К.: Она длится три года, в течение которых слушатели проходят 10 сессий, каждая продолжительностью 10 дней. В год – около 250 часов очных занятий. Кроме того, мы используем новые технологии, позволяющие организовать учебный процесс в удаленном доступе.

Executive.ru: Велика ли учебная группа?

С.К.: Около 20 человек. Бывает, что человек начинает учебу в одной группе, а заканчивает в другой: в процессе учебы увлекается развитием новых направлений бизнеса, уходит в это с головой и не успевает защитить диссертацию, в этом случае он присоединяется к следующему потоку. Но работа в любом случае должна соответствовать предъявляемым требованиям, просто так диплом доктора никто не получит. У нас есть примеры очень известных людей страны, которые учились, но остались без диплома.

Executive.ru: В чем отличие ваших требований от стандартов ВАК?

С.К.: В ВАКе нет специального стандарта по DBA. Наши требования близки к требованиям Association of MBAs (AMBA). Около 15% тех выпускников, которые не имеют степени кандидата или доктора наук на момент поступления, защищают после окончания курса DBA кандидатскую диссертацию. Им это сделать не трудно. Были случаи, когда наши выпускники защищали и докторские по экономике. При этом основное различие между требованиями ВАК и нашими состоит в том, что нас интересует не научная новизна, а бизнес-новизна: в исследовании должно быть показано, при помощи каких управленческих технологий данная компания добилась успеха. Получается капитальный труд объемом около 200 страниц, в котором раскрыты все секреты. Мы разделяем подход Гарвардской школы бизнеса: целью выпускника PhD является создание новой теории, в то время как выпускник DBA должен внести инновации в систему управления, применив теоретические модели к практике реального бизнеса.

Executive.ru: Есть ли у российских бизнес-школ консенсус относительно того, что такое DBA?

С.К.: Мы ведем диалог по этому вопросу друг с другом в рамках консорциума по развитию делового образования. В качестве базовой мы приняли концепцию DBA, которую разработала AMBA. Лучшими программами DBA, аккредитованными AMBA, признаны проекты Kingstone Business School, Granfield School of Management, Grenoble Ecole de Management и Hong Kong Polytechnic University.Обучение в этих школах длится от трех до пяти лет. Оно состоит из трех компонентов: изучение прикладных предметов, методики проведения научных исследований, написание масштабной исследовательской работы. Модель AMBA принята за основу потому, что российские школы постепенно получают аккредитацию в этой ассоциации – сейчас они входят в ассоциацию со своими программами MBA, но в будущем будут стремиться аккредитовать и проекты DBA. Я считаю, что по этой причине программы DBA российских школ со временем будут сближаться. Думаю, что школы сами договорятся о стандартах DBA, тем более , что государство более не регулирует качество бизнес-образования, отрасль перешла к саморегулированию.

Executive.ru: Модель вашей программы DBA также построена на базе требований AMBA?

С.К.: В 2002 году, перед тем как открыть программу DBA, мы изучили опыт четырех стран – США, Великобритании, Австралии и Швейцарии. Нас интересовало, как устроен процесс учебы, каков его результат. Пришли к следующим выводам:

  • Продолжительность курса должна быть не менее трех лет;
  • Главным компонентом должно быть исследование бизнес-практики при помощи специальных инструментов;
  • Обязательны публикации слушателя в бизнес-изданиях;
  • Курс должен включать в себя научно-практическое консультирование (персональное внимание школы к каждому участнику).

Когда мы вывели учебный продукт на рынок, то поняли, что попали в цель: первые российские выпускники программ MBA, среди которых сотни руководителей компаний, хотели продолжать учебу, но не в формате аспирантуры. Наша программа DBA была именно тем, что им было нужно. Наш первый набор включал 24 слушателя. Динамика программы стабильна. С учетом набора в Казахстане ежегодно число слушателей пополняется на 40-43 человека, но не все они вовремя выходят на защиту дипломов – не хватает времени закончить исследования, к которым предъявляются высокие требования. Некоторые из них возвращаются на программу для защиты через 2-3 года.

Executive.ru: Сколько всего в России людей с дипломами DBA?

С.К.: Думаю, около 500 человек. Это не массовый продукт. И в России, и за рубежом на программы DBA поступают только те, кто действительно готов к исследовательской работе. В свою очередь далеко не каждая школа готова к тому, чтобы индивидуализировать учебный процесс, настроить его на цели конкретного слушателя. Поэтому, например, из 650 членов Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB) только у 18 есть программы DBA (точнее, 18 проектов аккредитованы AACSB).

Executive.ru: Как отражается развитие российской экономики на спросе на программу DBA?

С.К.: В организационном плане спрос проявляет себя так: по мере роста рынка, его взросления, меняется облик абитуриента. Слушатель становится более требовательным, он глубже вникает в детали, его интересует конкретика. Меняется география: у нас появились докторанты из далеких регионов России, из чего я делаю вывод, что там тоже идет процесс взросления рынка, нарастает конкуренции. Нарастает поток из областей, окружающих Москву, – связи с этим мы перестроили расписание – ввели занятия по выходным дням. В содержательном смысле происходит вот что: экономические кризисы приводят к пересмотру бизнес-моделей наших слушателей. Лидеры должны выходить из кризиса более сильными, более эффективными, более конкурентоспособными. Если бизнес-школа отвечает этим задачам, она будет востребованной. Я отслеживаю состояние бизнесов наших слушателей и могу сказать, что нынешняя модель многих компаний находится на пределе, лимиты ее развития практически исчерпаны. Хочется также особо отметить, что стабильное развитие наших экономических отношений с Республикой Казахстан обеспечивают достаточно высокий спрос на программу такого уровня, как DBA, со стороны бизнес-элиты этой страны.

Executive.ru: Что вы имеете в виду, когда говорите, что кризисы приводят к пересмотру бизнес-моделей?

С.К.: Нас ждет перезагрузка экономики. На следующем этапе вперед вырвутся те предприятия, которые сегодня инвестируют в развитие человеческого капитала, в инновации. Изменится содержание лидерства: самой важной заботой лидера станет создание в компании атмосферы доверия и новых мыслей. Главный резерв – это сотрудники компании. Шанс выиграть завтра будет у тех, кто понимает это сегодня. Компании, которые бережно относится к людям, выиграют у тех, кто пренебрегает интересами сотрудников. Это один из содержательных акцентов сегодняшней программы DBA в нашей школе.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Президент, председатель правления, Москва

Сергей Оганович очень авторитетный специалист в области бизнес-образования. Не только как организатор, но и какпреподаватель. Знаю об этом не понаслышке. Было бы крайне интересно услышать мнение кого-нибудь из выпускников программы о программе, личных успехах, достижениях, трудностях. Если редакция найдет возможность и продолжит материал об элитном бизнес образовании - DBA, будет очень интересно.

Креативный директор, Москва

Продолжим. Есть интересные идеи по части DBA.

Адм. директор, Москва

''С.К.: Нас ждет перезагрузка экономики. На следующем этапе вперед вырвутся те предприятия, которые сегодня инвестируют в развитие человеческого капитала, в инновации. Изменится содержание лидерства: самой важной заботой лидера станет создание в компании атмосферы доверия и новых мыслей. Главный резерв – это сотрудники компании. Шанс выиграть завтра будет у тех, кто понимает это сегодня. Компании, которые бережно относится к людям, выиграют у тех, кто пренебрегает интересами сотрудников. Это один из содержательных акцентов сегодняшней программы DBA в нашей школе.''

На одной из конференций МЭФ (Московский экономический форум) в повестке дня прямо стоял вопрос: ''Человек для экономики или экономика для человека''.
В чем то эти смыслы перекликаются.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Мизун пишет: очень авторитетный специалист в области бизнес-образования говорит: абитуриенты ... среди них есть кандидаты, доктора наук. ... Провести научное исследование на высоком профессиональном уровне. Написать монографию.... У наших докторантов часто не один, а два научных руководителя, ... в диссертациях исследуются сложные темы, на стыке нескольких предметных областей. Например, химия и менеджмент или медицина и маркетинг.
1. Мне не ясно зачем кандидату или доктору наук учиться проводить исследование и писать монографию по ее результатам. Он это уже умеет. 2. Очень сомнительно, что можно на стыке перечисленных областей что-то сделать. Или уж в химии, или в менеджменте (не важно, что предприятие может быть в сфере химии). Мне встречался вуз, где готовили не просто управленцев, а управленцев в сфере машиностроения. В результате выпускники весьма приблизительно разбирались в предметной области и недостаточно глубоко в сфере менеджмента. Если конечно деньги есть, смысл жизни потерялся, можно и поискать за эти деньги этот смысл, иначе может плохо кончится такая депрессия.
Менеджер, Санкт-Петербург

Карьера не важна. Главный мотив: «Да, я могу это сделать!»
Не согласна,кто так пишет,тот не честен.Любой человек амбициозен, и желание доказать себе и окружающим, что Я чего то стою (не в отношении финансов) и могу,только так и не иначе.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Студенты ВШБ ВШЭ попали в финал международной программы PRME

Из 76 кандидатов были отобраны лишь 25 финалистов из семи университетов стран СНГ, среди которых пятеро – из ВШБ.

«СберУниверситет» подвел итоги конференции «Больше чем обучение»

Более 1100 человек приняли участие в мероприятии очно и свыше 16 тысяч в онлайн формате.

Эксперты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ выступили на Smart-Lab Conf

Это событие является одним из самых массовых в индустрии по количеству участников.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.