Несмотря на значительную роль обучения IT-специалистов, стопроцентных ориентиров в выборе учебных курсов пока нет. Кто-то измеряет качество в ценности учебного материала, кто-то ориентируется на авторитет и статус преподавателя/коуча-руководителя/опытного сотрудника, кто-то предпочитает учиться только на серых курсах, кто-то – на курсах, созданных разработчиком изучаемой технологии, оборудования или ПО.
Нетрудно догадаться, что авторы статьи как эксперты в данной области за обучение на «белых» курсах по ряду обоснованных причин. Однако помимо существенных преимуществ авторизованное обучение имеет один большой недостаток – высокая стоимость. Финансовые препятствия способствуют формированию индустрии неавторизованных, «серых» курсов, которые «порождают» недостаточно квалифицированных сотрудников. Некоторые работодатели и вовсе ограничиваются обучением внутри компании, передачей знаний между коллегами. В итоге это грозит потерей не только профессиональных компетенций, но и мотивации и лояльности сотрудника. В чем риски экономии работодателей на обучении отдела IT и каковы основные заблуждения тех, кто предпочитает «серое» обучение?
Заблуждения работодателей
«Какое может быть обучение? Потратимся, а сотрудник уйдет»
Такое мнение является достаточно распространенным, но давайте разбираться. Есть два пути формирования штата:
- поиск готовых специалистов, у которых высокие ожидания по зарплате и которые пользуются конкурентным спросом у работодателей;
- найм «качественных» сотрудников, пока не соответствующих вашим потребностям, но с большим потенциалом.
Во втором подходе действительно есть риск. Инвестируя в сотрудника, мы увеличиваем его капитализацию без гарантии его лояльности. Во многих компаниях на этот случай отработан защитный механизм: в договоре о найме указывается, что сотрудник, обучение или сертификацию которого оплачивает компания, обязан отработать оговоренный срок или возместить работодателю затраты в случае своего ухода. Сотрудник же становится более лояльным, если видит, что компания готова обучать его.
Если провести даже самый простой расчет, выяснится, что «подтягивать» ваших сотрудников за счет обучения выгоднее, чем нанимать новых, с «готовой» экспертизой, но и с большим аппетитом к зарплате.
«Если сотрудник не обучится сам, отправим на «серые» курсы. Еще неизвестно, как пойдет проект»
Если в компании идет полноценный IT-проект с конкретными бизнес-задачами, то в его рамках должна быть построена стратегия отношений с разработчиком и/или вендором:
- стратегия «на игле»: нет собственной группы IT-специалистов, способной решать вопросы сопровождения и возникающие в ходе его проблемы, что влечет за собой большие расходы на привлечение внешних консультантов; стратегия, когда специалистам компании отводится роль молчаливых статистов;
- стратегия подготовки профессиональной группы IT-специалистов, прошедших обучение и сертификацию, имеющих право самостоятельно или при минимальной поддержке внешних консультантов сопровождать внедрение.
Один из факторов результативного внедрения – подготовка группы специалистов до начала проекта. То есть к моменту реальных действий в компании уже будет сформирована группа, способная реализовать проект, понимающая, какой продукт она внедряет и с какой стороны к нему подходить. Это позволит не только существенно сэкономить на консультациях, но и сократить сроки внедрения ПО, взять часть работ на себя.
Таким образом, наличие собственной экспертизы вашего IT-департамента, «закрепленной» качественным обучением, сделает шансы на успешное окончание IT-проекта максимальными.
«Учиться можно у коллег, в ходе работы. Сертифицированное обучение ни к чему»
При всей важности сокращения издержек даже в самом прибыльном бизнесе – допустимо ли экономить на повышении квалификации специалиста?
Представьте, вы купили дорогостоящий автомобиль представительского класса. Вы доверите его обслуживание авторизованному сервис-центру или мастерам из гаражей? Аналогичная ситуация с дорогостоящим IT-решением. Если вы экономите на обучении, возникают риски того, что качество внедренного IT-решения будет низким, потребуется увеличивать бюджет проекта из-за потребовавшейся доработки или затянутых сроков.
Особенно показателен в этом контексте пример системных интеграторов. Успешность бизнеса в этой области напрямую зависит от квалификации ее сотрудников. То, сколько сертификатов находится в активе команды, становится веским аргументом в процессе продаж, при подаче заявок на тендеры. Так что пренебрежение возможностями сертифицированного обучения все реже можно встретить со стороны руководства компаний – поставщиков IT-услуг. Практика авторов показывает, что к такому же пониманию постепенно приходят и компании-заказчики.
Заблуждения IT-специалистов
«Теоретики вряд ли сообщат мне что-то новое. А экзамен и сам сдам легко, «дампов» в Интернете полно…»
Как правило, опытные специалисты без труда проходят сертификационное тестирование. Но даже опытным IT-специалистам нужна систематизация знаний. Работая на проекте, специалист решает, как правило, одну или несколько конкретных задач и далеко не всегда представляет себе картину в целом (если, конечно, он не архитектор данного проекта) или не имеет целостного представления о продукте. В большинстве сертифицированных курсов есть «сквозной пример», в процессе выполнения которого слушатель создает целостную учебную модель, осваивая при этом функциональные возможности продукта.
Конечно, можно пойти по пути «серого» обучения, но тут есть риск, связанный с тем, что несертифицированные специалисты смогут решать возникшие проблемы исключительно с консультантами, которые их обучали. Более того, серое обучение нередко проводится на основе нелицензионных или устаревших материалов.
Однако нельзя сказать, что на всех серых курсах преподаватели недостаточно квалифицированы или что везде материалы неактуальны. На некоторых преподают «крепкие» профессионалы, успешные в проектной практике. Правда, часто талант IT-специалиста не дополнен талантом передачи знаний коллегам. К тому же профессионалы высоко востребованы, каждый час их работы продан и расписан не по одному проекту, поэтому уделить достаточно времени обучению они не могут. Либо обучение идет «на бегу», либо без отрыва от «станка» (рабочего места обучающего).
«Поучусь у коллег, в ходе работы. Все равно компания на мое обучение денег не даст…»
Профессиональный рост существенно повышает стоимость специалиста на рынке труда, что в его интересах, особенно если он работает в IT-сфере. Именно поэтому необходимо использовать все возможности для повышения своей квалификации, тем более если она необходима для полноценного участия в проекте.
Допустим, в компании не принято тратить солидные суммы на обучение, но если она ведет значимый для бизнеса IT-проект, то в нем может быть заложена часть бюджета на обучение сотрудников. Обоснование рисков экономии на обучении для успеха проекта может стать объективным аргументов в разговоре с руководством. Если на вас лежит часть ответственности за внедрение дорогого IT-продукта, то станет ли ваш работодатель рисковать, отправляя вас решать задачи по интуиции, по случайно увиденному образцу, по субъективным рекомендациям ваших коллег?
«Не разберусь сам – пойду на серые курсы. Заодно буду застрахован на случай неудачного проекта и моего ухода из него»
Это двойной риск. Если сложится такая ситуация, когда вы сами уже осознали, что не можете разобраться, то искать место для обучения и проходить его вы будете, скорее всего, в цейтноте. А серые курсы – риск гарантий актуальности материалов, подготовки преподавателя, системности курса. Сможете ли вы подтвердить вашу компетенцию по продукту перед будущими работодателем, если об этом будут свидетельствовать только ваши устные рассказы о высокой самообучаемости?
Выводы
Конечно, все многообразие ситуаций, когда люди выбирают, где и по каким программам пройти обучение, не может быть сведено к описанным здесь. Также параметры выбора учебных курсов намного шире, чем выбор между «белыми» и «серыми». Тщательно взвешивайте ваши задачи повышения квалификации, не ставьте экономию во главу угла – используйте и другие объективные ориентиры.
А как обстоят дела с отделом IT в вашей компании? Высказывайтесь в комментариях и участвуйте в опросе.
В подготовке статьи принимал участие Денис Ларионов – преподаватель, ведущий консультант Учебного центра, «СИТРОНИКС Информационные Технологии» (входит в «Энвижн Груп»).
Источник
изображения: pixabay.com
Статья ориентирована на рекламу ''белых курсов''. Проблемы IT давно известны, они лежат в плоскости безграмотности руководителей компаний. От отношения руководства к вопросам организации IT направления всё и зависит - и то кто это будет организовывать и то как это будет организовано. Не один IT директор не сможет ничего сделать, как бы гениален он не был, пока ему не будет чётко поставлена задача и не предоставлен РЕСУРС для её выполнения. А где, чему и как учить - это уже детали процесса.
Да, да, все так: свечи проданные вне храма, богу угодными не являются:)
Белые и серые, или сертифицированные и несертифицированные курсы предназначены для решения разных задач. И от этого одни не становятся хуже других. А безграмотность в ИТ, безусловно, грозит. Только масштаб угрозы не связан никак с наличием или отсутствие сертификата, или «процентом белого» в ИТ-курсах.
Почему-то пришла на ум аналогия.
Подходит человек к пианино. Весь мир верещит, что ничего божественного в игре на пианино нет. И начинает он пробовать. То разными пальцами левой руки, то - правой. То по черным клавишам, то по белым. Робко нажимает две клавиши, указательными пальцами обеих рук. Звуки, конечно, извлекаются. Двумя пальцами иногда удается очень даже приятное созвучие получить. Конечно, на успехи Бетховена никто не претендует, но так хочется ''Полонез'' Огинского исполнить. Вот только беда. Никто не учит играть десятью пальцами, да на всех клавишах. В самоучителях, коих полно вокруг, всё только о каком-то одном пальце пишут. Тот самоучитель, в котором обучают еще и ногой на педальку нажимать -- стоит вообще неимоверных денег, откуда их взять.
Ладно, буду учиться сам. Сначала слух жены буду ублажать, а там (почему не помечтать) и для тещи что-то сыграю.
Вот так и развивается бизнес. То маркетингом ''заболеем'', то управу на ИТ-шников ищем, то изыскиваем ресурсы для пряников и маркетологам и ИТ-шникам.
Увы, очень близкая аналогия.