История успеха, или Какую гармонию дает EMBA?

В 1993-1995 году Павел Буйнов по-своему, если можно так выразиться, прошел свою первую бизнес-школу. Он экстерном и с красным дипломом закончил Новосибирскую государственную академию строительства. В 1990-е годы, когда бизнес в России начинал активно появляться, не многим хотелось сидеть за партой вместо активного построения карьеры. Бросить вуз Павлу казалось глупо, хотя многие так и делали, уходя в предпринимательство. Он же решил пойти другим путем – попробовать окончить академию досрочно. К тому моменту подходил к концу третий курс. Найдя в своей группе еще двух единомышленников, он обратился в деканат. Чтобы кто-то экстерном закончил вуз? Немыслимо для того времени! - В ответ было очень много удивленных глаз, так как такое в истории вуза было впервые. Однако деканат дал добро, была составлена индивидуальная программа обучения (освоить за год учебную программу двух лет). Нагрузка оказалась действительно очень большой (не хуже part-time EMBA), ребята не высыпались, бывало, что сдавали по два экзамена в день или по одному, но несколько дней подряд без передышки – сразу за два курса – и еще посещали все лекции и семинары. Во многом им помогала взаимовыручка: кто-то шел на один семинар, кто-то на другой, менялись конспектами и помогали друг другу вникнуть в тему. Несмотря на нагрузку, они шли вперед, потому что была цель быстрее выйти в реальную жизнь, в реальную экономику, а без диплома это было не осуществимо. В итоге, вместе, втроем, они окончили вуз досрочно и получили красные дипломы. E-xecutive.ru побеседовал с Павлом о том, каким оказался бизнес на вкус «тогда» и сейчас, как должен совершенствоваться и к каким высотам стремиться управленец-лидер, и почему даже с хорошей должностью и огромным опытом за плечами многие топы делят свою жизнь на «карьера до бизнес-школы» и «карьера после бизнес-школы».

Executive.ru: Как складывалась ваша карьера до бизнес-школы?

Павел Буйнов: Моя карьера началась не в профильной, строительной, а в банковской сфере. Так, с 1995 до 2002 года я работал в сфере финансовых услуг, среди которых были и банки, и инвестиционные компании. Начинал с должности рядового экономиста и постепенно рос, став в итоге заместителем руководителя банка.

В 2002 году я понял, что хочу вернуться к истокам, к реальному сектору экономики, и до 2010 года посвятил себя строительной индустрии. Для этого мне пришлось пойти на ступень ниже по карьерной лестнице, переходя в компанию, занимающуюся строительством объектов коммерческой и жилой недвижимости. При этом с 2005 года и по сей день я занимал исключительно должности финансового директора.

С 2010 года по сегодняшний день я осваиваю новый для меня, но важный для экономики страны сектор железнодорожной отрасли – ремонт грузовых вагонов. И, имея опыт работы в трех сферах деятельности, я на практике оценил преимущества моей профессии – для финансиста смена отрасли – совершенно не проблема (в отличие, например, от технического специалиста). В основных бизнес-процессах отрасли, особенностях ценообразования и формирования себестоимости продукции (услуг) обычно достаточно три-шесть месяцев, чтобы вникнуть, а дальше логика финансов и экономики начинает работать сама. Сейчас крайне интересно стоять у истоков формирования рыночных отношений в железнодорожной отрасли и смотреть, как компании встают на ноги. Например, нашей компании только пять лет, но она уже завоевала почти 5% российского рынка, а среди частных компаний занимает лидирующее положение. Крайне приятно работать в организации с такими амбициями, динамичностью, командой единомышленников и профессионалов с высокой скоростью подготовки и принятия решений, участвовать в разработке систем и механизмов, чтобы компания быстро и качественно росла, удовлетворяя интересы акционеров. В 2008 году кризис для нас стал возможностью войти на рынок и показать свои способности к борьбе за право быть лучшими.

Executive.ru: Вы добились значительных карьерных высот, и все же решили идти в бизнес-школу. Почему?

П.Б.: Мысль о бизнес-образовании зрела у меня еще с 2000-х годов. Но тогда в России оно находилось в зародышевой стадии, и я думал о зарубежном. Однако образование full-time (полный день) на один-два года в другой стране в отрыве от семьи, с перерывом в карьере и без источника дохода – для меня было невозможно, и я продолжал ждать появления на рынке других вариантов. Потом программы в России стали множиться, качественно улучшаться, росли и мои финансовые возможности. Кстати говоря, я всегда плачу за себя сам. Когда человек платит сам за себя, то он понимает, зачем сюда пришел и что не только ждет, но и требует от организаторов и преподавателей программы (кроме красивого диплома).

Так вот, когда стали появляться программы Executive MBA для более взрослой и успешной категории людей, управленцев с опытом, я понял, что «пора». Я очень много изучал информацию о школах, их требованиях, подходах и фокусах на те или иные моменты, методиках обучения. Если задать определенные рамки и требования, выбор программ EMBA, к сожалению, в России на тот момент, да и сейчас, не очень широк. Несмотря на тот факт, что я финансист, у меня был интерес к дженералистским программам, потому что хотелось получить недостающие знания для наиболее лучшего понимания бизнес модели компании и организации наиболее эффективного взаимодействия с коллегами смежных профессий. Когда вам за 30, и ваш карьерный путь за 10 лет, вам не будет столь интересно учиться в кругу 20-25-и летних с двух-трех летним стажем на необязательно руководящих должностях, для которых ты выступаешь источником информации. А было бы интересно обмениваться опытом и знаниями, получая что-то взамен. Также, не менее важен для выбора школы факт наличия преподавателей, которые смогут донести не только российские как теоретические, так и практические знания, но и зарубежные. По этим критериям в Москве мне соответствовала Российско-Бельгийская программа Executive MBA. Для меня это был инвестиционный проект, от которого я ждал соответствующую отдачу и готов был платить немалую сумму.

Executive.ru: Что особенно запомнилось в процессе образования?

П.Б.: Крайне запомнился и удивил подход к командной работе. Помню, как совсем не мог уложить в голове – как это, не только классные и внеклассные работы, но и дипломный проект – защищать в группе! В нашей российской ментальности это было непостижимо, ведь мы привычны к тому, что за свои достижения и ошибки каждый отвечает сам. Но перед поступлением я посещал много выставок по образованию, дней открытых дверей, общался с выпускниками, читал в Интернете отзывы о школе, и негативного по поводу этой методики ничего не встретил, - что меня успокоило и возбудило интерес. А ведь это замечательная возможность научиться и компромиссу, и совместному поиску идей, и взаимопомощи, и умелому распределению обязанностей.

Еще особенно запомнилась зарубежная поездка – стажировка (когда я учился, она была всего одна, сейчас за учебный период проходит три совместных учебных модуля), когда мы слушали зарубежных профессоров и посещали различные предприятия, чтобы понять, как организован у них бизнес в определенных отраслевых условиях. Также там у нас проходила предзащита дипломных идей.

Немалое количество предметов впрямую и косвенно было связано с финансами и экономикой. И даже я с моим опытом почерпнул новые знания.

Важный навык, которого не хватает многим современным топам, - умение грамотно презентовать свой проект или идею. Ведь это не просто выйти с листочком и прочитать – это целое искусство. Например, как сфокусировать внимание на той или иной аудитории, как говорить на языке слушателей и т.д. И если для более молодых столичных управленцев этот навык уже как данность – умение предъявить и понятно изложить свою идею, защитить, показать все ее плюсы, минусы и риски, – то для старшего поколения это серьезнейшая проблема. Никто в 1990-2000х годах нас этому не учил. Поэтому приходится наверстывать упущенное сейчас, - за это спасибо бизнес-школе.

Executive.ru: Из кого состояла группа?

П.Б.: Когда я впервые вошел в класс, то был поражен тем, что кроме меня в группе было еще пять финансистов (программа-то управленческая, а не финансистская). Также было достаточно много маркетологов, руководителей бизнеса, предпринимателей, топ-менеджеров крупных международных компаний. То есть группа для меня была подобрана идеально в плане интересности общения, обмена опытом, навыка налаживать коммуникации с людьми из других сфер деятельности, конвертируя свою деятельность на язык оппонента из производства, IT, маркетинга, работы с клиентами и т.д. Потому что профессионалы в своей области, не всегда умеют общаться с людьми из смежных сфер и отраслей деятельности и объяснять и доказывать им свою точку зрения. А это очень важно, ведь именно на границе профессий рождаются лучшие идеи, которые комплексно и эффективно решают поставленные задачи.

Executive.ru: Двойная программа предполагает наличие профессоров из Европы. Кто больше впечатлил?

П.Б.: Когда я поступал, у меня лично и в моем окружении существовал стереотип, что российские профессора – это исключительно теоретики. И человеку с определенным багажом знаний, навыков и опыта слушать очередную студенческую лекцию, мягко говоря, не интересно. Однако некоторые наши преподаватели смогли меня переубедить. Особенно запомнился Александр Чеканский – преподаватель по экономике, умеющий интересно рассказать о сложных вещах. А Михаил Зайцев, руководитель программы, оригинально подошел к раскрытию Management Decision Methods и нюансов работы в Excel, - хотя я далеко не новичок в ней, было совсем не скучно. Преподавателя российской части блока «Маркетинг», Анатолия Овсянникова, до сих пор цитирую! Иностранные же преподаватели очень сильны по части финансов, причем настолько, что мне, как человеку с большим опытом работы было о чем послушать и узнать.

Executive.ru: Как бизнес-образование повлияло на вашу карьеру?

П.Б.: Сидя долго на одном месте, вы из создателя и креативщика превращаетесь в операциониста и начинаете просто плыть по течению. После обучения же у меня как будто появился внутренний навигатор, который помогает по-новому ориентироваться в бизнес-пространстве, знаниях и навыках, и подсказывает, когда их лучше применить в отношении того или иного объекта или субъекта. Появилась дополнительная уверенность в себе, в своих силах, в готовности встретить новые вызовы и достойно их решить. Это помогло мне через восемь месяцев после окончания обучения поменять отрасль и прийти в компанию с очень серьезными большими задачами. А их масштабность и сложность меня уже не пугала. Многие знакомые удивлялись, как я смог так кардинально поменять сферу деятельности (из строительной в железнодорожную индустрию). Просто появилось желание идти дальше и творить что-то новое. Я понимаю, сколько многого я еще не знаю, и сколько мне еще предстоит узнать, чтобы стать специалистом с большой буквы.

Executive.ru: Назовите основные навыки, какими должен обладать успешный топ-менеджер, и к которым он должен стремиться?

П.Б.: Я руководствуюсь следующим:

  • Умение не бояться привлекать в свою команду людей, которые априори сильней вас в той или иной области. Не бояться, что вас подсидят или что вы будете выглядеть глупее на их фоне. А понимать, что профессионалы делают команду сильной и успешной.
  • Умение поставить задачу и мотивировать на ее исполнение.
  • Умение брать на себя ответственность за принимаемые решения. Потому что именно в ваших руках сосредоточена судьба ваших людей, команды и компании.
  • Не причислять успехи команды себе лично.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.