Cтресс-менеджмент: 15 методов борьбы с личным кризисом и депрессией

Я достаточно долго занималась вопросами стресс-менеджмента, пытаясь найти реально практические рекомендации. Все то, что я видела на тренингах по управлению стрессом – это дыхательные техники, медитации и прочее. А хотелось немного другого, реальных практических советов. Конечно же, я не оспариваю действие этих методов, но, видимо, так получалось, что именно мои клиенты хотели чего-то другого. Собрав немалое количество материалов, проведя опросы на выявление того, как справляются со стрессом люди, достигшие успеха, я смоделировала это в единый сборник рекомендаций. Вот, что получилось.

1. Осознайте ситуацию: она такая, какая есть

Вы не измените ее, впадая в панику. Понятно, что первое, что хочется сделать – это пожалеть себя. Этого делать не стоит. Чем меньше эмоций будет, тем лучше.

2. Наметьте план выхода из ситуации

Как это сделать? Давайте, разберем очень конкретную ситуацию, например, потеря работы, увольнение с работы. Что стоит сделать в этой ситуации? Написать список возможностей. Вот так, совсем очень просто – берете и пишете список возможностей на большом отдельном листке:

  • Люди, которые способны дать вам совет, оказать помощь, повлиять на ситуацию;
  • Собственные ресурсы и таланты;

Как определить эти таланты? И есть ли они вообще?

Каждый человек обладает задатками. Вопрос в другом – развивать их дальше или нет? В каком направлении? Американские ученые говорят, что люди добиваются больших результатов именно в той сфере, которую они считают своим хобби.

Задайте себе вопросы:

  • Что я люблю?
  • Чем мне нравится заниматься?
  • Готов ли я этому посвятить свою жизнь?
  • Какая профессия наиболее близка к моему хобби, увлечению?

Возможно, именно эта кризисная ситуация станет «толчком» к раскрытию новых талантов!

3. Не бойтесь говорить прямо, чего вы хотите в будущем

Нарисуйте «образ результата». Осознайте свои желания, превратите это в цели и этапы по достижению целей. Направьте свои мысли в этом направлении. У многих людей проблема на пути к достижению заключается именно в этом – они не знают, чего хотят.

4. Вспомните аналогичные периоды своей жизни. С какими эмоциями вы вспоминаете сейчас произошедшее? «Я справился. Я горжусь этим. Это был для меня хороший урок»

Возможно, после урока, который вы сейчас переживаете, все то хорошее, что заготовила вам судьба в будущем, покажется в три раза «вкуснее». А еще посмотрите на ситуацию «из будущего». Через год, два, три, пять, десять как вы ее увидите? Вряд ли в таких темных тонах, как сейчас.

5. Если вы ищете работу, и у вас масса свободного времени – потратьте его на что-то полезное

На то, что в будущем даст вам приятные инвестиции – пишите статьи, изучайте английский, читайте профессиональную литературу, осваивайте новую профессию, новые компьютерные программы, обучающие фильмы. Время – это невосполнимый ресурс. То, как вы распорядитесь им сейчас, может повлиять на вашу дальнейшую жизнь.

6. В трудных ситуациях самооценка, как правило, занижена! Ваша задача – не дать ей «упасть» окончательно, а лучше поднять!

Каким образом? Вспомните свои удачи и успехи. Читайте истории людей, которые были на самом «дне» и «поднялись». Стресс не может быть вечным. Депрессия пройдет.

Кстати, у успешных людей тоже были неудачи, к примеру, Уолт Дисней был уволен из газеты за недостатком идей, а Эйнштейн не говорил до 4-х лет, и учитель охарактеризовал его как «умственно-отсталый».

7. Одно из разрушающих свойств стресса – это чувство вины.

Его испытывают многие. Ганс Селье, ученый, исследователь стресса говорил, что при снижении напряженности возникает чувство вины. Не вините себя – в своей жизни вы всегда действовали релевантно обстоятельствам.

Часто обостренное чувство вины возникает в ситуации «после развода», смерти родственников. Бывает и такое, что люди обвиняют себя в том, что не правильно действовали в каких-либо обстоятельствах – на работе, в общении с коллегами.

8. Закон Архимеда «Выталкивающая сила действует всегда!»

То есть, если мы помним, сила Архимеда – та сила, которая держит корабль на плаву, и он не тонет. Так вот, если вы что то делаете, и у вас не получается, значит силы Архимеда не достаточно – нужно еще больше стараться, действовать на Пике возможностей. А кто знает, где пик этих возможностей? Уж поверьте, гораздо Выше, чем вы думаете.

9. Знаки

Ситуация кризиса – это знак того, что все можно поменять. Возможно, в этот период у вас вообще появился шанс сменить сферу деятельности или профессию.

10. Если вы что-то сделали, и у вас не получилось – это возможность приложить силу Архимеда и доказать себе и всем, что все получится. Помните, не страшно упасть, страшно не подняться!

11. Не бойтесь сделать шаг назад

Иногда нужно опуститься, чтобы подняться. Если вы чувствуете, что дорога ваша – идите, не смотря ни на что. Если дорога трудная – значит, вас проверяет судьба – справитесь или нет.

«В мире конкуренции препятствия – ваш союзник. Чем труднее они, тем выше ваши шансы избавиться от конкурентов. Если же эти препятствия заставляют вас отступить, что ж, выходит, все было зря». Сет Годин «Яма»

12. Не обращайте внимание на мнения окружающих

Вот это уж точно самое бесполезное! Не важно, что в тебя не верят, главное – к какой цели ты стремишься!

13. Больше активности и действий

14. Если вы уже проделали много работы по устранению трудной ситуации, а результата пока нет – отдохните

Возьмите тай-аут на 2-3 дня. Смените обстановку.

15. Ждите подарков и сюрпризов

Если вы приложили достаточное количество усилий, судьба вам уже «заготовила» что-то приятное и хорошее. Как только начнет налаживаться одна сфера жизни – наладится и другая!

Стресс – неотъемлемая часть нашей жизни. Его не стоит бояться.

Кстати, Ганс Селье сказал прекрасную фразу: «Стресс – это аромат жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает… Мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть».

Кроме того, на большинство людей стресс действует мобилизующе. Некоторые успешные люди и вовсе не добились бы успеха, не будь в их жизни трудной ситуации, ситуации выбора или кризиса. Желаю удачи в управлении стрессом!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Екатеринбург

Однажды я оказалась в такой ситуации. В консалтинговой компании, где я работала случился кризис - проектов нет, зарплаты нет. Все в ожидании больших неприятностей и соответственно стресса. И вот наш руководитель, она же и соучередитель компании (психолог по образованию) рассказывает нам такую историю. Ее 16-летняя дочь забеременела. Мама на грани истерики и стресса. Мудрая, как оказалось дочь ей говорит:''Мама, мы можем вместе страдать, а можем стать счастливой мамаой и бабушкой.'' именно так они и поступили, дочь закончила школу, поступила в институт, встретила свою любовь и маленький человечек никому не стал помехой. Ее слова, что ситуация всегда нейтральна, а мы сами ее окрашиваем эмоциями счастья или несчастья, стали для меня опрепределяющими. И еще из своего опыта, если с вами случилось ''несчастье'' - его нужно ''высмеять'', сразу картинка из негативной становится позитивной. Немного жизненых ситуация, когда смеяться грешно - смерть, тяжелая болезнь близких, не твоя. Я дважды ломала ноги. ''Высмеивание'' сложной титуации позволяло легче с ней справиться. Проверено на себе.

HR-директор, Москва

Хорошая статья, мудрая, жизнеспособная.
Спасибо! ))

Аналитик, Новосибирск

Можно конечно заниматься самообманом, но научиться управлять ментальным телом - лучше через медитацию, а в этом теле все проблемы и начинаются.

HR-директор, Москва
Евгений Разумный пишет: Можно конечно заниматься самообманом, но научиться управлять ментальным телом - лучше через медитацию, а в этом теле все проблемы и начинаются.
Этот уровень гораздо выше и реально помогает. Но не все его принимают, многие относятся, как к ереси.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Редактор пишет: Как преодолеть кризис? Как выйти из него с высоко поднятой головой? Как найти «плюс» в трудной ситуации и не испытывать чувства вины? Ответы на эти вопросы – в сборнике рекомендаций участницы Сообщества
Стоит сказать, что название статьи и содержание не так ''сильно связаны'' между, собой как могло бы быть. Если говорить о терминологическом поле и ГансеСелье, на которого ссылается автор, то для раскрытия темы нужно было сделать главным борьбу с состоянием дистресса - чрезмерный стресс или как не попасть в состояние дистресса. А обычный стресс- это не страшно, эта ''болезнь'' у всех :)
Аналитик, Новосибирск
Варвара Уловская пишет: Этот уровень гораздо выше и реально помогает. Но не все его принимают, многие относятся, как к ереси.
Тогда и последствия приходят как у еретиков
Руководитель управления, Екатеринбург

Любая стрессовая ситуация, показатель Ваших некорректных реакций на возникшую ситуацию.
Все ситуации мозг разбивает на типовые и автоматически запускает программу реагирования.
Подавляющее большинство работы по такой каталогизации и программированию полуавтоматических реакций, происходит в детском возрасте, примерно до пяти лет.
Это чистая психо - физиология, абсолютно ни какой эзотерики.
Вот здесь и кроется причина стрессов. Программы заложены десятки лет назад. Типовые ситуации не меняются тысячелетиями, но Вы взрослеете и Ваши взаимоотношения с окружающим миром меняются соответственно.
С течением времени адекватность некоторых программ снижается, постепенно но неотвратимо. И явно проявившаяся негативная реакция (страх, гнев и их разновидности), признак наличия так сказать психического потенциала, для решения задачи.
Всё, что остаётся сделать, это вспомнить когда и какая именно ситуация в Вашей ''прошлой'' жизни запрограммировала Вашу текущую реакцию и перепрожить эту же ситуацию заново, с теперешним подходом к жизни.
Это не так сложно, как может показаться и методик для этого предостаточно, как в ''официальных'' кругах, так и среди всяческих мистических гуру. Выбор за Вами.
Главное, всегда понимать и принимать, что причины абсолютно всего, что Вас в жизни касается, в любой степени, безоговорочно всегда имеют место и в Вас лично. В противном случае Вы просто не заметите происходящего. А значит изменив свою реакцию на события, Вы всегда можете решить и текущий вопрос и произвести ''апгрейт'' на будущее.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

''1. Осознайте ситуацию – она такая, какая есть.''

На мой взгляд, скорее осознать себя в ситуации, отделить себя от ситуации, а это и есть медитация.
Пока ты вовлечен ничего хорошего не выйдет. Нужно привести себя в нейтрал, в нулевой уровень и из него уже действовать. Естественно мнение субъективно, но мне реально помогает, более того.. у меня давно нет стрессов))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.