Москва – не Россия: как научить большую страну выживать

Глеб Тюрин, социальный технолог, руководитель проектов по стратегическому развитию российской деревни, автор книги «Опыт возрождения русских деревень»:

Однажды за рубежом меня привели в сельскую школу, где тридцать рабочих на полном серьезе обсуждали будущее своего поселка. Сначала я, как российский, или даже советский, отпрыск, никак не мог понять, что эти люди делают.

- Мы будущее создаем,- говорят они мне.

- А зачем вы создаете будущее?

- Потому что его нет.

- А почему его нет?

- Потому что поселок живет за счет того, что в нем есть горно-обогатительное предприятие. Руда, на которой работает это предприятие, заканчивается, и через несколько лет ее не будет.

Первое, что меня поразило – что у них есть еще пять лет жизни, а они уже думают о том, что будет после.

- Почему этим занимается не власть? Почему этим занимаетесь вы? – спросил я.

- Потому что мы думаем, что если нам что-то надо, то это придумать можем только мы, - очень так спокойно и уверенно говорят они.

И вот тогда до меня дошло, что такое социализм, и каким бы я его хотел видеть. Я стал искать информацию о том, как это у них работает. Выяснилось, что во всем мире есть то, что называется «Развитие общины», и есть страны, в которых на территориях ниже уровня района присутствует полная самоорганизация. Люди могут делать все, что хотят. Там школа может быть частной, кооперативной, государственной, муниципальной, и государство обязано все это поддержать, если оно оказывается жизнеспособным. Например, если кооперативная школа может сделать то же самое, что и государственная, но дешевле, она получит заказ. И в какой-то момент у меня вдруг возникло желание заняться этим в России.

От традиционности к конкурентоспособности

Я вернулся в Россию и поехал на свою родину, в Архангельск. Пришел к руководству области и предложил заняться развитием деревень.

- Вы будете ездить в деревни, или будете их развивать где-нибудь на конференциях? – спросили меня.

- Нет, мы будем работать с деревнями прямо, - ответил я.

- Хорошо, но денег мы вам не дадим.

Я получил поддержку вице-губернатора, создал свою команду. Дальше началась счастливая, хотя очень трудная пора жизни, которая продолжалась около шести лет. Мы работали с созданием небольших групп людей в деревнях, помогали местным жителям преодолеть барьер «традиционности мышления», выводили их в информационное пространство, где существуют стандарты конкурентоспособности. Большая часть таких жителей считают, что от них ничего не зависит. Им в голову не приходит, что они что-то могут. Было наслаждением видеть, что люди из глубинки могут мыслить не менее конкурентоспособно, чем люди в офисах в каком-нибудь бизнес-сити. На практике мы смогли доказать, что в любой точке России можно создавать богатство.

Бизнес на правом берегу реки Двины

Приведу пример с Красноборским районом Архангельской области. Он делится на два отдельных участка – левый и правый берег. Правый берег находится в полной транспортной изоляции. Это означает, что с октября по декабрь и с апреля до середины мая нельзя попасть за реку, пока она не встанет, а потом пока лед не вынесет. Какая там экономика? Что можно производить, и как это продавать? В советское время там производили молоко, и продавали его за реку, возя на самолетах. Понятно, что все разорилось практически одномоментно. Сейчас правый берег Двины выглядит как место практически незаселенное. Тотальная нищета, у людей нет источника дохода, они живут только рекой или лесом.

Мы получаем разрешение главы района, едем, собираем людей и начинаем с ними обсуждать:

- Что у вас есть?

- Ничего.

- Но у вас есть земля.

- А зачем нам эта земля, что с ней делать?

- Давайте представим, что вообще можно сделать с заросшей землей… Мед, туризм, травы, животноводство. Логика размышления очень простая. Заросшая земля – это луг, луг – это трава, а трава – это, кроме сена, целый ряд строительных и химических направлений, производств, связанных с лекарственным сырьем, и так далее.

Но ничего этого люди представить не могли, это было сложно для их понимания. Но они услышали, что трава – это цветы, а цветы – это мед.

- А какой мед на Севере, где короткое лето и длинная зима, и затраты будут превышать доходы? – спросили здравомыслящие люди.

- Давайте подумаем, как мы можем снять затраты. Если мы переходим к технологии пакетного пчеловодства, то есть каждую весну закупаем пчел, что нас интересует? Сколько стоит пакет, и сколько он может принести за сезон.

В конце 1990-х это было примерно так – одну пчелосемью можно было купить за 700 руб. (оптовая цена), и самые ориентировочные прикидки показывали, что эта пчелосемья может дать меда примерно на 2-2,5 тыс. руб. Как сделать так, чтобы люди, у которых нет никакого опыта, начали этим заниматься? Создается орган территориального самоуправления, его задача – сплотить людей, объяснить, втянуть, потому что для того, чтобы это все заработало, нужно будет закупать пчел коллективно. Первый год люди изучают пчеловодство. На второй год мы даем им небольшой грант, они закупают пчел и дальше каждый персонально начинает заниматься пчеловодством.

Все закончилось следующим: мы им дали два гранта, первый был 20 тыс. руб., второй – 50. Как вы думаете, сколько денег сейчас крутится в производстве меда Красноборского района? - Больше 10 млн руб.! Это почти за десять лет! Самое главное, что произошло – люди преодолели информационный барьер, поняли, что есть рынок собственного района.

Я съездил на одну из пасек – и был приятно впечатлен. Молодой мужик, тридцати лет, который прежде был рабочим в местном совхозе и получал зарплату в 2 тыс. руб. в месяц, сейчас имеет большой кирпичный дом и участок, огромное хозяйство, машинно-тракторный парк, спутниковую антенну… Сейчас он за сезон зарабатывает порядка 400 тыс. руб. Это не такие большие деньги, но это колоссальное состояние в данной местности.

Москва – это не Россия

Я думаю, что мы находимся на переломном этапе – у нас почти не осталось шансов. Страна находится на этапе, когда мы можем «гакнуться», потому что главный процесс, если говорить о пространственной организации России – это чудовищная депопуляция. У этого процесса имеется ярко выраженный территориальный аспект. В России больше нельзя жить, можно жить только в мегаполисах. И люди, которые сейчас будут создавать будущее, выбирая, что им дальше делать, на самом деле, не имеют никакого выбора. Выбор за них уже сделан – они должны уехать из того места, где родились, потому что Москва – это не Россия, Россия больше не нужна, а для жизни нужно десять мегаполисов. Но, с экономической точки зрения, мегаполисы – это точки продажи чужого товара. И главное, что нам надо понять, это как мы можем вернуться на родину, есть ли у нас хоть какой-либо шанс. Можем ли мы жить в маленьком городе, в деревне, где-то за пределами Садового или МКАДа, и при этом быть людьми, которые живут достойно. И что значит жить достойно?

Город по принципу Toyota

Основная экономическая реалия XX века выглядит так: тотальное доминирование массового производства. Массовое разорило все остальное и сделало производство нетерриториальным. Вы не можете производить для себя вообще. Вы всегда будете производить большую партию товара, которую надо будет продавать куда-то далеко. Экономика будет надтерриториальной, деньги будет делать какой-то посредник, который будет все это превращать в мелкооптовые партии и продавать в какие-то торговые центры.

Но город может сделать с собой то же, что сделала корпорация Toyota. В 1976 году председатель совета директоров издал книгу, в которой описал базовые принципы, как строится корпорация. Книга называется «Уходя от массового производства». Это самая большая экономика мира, нет ни одной страны, которая была бы по своей экономической мощи сравнима с Toyota. Компания поняла, что экономическая жизнь строится как подъем и спад, а волна является универсальной сущностью, в том числе экономической. Спад могут пережить только маленькие компании. И Toyota сама себя изменила, построив гигантскую корпорацию, состоящую из тысяч маленьких компаний. Тогда появился аутсорсинг, франшизы, возможность собрать и продать машину где угодно с очень большой ориентацией на покупателя. Так вот точно также можно построить город, который может строиться как несколько сотен маленьких производств, производящих, в первую очередь, для самих себя. Утопия? Невозможно? Я думаю, что это реально, и это я и пытаюсь сейчас сделать в городе, который называется Пикалево.

Пикалево – промышленный город

Пикалево – это промышленный город, когда-то один завод, а сейчас три отдельных с тремя разными собственниками. Но самый большой завод, который является градообразующим, входит в корпорацию «Базовый элемент». И корпорация, и фонд «Вольное дело» были инициаторами развития города. Зачем это крупному бизнесу? В 2009 году Пикалево стало очень известным местом за счет того, что это был первый глобальный разрыв массового производства. Потому что кризис 2008-2009 привел к существенному упадку спроса на многих производствах, и в некоторых городах у людей вообще не было источников дохода. Пикалево было местом, где это сформировалось так критично, что несколько тысяч человек остались совсем без зарплаты. Понимание того, что массовое производство больше не может служить основой для развития города, там стало наглядным фактом. Где выход?

Проект «Новое Пикалево» начался перед Новым Годом 2012. Был небольшой подготовительный этап. Официальное открытие состоялось 10 февраля 2012 года. Сейчас в него втянуто несколько сотен человек, информация есть в группе «ВКонтакте». Мы пытаемся создать экономику, которая не зависит от «где-то там есть клиент». Внутри города строим социальную систему, которая объединяет разных людей по разным направлениям, чтобы возник определенный уровень знаний. Но самое важное на начальном этапе – убедить людей. И если возникает 100 человек, которые понимают, что они могут что-то сделать, дело может пойти…

Если вы на своей территории не способны конкурировать с тем, что создается очень далеко, то вы уже проиграли. Чтобы развивать город, надо оказаться способными внутри, для самих себя, создать продукт, который является конкурентоспособным. Но нас завоевали чужим товаром, поэтому мы не понимаем, что делать. Мы живем в маленьком городе, 20 лет ничего не меняется, а нам надо делать что-то, что создает качественно новый товар!

Одна из самых больших сложностей заключается в том, что для жителей маленьких городов работа с будущим, с идеями не является делом – это болтовня. Они сразу хотят делать. А что делать? И тогда приход людей снаружи с созданием какого-то понимания должен внести изменение, которое создает качество, соответствующее уровню конкурентоспособности за пределами этого города. И если таких изменений -дцать, если мы создаем систему информационного доминирования этого города в чем-то, в него начинают стекаться ресурсы. Жителям мегаполиса, которые понимают, что они хотят уехать, но не знают куда, мы говорим: «Слушайте, есть место, где можно что-то сделать, но для этого нужны вы с вашими мозгами, с пониманием, например, что такое микробиология, и как что-нибудь, связанное с нано, превратить в какое-то маленькое производство». И каждый из них создает какое-то количество кусочков будущего, и тогда появляется будущее города.

Школа развития территорий

Тренеров, которые создавали бы развитие территории в России, к сожалению, пока немного. Я думаю над тем, чтобы создать школу развития территорий для москвичей. Предполагаю, что количество москвичей, которые хотят уехать в деревню, уже измеряется гигантской цифрой, и, более того, значительной цифрой измеряется количество тех, кто уже попытался уехать, но столкнулся с большим набором сложностей.

Например, я общался с замечательной супружеской парой, которая создает поселение в Смоленской области. Они энтузиасты и очень талантливые и интересные люди. Но они столкнулись с тем, что система не готова, местные власти не хотят и не понимают, местные жители шарахаются, и что делать – непонятно. Надо создать команды тренеров, которые могут работать с главами регионов, городов, объяснять им, что такое развитие территорий, работать с жителями мегаполисов, которые хотят куда-то поехать и развивать территории. Надо создать какое-то коллективное знание, большая часть которого может быть создана краудсорсингом – созданием сетей, которые накапливают эту информацию. Например, я уже создал в «ВКонтакте» группу «Инновационное развитие территорий».

_______________________________________________________________________

Выдержка из выступления Глеба Тюрина на семинаре в клубе «Экономика заслуг» – публичной интеллектуальной площадке Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Бывают на Е-хе статьи, не очень интересные, а по сути рекламные - рекламирующие услуги автора или его компании. Даже когда материал интересный, это напрягает и не хочется продвигать очевидную рекламу.

В данном случае все наоборот Это не только материал, который крайне интересный и спорный. Это еще 100% реклама, которую хочется поддержать обеими руками насколько это возможно.
Автору респект. Обязательно поучаствую в обсуждении даже ради продвижения подвижничества автора.

Старший консультант, Германия
Владимир Токарев пишет: Обязательно поучаствую в обсуждении даже ради продвижения подвижничества автора.
Владимир, а какие Ваши критерии к темам, в которых Вы готовы ''принять обсуждение ради продвижения подвижничества автора''? Поясню логику вопроса (а то как-то он звучит с виду правильно, но ... не так) 1. Есть несколько тем, в которых прекратилось обсуждение, но к которым я возвращаюсь мысленно... зрея... накапливая энергетику, так сказать... чтобы уйти дальше... 2. Есть два конкретных Дела... не мои... которые пока вот на уровне замысливания... но которые относятся к тем, что я называю ''подвижничество''... даже не так... люди ДЕЛАЮТ ДЕЛО... и у этих дел есть /у каждого свой/ человек, которого я называю ''паровозик''... два человека, которые являются со-общниками... и об этих Делах я узнал, обсуждая другое... 3. Есть Со-общество... И есть Андрей Семеркин с четким позиционированием того, что сайт занимается ''медийным сопровождением''. 4. Вот я и задумался о ''смысловом облаке'' термина ''медийное сопровождение''. 4.1. Что это? /У мнея есть свое понятие, которое я называю ''введение в оборот''. Т.е. для меня ''медийное сопровождение'' -- это не просто интервью, тексты, обсуждения. Это ''введение в оборот'' через обсуждения, рассматривания с разных позиций, через анализ сильных и слабых сторон, возможностей и рисков и т.д. того, что сейчас вызывает удивление. А хочется, чтобы это было нормальным.... Например, Ситуация: в Германии правительство решало проблему выезда молодежи за рубеж (прежде всего в США, у молодых и талантливых там старт ''по более крутой траектории'') Одно из решений /медийное сопровождение/: Старт медийного проекта Германия -- страна идей Внутри его -- уже конкретные разные мероприятия (см. на сайте) / 4.2. Как это может повлиять на то, с какой скоростью будет делаться Дело ''паровозиками''? Здесь интересный момент. Те два конкретных Дела... ключевое ведь там, что люди будут пытаться сделать в любом случае... уж такие они ))) ... и ведь сделают... и не просят ведь не о чем... случайно узнал... Но почему-то есть внутреннее убеждение, что вот в этих двух конкретных случаях ''медийное сопровождение'' -- имеет смысл... будет влиять на скорость реализации... на то, насколько раньше это будет сделано... вот простое доброжелательное ''что сделано?'' с какой-то регулярностью... P.S. И есть еще два момента, которые я сейчас ''кручу'': 1. ''медийное сопровождение'' -- направление. Вот в какую сторону должно быть медийное сопровождение на сайте? Из ''внешнего мира'' в со-общество? Или из со-общества ''во внешний мир''? 2. Какие должны быть орг-структуры (точнее, каким должен быть дизайн жизненного цикла и через какие институты), чтобы тот потенциал, который есть у со-общества на данном сайте -- превращался в действие?
Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Володарский пишет: Поясню логику вопроса (а то как-то он звучит с виду правильно, но ... не так) 1. Есть несколько тем, в которых прекратилось обсуждение, но к которым я возвращаюсь мысленно... зрея... накапливая энергетику, так сказать... чтобы уйти дальше... 2. Есть два конкретных Дела... не мои... которые пока вот на уровне замысливания... но которые относятся к тем, что я называю ''подвижничество''... даже не так... люди ДЕЛАЮТ ДЕЛО... и у этих дел есть /у каждого свой/ человек, которого я называю ''паровозик''... два человека, которые являются со-общниками... и об этих Делах я узнал, обсуждая другое... 3. Есть Со-общество... И есть Андрей Семеркин с четким позиционированием того, что сайт занимается ''медийным сопровождением''. 4. ... ...
Виноват, Александр, не во все въехал. Но попробую ответить - вопросы же ко мне лично? 1. Здесь обсуждение еще даже не началось. Потому не понял вопроса номер 1, сори. 2. Из статьи я узнал про ''бизнес-подвижничество'', так мне показалось. Хотя для каждого бизнеса - верно сформулированная миссия есть подвижничество, ИМХО. Меня заинтересовала статья новым подходом, ну и тем, что многое спорно (но нужно подумать - у Вас п.1), ну и поскольку у нас был небольшой проект с агрофирмой - какой-то взгляд после той работы сформировался, отличный от взгляда автора на село. 3. Сомневаюсь, что ''А.Семеркин есть'' - я тут ему как-то написал последнее письмо, но не получил ответа - верно он на отдыхе :))) А если серьезно, то тема позиционирования Е-хе еще требует серьезного обсуждения, думаю не в этой ветке. Продолжение ответов следует.
Генеральный директор, Москва

Редкая по позитиву публикация, время от времени так хочется переключиться, от реальности немного отодвинуться...

Но возникают вопросы.

1. На ''медах'' одних далеко не уедешь, ведь в сельской местности и другие промыслы имеются, грибы собирать, шишки ореховые, травы целебные и т.д., т.е., следует ли ожидать социальной инициативы, чтобы объяснить аборигенам, что и эти дары природы - на самом деле товар, с которым надо прорваться к рынкам?

2. Предположим, поднялись на грибах и ягодах, мед бочками отправляем на рынок, поняли - можем, получается, хотим экономической экспансии, ну, землицы прикупить, коровенок, свинюшек завести, корма самим заготовлять, перерабатывать продукцию и самим ее без посредников продавать, на такой вариант социальная инициатива дает добро? Или вскоре станет ясно, что таких свободных секторов - то и нет, все уже в частных руках большого и малого начальства, в полном распоряжении которого и находится данный объект, пытающийся стать субъектом рыночной экономики?

3. Не будет ли эта активность расценена как вызов со стороны такого проворного собирателя установившемуся давно порядку ( с меда без разрешения начнут, а кремлем закончат?) и не имеют ли полное право уважаемые начальники пресечь подобные посягательства, конечно, только законным путем, согласно конституции и декларации прав человека?

4. Или все-таки есть надежда, что социальная инициатива проймет сильных мира сего, и установится баланс, общественное равновесие, а м.б., даже любовь, между, с одной стороны, владельцами шахт, скважин, пароходов и трубопроводов, а с другой - любителями цветочного меда, а также (согласно законов физики), сколько надо разместить бортников на одной стороне скамьи, чтобы уравновесить хотя бы одного дерипаску?

А в остальном - вопросов нет, людям надо выживать, и предложенный подход, подкрепленный позитивной практикой, можно только приветствовать и распространять

Старший консультант, Германия
Владимир Токарев пишет: Виноват, Александр, не во все въехал.
))) это (всякое не-до-...) с моей стороны текста... бум стараться писать прозрачнее... Да, вопросы были личные и вроде бы простые: Почему? ( ))) вот попробуйте пять раз ответить на вопрос: почему Вы хотите поддержать? ) С помощью чего? Что ожидаете в результате? /Т.е. вопросы на проектирование жизненного цикла / на прогнозирование развития/ Мой ''путанный текст'' (в который не просто ''въехать'' (точно подмечено)) ... просто вопрос можно понять как вопрос. А можно и как подкол. Вот и попытался показать, что это не подкол. Это то, над чем я и сам сейчас думаю.
Владимир Токарев пишет: Сомневаюсь, .... верно он на отдыхе :)))
Меня общение с Андреем Семеркиным в дискуссиях заставило задуматься над тем, что такое ''медийное сопровождение'' ;) ... т.е. не что такое ''медийное сопровождение'' для Андрея Семеркина... А что такое ''медийное сопровождение'' -- вообще? Т.е. если убрать из этой дискуссии на этом этапе и сам конкретный данный сайт и тексты Андрея Семеркина... и оставить вот: а) Ситуацию; б) Дело, которое вызывает какую-то реакцию (желание поддержать) в) дискуссии, тексты и т.д. то 1. Вот как это развивается? /по опыту/ 2. А как это должно развиваться? /чтобы КПД был завтра выше, чем сегодня :) / Что я и переформулировал как вопрос более общий вопрос: а что такое ''медийное сопровождение''? Ваш текст
Владимир Токарев пишет: Обязательно поучаствую в обсуждении даже ради продвижения подвижничества автора.
мне и показался как раз в этом проблемном пространстве. Т.е. Вас не только процесс интересует (в стиле ''а поговорить''), а также и результат (''а что у нас в сухом остатке?'') При этом у меня есть какая-то инерция прежних дискуссий. А у Вас ''свежий взгляд'' (если так можно сказать). Интересно, конечно, именно Ваше восприятие. Есть такой интересный прием различения/прогнозирования. Когда человек формулирует свои ожидания и отдельно -- свои опасения.
Старший консультант, Германия
Александр Кудряшов пишет: Редкая по позитиву публикация, время от времени так хочется переключиться, от реальности немного отодвинуться... Но возникают вопросы.
''Давно здесь сидим...'' (с) к/ф ''Белое солнце пустыни'' Каждый, кто ''давно здесь сидит'' ;) , понимает, что Россия -- не (длинный перечень стран) и ''волшебные палочки'' в виде ''правильных советов'' -- не работают... И я могу рассказать реальные истории... только ''голливуда'' не будет... Только вот что нового между тем, что было в моих реальных историях и той ситуацией, что сегодня... А новое -- только одно. Ин-нет. Издержки на размещение материалов в публичном пространстве -- близки к нулю. Это уже вне контроля ''людей с ужасными фамилиями''... И здесь возникает интересный вопрос. заработает ли на территории России правило действия в США ''[COLOR=blue=blue]ты можешь одно, я могу другое -- давай вместе сделаем вот это[/COLOR]''. Вот заработает???? P.S. Кто такой дерипаску? ;) Плохое правительство сродни плохой погоде... надо ли молится о хорошей или создавать культуру действия при плохой... правильного ответа я не знаю... но второй вариант -- мне ближе... в нем я ''сам себе дурак'' ;)
Председатель совета директоров, Германия
как научить большую страну выживать. Зачем? Россияне и так многие годы выживают, враги только удивляются.
Председатель совета директоров, Германия

Мне статья не понравилась. Прелагаются проекты. ''Хождение в народ''. Вспоминается, кто любит учиться, а кто учить.

Нач. отдела, зам. руководителя, Казахстан
Москва – это не Россия Я думаю, что мы находимся на переломном этапе – у нас почти не осталось шансов. Страна находится на этапе, когда мы можем «гакнуться», потому что главный процесс, если говорить о пространственной организации России – это чудовищная депопуляция. У этого процесса имеется ярко выраженный территориальный аспект. В России больше нельзя жить, можно жить только в мегаполисах. И люди, которые сейчас будут создавать будущее, выбирая, что им дальше делать, на самом деле, не имеют никакого выбора. Выбор за них уже сделан – они должны уехать из того места, где родились, потому что Москва – это не Россия, Россия больше не нужна, а для жизни нужно десять мегаполисов. Но, с экономической точки зрения, мегаполисы – это точки продажи чужого товара. И главное, что нам надо понять, это как мы можем вернуться на родину, есть ли у нас хоть какой-либо шанс. Можем ли мы жить в маленьком городе, в деревне, где-то за пределами Садового или МКАДа, и при этом быть людьми, которые живут достойно. И что значит жить достойно?
+100500, ''Что же будет с Родиной и с нами ?''
Александр Байкалов Александр Байкалов Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Ануар Ашимов пишет: И что значит жить достойно?
в моём понимании это не воровать, не брать то что тебе не принадлежит! иметь достойную жизнь - это да, пользоваться всеми благами цивилизации (перечислять не имеет смысла, они очевидны) но вот беда - именно так позволяют себе жить менее 1% населения РФ, остальные либо думают что живут именно так или не думают а просто выживают (за чертой бедности). В стране много не решённых насущных (экономических, житейских, социальных) проблем, а у нас один в кресле премьера посидел 4 года ничего не делая, теперь поменялись местами и второй теперь сидит в этом кресле но уже на 6 лет. я боюсь старость. элементарно. старик в нашей стране - унижен оскорблен, начиная с поездки на автобусе и заканчивая гос подачками в виде надбавок к пенсии в размере 300 рублей. и ведь об этом трубят на всю страну!!!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.