Chicago Business School, класс 2012
В 2007 году, еще задолго до поступления на MBA программу, я работал в компании – представительстве крупной голливудской студии мейджора и занимался продвижением кинорелизов в сети Интернет. Оказавшись впервые в шоубизнес-среде, я поначалу был очень доволен работой: постоянная динамика, крупные проекты, встречи и знакомства с интересными людьми... Тем не менее, в какой-то момент я понял, что необходимо серьезно подойти к выстраиванию дальнейшей карьерной стратегии и определить приоритеты. Одновременно с этим пришло осознание, что я хочу и готов решать более сложные и комплексные бизнес-задачи, а также узнать больше о различных индустриях. В каком направлении двигаться? Чем заниматься в будущем? Вопросов было больше, чем ответов. После долгих поисков и размышлений я пришел к мысли, что менеджмент-консалтинг идеально вписывается в мои представления о следующем этапе в развитии карьеры.
В 2008 году, пройдя множество собеседований, я получил предложение от компании Accenture. Повезло с тем, что специфика проектов была в основном связана с областью телекоммуникаций, где у меня уже был определенный опыт, который и позволил довольно быстро влиться в работу. Со временем я понял, что для продолжения движения в выбранном направлении получение бизнес-образования будет вполне естественным и, отчасти, даже необходимым шагом. Многие мои знакомые и коллеги в то время уже получали full-time MBA в американских или европейских школах, и их пример довольно явно служил для меня стимулом. Я понимал, что обучение на MBA программе одной из топовых американских школ обеспечит меня необходимыми навыками, систематизирует знания о бизнесе, даст представление о том, как функционируют глобальные рынки и поможет в значительно большей степени раскрыть свой потенциал.
Критерии выбора
Я решил подавать пакеты документов в три школы: Chicago Booth, Stanford и Berkeley Haas (и в сентябре 2010 года начал обучение в Booth School of Business, University of Chicago). Было несколько наиболее значимых критериев, на основе которых я делал свой выбор:
- География: Америка vs Европа
Для себя я точно определил, что мне больше подходят американские программы, поскольку два года обучения full-time все же дают более серьезную академическую и практическую базу, в том числе позволяя изучить большее количество дисциплин. По сути, Америка является родиной бизнес-образования, и я убежден, что традиции и опыт университетов довольно сильно отражаются на качестве образования. Наконец, существует мнение, что выбор «Америка или Европа» напоминает дорогу с односторонним движением: с американским дипломом, скорее всего, вы получите доступ к работодателям по всему миру, в то время как с европейским – только в Европе (включая, разумеется, Россию).
- Формат: Full-time vs Executive MBA
Для меня было очевидно, что Executive MBA программы предназначены для людей, которые уже находятся на руководящих позициях, и которым в большей степени нужны не образование, а связи. Это люди, которые дальнейший карьерный путь для себя уже довольно четко определили. Также, будем откровенны, для многих руководителей не последнюю роль играет фактор престижа (диплом, как мы знаем, всегда должен висеть в кабинете и, причем, на самом видном месте!) Хотя, должен отметить, что некоторые мои знакомые, которым 25-26 лет, выбрали для себя и были приняты на executive-программы (что, на мой взгляд, не вполне логично – вероятно, просто переоценивается риск «отрыва от производства», неизбежного при поступлении на full-time).
Помимо наиболее значимых были еще и дополнительные критерии:
- Академическая и научная репутация самого университета, к которому относится школа. Chicago Booth известна тем, что в ее преподавательский состав входят лучшие профессора, некоторые из которых – нобелевские лауреаты.
- Культура и система ценностей. Например, ориентированность на развитие у студентов командного духа, нежели индивидуалистского.
- Гибкость программ, которая является абсолютным преимуществом Chicago Booth. Здесь студенты сами формируют свое расписание, выбирая те классы, которые им интересны, а также тех профессоров, чей стиль преподавания им наиболее предпочтителен.
Процесс поступления
Если рассмотреть процесс поступления в целом, то он состоит из подготовки к экзаменам GMAT и TOEFL, составления резюме, написания эссе, а также прохождения интервью.
Наибольшее значение из этого списка имеет, безусловно, пакет эссе. Считается, что базовые вопросы для него у многих школ довольно схожи, но мой личный опыт говорит, что, на самом деле, если члены приемных комиссий и формулируют вопросы схожим образом, то все равно их интересуют довольно разные аспекты вашего опыта. К типичным вопросам эссе можно отнести: почему MBA, почему именно эта школа и почему именно сейчас. В ответах фактически нужно связать свое прошлое, настоящее и будущее с помощью целостной истории и показать, каким образом бизнес-образование вписывается в эту историю.
Жизнь в школе
Помимо меня в школе на нашем курсе учится шесть человек из России, двое из Казахстана, трое из Украины и еще несколько русскоязычных ребят и девушек, проживающих длительное время в Америке или Канаде. В общей сложности из учащихся на обоих курсах – порядка 25-и русскоязычных человек.
Помимо рекрутинга и учебы важными составляющими жизни студента MBA являются различные внеклассовые активности (клубы, мероприятия). Одно из основных удивлений, которые постигают всех первокурсников – это рекрутинг. Начинается он фактически с первого дня и занимает бОльшую часть времени осенней и зимней четвертей первого года. Во время зимней сессии акцент на учебе становится менее выраженным, поскольку начинается сезон интервью на летнюю практику (summer internship). Объем усилий, которые приходится вкладывать, чтобы все успевать, по сути, беспрецедентный. Однако к началу весенней четверти большинство студентов уже имеет приглашение на практику и может концентрироваться на учебе и том, что называется social activities. Именно поэтому большинство конференций, клубов и просто студенческих тусовок происходит весной.
Что касается меня, то весенняя четверть для меня была, наверное, самой сложной. Я брал большее количество классов, чем осенью и зимой, и поэтому приходилось учиться довольно много. Кстати говоря, неоднократно приходилось сидеть над заданиями целыми ночами.
Практика
Считается, что летняя практика – в дальнейшем определяющий компонент карьерного пути. Студенты должны постараться сделать выбор еще осенью, в самом начале обучения. Сделать это им зачастую довольно сложно, потому что в большинстве случаев они не знакомы с другими индустриями или функциями, кроме тех, в которых уже работали. Летом 2011 года я прошел две практики: в консалтинговой компании Altman Vilandrie & Company в Бостоне и в Deutsche bank в Москве. Изначально я выбрал консалтинг, поскольку уже был соответствующий опыт, но после первого года обучения и прохождения первой практики в Бостоне пришел к осознанию того, что финансовая индустрия мне гораздо ближе. Вообще говоря, вторая практика – вещь довольно нетипичная и, скорее, исключение, чем правило. Решение мне далось нелегко, но я всерьез задумался над тем, чтобы радикально поменять направление карьерного пути.
Россия – страна больших возможностей
Считается, что в России для молодых специалистов много возможностей для быстрого построения карьеры и довольно высокий уровень компенсаций. Но, в то же время, для человека, окончившего западную бизнес-школу, считается, что его «капитализация» сильно повышается, если после окончания обучения он как минимум два-три года отработает на Западе. Сейчас мне сложно определить, будет ли мне комфортно строить свою карьеру в Америке или нет. Тем не менее, хотелось бы попробовать пожить и поработать в этой стране несколько лет, после чего принять более взвешенное решение.
Обучение в бизнес-школе – это академически очень напряженная двухгодичная программа, которая, в числе прочего, предоставляет возможности для формирования деловых связей (networking) и дает серьезный импульс для развития личности. В то же время карьерный компонент чрезвычайно важен. Оказывается, процент учеников, которые меняют карьеру после получения образования, составляет порядка 85%, что для меня было открытием. Некоторые считают, что бизнес-школа – это своего рода перераспределительный институт, когда консультанты хотят стать инвест-банкирами, специалисты по управлению активами хотят перейти в инвестиционные банки и т.д. В моем случае, вопрос смены карьеры был несколько неожиданным, но стал вполне реальным, поскольку начинал учиться я с мыслями о консалтинге, а спустя год полностью переориентировался на область финансов!