Понятие «коучинг» стало привычным и известным. Однако до сих пор единых критериев для определения сущности коучинга, того, как он должен проходить и какие результаты должны достигаться клиентами на коуч-сессиях, нет. Все сходятся на том, что бизнес-коучинг направлен на тренировку, раскрытие личностного потенциала и достижение наилучших результатов в работе. А вот путей, которыми можно быстро и эффективно достичь свои цели – множество.
Работая с топ-менеджерами и первыми лицами, я обычно использую авторскую методику сценарно-энергетического кодирования - СЭК. Работает она так. Для начала мы определяем желания и потребности, диагностируем «зоны роста». Далее разрабатываем стратегию достижения личностных и профессиональных целей, которые должны дополнять различные социальные роли. В каждой нашей роли есть своя энергетика – в одних сильная, в других – слабая. Энергетика может также иметь позитивный и негативный заряд. Исполнение своих социальных ролей должно мотивировать человека, вызывать удовольствие и от процесса, и от результата. Затем мы разрабатываем личный сценарий, где предусматриваем алгоритм действий, стиль взаимоотношений с окружающими, а также индивидуальные тренинги и корректирующие сессии.
При этом особое значение отводится навыкам центрирования своих состояний и отношений с окружающими.
Мне часто приходится готовить своих клиентов к переговорам, публичным выступлениям и презентациям. При подготовке мы уделяем намного больше внимания не тому, ЧТО говорить, а тому, КАК это делать. Ведь даже самые правильные слова не смогут убедить, если оратор будет зажат, скован и не уверен в правоте своих слов или, наоборот, будет чрезмерно раздражен. В первом случае его пусть даже позитивная энергия просто не дойдет до слушателей, а во втором - негативная энергия, вылившись на присутствующих, заставит их противостоять невольной (или вольной) агрессии оппонента. И только оратор, способный дать другим большой заряд позитивной энергии, будет успешен и эффективен.
Именно поэтому главной целью коучинга я считаю достижение у клиента гармонии с собой и окружающими при помощи управления позитивной энергией. С точки зрения науки, каждое событие, получение новых впечатлений, обучение образует в нашем мозгу новые соединения нейронов. Мозг человека состоит более чем из ста миллиардов мозговых клеток - нейронов, каждая из которых соединена с другими десятью тысячами с помощью нервных разветвлений и синапса. Обучение новым способностям и получение новой информации происходит благодаря отделу мозга, который называется кортекс. Эта часть мозга отвечает за наше умение говорить, петь, танцевать, творить. И именно в этой области при помощи нейронных связей мозг сохраняет наши знания о жизни, способности, память как результат опыта. Эмоциональные реакции человека находятся «этажом ниже», в лимбической системе, которая является более древней по времени возникновения по сравнению с кортексом, и отвечает за приливы энергии и эмоций, которые мы переживаем в прекрасные, трудные или страшные моменты.
«Волнующую», заряженную энергией информацию мы воспринимаем сосудами, системой кровообращения, мышцами, отвечая на нее усилением или замедлением обмена веществ. У нас учащается сердцебиение, к лицу приливает кровь или сжимаются кулаки.
Но вспышки эмоций вызывает далеко не всякая информация. Мы реагируем бурно на актуальные события, а на то, что нас не касается — нейтрально. Когда энергетика внешнего события входит в резонанс с нашей внутренней энергетикой, то это создает пульсацию, эмоциональную волну, подчас неуправляемую. Все дело в том, что лимбическая система проверяет на энергетическое совпадение все приходящие сигналы, прежде чем они посылаются дальше, к кортексу. Эту задачу выполняет, прежде всего, «амигдала» — миндалевидное тело.
От лимбической к кортикальной частям мозга информация идет по «дороге» с односторонним движением, и поэтому попытка «отыграть назад», смягчить реакции лимбической системы с помощью контролируемого размышления обычно заканчивается неудачей.
И если в древности, когда времени на обдумывание не было, быстрая неосознанная реакция была вопросом жизни и смерти, то в цивилизованном мире эта инстинктивная мыслительная реакция мешает и приводит к потере энергии и эффективности. Поэтому навык управления внутренней энергией и жизненной силой оказывает прямое и конструктивное воздействие как на сигнальную готовность, так и на мотивирующую активность человека. Мы должны научиться в любых ситуациях, даже в самых напряженных и сложных, оставаться наполненными позитивной энергией, а ментально — способными к адекватному реагированию. Для этого наша лимбическая система должна «научиться» передавать кортексу бразды правления над мыслями и эмоциями.
Наши действия, общение требуют правильной настройки. Нам следует привести в порядок мысли, чувства, отстроиться от негативной энергии предыдущих контактов и войти в энергетический тонус. Мы должны понимать: любой контакт с окружающими - это всего лишь эпизод, шаг на нашем жизненном пути, и желательно не растрачивать слишком много энергии на отдельные, пусть даже трудные шаги. Ведь тогда мы рискуем вовсе не добраться до цели.
С момента начала общения с миром - получения образования, создания (или не создания) семьи, начала карьеры, мы автоматически превратились в товар… на социально-экономическом рынке. Да, как это ни прискорбно, но все мы имеем свою стоимость, ценность, которая зависит от нашей востребованности и уникальности (или невостребованности и обыкновенности) в той или иной социальной роли. И нередко для достижения целей приходится набить массу шишек, получить множество синяков, а то и переломов. И лишь после этого, окрепнув, узнав цену побед и поражений, можно стать совершенным. Ведь не зря говорят: за одного битого двух небитых дают.
Какие жертвы требуются для успешного достижения целей? Есть ли у вас вообще цели, ради которых нужно чем-то жертвовать? Чем вы уже пожертвовали или собираетесь пожертвовать? Готовы ли вы к «специальной» жертве для самостимулирования?
В нашей коллективной памяти имеется немало притчевых сюжетов. Помните, как из-за отсутствия гвоздя в кузнице приключилось немало бедствий? А классически эпохальное яблоко, упавшее на голову Ньютона? Или системообразующее пробуждение Менделеева? Или переполненная водой законовыводящая купальня Архимеда?
Бесчисленное количество таких мелочей сыграло свою историческую роль и послужило толчком для рождения всевозможных идей и проектов. Ну и, конечно же, среди них был и определенный процент VI (Very Important), то есть очень значительных. Ну, а кто же носитель, генератор или реализатор этих очень значительных замыслов? Персона (Person)!
Вот и получается, что VIP (Very Important Person) - это персона, которую посетило озарение, за которым благодаря удаче, счастливому случаю или упорному труду, а, чаще, и тому и другому, последовало нечто очень значительное!
Почему же в одних случаях значительная идея мощно мотивирует и приводит ее носителя к статусу VIP, помогая долго и успешно оставаться в этом статусе, а с другими - к сожалению, в большинстве случаев, этого не происходит? Так случается потому, что идея обязательно должна быть значительной, в ней должна быть заложена энергетика, которая сможет привлечь и увлечь других. И к тому же идея - это только желаемое состояние, мечта, которую нужно еще претворить в жизнь, а значит, нужно быть готовым действовать, озаботиться этой задачей, очень хотеть достичь желаемого. Ну и, наконец, идея должна быть созвучна ее носителю, его представлениям о себе, о мире, иначе возникнет энергетический диссонанс, - энергия человека и идеи не совпадут, и вместо усиления произойдет ослабление.
И в завершение хочу предложить вам поразмышлять над следующими вопросами:
Были ли в вашей жизни значимые стимулы и какие? Запустили ли они механизм достижения ваших целей? Если этого не случилось, то почему? Какие стимулы вам необходимы, чтобы решительно двинуться к цели? Найти ответы на эти вопросы поможет мой новый проект «Коучинг для руководителя».
Уважаемые участники Сообщества!
В ноябре 2009 года Executive.ru совместно с коучем Александром Кичаевым запустили известный проект «Сам себе бренд», итогом которого стал отчет о том, как создавался персональный бренд участника этого проекта. Прошло несколько лет, и в 2012 году E-xecutive.ru в партнерстве с Александром Кичаевым запускает новый проект «Коучинг для руководителя». Это проект для тех, кто хочет научиться управлять внутренней энергией, определить сильные и слабые стороны своей личности, разработать вектор совершенствования карьеры, создания достойной репутации – в общем, для участников Сообщества, которые стремятся работать над собой и хотят добиться успеха!
Для участия в проекте мы ищем одного добровольца, отвечающего следующим требованиям:
· Вы должны быть руководителем компании;
· Вы должны проживать в Москве или иметь возможность регулярно бывать в Москве для проведения коучинга;
· Вы дадите письменное согласие на то, чтобы процесс работы с вами фиксировался на фото и видео для дальнейшей публикации в отчете о проекте на Executive.ru.
Все коуч-сессии, проводимые в рамках проекта, для участника будут бесплатными!
Для того, чтобы подать заявку на участие в проекте, пришлите на электронный адрес content@e-xecutive.ru письмо с указанием краткой информации о себе, а также обязательно подробно опишите задачи и трудности, которые вы бы хотели решить в процессе коучинга, указав в теме сообщения «Коучинг для руководителя».
Срок подачи заявок на участие – с 10 по 24 апреля 2012 года включительно.
Увы, мы не сможем пригласить всех желающих. Поэтому в течение недели после завершения приема заявок Александр Кичаев выберет одного участника, который получит соответствующее приглашение.
Период проведения коуч-сессий с участником проекта – с 15 мая по 5 сентября 2012 года.
Публикация итогов проекта с подробными комментариями участников – в сентябре 2012 года!
Спешите подать заявку!
Друзья! Обращаю ваше внимание, что мы ждем от желающих принять участие в проекте подробной информации о задачах (личных и корпоративных), которые вы бы хотели решить в процессе коучинга. Также обязательно (!) опишите свою компанию: сфера деятельности, регион, количество сотрудников и пр. А еще желательно указать, являетесь ли вы собственником или наемным топ-менеджером.
Когда коуч мне сказал: «Все ответы внутри вас» :o , то я вспомнил поход П.П.Шарикова в цирк, где на вопрос: «Какое главное событие моей жизни?», был получен ответ: «Главное событие вашей жизни впереди». :D
А чем коуч чашу знаний наполняет? Не вопросами ли лишь одними? Чашу нужно знаниями наполнять, а не вопросами, а лучше методологическими, чего коучинг не делает по определению и по предназначению. Поправьте меня, коучи не дают ответов и Знаний, только вопросы задают, соответственно и не берут на себя никакой ответственности за результат коучирования. Ну, какой спрос за вопрос, я не я, и лошадь (принятое решение) не моя, а ваша.
Со структуризацией и переформатированием замечательно, очень хорошо. Вот только в структурируемом и форматируемом есть ошибки, которые необходимо изничтожить и как вариант получается «перекладывание с больной головы на больную», это по простому, а по научному, структуризация и переформатирование дефектного вектора целей не избавляет от дефектности и дефективности..
Делаю вывод, поправьте, не хочу ошибиться. Коучинг – это консервирование развития.
Товарисча П.П.Шарикова в цирке тож идентифицировали… и хоть ответ дали. А вы бы Полиграф Полиграфычу какие вопросы задали бы?
:D
Коучинг не даёт Знания, а помогает найти рыбные места, а рыбные места впереди :D
П.П.Шариков – это же в первую очередь типаж руководителя, :!: он начальник Зачистки, таких очень много и в наше время с жизненным кредо «ням-ням, трах-трах, цап-хап».
У меня было несколько случаев, когда под давлением владельцев бизнеса «шариковы» шли на коучинг. Обычно «шариковы» считают себя самодостаточными 8) , и вся энергия коучинга уходит на работу с сопротивлением и провокациями клиентов. И только в одном случае понадобилось около 20 сессий, чтобы «клиент созрел» к серьезным изменениям, а потом даже стал инициатором нового этапа работы. Так что это не мой тип клиента :(
20 сессий - это сколько чего? сколько времени и денег?