«До недавнего времени квалификационной программы в области финансов в России не было», - рассказывает Eecutive.ru проработавший около 12-ти лет на должности главного бухгалтера и финансового директора средних и крупных предприятий Михаил Кузьмин. О CIMA он впервые услышал несколько лет назад, но в связи с невысоким уровнем владения иностранным языком не мог учиться, пока не появился Диплом CIMA «Управление эффективностью бизнеса» на русском языке.
Зачем менеджер с таким стажем работы вновь пошел учиться? Ответ Михаила прост: «Мне хотелось инвентаризировать свои знания, освежить их, посмотреть, нет ли пробелов. Проверить свои силы – и получить диплом».
Не отставать от современности
Пример Михаила не единичный. Основная причина, по которой Юрий Бабуров, долгое время проработавший на должности финансового директора в сфере телекоммуникаций, решил получить диплом CIMA – повысить уровень своей квалификации. Он понимал, что недостаточно разбирался в современных методиках, таких как попроцессное управление, альтернативные подходы к бюджетированию и оценка инвестиционных проектов. CIMA дала Юрию дополнительный толчок к поиску новой работы, отвечающей современным требованиям его квалификации.
«Dip CIMA Rus – это не элитарное управленческое образование. На сегодняшний момент у диплома есть все предпосылки стать стандартом знаний и навыков в области управленческого учета в России»,- продолжает Михаил. Во многом это связано с особенностями программы:
- Концентрированные знания в области управленческого учета и управления финансами,
- Независимое тестирование и оценка уровня подготовки специалиста.
Именно поэтому для высшего руководства, финансовых директоров и менеджеров, управляющих эффективностью бизнеса, рекомендуется квалификация CIMA. Она направлена на управленческие аспекты бизнеса, что дает возможность смотреть обоснованного принимать управленческие решения.
Семь ошибок директора
Самой распространенной ошибкой среди управленцев является неумение грамотно использовать инструменты для принятия эффективных решений. На своей практике Максим Андреев, директор по развитию в компании «Эней»,встречал финансовых директоров, которые в качестве оценки эффективности использовали EVA (показатель экономической добавленной стоимости) при ошибочной методике расчета, что давало искаженное представление результатов деятельности.
Причиной ошибок может служить и недостаточно широкий кругозор финансового директора или специалиста по финансам в компании, считает Бабуров. «Обладая достаточно скудным или недостаточно широким инструментарием, финансист может построить слабую систему управленческого учета». Достаточно распространенной ошибкой Юрий называет непонимание релевантных затрат и неумение их определять для того или иного проекта или решения: производить продукт или нет, продолжать или остановить тот или иной вид деятельностьи.
Михаил Кузьминв своей практике сталкивался с различными видами ошибок, от элементарных до тех, исправление которых требует специальных знаний. К элементарным ошибкам можно отнести некорректный расчет (иногда даже полное игнорирование)средств, необходимых для финансирования оборотного капитала при реализации инвестиционного проекта.
Следующий тип ошибок – составление неэффективного товарного портфеля выпускаемой продукции. Здесь уже от финансиста требуется понимание технологии производства и правильное выделение ограничивающего производственного фактора, которым может выступать производственная мощность, объем дефицитного сырья, ограниченный фонд рабочего времени. «Зачастую приоритетным продуктом объявляется продукт с наибольшим маржинальным доходом на каждую единицу, что кажется естественным. В то время как основное внимание должно уделяться продукту с наибольшим маржинальным доходом на единицу ограничивающего фактора»,- говорит Михаил.
Очень много вопросов всегда вызывает трансфертное ценообразование. Сейчас большое количество предприятий имеет холдинговую структуру. Если менеджеры направлений несут ответственность за финансовые результаты, то от того, насколько разумно установлены трансфертные цены между компаниями холдинга, будет зависеть эффективность (или деструктивность) действий этих менеджеров.
Кто управляет эффективностью?
Участники курсов подготовки в основном – финансовые директора, специалисты банковской сферы, начальники планово-экономических отделов, руководители компаний и собственники бизнеса. Однако собственники – скорее исключение, чем правило. Опрашиваемые выпускники в один голос ответили, что до них в их компаниях никто не имел диплома CIMA, а работодатель о квалификации даже не слышал. «Конечно, замечательно, если в компании прекрасный финансист. Но, безусловно, необходимо, чтобы и собственник понимал, о чем идет речь, - считает Михаил. - Финансист может посчитать, но пока собственник не отдал команду изменить что-то в реальности, все выводы финансиста будут являться консультацией».
«Со временем работодатели поймут преимущества CIMA и то, что квалификация дает возможность оценить, соответствует ли человек должности, на которую претендует»,- выразил свои надежды Бабуров.
Определить проблему и построить предложение – легко!
Юрий и Михаил поделились с Executive.ru примерами из своего опыта, как они применяли полученные знания:
История из жизни №1: «Вспоминаю случай, когда знания, полученные на программе CIMA в области попроцессного учета, помогли мне в переговорах с заказчиком, - вспоминает Бабуров. - К нам обратилась крупная производственная компания с несколькими десятками филиалов в различных регионах России. Заказчик был заинтересован в аутсорсинге административных функций, связанных с обработкой и оплатой счетов за услуги связи. В тот момент каждый филиал обслуживался местным оператором связи, а анализ потребляемого филиалом трафика и оплата производились головным офисом в Москве.
Заказчик так описал проблемы: прерывание связи из-за несвоевременной оплаты, сложности с анализом трафика, потеря документов и т.д. Кроме того, предприятие испытывало трудности с определением драйвера затрат на этот процесс. Компания активно применяла попроцессный учет затрат, поэтому было очень важно унифицировать операции, собрать затраты и выявить драйвер изменения затрат в процессе.
Понимание АВС (Activity Based Costing) позволило нам разработать комплексное решение. Предложенные клиенту услуги по сопровождению счетов, помимо решения проблем с документооборотом и своевременной оплатой, позволили компании получить простой механизм для расчета и планирования затрат по процессу. Новый способ определения цены наших услуг, основанный на стоимости сопровождения каждого договора, дал возможность для дальнейшего снижения затрат».
История из жизни №2: «Построение системы управленческого учета на основе маржинального метода для промышленных предприятий принципиально. В компании United Panel Group, где я работал, именно это и было реализовано,- рассказывает Кузьмин. - Компания занимается производством фанеры. Что такое фанера? Несколько склеенных между собой листов шпона. При кажущейся простоте, это технологически сложный, многопередельный продукт, номенклатура которого может достигать нескольких тысяч наименований в зависимости от сортности, марки, толщины и формата. Очень важно понимать технологический процесс, уметь правильно анализировать доходность продуктов, оценивать влияние изменения ассортиментного ряда при реализации тех или иных управленческих решений. На таком крупном и сложном предприятии, идет ли речь об изменении производственного процесса, предоставлении скидок покупателям, принятии дополнительного заказа, анализе бюджетных отклонений или анализе инвестиционных проектов, везде требуется использование всего инструментария, которому учит CIMA».
История из жизни №3: «Есть еще история, достаточно интересная и типичная. Касается сложности интерпретации себестоимости, полученной методом полного поглощения, - говорит Бабуров. - Мне ее рассказал коллега по обучению Dip CIMA Rus. На его заводе считалось, что продукция убыточна, и предприятие стремилось сократить выпуск, притом, что проблем со сбытом не было. Выручил завод мой коллега. Он доказал, что убыточность – следствие, а не причина сокращения объемов. Ведь постоянные расходы не зависят от объема, и чем больше ты выпускаешь, тем меньше затрат приходится на единицу продукции. Компания поменяла учетную политику – перешли на маржинальный метод учета затрат. Объем выпуска увеличился, прибыль выросла в разы».
Международная квалификация на русском языке
«Зачем учиться на своих ошибках, если можно учиться на чужих», - говорят умные люди. И они во многом правы. Конечно, без своих ошибок не обойтись, но хорошо совершать их намного меньше, зная наперед, что может случиться.
В России можно получить Диплом CIMA «Управление эффективностью бизнеса». Это международная квалификация, которая включает два экзамена CIMA P1 «Управление эффективностью операций» и CIMA P2 «Управление эффективностью бизнеса», переведенные на русский язык. Особенности программы состоят в том, что обучение ведется с использованием кейсового метода: разбора ситуаций из реальной практики. «Это не просто возможность учиться на настоящих примерах из жизни, но и возможность видеть уже в процессе обучения эффективность применения западных методик в российском бизнесе»,- говорит Елена Четверина, менеджер PwC Academy, где готовят к экзаменам на получение Диплома CIMA на русском языке.
Фото: freeimages.com
Короче,
CIMA-CIMA откройся!
Открывается, а там лапша на уши?
:)
На самом деле, не ''лапша''. За рубежом данная программа - это пример достаточно быстро скомпанованной методики поиска (в первую очередь, - в предкризисных, кризисных и посткризисных сиутациях) оперативных решений в области финансового менеджмента и оптимизации проектной политики компании. Не очень эффективная, не очень броская, не очень яркая, не очень содержательная, где-то явно ''сляпанная на коленке'', где-то вообще воспринимаемая с большой натяжкой, - но достаточно быстро появившаяся в плане всяких антикризисных мероприятий, плюс - в навеске к привычной АССА. Естественно, действующая в рамках существующих преимущественно в англо-американских экономических и финансовых системах правил игры.
Общий смысл программы, - несмотря на широкое распускание перьев, - в дополнение в старому массиву АССА, строится на поиске того, от чего можно отказаться в бизнесе компании с наименьшими потерями и того, что и где можно ''отрезать'', а также перекинуть из ресурсов, необходимых для осуществления одного проекта, на другие. Единственная реальная ценность, - попытка построения схемы реализации проектов на основе графика использования различных групп ограниченных ресурсов, которыми приходится управлять, реализуя проекты. Вроде того, как и с какой стройки на какую перегонять экскаватор или трактор, чтобы он нигде не простаивал и везде появлялся вовремя, делал то, что от него требуется, и тут же перебирался бы на другой объект, где только-только к его появлению все готово. Плюс, - использование денежных средств, поступающих в рамках реализации одного проекта для реализации других, с последующим использованием поступающих там средств для финансирования первого проекта. Т.е. разумные действия в области нецелевого использования средств применительно к проектам, на которые они поступают. И т.д.
Другой вопрос, что в России данная западная методика и правила реализации бизнес-проектов не работают. Немедленно ''возьмут за жабры'' или дело пойдет на спад. И тут же потребуется помощь компететнтных консультантов, аудиторов и т.д., которые в данном случае оказывает ''ПВХ''. Т.е. компания фактически формирует себе рынки клиентов за счет якобы подготовки специалистов в рамках данной программы и инспирирования того, чем и как они там науправляют своевольным образом.
Николай Ю.Романов
----
Я, прочитав статью, просто отметила у себя в голове, что это очередная реклама. А Николай расчленил ее по косточкам. Николай, браво!
Блин, да что ж такое (прошу прощения за лексику – аська испортила)!
Получаешь утром рассылку, быстренько читаешь то, что тебя заинтересовало (чаще всего по диагонали: работать ведь тоже надо!), хочешь высказаться – а Николай Романов уже все твои мысли считал, структурировал, оформил, придал дополнительный блеск и аргументы, не пришедшие тебе в голову, и выложил для всеобщего обозрения!
Нет, я в принципе не против... Но составить подобный анализ так бысторо – beyond my mind!