«Почему образованных менеджеров все больше, а великих проектов все меньше?»

Почему образованных менеджеров все больше, а великих проектов все меньше? – Отвечая на этот вопрос, перечислю основные первопричины всех наших бед, а также конспективно обрисую текущую ситуацию в бизнесе и в бизнес-образовании:

1. Что бы не говорили великие теоретики стратегического менеджмента, но всем уже давно очевидно, что количество «голубых океанов» постепенно сокращается и иссыхает, неумолимо превращаясь в «мелкие голубые лужицы».

2. Полезность изучения фундаментальных учений практически полностью нивелирована. Их уже давно вытеснили «дайджесты» и «википедии». А если нет среды приложения – то нет знаний и навыков применения. При этом активно растет число псевдоученых, проповедующих доктринерство, демагогическое миссионерство, а иногда и самоуверенное невежество.

3. Современный бизнес уже давно не содержит сложных абстракций. Менеджеры умеют читать, но не умеют мыслить. Правит ЛЕГО-бизнес (пакетные решения). «Пакетность» - причина функциональной неграмотности. Мыслить нет смысла – бери «пакет решений» и «встраивай» в бизнес-процесс работающей модели. Кухонная логика – зачем учиться готовить, если есть полуфабрикаты. Мыслить шаблонно легче и дешевле.

4. Творить, выдумывать, пробовать, экспериментально щупая рынок, изучая его реакцию – уже не выгодно. Ушла былая гибкость, риски минимальны, прогнозов развития рынка нет. Да и желающих жить этим и рисковать всем становится все меньше. Рулят консерватизм, прагматизм, серость, тупость и дешевые амбиции – что очень печально.

5. Игнорируются анализ изменений рынка (конкурентов, клиентов) со сбором и обработкой новых данных, забыты процедуры сегментирования рынка и позиционирования продукта. Усиливается акцент на психологию продаж, ловкость приемов продвижения, креативные «рекламные фишки» и искусное «бла-бла-бла». Будущее же – за серьезным анализом, постоянным мониторингом рынка в сочетании с эффективными коммуникациями, знанием потребностей и психологии клиента.

6. Правят «псевдопопулярный менеджмент» и «массовый маркетинг». Призывы со стороны государства уже не достигают цели из-за отсутствия хорошего образования и образованности адресатов на фоне всеобщего «поглупения человечества» и нарастающего отставания в развитии нашего общества. Очевидно, что по сравнению с ведущими высокоразвитыми странами, мы еще по-прежнему «дети из прошлого тысячелетия». Есть ли смысл учить «ребенка» новым мировым премудростям, если, к тому же, начиная со школы и заканчивая MBA, образование оставляет желать лучшего?

7. Система образования абсолютно не помогает человеку найти свое призвание, а дает минимум знаний, которые кто-то посчитал нужным. Да и «корочка» вуза уже давно не гарантирует будущий достаток. Не все понимают, что «менеджер не формируется образованием – он или «менеджер», или «неменеджер». Сама система образования – это своего рода система социализации личности и индикатор здоровья общества. Какое общество (политика, экономика, культура и т.п.) – такое и образование.

8. В СССР великие проекты создавались во имя идеи «всегда быть первыми», с помощью идеологии и «кнута». В современном мире большего добились компании, давшие работникам условия, мотивацию и перспективу. Как же сейчас трудно вдохновить наших молодых талантов, которые видят, что «на Западе – сначала успешный бизнесмен, а потом политик», а у нас наоборот – «сначала властное кресло, а потом большой бизнесмен».

9. В России уже стало давно ясно, что нет смысла делать бюджетные НИРы, если можно просто поделить деньги и безконтрольно отчитаться «отписками».

10. Уже давно было незачем изобретать новое, так как его никто не оценит, оно не будет коммерциализировано, и богатства не прибудет. Зачем упираться, доказывая абсолютную истину тем, кто настроен скептически и думает только о личной наживе. Да и настроения, царящие вокруг, отбивают всякое желание созидать. Быть ведомым, избегающим риска и ответственности – выгодно и спокойно. Но ведь должны же быть великие идеи. Ведь великие менеджеры без инноваций в науке – ничто.

11. В основе всего происходящего – деградация и пассивность – точнее, коррупционная деградация и, как следствие, гражданская пассивность. Мало какая отрасль оказалась нетронутой коррупцией. Людей переполняет бессильная ярость, сменяющаяся апатией. Они больше не верят правильным словам и красивым обещаниям властей. Будущие перспективы туманны и неопределенны. Влияет и ситуация в мировой экономике. Долгосрочные проекты уже не готовы ни планировать, ни финансировать.

Безусловно, некоторым деградация по-прежнему нужна для того, что бы на ее фоне выглядеть успешным. Не расти самим, а деградировать вместе со средой, условно оставаясь лучшим. Но это ведь тоже временно. Уже давно пришло время думать, как вести бизнес в изменившихся условиях.

Но оптимисты могут возразить, сказав, что, к счастью, не все так уж и плохо. В основном коррумпирована бюджетная сфера, и государство уже принимает меры по решению этой проблемы. Предприниматели же чаще испытывают давление органов госконтроля. И вместо исполнения предписаний нередко откупаются, чтобы не тратиться на исправления. А там, где все нормально – повода для придирок проверяющих обычно не существует. Хотелось бы им поверить, а может когда-то и согласиться.

Задачи бизнес-образования в новых условиях

Было бы неверным считать, что бизнес-школы учат слушателей приспосабливаться и выживать. Всем понятно, что никто не будет обучать слушателей, как обойти закон, обмануть таможню или налоговые органы. Очевидно, что слушатели получают знания, «как надо делать» и «как должно быть и будет». Это и есть просвещение во имя честного бизнеса. Да и выпускники часто рассказывают о том, что обучение помогло им найти себя в жизни. Не приспособиться, а развиться самим и развить свое дело.

Конечно, пока еще не всякий может позволить себе получить бизнес-образование, и мы, увы, еще долго будем заложниками такой ситуации, когда новые знания нужны всем и не доступны. Также понятно, что бизнес-образование не должно быть бесплатным. Возможно, что речь уже должна идти о некотором альтруизме тех, кто готов поступиться принципами прагматизма, тех, чье мнение весомо и уважаемо, тех, кого будут слушать, тех, кто готов, отказавшись от «ловли в мутной воде крупной рыбы доходов», начать подвижническое просветительское движение.

Кроме того, пришло время уделить внимание и обновлению информационного пространства, заваленного низкосортным «мусором коммерческого характера» (предложения о низкокачественном бизнес-образовании, допотопном консалтинге и пр.). В бизнес-школах за все эти годы уже прошли и проходят обучение те, кто всегда тянулся к знаниям, те, кто имел навыки и умел ими пользоваться. Но есть еще те, кто пока не готов поверить в успех своего развития, те, кто пока еще колеблется в выборе, но уже ищет свой «клуб единомышленников», способный научить мыслить, принимать быстрые, взвешенные решения – помочь «вырасти над собой прежним».

Именно поэтому бизнес-школам жизненно важно снизить стоимость информационного контакта с такими людьми, не забывая всеми средствами рассказывать о тех возможностях, которые они получат в процессе и по окончании обучения. Хотя в моих высказываниях и присутствует некоторая постулативность, но и пафосным набором демагогических штампов это назвать точно нельзя, так как всегда на практике руководствуюсь правилом «критикуя-предлагай». Стараюсь изо всех своих сил.

Часто, общаясь по работе со многими представителями бизнеса, все отчетливее понимаю, что уже точно нужны какие-то квалификационные барьеры, а то и ежегодное подтверждение профпригодности менеджеров, маркетологов, экономистов и т.п. Понимаю, что учить основам экономики, менеджмента, маркетинга нужно со школьной скамьи, усиливая фундаментальность и практичность полученных знаний в вузе. Важно не только учить «как делать», но активно пробуждать желание это делать.

Бизнес-школы должны окончательно искоренить практику обучения «мертвых душ», «поборов» за учебные пособия, дополнительные занятия, пересдачи, подарки руководству и «кормление комиссий». Всем наконец-то уже важно понять, что жить честно – выгодно и достойно. Это сегодня главное дело чести и совести каждого. Наверное, многие в своей жизни уже не раз поняли, что опускаться в своих глазах и торговать совестью – это того не стоит.

Современной бизнес-школе нужны неравнодушные, ответственные, гибкие преподаватели-импровизаторы, которые активно внедряют в практику обучающий консалтинг на основе анализа потребностей аудитории, не убегают после лекций, терпеливо отвечают на все вопросы слушателей, предоставляют дополнительный материал, разбирают на занятиях примеры из бизнесов слушателей.

При обучении важно стараться идти не от функций (менеджмента, маркетинга и т.п.), а от проблем бизнеса, помогать слушателю в разработке реального проекта своей компании – среди которых могут оказаться и величайшие проекты современности. Пришло время отказаться от обучения по отечественным и зарубежным кейсам прошлых лет, так как успехи, описанные в них, вряд ли могут быть повторены в новых условиях. Нужны «живые бизнес-кейсы», представленные компаниями-партнерами бизнес-школы. Необходима инициативная разработка слушателями реальных бизнес-кейсов своих компаний. Важно обучить слушателей грамотно проводить рыночные исследования, искать и анализировать информацию, делать прогнозы, разрабатывать стратегии с учетом рисков. И, конечно же, не стоит постоянно стонать о том, что все плохо, и ничего впереди нет. Пока все другие стонут, надо активно искать освободившиеся ниши и сегменты, чтобы, создав или усовершенствовав свой продукт, рассказать потребителю о его преимуществах и пользе наилучшим образом в сравнении с аналогами конкурентов.

Трудно, но бизнес-школам нужно активно избавляться от ортодоксальных словоблудов и пустомель, пересказывающих старые учебники и рассказывающих о своей жизни в прошлом тысячелетии. Также важно перейти от устаревших «учебников», упрощающих действительность, к сложным научно-теоретическим материалам, относящимся к фундаментальным экономико-статистическим исследованиям и прикладным методикам от практиков современного российского и зарубежного бизнеса. Уверен, что уже есть и возможность снизить стоимость бизнес-образования, повысив его качество за счет приглашения к преподаванию практиков из ведущих российских компаний, не зацикленных на высокой стоимости академического часа.

В свою очередь, использование тренингов и интерактивных семинаров, на которых слушатели могут профессионально обсудить между собой и с практиками бизнеса современную ситуацию и спрогнозировать свою деятельность наилучшим образом – особенно важно в условиях кризиса. Интересен опыт общения слушателей с успешными предпринимателями в рамках регулярных мастер-классов. Ну и два года общения в группе между собой и с выпускниками тоже не проходят даром.

Слушатели отмечают, что это очень здорово, когда заплатив за обучение один раз, они имеют право всю жизнь посещать бесплатно все мастер-классы и конференции бизнес-школы после окончания учебы, а также получать по почте перечни вакансий российских компаний и иметь возможность пересылать им через бизнес-школу свое резюме. Положительный результат есть и в обучении всей команды топ-менеджеров одной компании, умению «разговаривать на одном языке», понимать друг друга, работать вместе ради достижения конкретной цели.

Очевидно, что только одержимые идеей люди способны преодолеть непонимание и сопротивление изменяющейся внешней среды и, применив на практике полученные знания, достичь небывалых результатов – создать великие проекты современности. Выпускникам бизнес-школ нередко удается переломить ситуацию, и, взяв на себя ответственность, добиться положительного результата. Ради таких людей мы и работаем.

Спасибо большое Executive.ru за возможность высказаться, а также моим коллегам по профессиональным и социальным сетям – за неравнодушное и активное обсуждение. Буду признателен за ваши комментарии.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Москва
Интересно, в пакете (потоке) рекламных статей (интервью) на e-xe от руководителей бизнес-школ, который (поток) приходится, по традиции, на начало осени, кто-либо выйдет за рамки шаблона и скажет что-то действительно цепляющее и интересное? или только и будет: а) Всё плохо; б) все кругом - ... ; в) нам всем дружно надо ''даёшь!!!'' (с опциональным перечислением заповедей ''не убий'', ''не укради'', ''не возжелай доли в бизнесе ближнего своего''); г) мы - единственный луч света в тёмном царстве; д) приходите к нам учиться (и несите нам свои денежки) - и тогда будет вам ''Щастье''. Ну правда, надоело. Два месяца одно и то же...
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Борис Зверев пишет: Интересно, в пакете (потоке) рекламных статей (интервью) ...кто-либо выйдет за рамки шаблона? Ну правда, надоело. Два месяца одно и то же...
Так ведь написано же в первом посте в самом начале:
Творить, выдумывать, пробовать, экспериментировать – уже не выгодно. Ушла былая гибкость... В бизнесе рулят консерватизм, прагматизм, серость, тупость
:D :D
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
В бизнесе рулят консерватизм, прагматизм,серость,..
потому, что это выгодно. А действительно, зачем рисковать, если пакетные решения дают комфортную норму прибыли. Риски это там ... Где есть нематериальная составляющая целей бизнеса, где есть страсть к идее.. Системное мышление нужно преподавать, причем с детского сада и до самых высоких степеней, чтобы интересы в бизнесе поднялись выше стандартных показателей NPV, IRR, EBITDA и т.п.... А коррупция... Ну что коррупция? Это не причина, а все тоже следствие, а вернее еще один ''пакет'' инструментов получения дохода.
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

@Очевидно, что только одержимые идеей люди способны преодолеть непонимание и сопротивление изменяющейся внешней среды и, применив на практике полученные знания, достичь небывалых результатов – создать великие проекты современности.@

Где их взять – одержимых идеей ? Если в школе подход формальный, а жизнь требует прогматичности.
Хорошо бы учить не кейсам, а планированию своего жизненного пути, в том числе через понимание значения Бизнеса в твоем Пути. Твоего места и роли в Бизнесе. Сейчас роль чаще - карьера, деньги на ипотеку, на развлечения. Цели сиюминутные, исходя из прозы жизни, а планирования своего Будущего нет.
Поэтому и подходы к обучению чисто прагматичные.

Старший консультант, Германия
Игорю Сапрыкину Игорь Сапрыкин пишет:''[COLOR=blue=blue]Очевидно, что только одержимые идеей люди способны преодолеть непонимание и сопротивление изменяющейся внешней среды и, применив на практике полученные знания, достичь небывалых результатов – создать великие проекты современности.[/COLOR] [COLOR=red=red]Выпускникам бизнес-школ нередко удается переломить ситуацию, и, взяв на себя ответственность, добиться положительного результата. [/COLOR][COLOR=green=green]Ради таких людей мы и работаем[/COLOR]''. А можете объяснить цель статьи? А то вот читаю абзац и непонятно ;) - то ли есть практические результаты (великие проекты) и тогда было интересно о них, минимум, узнать; - то ли рекламу школы делаете, понимая при этом, что между ''великими проектами'' и ''положительными результатами'' -- пропасть. И даже не одна ;) - то ли свою работу хотите обсудить, какие-то проблемы вынести, решение найти и так далее, понимая, что ''дальше так нельзя'', и говоря не вообще, а о своей школе (является ли она Школой -- просто не знаю) Вот лично Вам, как директору, чего не хватает, чтобы заявленную Цель (великие проекты) -- достичь? Технологически (т.е. 1; 2; 3 и т.д.) -- что делается? За время обучения в школе обучающийся сколько великих проектов промысливает? Сколько реализует после окончания? Самый простой вопрос: Конкурсы проводите? Условия посмотреть можно? Проекты победителей? С уважением, АВ
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Название статьи мне понравилось.
Сам люблю пострадать за то, за что не отвечаю. И от «выхода в белом» кто ж откажется.

С обрисованной «текущей ситуацией в бизнесе и в бизнес-образовании» (пункты 1-10) я – согласен.
А вот «Задачи бизнес-образования в новых условиях» изложены хуже. Нужна конкретика. Особенно для таких утверждений: «Выпускникам бизнес-школ нередко удается переломить ситуацию, и, взяв на себя ответственность, добиться положительного результата.»
Чтобы не выходить из темы, надо бы завести в ней ветку «Им удалось переломить».

Финансовый контролер, Москва

Тема образования всегда была актуальна. Каждый раз, видя статью на данную тему, начинаю читать с желанием уловить для себя какое-то решение... Но... Вижу только разговоры о том, что всё плохо (согласна в этом полностью с Борисом), а реальных вариантов не нашла. Может плохо читала
Стремление к знаниям импонирует всем: и работодателю, и самому работнику, и государству, и системе образования, но что может последняя предложить...
Выбрать что-то в России сложно. Потратишь деньги и время, а результат маловероятен. Только если для поднятия своей самооценки:)
Для себя пока применила такой вариант - начала учёбу на русскую СИМу ''Управление эффективностью бизнеса'', сдала уже один экзамен, остался второй. Что дальше? Ехать за границу? Тогда и работать там же? Пока для себя не решила... И чтение статей не помогает:)

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону
Николай Медведев пишет: Где их взять – одержимых идеей ? Если в школе подход формальный, а жизнь требует прогматичности. Хорошо бы учить не кейсам, а планированию своего жизненного пути, в том числе через понимание значения Бизнеса в твоем Пути. Твоего места и роли в Бизнесе.
Последовательность предложений предполагает систему индивидуальных ценностей, жизненных приоритетов. Или ''понимание значения Бизнеса в твоем Пути'' (в моем Пути - чем оно, значение, меньше, тем лучше), или понимание своего ''места и роли в Бизнесе''. Пока есть два взаимопротивоположных представления: бизнеса, как лишь средства, инструмента в Жизни (Пути) и жизни индивида, как элемента Бизнеса - школа будет учить суперпрагматическому предмету ''Россия в мире'' и прочему ''патриотизму''. И заданный вопрос можно будет повторить еще раз:
Николай Медведев пишет: Где их взять – одержимых идеей ?
Партнер, Москва

Как написал в годы брежневского застоя популярный тогда поэт Тимур Кибиров:

''Юной свежестью сияла
Тётя с гипсовым веслом -
Но, как мы, она не знала,
Что обречена на слом!..''

:( Грустно, господа, читать типичные стариковские брюзжания в рубрике уважаемого E-xecutive ''Статьи и проекты'' :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск
Владимир Бердников пишет: И заданный вопрос можно будет повторить еще раз:
Где их взять – одержимых идеей ? Так давайте сформулируем необходимые условия для их появления. Например, формирование инновационной атмосферы в организации. Когда идеи приветствуются.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Опубликован новый рейтинг самых влиятельных вузов России

В итоговый список вошло 75 университетов из 22 субъектов страны.

«Яндекс» запустил линейку ИИ-помощников для обучения

С 1 декабря доступ к нему получат более 6 миллионов учащихся школ.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ открыли Базовую кафедру ORO

Агентство маркетинговых исследований ORO и ВШБ НИУ ВШЭ заключили соглашение о стратегическом партнерстве.

Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В него вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.