В связи с ростом конкуренции среди огромного количества существующих бизнес-школ, все более заметными становятся критическое отношение и требовательность к качеству образования. «Существующие проблемы в области руководства и управления в компаниях нуждаются в более качественном образовании топ-менеджеров, - говорит Эрик Вебер, заместитель декана и глава американского правления в IESE Business School. - Бизнес-школы должны содействовать личному, корпоративному и социальному прогрессу». На чем же должны делать основные акценты бизнес-школы в процессе обучения, чтобы на выходе студенты имели не только богатый запас знаний, подкрепленный практикой, но и были настроены на успех, обладали сильно развитыми лидерскими качествами и стремились служить не только на благо себя, своей семьи и своего бизнеса, но и общества в целом? Администраторы топовых программ делают ставки на талантливых кандидатов, мотивированных преподавателей, сильные лидерские качества студентов и лучшие условия труда в новой экономике.
Задаться вопросом, чтобы не сбиться с пути
Джеймс О'Тул, профессор бизнес-этики в Daniels College of Business, а также соавтор широко обсуждаемой в 2005 году в Harvard Business Review статьи «Как бизнес-школы сбились с пути», считает, что школам необходимо четче понимать поставленные перед ними цели и задачи. Для достижения этого он предлагает им поставить перед собой ряд вопросов, в том числе: «Должны ли мы быть ориентированы на коммерцию или профессионализм?», «Мы должны делать акцент на учебных дисциплинах или сосредоточиться на том, что представляет интерес для реального бизнеса?» и «Профессорско-преподавательский состав должен быть более внимательным к учебному процессу или же научно-исследовательской деятельности?». На эти и другие подобные вопросы не так легко ответить, ведь часто сложно выбрать что-то одно. Возможно, выбирать и не нужно, а как раз наоборот – нужно выделить и разграничить обе противоположности, тем самым повысив качество их исполнения. «Вопросы, освещаемые О'Тулом, по большей части, направлены на повышение адекватности программ МВА. Это те проблемы, которые бизнес-школы решают из года в год», – говорит Скотт Карсон, директор Queen's MBA. Более того, он считает, что бизнес-школы способны доносить до студентов не только знания, но и этические ценности, связанные с возможностью сделать вклад в жизнь общества.
«Призвание бизнес-школ – формировать будущих топов и предпринимателей, чьи компетенции соответствуют реальным нуждам предприятий и экономической ситуации, а также способствовать открытости ума и критическому взгляду, необходимым для выполнения ответственной работы. – говорит Катрин Леспин, генеральный директор французской бизнес-школы INSEEC. – С момента своего создания, и еще задолго до того, как финансовый кризис поставил под вопрос качество преподавания в бизнес-школах, мы стремились к педагогическому равновесию, комбинируя культуру и умения. Лекции по методике, философии, геополитике, экономике преподаются бок о бок с традиционными предметами, необходимыми для получения образования менеджера. Они стимулируют интеллектуальную деятельность студентов, открытость ума, позволяют выделиться на общем фоне».
Наша роль и ваша значимость
Роль бизнес-школ не должна ограничиваться только предоставлением новых знаний. В первую очередь они должны воспитывать. Чем выше растет человек по карьерной лестнице, тем менее объективно он может посмотреть на себя и свои действия со стороны: уменьшается число равных ему по статусу и не зависящих от него людей, готовых дать объективную и профессиональную критику. Бизнес-школа – это место, где собираются такие люди – схожая должность и опыт, финансовая независимость друг от друга, отсутствие конкуренции. Именно там можно получить адекватную оценку своему профессионализму и понять, как надо правильно вести бизнес.
«Когда-то бизнес-школы стремились воспитывать предпринимателей и генеральных менеджеров на благо не только компании, но и общества, - говорит Эрик Вебер, – к сожалению, во многих школах эта идея была потеряна». У некоторых современных слушателей отсутствует желание личностного роста, а главной мотивацией служит прибыль и обогащение. Одной из основных задач бизнес-школ и должно быть корректирование мотивации, а не одно только стремление дать как можно больше знаний. «Воспитание будущих руководителей, осознающих свою ответственность по отношению к обществу и стране, безусловно, является неотъемлемой частью миссии бизнес-школ,- считает Катрин Леспин. - Мы стимулируем социальную открытость конкретными действиями: интегрированная в программу INSEEC стажировка в НПО и ассоциациях, оказывающих гуманитарную помощь, партнерство с сообществом предприятий, которое занимается продвижением молодых талантов – дипломированных специалистов-выходцев из неблагополучных французских кварталов».
Росс Герати, управляющий редактор журнала TopMBA.com, отмечает, что с началом кризиса 2008 года бизнес-школы стали объектом критики. Многие обвиняли программы МВА, за то, что те воспитывают выпускников, которые даже не подозревают о существовании о бизнес-этики, а действуют исходя из собственной жадности и желания получить высокие прибыли. «Уместна или неуместна была эта критика, но почти все бизнес-школы включили в курс программы по социальной ответственности. Даже Harvard, который всегда был известен своим консерватизмом, выбрал в 2010 году нового декана с образованием в данной области».
Из финансиста в гуманиста
Какова личность многих руководителей? Нежелание не только самим профессионально расти и развиваться, но и отношение к подчиненным как к безликому стаду, не имеющему своего мнения, идей, потребностей. С такими управленцами, которыми правит безразличие ко всему, что не влияет на толщину их кошелька, компания просто не выживет в условиях новой экономики. Ведь отношенческая сторона бизнеса и личность каждого, от начальника до подчиненного, со всеми ее проявлениями: творческий подход, ценности, мотивация, лидерство, потребность в интеллектуальном творчестве и профессиональном развитии выходят на первый план. И именно удовлетворенность своим рабочим положением и является залогом успешности современного бизнеса. Человек и продукт его интеллектуальной деятельности – вот что стОит и стоИт превыше всего.
Чтобы получить истинных бизнес-лидеров, нужно преподавать искусство и литературу, а не только «цифры», рассуждает Сантьяго Иньигес, декан IE Business School в Мадриде. «Мы считаем, что обучение истории различных цивилизаций или современному искусству помогает подготовить всесторонне развитых выпускников и менеджеров, которым будет небезразлична судьба своей страны и общества».
Однако Анна Измайлова, директор по коммуникациям Стокгольмской Школы Экономики в России, считает, что искусство и литература – не так важны в процессе образования. И главное – дать слушателям конкретные знания, эффективно работающие на практике. «Все зависит от того, о каких курсах идет речь. Если говорить, например, о международной программе Executive MBA General Management, то она подразумевает прохождение определенного набора учебных дисциплин и имеет четкие стандарты по количеству учебных часов. Люди, которые приходят учиться на эту программу, являются руководителями высшего и среднего звена и, прежде всего, хотят получить знания, необходимые для их профессионального развития и увеличения эффективности их труда в качестве управленца».
Так кто же прав? И Анна, и Сантьяго говорят о том, что, чтобы быть успешным руководителем, нужны новые знания. Однако, чего не хватает людям, уже достигшим определенных высот в своей карьере и знающим о технической стороне ведения бизнеса все? Конечно, не просто история или искусство, но те знания, которые показывают стоимость и ценность человеческого интеллекта и возможности его развития на благо компании.
Подводя итоги
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Бизнес-школы движутся по верному пути развития, а жесткая конкуренция и притязательность слушателей приводят к все большему оттачиванию качества образовательных программ. С другой стороны, слушателям нужно понимать, что нельзя стать хорошим управленцем, лишь отучившись в бизнес-школе. Для этого надо быть еще и человеком, руководствующимся не только одним обогащением. «Когда управление осуществляется с желанием работать на благо обществу, оно может быть одной из самых благородных профессий, - говорит Иньигес. - Это обеспечивает рост, благосостояние и развитие общества, создает рабочие места, способствует инновациям и улучшает условия жизни. Хорошее управление является одним из лучших противоядий для многих существующих в мире проблем».
Материал на основе статьи Business School Resolutions for 2011 из издания BloombergBusinessweek.com