Все об эффективности бизнеса для управленцев

Вопросы профессионального образования для российских практиков различных специальностей весьма актуальны. Этот вопрос касается и менеджеров компаний, и финансистов, для которых, на рынке предлагаются различные образовательные программы: MBA, АССА, CFA, CPA, CIMA и др. Каковы в этом многообразии особенности международной квалификации Диплом CIMA«Управление эффективностью бизнеса»? Новая программа переведена на русский язык и дает возможность получить практические знания и навыки, необходимые каждому менеджеру для управления современным бизнесом.

В PwC Academy прошли обучение на курсах подготовки к экзаменам на получение диплома около 300 менеджеров российских и западных компаний. Давайте обратимся к мнению выпускников CIMA и узнаем, пригодились ли им, и как они применяют полученные знания и навыки на практике?

Низковская Яна, финансовый директор компании «ARE-STP»:

В своей непосредственной работе мне приходится сталкиваться с такими вопросами из курса CIMA, как анализ затрат в производстве, распределение накладных расходов. Кроме того, большую часть моей работы составляет бюджетирование и контроль исполнения бюджета. Курс CIMA упростил мне жизнь, поскольку я перестроила систему бюджетов, четко их увязала друг с другом и на базе общего бюджета создала бюджет движения денежных средств. Теперь данные системы корректируются с учетом полученных фактических данных и изменений в прогнозах ежеквартально.

Раньше некоторые технические процессы были чересчур усложнены, хотя результат получался тот же, - теперь подход стал более комплексным.

В июне 2011 года руководитель попросил меня оценить бюджет планируемой рекламной кампании. Используя знания, полученные на курсах, я рассмотрела данную кампанию как инвестиционный проект и рассчитала его NPV, варьируя несколько доступных видов рекламы, затрат на них и прогнозируемой отдачи.

Татьяна Старцева, бывший финансовый директор Кыштымского машиностроительного объединения:

Курс CIMA «Управление эффективностью бизнеса» сориентировал меня на системное понимание бизнеса, можно сказать, что способствовал интеграции финансовой функции с ключевыми подразделениями компании. Он подтвердил мои собственные наблюдения, что принятие решений по продуктам на основании учета себестоимости по методу полного поглощения косвенных расходов не является обоснованным с точки зрения бизнеса. Действительно, распределение косвенных затрат происходит по усредненной ставке, которая, вдобавок подвержена еще и сезонным колебаниям. Маржинальный подход позволяет сравнивать продукты на более справедливой основе и принимать правильные решения (особенно, в краткосрочной перспективе).

Теория ограничения систем (ТОС) дает самый «экстремальный» вариант маржинального метода учета затрат. В российской компании, где я работала, была рассмотрена возможность использования ТОС в рамках метода учета пропускной способности. При попытке его внедрения, мы столкнулись с ограничениями программы учета, которая в тот момент не могла вести параллельно и бухгалтерский, и управленческий учет.

Валерий Таратун, заместитель директора по развитию ОАО «Лесозавод №3»:

Курс подготовки к экзаменам CIMA на получение Диплома «Управление эффективностью бизнеса» помог мне не просто систематизировать знания. У меня изменился взгляд на некоторые привычные вещи. На разных предприятиях я пришел к выводу, что сотрудники не умеют обосновывать нормативы, отслеживать их, применять гибкий подход. Большее внимание в своей практике я стал уделять документированию процессов.

Еще один пример – деление производственных затрат на переменные и постоянные. На одном из обследуемых мной предприятии затраты до сих пор учитываются котловым методом. Нет «точек учета» расходов в компании. CIMA помогла мне по-новому взглянуть на учет производственных затрат. Применяя минимаксный метод и учитывая фактор сезонности, я не только вывел формулу поведения затрат, но и использовал эту информацию в прогнозной финансовой модели. Стала более понятна картина затрат прошлых периодов, причины отклонений фактических данных от плана.

Юлия Шлаева, старший финансовый менеджер компании «ИНКОМ-Инвест»:

Практически все темы программы диплома CIMA пересекаются с моей практикой: и выбор системы учета затрат, и постановка системы бюджетирования с оценкой эффективности инвестиционных проектов, и управление денежными потоками. Курсы действительно очень помогли – мне стало легче принимать решения и предлагать варианты руководству. Незадолго до начала обучения в компании, где я работаю, начался проект по постановке управленческого учета одной бизнес-единицы. В настоящий момент внедряется больше аналитики (помимо отклонений) и строится модель прогнозирования денежных потоков.

Многое применяется из программы CIMA – это, я думаю, и не удивительно. Иначе, зачем получать международную квалификацию без применения ее на практике?

Ирина Мягкая, старший специалист компании UPM-Kymmene:

Анализ деятельности компании, в которой я работаю, осуществляется по двум центрам ответственности. В целом компания является прибыльной, но в течение длительного ряда периодов один из этих центров несет убытки. По мнению специалистов, данное производство не может и не должно приносить отрицательный финансовый результат. Со стороны руководства компании высказывались пожелания о необходимости определиться с дальнейшим поддержанием убыточного производства. Дело в том, что сейчас накладные расходы делятся между центрами в определенном процентном соотношении: 85% накладных расходов относится на один, 15% - на другой. Данная пропорция не пересматривалась в течение длительного периода, несмотря не происходящие изменения в бизнес-процессах.

На курсах CIMA я задумалась над возможностью применения методов попроцессного калькулирования затрат для более точного определения прибыльности обоих центров прибыли. В настоящий момент мы уже начали выделять со специалистами производства драйверы затрат для более достоверного отнесения накладных расходов. Возможно, попроцессный подход калькуляции затрат поможет по-новому оценить результаты деятельности центров ответственности.

Людмила Такоева, генеральный директор компании «Аналитика и управление»:

Лично для меня курс CIMA P1 был хорошим способом тренировки мозга. Темы программы не были абсолютно новыми, так как эти знания получались и накапливались в процессе практической деятельности. Однако есть вещи, которые были полезны и для меня.

Основной вид деятельности моей компании – контроль активов частных лиц, в связи с чем мы занимаемся аудированием отчетности компаний, участниками и акционерами которых являются наши клиенты. Или оцениваем проекты, в которых им предлагают принять участие.

Я много лет занимаюсь оценкой инвестиционных проектов. Теперь, благодаря CIMA, я знаю свои ошибки. Например, всегда сложно отказаться при расчетах NPV текущего проекта от учета первоначальных вложений. Определение и учет релевантных затрат – очевидный факт, с которым я столкнулась.

С точки зрения постпроектного контроля инвестиционных вложений, для меня оказалась очень полезна информация о применимости различных методов учета затрат. Как правило, бонусы топ-менеджмента проектов зависят от прибыли, и важно понимать правильный выбор метода учета затрат для расчета прибыли на промежуточных этапах реализации проекта, чтобы интересы инвесторов в последствии не были ущемлены.

Мария Прилуцкая, доцент Уральского Федерального Университетаимени первого Президента России Б.Н.Ельцина:

Знания, умения и навыки, полученные в результате обучения на курсах CIMA, позволили мне разработать проект постановки системы контроллинга на промышленном предприятии, где производственный процесс и есть тот самый «черный ящик», контролировать эффективность которого наиболее затруднительно. Картина системы управленческого учета стала более целостной.

Ольга Пахтусова, финансовый директор «Аутдор-сити»:

Могу сказать, что квалификация CIMA стала для меня стимулом для дальнейшего развития.

Для меня очень ценным явилось знакомство в ходе курсов с теорией ограничений систем. Я изучила логику этой теории, и стараюсь со своими коллегами применять ее на практике. В ходе принятия решений мы часто основываемся на упрощенных моделях, допущениях. Выделить реальные ограничения бывает затруднительно. В методах ТОС я почерпнула много нового. Теперь стараюсь применять логику Голдратта в принятии решений, активно использую диаграмму «грозовая туча» для определения причин конфликтов и их разрешения.

Очень важным для меня стало значение, которое мировая практика управленческого учета уделяет поведенческим аспектам бюджетирования. Новым акцентом явился подход безбюджетного управления. В последнее время сокращение жизненного цикла продуктов, темп и характер изменений настолько интенсивны, что застывшие бюджеты не всегда могут исполнять свою главную функцию – планировать и мотивировать сотрудников на достижение целей. Со временем актуальность бюджета, а, следовательно, его ценность для компании резко снижается. Я работаю в сфере среднего бизнеса, и в нашей среде скорость изменений очень высока. Зачастую бюджет – это формальность, которая поддерживается для галочки, отвлекая силы исполнителей от более важных задач. Руководство не всегда в состоянии оценить ценность (активно применяемый мною теперь термин CIMA) бюджета. В настоящий момент я планирую отказ от классических бюджетов в пользу установления целевых показателей деятельности подразделений. Не могу сказать, что выводы, которые изложены в программе CIMA, неожиданны, но теперь я могу отталкиваться от полученных реальных знаний и, подтвердив их собственным опытом, отстаивать свою точку зрения в процессе принятия решений.

Алексей Горпищенко, заместитель финансового директора Банк «СИСТЕМА»:

Во-первых, прохождение курсов CIMA позволило мне более квалифицированно и структурировано подавать информацию при общении с менеджментом компании – соответственно, со стороны руководства стало возникать меньше вопросов.

Во-вторых, навыки управления временем на экзамене CIMA подходят и для управления рабочим временем, позволяя решать больше бизнес-задач.

Еще одним очень важным моментом стало то, что на курсах завязываются полезные контакты, в совместных обсуждениях рождаются интересные идеи. Курсы формируют сообщество людей, говорящих на одном языке, людей, которые уже после окончания программы продолжают общаться, обмениваться новыми управленческими методами и технологиями.

Подводя итог, можно сказать о том, что очень часто даже руководителям с солидным опытом работы может не хватать новых знаний, весьма ценных в эпоху новой экономики, когда нужно успевать делать сложную и ответственную интеллектуальную работу в кратчайшие сроки. От этого во многом зависят успех и эффективность вашего бизнеса и компании. Так кто вы, ретроград, боящийся перемен, или прогрессист, идущий в ногу со временем? Если у вас есть подобный опыт, как у выпускников CIMA, и вам есть, чем поделиться с другими участниками Сообщества, приглашаем вас к участию в дискуссии.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Зонзов
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Кашперовский - отдыхает.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.