В 68% российских вузов студенты дают взятки. В каждом четвертом вузе взяточничество процветает (25% студентов сказали, что это обычное дело), в 43% взяточничество есть, но это не частое явление. В 32% вузов взяточничества нет. К таким результатам пришел портал Career.ru,после проведенного им всероссийского интернет опроса.
27% российских студентов признались, что за время своего обучения давали взятки: в среднем один-два раза (15%), но есть такие, кто давал взятки по три- пять раз (8%) и более (4%). Юноши дают взятки чаще, чем девушки. Только 73% студентов сказали, что взяток не дают. Большинство студентов дают взятки ради положительной оценки (71%). 23% студентов дают взятки, чтобы не выгнали. 95% дающих взятки студентов, дают их преподавателю. В среднем, размер одной взятки составил для московских студентов – 3300 рублей, для петербуржцев – 5100 рублей, а для обучающихся в регионах – 1300 рублей. Опрос был проведен в начале мая 2011 года среди 2000 российских студентов.
Алексей Казак, председатель Российского профсоюза студентов: «К сожалению, сегодня коррупция в России приняла угрожавшие масштабы, она охватывает большинство социальных институтов. В российских вузах и учреждениях среднеспециального образования существуют развитые коррупционные схемы. В соответствии с этими схемами люди попадают на бюджетные места в независимости от своего уровня подготовки, сдают экзамены, зачеты. Некоторые даже могут позволить себе вообще не ходить на занятия, оставаясь при этом студентами. Однако в разных вузах ситуация отличается. На мой взгляд, все зависит от принципиальной позиции руководства вуза. Там, где ректор занимает жесткую позицию по отношению к коррупционерам, коррупция носит эпизодический характер. Нельзя сказать, что ее вообще нет. Где-то ситуация другая: преподаватели могут позволить себе фактически давить на студентов, вынуждая их предлагать взятки. Они выстраивают такую схему, что без денег невозможно справиться с требованиями. Это, к сожалению, массовое явление. Бороться с этим нужно решительными мерами уголовного характера. Учебное заведение формирует качество человека. А чего мы можем ждать, когда этого человека изначально ставят в рамки «либо плати, либо вылетишь…», и при этом другой студент (с богатыми родителями) может позволить себе плевать на учебную программу, хамить преподавателям, так как он знает, что крепко сидит, никто его не может отчислить. В том числе и это создает предпосылки для социального напряжения, классового расслоения в обществе. Наша организация четко стоит на позиции, что образование должно быть бесплатным, доступным широким слоям населения. Все желающие могли поступить, но на сессии будет определяться, кто в соответствии с уровнем знаний достоин продолжать учебу, а кто – нет».
Роман Макарюк: «Современное общество теряет свою способность думать. Для студентов в нашей стране созданы все условия, чтобы они могли комфортно жить, наслаждаться жизнью, но не думать о духовности. Как вы знаете, себя очень легко разложить, а вот снова собрать – трудно. Лень способствует тому, что студент не хочет заниматься. Ему легче в конце месяца скачать что-то из интернета, либо дать взятку и идти дальше. То есть человек не понимает, что образование он получает для себя, что оно ему завтра понадобиться, чтобы фактически выживать в этом сложном мире».
Екатерина, студентка: «Я студентка последнего курса одного из государственных вузов Москвы. Мой вуз не занимает лидирующих позиций в рейтинге лучших, но и не является коммерческим. За весь период обучения взятки «просили» как минимум 30% преподавателей, кто-то от безысходности (необеспеченной жизни), а кто-то ради пары дополнительных инъекций ботокса или путешествия на экзотические острова, другие просили даже продуктами. Кто во что горазд. Наверное, именно то, что мой вуз не является престижным и не занимает высоких позиций в рейтингах, спасает студентов от непредвиденных широкоформатных расходов. Мне кажется: чем престижней вуз, тем выше плата за «недополученные знания».
Фото: freeimages.com
Интересные цифры.
Только не понятно каким образом производился итоговый рассчет, если по ряду вопросов суммарный процент ответов зашкаливает за 100.
73% студентов взяток не дают. Это огромная цифра на самом деле. Я был худшего мнения о вузовской системе. Если сравнить это с тем, что делается в медицине, на дорогах, то надо сказать, за 20 лет образование еще не уничтожено. Учитывая то, что сейчас поступают в ВУЗы практически все выпускники школ, включая дебилов и неграмотных, 20% должны платить по любому. А вот с вымогателями надо бороться. Только вот попадают за решетку случайные люди, кого подставили.
Для многих студентов это в порядке вещей.
Когда учился никому ничего не платил, сейчас сам преподаватель, ни у кого ничего не прошу.
Есть свой бизнес, поэтому даже ярые мажоры сдают зачет на пятый раз ))
Взятки в ВУЗах берут и дают и это действительно зависит от мнения руководства ВУЗа по этому вопросу.
Средняя ставка доцента вуза около 20 тыс. руб. в мес.
Я тоже раньше не напрягал, сейчас напрягаю ))
Ибо некоторые основополагающие предметы очень важны, а им не надо.
В общем не понимают, что делают, ибо дурь в голоове.
Леонид Строганов
Образование пока не уничтожено, но работы в этиом направлении гиперактивны.
Про 73% взяток не дают - просто отвечающие на опрос являются активной аудиторией и действительно взятки не дают, а если провести исследование глубже, внедриться в студенческую среду, то цифры будут другие. Я сам студент провинциального ВУЗа и взятки у меня дают из знакомых примерно половина, другие дают взятки бартером (защита родственников, работающих в институте, просьба деканата оставить творческие и спортивные кадры в покое и т.д.)
Причина взяток - банальная лень. Нет в системе высшего образования предметов, постижение которых при даже минимальных трудозатратах будет удовлетворительным, а при затратах среднего уровня - вытянет на отлично.
А еще одна, на мой взгляд, главная причина - отсутствие контроля со стороны родителей. Если в школе проверенный дневник выявлял слабые стороны ученика и родители включались в образовательный процесс попытками объяснения материала и дополнительной мотивацией (так я называю ремень), то в институте все по-другому, родители не знают чем студенты занимаются, а те с успехом могут не готовиться к парам, сидеть на первом этаже и общаться вместо пар, а может и пойти попить пиво на улице. А для родителей студент пыхтит с утра до вечера, что-то учит и делает. А когда наступает сессия и у него ничего не готово для допуска к экзамену и знаний ноль он просто говорит ''препод козел, его можно только купить'' и мама с папой верят. Хотите меньше взяток, не ослабляйте контроль.
А самое страшное, что дают взятки чаще контрактники. Т.е. родители платят и за учебу, и за экзамены, а чадо прохлаждается.
О себе: я ни разу даже не думал о взятке, получал ''лавочное образование'' в коридоре вместо пар, закончил высшую школу студвесны и квн, что еще больше мешало учебе, но после мероприятий я не шел пить веселящие напитки, а шел резать хвосты и за месяц до сессии просил снять с меня часть творческой нагрузки в пользу учебы. Результат: красный диплом и куча наград, и ни одной взятки и просьбы в деканат о пощаде.
Нужно совершенствовать 2 вещи в жизни студента: расстановку приоритетов во времени и мотивацию к высоким достижениям.
28 лет работаю в высшей школе. О взятках слышал. Несколько дел было доведено до суда и преподавателей осуждали. Но реально фактов взяток не видел.